[Главная · Регистрация · Вход · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Фæндаг | Скифы | Сарматы | Аланы | Форум Осетия Алания » Осетия, Осетины, Аланы, Скифы, Сарматы Ныхас » История и культура Алании. » ИСТОРИЯ КОСТЮМА НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (ИСТОРИЯ КОСТЮМА)
ИСТОРИЯ КОСТЮМА НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
РухсДата: Суббота, 24.05.2008, 10:54 | Сообщение # 1
Æ
Группа: Æдминистратор
Сообщений: 7741
Награды: 42
Статус: Отсутствует
Пол:
После прихода русских на Кавказ национальные костюмы Северо-Кавказских народов стал называться черкеской, не смотря на то, что костюмы схожи у всех народов Северного Кавказа, каждый народ называет свой костюм по своему. В интернете разгораются нешуточные споры, в которых представители разных народов доказывают, что именно они являются создателями этого костюма, а остальные у них позаимствовали. Особенно яростно спорят между собой черкесы и карачаевцы. Черкесы, исходя из русского названия, доказывают, что это именно их национальный костюм, а карачаевцы просто все подряд пытаются себе присвоить... Причем аргументами в своих спорах и те и другие приводят выдержки из художественной литературы и публицистики.
Я решил более серьезно изучить данный вопрос и обнаружил, что вопросу «Реконструкция этносоциальной истории костюма населения Северного Кавказа VII–XVII веков» посвящена докторская диссертация Доде Звезданы Владимировны. До написания докторской диссертации данным автором было опубликовано несколько трудов по указанной проблеме, выдержки из которых встречаются в интернете. Можно ознакомится также с Авторефератом диссертации.
Кроме того, отдельные материалы из трудов данного автора можно почитать также на сайте «Наследие предков».
Ознакомившись с данными трудами, выяснил, что «Северный Кавказ с его долгим процессом культурного развития отличает сложное этнографическое разнообразие. В то же время в рамках этого региона сформировался единый комплекс народного костюма, который является ярким показателем общности развития проживающих здесь народов». Основой его является аланский костюм. Так, рассматривая в своей диссертации развитие Северо-Кавказского костюма, автор рассматривает на самом деле развитие аланского костюма. Понятно, что аланы оказали влияние на этногенез фактически всех народов, населяющих Кавказ, но позволю себе еще раз напомнить энциклопедические данные об аланах:
Аланы - ираноязычные племена сарматского происхождения. С I в. н.э. жили в Приазовье и Предкавказье. Часть аланов участвовала в Великом переселении народов. Входили в состав Хазарского каганата. В конце IX в. образовали государство в центральной части Северного Кавказа, распавшееся в ходе монгольских завоеваний XIII в. Кавказские аланы (по-русски ясы) — предки осетин.

... Прямыми потомками Алан являются современные ираноязычные осетины. Определённую роль Аланы сыграли в этногенезе и культуре и др. народов Северного Кавказа.

Выходит, что если кто-то и может претендовать на авторство национального костюма кавказских народов, то это в первую очередь осетины.
Рассмотрим еще некоторые выдержки из данного Автореферата:

Глава 2. Раннесредневековые костюмы северокавказского населения (VII – первая половина XIII вв.)

В рамках исследования раннесредневекового аланского костюма выделены два хронологических периода: VII – первая половина XI вв., связанный с историей Хазарского каганата, и вторая половина XI – первая половина XIII вв., проходивший в контакте со степняками-половцами.

2.1 Костюмные комплексы VII – первой половины XIII вв.
... на широкой территории Евразии тюркоязычные кочевники носили одежду практически одинаковой формы... Эти признаки, очевидно, характеризовали и хазарскую одежду. Вероятно, что, находясь в непосредственном контакте с хазарской правящей верхушкой, аланская знать носила костюмы, принятые при хазарском дворе, как показатель социальной престижности. Имеющиеся на сегодняшний день материалы из могильников Подорванная Балка, Хасаут, Улукол, Эшкакон, Амгата и др. позволяют с документальной точностью реконструировать именно аланский костюм и на основании изобразительных источников установить его соответствие не столько хазарскому, сколько общетюркскому средневековому комплексу.

2.2 Костюмные комплексы в. п. XI – п. п. XIII вв.
Крушение Хазарского каганата привело к восстановлению независимости и политической централизации Алании, в состав которой входили многие народы Северного Кавказа. Во второй половине XI–XIII вв. Северный Кавказ оказывается под мощным влиянием половцев. Костюмы северокавказского населения в этот период известны по археологическим материалам из аланских могильников Змейский (Северная Осетия), Рим-Гора и Кольцо-Гора (в Кисловодской котловине). Сравнительный анализ археологических находок и одежд, изображенных на половецких изваяниях, позволяет говорить о том, что в обозначенный период Северный Кавказ испытал влияние новой волны тюркской моды. Именно в половецкое время определился силуэт этнографического северокавказского женского платья, которое по форме стало максимально схожим с мужской верхней одеждой: приталенным, расклешенным и распашным, требующим пояса как конструктивного подкрепления, в отличие от предшествующего периода, когда женщины носили неподпоясанное платье прямого кроя. Изменения происходят и в манере ношения верхней мужской одежды: более короткое и тонкое платье стали надевать поверх длинного и плотного. Появилась новая деталь костюма – набедренная юбка бельдек.

2.3 Внешность раннесредневекового населения Северного Кавказа
Представления о внешности раннесредневекового населения Северного Кавказа позволяют составить письменные свидетельства византийских авторов Аммиана Марцеллина, Михаила Пселла, Анны Комниной, арабского историка и путешественника ал-Масуди, а также данные нартского эпоса. Археологически засвидетельствовано, что волосы и бороды аланы окрашивали хной, женщины использовали румяна из охры. Набор растений, произрастающих на Северном Кавказе, позволяет предположить, что аланки, славившиеся своей свежей и нежной кожей, умывались отварами особых трав и использовали их для ухода за своей внешностью.

2.8 Истоки и этнографические параллели средневекового северокавказского костюма
Костюмные комплексы древних ираноязычных и тюркоязычных кочевников обнаруживают больше сходства, чем различия. Одежда и тех и других была сшита по сложной выкройке, что, собственно, и отличало ее от классической одежды античного мира, которую просто драпировали вокруг фигуры. Причина сходства в том, что оба комплекса сформировались как одежда всадника и окончательно сложились еще до середины I тысячелетия до н.э.
Крой аланского кафтана вполне соответствует крою этнографической черкески. Покрой верхней одежды не только сохранился в этнографическом платье, но стал господствующим в одежде народов Северного Кавказа.
Крой аланского женского платья полностью соответствует этнографическим женским рубахам, которые у некоторых народов Северного Кавказа являются достаточным видом одежды; в них позволительно находиться не только в доме, но и за его пределами.

Глава 4. Костюмы северокавказского населения в XIII–XVII вв.
Анализ материалов из могильников XIII-XVII вв. на обширной территории Северного Кавказа показывает единую линию развития костюма северокавказского населения по территориальному и хронологическому принципам. Единые формы нательной плечевой и поясной одежды, а также обуви имеют прямые аналогии в аланских памятниках раннего времени – VII–X вв. Сохраняется крой мужской плечевой одежды – кафтанов северокавказского типа. Общность северокавказского костюма прослеживается также в едином комплексе украшений, выявленных в памятниках Осетии, Кабардино-Балкарии, Адыгеи, Чечни и Ингушетии. Вместе с тем, прослеживается влияние со стороны имперского монгольского костюма на костюм северокавказской знати.
Основное население Северного Кавказа в период монгольского владычества сохраняло традиционные формы костюма.
К XVI–XVII вв. уже сложились основные элементы северокавказского костюма – женские кафтанчики и платья распашного кроя с металлическими нагрудниками и поясами, а также мужские бешметы и черкески с газырницами. Между тем, в северокавказских костюмных комплексах прослеживаются локальные особенности. «Кур-харс» и массивные височные подвески являются своеобразными элементами ингушского костюма, нехарактерными для общего северокавказского комплекса. Это своеобразие начинает фиксироваться в период позднего средневековья.

Глава 5. Костюм как этнорегиональный символ
культурно-исторического ландшафта Северного Кавказа

5.1 Сложение цветовых предпочтений в костюме народов Северного Кавказа
Возможность использовать для окрашивания тканей местные растения, была одинаковой у всех народов Северного Кавказа, и не влияла на формирование цветовых предпочтений. Но в костюме адыгских и тюркских народов Кавказа преобладает красный цвет. Вайнахи предпочитают пестрые и яркие ткани однотонным. Колористические предпочтения и понятия о цветовой гармонии у северокавказского населения формировались под влиянием окружающей среды и ее красок. Разнообразие северокавказских ландшафтов и пейзажей сформировали различное отношение к выбору цвета. Важную роль в складывании цветовых предпочтений играла цветовая символика. В этнографическом материале и археологических находках костюмов отчетливо прослеживается социальная символика красного цвета. Знаком социального статуса в этнографическом северокавказском костюме является белый цвет черкески, бурки, папахи, которые категорически запрещалось носить людям неблагородного происхождения.

5.2 Средневековый костюм народов Северного Кавказа как историко-культурный феномен
Костюм народов Северного Кавказа формировался в русле культурогенеза как одного из видов социальной и исторической динамики культуры. В средневековом костюме отразилась сущность культурогенеза как процесса постоянного самообновления культуры. Костюм достаточно полно вобрал в себя составляющие феномена складывания культуры – традиции и инновации, взаимодействующие на диахронном и синхронном уровнях.
На диахронном уровне передавались взаимодействующие между собой моноэтнические традиции.
На синхронном уровне культурогенеза происходит трансформация полиэтнических инноваций. В комплексе полиэтнического взаимодействия на Северном Кавказе в эпоху средневековья выделяются несколько основных компонентов: местный (автохтонные культуры, аланы), степной центрально-азиатский (авары, согдийцы, половцы, монголы), христианский (Византия, Грузия). Оказывали влияние эпизодические импульсы из Китая и Италии.


5.3 Сравнительный анализ костюмов народов Северного Кавказа
и Среднеазиатско-Казахстанского региона
В результате сравнения комплексов женского и мужского костюмов народов, населяющих сопредельные регионы – Северный Кавказ, Среднюю Азию и Казахстан, установлено сходство в составе костюма, крое некоторых видов одежды, головных уборов и обуви. Сходство объясняется не только длительными культурными контактами сопредельных регионов, в результате которых проходили заимствования и обмен культурными ценностями, но и существованием в прошлом общих этнокультурных компонентов в культурогенезе народов, проживающих на Северном Кавказе и в Среднеазиатско-Казахстанском регионе. Наибольшее сходство прослеживается в тех элементах костюма, которые связаны с тюркским компонентом культуры.
На Северном Кавказе религиозные установки ислама не отразились в семантике национального костюма в той степени, как это произошло в соседнем регионе, где они сыграли значимую роль в изменении семантического значения женских головных накидок и складывании семантического содержания мужских поясов и чалмообразных головных уборов.
А вот еще небольшие выдержки из Автореферата диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук Яценко Сергейя Александровича «КОСТЮМ ИРАНОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ ДРЕВНОСТИ И ЕТОДЫ ЕГО ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ»:
«Ярким явлением в мировой культуре является серия этнических костюмных комплексов различных ираноязычных (в краткой форме - иранских) народов поздней древности и раннего средневековья. В это время они составляли одну из крупнейших языковых и культурных групп человечества из многих десятков этносов, занимавшую до 1/4 территории Евразии - от Монголии и Саяно-Алтая на востоке до Венгрии и Ирана на западе, границ Индии - на юге. В древности костюм иранцев по праву считался одним из самых роскошных, отличаясь сложными формами и обильным, разнообразным декором из золотых аппликаций, парчи, вышивки жемчугом и цветным бисером, драгоценных ярких тканей, головными уборами со скулыпурками животных. Он часто являлся объектом плохо скрываемой зависти и подражаний ближних и дальних народов Запада и Востока. ... Многие иранские народы были создателями огромных многонациональных империй, проживали в зонах частых миграций или контролировали важнейшие международные торговые трассы. Это делает их костюм ценным источником для решения проблем, связанным с механизмами костюмных контактов в традиционных обществах.
Ведущая страна этого этнокультурного мира - Иран - веками претендовала на мировое господство, а ее придворные ритуалы и символика вызывали постоянные заимствования у соседей. Столь же активной была экспансия в Восточной Европе и вне ее кочевников европейских степей - скифов, а затем сарматов и аланов, яркий и оригинальный костюм которых повлиял вплоть до этнографической современности на многие народы Северного Кавказа и Восточной Европы».
Жлеающие могут ознакомиться с данным Авторефератом более подробно.


В заключение, обобщая приведенные материалы хочу еще раз подчеркнуть, что традиционный костюм народов Северного Кавказа не был придуман в одночасье, а явился результатом длительного эволюционного процесса, проходившего изначально в скифо-сармато-аланских обществах. Позже на него оказали влияние контакты жителей Северного Кавказа с населением Центрально Азиатских степей, христианских Византии и Грузии, а также контакты с Китаем и Италией. В то же время на его развитие незначительно отразилось принятие мусульманства народами Северного Кавказа.
http://www.iriston.com/nogbon/news.php?newsid=132&PHPSESSID
 
nutellaДата: Воскресенье, 25.05.2008, 15:52 | Сообщение # 2
Группа: Æ
Сообщений: 3357
Награды: 11
Статус: Отсутствует
Пол:
Спасибо, Рухсик! Очень интересная и познавательная получилась подборка! А костюм наш мне нравится!
 
ЛуДата: Понедельник, 26.05.2008, 11:07 | Сообщение # 3
Группа: Æ
Сообщений: 5418
Награды: 17
Статус: Отсутствует
Пол:
Quote (Ruhsh)
Костюм достаточно полно вобрал в себя составляющие феномена складывания культуры – традиции и инновации, взаимодействующие на диахронном и синхронном уровнях

хорошая статья, но часть предложений тяжело разобрать happy .

 
РухсДата: Понедельник, 26.05.2008, 11:20 | Сообщение # 4
Æ
Группа: Æдминистратор
Сообщений: 7741
Награды: 42
Статус: Отсутствует
Пол:
Quote (nutella)
Спасибо, Рухсик! Очень интересная и познавательная получилась подборка! А костюм наш мне нравится!

Незачто, Натэлла.Автору спасибо. wink
Quote (Лу)
хорошая статья, но часть предложений тяжело разобрать

happy
 
Фæндаг | Скифы | Сарматы | Аланы | Форум Осетия Алания » Осетия, Осетины, Аланы, Скифы, Сарматы Ныхас » История и культура Алании. » ИСТОРИЯ КОСТЮМА НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (ИСТОРИЯ КОСТЮМА)
Страница 1 из 11
Поиск: