[Главная · Регистрация · Вход · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Фæндаг | Скифы | Сарматы | Аланы | Форум Осетия Алания » Осетия, Осетины, Аланы, Скифы, Сарматы Ныхас » История и культура Алании. » Сходные элементы топонимики Осетии, Великобритании и Ирланди
Сходные элементы топонимики Осетии, Великобритании и Ирланди
РухсДата: Среда, 21.10.2009, 12:19 | Сообщение # 1
Æ
Группа: Æдминистратор
Сообщений: 7740
Награды: 42
Статус: Отсутствует
Пол:
Если посмотреть на карту Великобритании, Ирландии и Осетии, то можно заметить, что некоторые гидронимы и топонимы имеют одина­ковую фонетическую и графическую форму суффикса и префикса – дон –, что в осетинском языке означает – «вода», «река».

Откуда же в гидро и топонимике столь далеко географически расположенных мест присутствуют сходные элементы? Обратимся к истории происхождения народов – осетин, англичан и ирландцев, так как без знания истории вопроса трудно проводить параллели фонетического и графического сходства в языках вышеупомянутых народов.

Осетины – потомки скифо-сармато-аланских племен. Как отмечает Л. Б. Мосс в своей книге «На заре средних веков 395-814»: «...к востоку Дона и Волги находились аланы, ираноязычное племя». Иосиф Флавий писал об Осетии: «...племя аланов есть часть скифов, живущих вокруг Танаида (р. Дон) и Меотийского озера (Азовское море).

З. Н. Ванеев в своей книге «Средневековая Алания» пишет, что название реки Дон (у которой с древнейших времен жили сарматы и аланы) в литературе обычно сопоставляется с осетинским словом «дон», означающим «воду», «реку» – в древнейшей форме – dan – tan – отсюда название реки Танаис. Слово это в форме -dоn- встречается уже у Гекателя (VI век до н. э.) – река Фермадонт – что соответствует современным названиям осетинских рек – Ардон, Гизельдон, Урсдон и т. д.

По словам византийского автора XV в. Лаорника Халкакондиласа: «В эпоху поздней империи военные поселения сармат зарегистрированы даже на территории Англии».

По утверждению американского ученого Бернарда С. Бахраха, «аланы были единственным негерманским народом, основавшим значительные поселения на территории Западной Европы». Они предпочитали делать остановки на берегах рек».

…Далее из работы Бернарда С. Бахраха мы узнаем, что в середине VI века некто Кономор правил большей частью западной Арморики, включая область от Каре на севере и до Ванне на востоке и на юге… Он изгнал своего сына во Франкское королевство, сосланный принц был назван Аланом Юдуалом, первым из тех графов и герцогов Бретонии, носивших имя Аланус в ранний период средневековья.

Далее Уильям Пойтиерс свидетельствует, что «в битве при Гастингсе дважды была использована тактика притворного боя. Первый раз это сделали бретонцы во главе с графом Аланусом, который особенно отличился в этом бою».

По утверждению Бернарда С. Бахраха, в середине VI века на землях, управляемых Кономором, жили аланы, говорившие на родном языке.

Итак, в течение второй половины V века аланские воины поселились на землях Римской империи для вступления в ряды потенцариев, которые заправляли всеми местными делами.

К примеру, как отмечает С. Бахрах, у западноримского императора Максимилиана, сменившего Грациана, «отец был гот, а мать – аланка».

Итак, исходя из вышесказанного, мы можем заключить, что те сармато-скифо-аланские поселения, которые существовали в V-VI веках на территории Британии, могли оказать немалое влияние на топонимику местного ареала. Цель данной статьи не в доказательстве происхождения этимологии топонимических названий, связанных с «дон», а в проведении параллелей тех топонимов, которые несут в своем названии элементы «дон», которые присущи как осетинской, так и английской топонимике.

Далее мы будем рассматривать и топонимику Ирландии так как Северная Ирландия относится к Великобритании. А раз мы будем рассматривать топонимику Северной Ирландии, то с исторической точки зрения мы должны рассматривать и другую часть этого островного государства, так как это один народ со своим языком, обычаями и традициями.

Следовательно, далее мы рассмотрим историю происхождения ирландского народа. Обратимся опять к древним источникам.

Древние мифы и легенды гласят, что «.... из потомства Миля Испанского и от греков ведем мы свой род... Пришли мы в Египет по зову фараона, правителя этой страны. Нел правил нами. Скота, дочь фараона дана была в жены Нелу, по пути в Египет. Оттого и считаем мы ее прародительницей и зовемся Скотами... Но вскоре, боясь гнева фараона, бежали... ночью на кораблях фараона, через пролив Красного моря на северо-запад, через Кавказские горы, через Скифию и Индию, через тамошнее море, что зовется Каспийским, через Меотийские болота, Европу с юго-востока на юго-запад по Тирренскому морю, где по левую руку Африка, мимо Геркулесовых столбов в

Испанию, а оттуда на этот остров». Далее, в работе Г. К. Косикова «Предания и мифы средневековой Ирландии» мы встречаем такие строки:

«Молвил Финтан, вера горою,о приходе скотов из Скифии, знали о том величайшие с тонкими пальцами. Первым в Ирландии был королем Эриман».

«Книга захватов Ирландии» содержит много современно-произвольных привязок местной традиции к мировому историческому и географическому пространству. Так, скифская родина гойделов появилась благодаря предполагавшемуся сходству названий Scythi u Scotti (латинского названия ирландцев).

Вот это все коротко об истории вопроса, так как топонимы сами по себе не возникают без участия народов, проживающих на данной территории, пусть даже кратковременно. И если даже люди, давшие названия данным топонимам, перемещались далее в другие места, названия данные ими данным местам, оставались, конечно, со временем измененные в звучании. И народы других племен, пришедшие на их место опять видоизменяли эти топонимы по-своему, внеся свои языковые реалии, и, таким образом, рождались топонимы-гибриды, а порой данный топоним мог сохраниться без изменения столетиями, веками до наших дней.

Рассмотрим это на топонимических примерах, как в английском, так и в осетинском языках, на примерах суффиксов, аффиксов и префиксов –дон – don.

Топонимы и гидронимы Великобритании и Ирландии:

1. С суффиксом -дон-:

а) города: Ашингдон, Базилдон, Бовингдон, Коулсдон, Лонгдон Хилс, Лейндон, Лондон-Колни, Лонг-Крендон, Молдон, Пелдон, Райдон, Реттендон, Невендон, Стандон, Саут-Оксендон, Уодсдон, Уорплесдон, Уэст-Кландон, Фарингдон, Тейдон-Батс, Хамблдон, Ходсдон, Хендон, Хордон-он-вэ-Хилл, Шеффилд-апон-Лон-дон (район Лондона) Билсдон, Грейт-Оксе-ндон, Даддон, Ийдон, Кливдон, Колдон, Лонгдон, Лондон (кельтское название, как отмечает Ф. Е. Холлидей в книге «История Англии»), Суиндон, Уидон-Бек, Уэст-Хаддон, Хелмдон, Бейлдон (в Англии), Абингдон (графство Беркшир), Бандон (на южном побережье Ирландии), Бадон (в 500 году здесь произошло сражение между англичанами и романизированными кельтами во главе с Амбросиусом Ауреллианусом), Инвергордон, Уэст-Гордон (в Шотландии), Карндона (на севере Ирландии). Уимблдон (под Лондоном, знаменит своими теннисными кортами) Хантингдон (графство Хантингдоншир).

б) реки: Калмдон в Северной Ирландии), Кройдон (под Лондоном), Ледон (в Англии), Лоддон (р-н Лондона), Литл-Дон (р-н Англии).

в) горы: Сноудон (наивысший пик Кембрианских гор в Северном Уэльсе, высотой 1085 метров над уровнем моря).

2. С префиксом –дон–:

а) города: Донгегол (в заливе Донегол в Ирландии), Донкастер (на р. Дон в Англии) Донсон-Бридж (в Англии).

б) реки и залив: р. Дон (бас. Хамбер, в Англии), р. Дон в Шотландии), залив Донегол (на северо-западе Ирландии).

3. С основой – дон –

а) города: Лондондери (в Сев. Ирландии у залива Лох-Файл), Лондоналд (в Шотландии).

б) графство: Хантингдоншир (в Англии).

osinform.ru

 
3якаДата: Среда, 21.10.2009, 12:45 | Сообщение # 2
Группа: Æ
Сообщений: 4802
Награды: 19
Статус: Отсутствует
Пол:
ничего себе! сколько названий с доном... surprised
 
алана26Дата: Среда, 21.10.2009, 12:50 | Сообщение # 3
Местный
Группа: Пользователи
Сообщений: 587
Награды: 1
Статус: Отсутствует
Пол:
http://volgota.com/goutsou....azyghov
Олег Гуцуляк : Гуцулы - от сарматов-языгов

Название карпатских горцев «гуцулы» происходит от осетинского (сарматского) «гыццыл» — «малый, младший», и зафиксировано письменными источниками как "гыццыл чизг/языг" — название части языгов - сарматского племени Прикарпатья и Галиции первых веков н. э., которые остались вместе с готами-грейтунгами ("малыми готами", Geti Minores, по Иордану) и гепидами в Галиции и не приняли участие в походе сармат-алан в Европу.

Cобственно некоторые топонимы украинского Прикарпатья и Карпат свидетельствуют о пребывании тут в IX-ХІ вв. (и может, раньше) алан-ясов в составе венгерской и печенежской орд, а княжеский Галич родственен собственно иронскому Галиат (Гальятц). И кто знает, может и название испанской Галисии, данное этой иберийской территории прибывшими в составе алано-готского союза свевами также есть свидетельством-воспоминанием о сакральном центре на Кавказской родине алан.

Аул Галиат (на тагаурском диалекте Гальятц), одно из древнейших селений, находится в кавказском ущелии Уаллагком осетинской Дигории (Ирафский район Республики Северная Осетия - Алания). Галиатская администрация включает три селения: Дунта — 17 семей, Камунта — 6 семей и Галиат — 2 семьи (из иронских фамилий в последнем живут только Бессоловы, Арсаговы и Едзиевы). Местные жители говорят, что когда-то галиатцы могли ходить друг к другу по крышам: крыша одного дома был двором другого. Сейчас вы попадаете в призрачный мир древних каменных развалин, среди которых сохранилось несколько жилых строений. Укрепленные полуразрушенные дома напоминают средневековые крепости. Сложенные, в отличие от сторожевых башен, не на известковом, а на глиняном растворе, многие из них были разрушены еще в начале XX в. Их не ремонтировали, так как на смену им из России пришли другие строительные традиции. Сохранились старинные фамильные башни, склепы, древние каменные межевые сооружения. Автобусное сообщение до Галиата прекращено, ближайшая остановка находится в 6 км вниз по склонам. В селениях имеется 12 автомобилей, хотя состояние грунтовых дорог в горах очень плохое. Большая часть этих узких и разъезженных дорог проходит над обрывами в несколько сот метров, поэтому езда с местными жителями на машине — ощущение очень острое. Для горца, как для горной серны, жизнь над обрывами — обычное явление. Человеку же равнинному и особенно городскому все время кажется, что он живет в высотном доме, в котором убрали стену на улицу. Галиатская группа селений, когда-то самая крупная и самая богатая в Горной Дигории, потеряла больше всего населения и находится на грани полного обезлюдения и разрушения.

Святые камни, скалы, поляны окружают и Галиат. Местные языческие божества, ангелы-хранители живут здесь всюду, и обряды, посвященные им, неукоснительно соблюдаются. В дни ангелов-хранителей в каждом доме зарежут барана, и будут ходить друг к другу в гости, и на каждом столе рядом с местом для старейшего будет лежать баранья голова. Уастырджи, языческий святой Георгий, покровитель мужчин и путников, чье имя не смеют произносить женщины, является самым почитаемым из осетинских божеств. В последние годы праздник в его честь, Джеоргуыба, стал национальным праздником осетин. В Галиате, как и во всей Дигории, накрываются столы на полянах, и ненарушаемый никогда и никем древний праздник собирает всё местное население и огромное количество городских родственников и друзей.

Возможно, осетинский аул Галиат соотносится со знаменитым нартским родом Алагата, рядом с родами-"aertae" Ахсартаг (акациры) и Бората. Все три рода нартов живут на одном горном склоне. Славится умом, никогда не участвует в походах. У Алагата в доме постоянно происходят пиршества ("кувд", от "кувин"-"молитва"). В эпосе нередко встречаются слова: «ступайте быстро на пир в большой дом Алагата, сядьте семью рядами». Обычно там рассаживаются за несколькими длинными столами, во главе каждого из них сидит наиболее выдающийся герой (дзуар). На пиршествах нарты обычно рассказывали о своих подвигах. У Алагата хранится нартская волшебная четырёхугольная чаша Уацамонга. К устам того из героев, кто совершил славные подвиги и правдиво об этом рассказал, чаша поднималась сама. Вспомним, как Квинт Курций толкует значение чаши-талисмана древних скифов: «patera cum iisdem [т. е. amicis] uinum diis libamus».
В доме Алагата совершается также и физическое уничтожение нартских стариков; их отравляют за столом или усыпляют (в этом усматриваются отголоски скифского обычая). В древности такие сцены не были из ряда вон выходящим преступлением, кознями против того или иного старика, это было общее правило, которому подчинялись все. Пир в доме Алагата – естественная обстановка, в которой совершались эти насилия, освященные одновременно и религией и правом.
По свидетельству Плиния («Естественная история», IV, 26) и Помпония Мела (III, 5), по обычаю satietas vitae требовалось от стариков покончить с собой, бросившись в море с некоей скалы.

Великий нартский герой Урызмаг из рода Ахсартаг был женат на красавице Эльде из рода Алагата. У адыгов Урызмаг известен как Уазырмес, брат и муж Сатаней и отец Бадиноко, единственного нарта, не любящего пирушек и танцев и который гибнет, пытаясь достать красавицу Акуанду (Агунду, Гунду), спрятанную в высокой башне.

Осетинское Алагата - Alaeg фонетически закономерно восходит к *aryaka при помощи словообразовательного суффикса, который широко использовался еще в скифском и особенно в осетинском языке,– это производное от древнего индоиранского слова агуа «ариец».

Прикрепления: 2048181.jpg(37Kb)


врушка-но правдивая
 
алана26Дата: Среда, 21.10.2009, 12:57 | Сообщение # 4
Местный
Группа: Пользователи
Сообщений: 587
Награды: 1
Статус: Отсутствует
Пол:
ГАЛИАТ ИРОНСКИЙ

Аул Галиат (на тагаурском диалекте Гальятц), одно из древнейших селений, находится в кавказском ущелии Уаллагком осетинской Дигории (Ирафский район Республики Северная Осетия - Алания). Галиатская администрация включает три селения: Дунта — 17 семей, Камунта — 6 семей и Галиат — 2 семьи (из иронских фамилий в последнем живут только Бессоловы, Арсаговы и Едзиевы). Местные жители говорят, что когда-то галиатцы могли ходить друг к другу по крышам: крыша одного дома был двором другого. Сейчас вы попадаете в призрачный мир древних каменных развалин, среди которых сохранилось несколько жилых строений. Укрепленные полуразрушенные дома напоминают средневековые крепости. Сложенные, в отличие от сторожевых башен, не на известковом, а на глиняном растворе, многие из них были разрушены еще в начале XX в. Их не ремонтировали, так как на смену им из России пришли другие строительные традиции. Сохранились старинные фамильные башни, склепы, древние каменные межевые сооружения. Автобусное сообщение до Галиата прекращено, ближайшая остановка находится в 6 км вниз по склонам. В селениях имеется 12 автомобилей, хотя состояние грунтовых дорог в горах очень плохое. Большая часть этих узких и разъезженных дорог проходит над обрывами в несколько сот метров, поэтому езда с местными жителями на машине — ощущение очень острое. Для горца, как для горной серны, жизнь над обрывами — обычное явление. Человеку же равнинному и особенно городскому все время кажется, что он живет в высотном доме, в котором убрали стену на улицу. Галиатская группа селений, когда-то самая крупная и самая богатая в Горной Дигории, потеряла больше всего населения и находится на грани полного обезлюдения и разрушения.

Святые камни, скалы, поляны окружают и Галиат. Местные языческие божества, ангелы-хранители живут здесь всюду, и обряды, посвященные им, неукоснительно соблюдаются. В дни ангелов-хранителей в каждом доме зарежут барана, и будут ходить друг к другу в гости, и на каждом столе рядом с местом для старейшего будет лежать баранья голова. Уастырджи, языческий святой Георгий, покровитель мужчин и путников, чье имя не смеют произносить женщины, является самым почитаемым из осетинских божеств. В последние годы праздник в его честь, Джеоргуыба, стал национальным праздником осетин. В Галиате, как и во всей Дигории, накрываются столы на полянах, и ненарушаемый никогда и никем древний праздник собирает всё местное население и огромное количество городских родственников и друзей.

Известная средневековая грузинская церковь «Авд-дзуар» («Семибожие»), именуемая также Узu-дзуарз, находящаяся недалеко от сел. Галиат, считается, согласно преданию, построенной Едзиевыми, выходцами из Алагирского ущелья. На окраине этого селения стоит пятиярусная аланская башня с христианскими крестами, которая также считается едзиевской. Достоверность основания этих памятников Едзиевыми вызывает сомнение, так как они несут на себе следы более древних коренных насельников этих мест — предков дигорцев-алан. По определению В. И. Абаева, галиатский дзуар — «Семибожие» — относится к памятникам, связанным с дохристианскими верованиями алан, занесенными ими в Дигорское ущелье. В целом Уаллагком отличается тем, что в нем почти не осталось коренных жителей — потомков местных алан. Возможно, это объясняется тем, что здесь проходил древний кавказский путь, по которому шла миграция алан через Кион-Хонский перевал в другие районы Осетии.

В Осетии церковные документы были уничтожены после нашествия монголов. Из исторических памятников ничего не уцелело. Храмы христианские до основания разрушались врагами её; враги уничтожили - стерли надписи с церковных стен и с надгробных плит. развалины старых церквей продолжали почитаться у них за святые места, но стали называться дзуарами, к этим старым памятникам христианства осетины собираются для приношения в жертву быков, баранов и др. (это делается до сих пор и в православной Грузии). Язычники-осетины чтили места пораженные громом, высоты горные по естеству неприступные, пещеры или чем-нибудь отличающиеся места: деревьям, камням, поклонялись как богу и вообще изобрели себе ряд дзуаров. Богослужение христианское не оставило никаких следов к жизни осетин, впрочем, понятие о Троице продолжали выражать тем, что при жертвоприношениях возносили три хлеба во имя св. Троицы. Имена некоторых святых также сохранились в Осетии, как, например, Иоанн Креститель (Фуд Иоанне), Георгий Победоносец (Уастырджи), св. Николай, Федор Тирон, Василий Великий, св. Мария, архангелы Михаил и Гавриил, но их чтили по язычески: приносили им в жертву баранов, быков, разные напитки и др. Рождение младенца считается даром Богородицы, хотя молитвенных слов обращенных к Богородице у них нет. Только на третий день приведения невесты в дом жениха, какой-нибудь мальчик из родственников жениха, отнимая головное покрывало невесты, произносит: «Да даст тебе Мария семь мальчиков и одну девочку». Георгий Победоносец у осетин чтится наравне с Богом, в честь его построено много молитвенных мест, т. е. дзуаров. Развалины старых церквей, построенных в честь св. Георгия, но разрушенные, у осетин почитаются местами особенно святыми, а при произношении имени св. Георгия всякий снимает шапку, в честь св. Георгия у осетин сложены религиозные песни, икону св. Георгия на коне осетин больше чтит между другими иконами. Наравне с Георгием, покровителем мужчин, почитается пророк Илья. У него и у архангелов Гавриила и Михаила осетины просят изобилия плодов земных. Николай почитается преимущественно в Дигории и в похвалу ему воспеваются религиозные песни. Содержание всех религиозных песен у осетин по внутреннему их характеру почти однообразно. В песне св. Георгий называется «Золотой» и прибавляется: «Покровительствующий путнику, с высоты гор смотри и помогай ему (т. е. путнику) и всякому, просящему твоего покровительства, милость испрашивай у Бога, нас же насыти милостями Божьими, Золотокрылый Георгий! На белом коне сидишь, бывай с правой руки нашей и направляй дела на путь правды» и т. д. Архангелов Михаила и Гавриила прямо называют властелинами ангелов, насыщающих людей хлебом. Св. Деву Марию называют покровительницею молодых женщин и девиц. В честь и в воспоминание Феодора Тирона проводят в совершенном безъядении первые три дня Святого Великого Поста (В первые дни великого поста, кроме всецелого воздержания от пищи осетины не хоронили умерших, не мстили врагам, напротив, оказывали даже своим кровникам гостеприимство из уважения к памяти Святого). Праздники - Пасха, Вознесение, Троица ( кардагхассан (троица) - праздник зеленеющей травы, один из важных в аграрном календаре осетин), успение пресв. Богородицы (майрамы куадзан) и Рождество Христово (цыппурс) почитаются как праздники, но в них совершается поминовение умерших, как у грузин. Осетия прежде не имела священников образованных, а тем более из своих или из русских, грузинские же миссионеры не могли научить осетин истинам христианской веры, могли только сообщить одни названия праздников и имена некоторых святых.

Вся Дигория в XVII в. делилась на «Черказидзе» (Царгасата) и «Баделидзе» (Бадилата), каждая из этих феодальных групп владела определенной территорией и крепостными крестьянами. В документах XVII в. встречаются феодальные фамилии Царгасата — Карабугаевых, Таймазовых и Кантемировых. Народные предания о происхождении стурдигорских феодалов — Царгасата — имеют большое сходство с преданиями о Бадиле. О Царгасата рассказывается, что они были выходцами из Мамисонского ущелья. Царгасата поселились на высокой скале, называемой Царгас (Орел), от которой и получили свое имя. Но Царгасата нарушили свое обещание и начали захватывать земли, которые они охраняли, и требовать дань. По феодальным преданиям, родоначальник Царгасата происходит не из Осетии, а с берегов Черного моря, где он якобы жил со своим братом Шарвашем, от которого абхазский княжеский род Шервашидзе. Это предание интересно тем, что оно говорит об алано-абхазских связях в период средневековья.

В Алагирском сообществе (одно из 5 ущелий-государств Северной Осетии) - три древних рода: Царазонты, Кусагонты, Сидамонты (это - судя по преданиям - "варны", соответственно: кшатрии, брахманы, вайши). Они, по преданию, происходят от трех сыновей Ос-Багатура (тюркское от "арцбаг ("король/эристав") Артур"), посленего (до 1340х) царя Алании - Царазон, Кусагон, Сидамон. По преданию, Ос-Багатур подарил своим сыновьям инсигнии: Царазону - золотой меч, Кусагону - золотую чашу (вариант - волшебный золотой шар), Сидамону - кусок золотого руна.
Цараз - почти Саррас (царство Грааля, согласно европейским легендам), а "кусаг" - чаша, хранители чаши. Сидамон, вероятно, обнаруживает индоевропейское родство с ирландскими Аэс Сидхе, «Люди холма», которое стало общим названием богов (сокращенно — сидхе, сидхи, сиды). В ирландской мифологии можно найти немало сюжетов, в которых смертные люди соперничали с сидами. Нередко герои проникали в место их обитания, чтобы посвататься к полюбившейся им девушке или же добыть чудесные предметы. В более позднюю эпоху представления о сидах отразились в образе фей и эльфов, потомков друидов, не принявших христианство.

От рода Сидамона происходят Хабаевы (Хабеевы) – род из селения Ход, в средней части Алагирского ущелья, вдоль реки Ардон (Северная Осетия), на представительнице которого был женат менгрельский князь Исайя Дадиани (Исаии Дадианов), который обосновался в Осетии на рубеже XVIII и XIX веков. Все члены этого рода (Дадиановы) имеют право на титул тавади (князь, prince), как принцы Княжества (Герцогства) Мингрелии. Родовые владения Дадианты в основном с 1822 г. находились близ селения Гизель (к западу от Владикавказа, ныне Пригородный район Республики Северная Осетия), а также тут были имения алдаров Алдатовых, предков старейшины осетинских Дадиани княжны Езетхан по женской линии и алдаров Есеновых, ее сородичей по свойству.

Знак Солнца - Солнечное Колесо Балгаса - тамга с цырта с. Гизель.

Из этого же рода Сидамона происходят князья Эристави, разделившиеся на несколько ветвей, грузинский род осетинского происхождения, владевшие частью Южной Осетии. Одна из ветвей - князья Сидамонидзе-Эристави.

Хан Карча, легендарный предок карачаевцев (жил в начале 14 века) усыновил князя Отара из рода Дадиан, когда жил в Джеметее: "... Ушёл и вернулся с многочисленным отрядом друзей-сванов, поклявшихся помочь Карче вернуть его народу свободу... Большим праздником был в Эльджурте этот день, великий той был устроен в честь гостей, и старший из них - Адуа - первый тост на этом пиру предложил выпить за дружбу между гостями и хозяевами, которая началась сотни лет назад, когда царь аланов Доргулель Великий выдал свою красавицу сестру Борену замуж за грузинского царя Баграта. - Умерли давно и Баграт и Доргулель, - сказал Адуа, - и много ещё царей после них умерло, но дружба жива, потому что живы народы, которым нужна дружба. Завтра мы вместе с вами сразимся с вашим врагом и будем пировать снова, если победим; а если падём за друзей, падём не жалея о недожитых днях. Но огонь вражды зажёг один князь Асланбек, сын Кайтука, проливать же кровь за него будут такие же люди, как мы. Поэтому мы с Карчой, перед тем как вырвать из ножен мечи, решили предложить Асланбеку вернуть всё, что взял он у вас, и выдать заложников, чтобы не смог он больше посягать на вашу свободу и покой. Узнал Асланбек о численности и мощи своих врагов и принял все их условия. Через три дня пастухи его пригнали в Эль-Джурт отары овец, табунщики его пригнали косяки лошадей, а старший из асланбековых послов, красивый и мудрый старик, поставил перед Карчой двух сильных юношей-заложников и сказал: - Это сыны хороших, почитаемых нами отцов. Пусть живут они под твоим крылом и пусть они сами, их внуки и правнуки принесут твоему народу добра в сто раз больше, чем принёс ему горя наш неразумный князь" ("Горы и нарты", Ставрополь, 1978 г).

Во всех ущельях Балкарии (Черека, Чегема, Баксана), а также в верховьях Кубани В. Ф. Миллером и В. И. Абаевым выявлено большое количество топографических названий на дигорском наречий осетинского языка: рек (Саудон — черная река, Курондон —мельничная река, Сагдон — олень-река), перевалов (Саусаг — черный перевал, Зинф-саг — трудный перевал), горных ущелий (Сауком — черное ущелье, Мыстыком — мышиное ущелье) и т. п. «На всем пространстве от Уруха до Эльбруса, по всем горным ущельям, — писал В. Ф. Миллер,— до сих пор слышатся топографические названия, представляющие несколько измененные осетинские слова». На основании этого В. Ф. Миллер пришел к выводу, что территория, которую населяли предки современных дигорцев, простиралась от Уруха «до подножия Эльбруса и даже далее на запад к верховьям Кубани и Большой Лабы. Изучение алано-осетинской топонимики на этой территории продолжил В. И, Абаев. Он обнаружил еще ряд топографических названий происходящих от аланского языка, в том числе в верховьях Кубани, и собрал большой материал, характеризующий культурные связи предков дигорцев с абхазами и тюркоязычными племенами, предками балкарцев и карачаевцев. О заселении аланами-дигорцами верхней Кубани свидетельствует и зеленчукская надпись (X—XII вв.), сделанная на дигорском наречии. Эта надпись указывает на то, что население Западной Алании только говорило на языке, близком к современному дигорскому наречию, но и пыталось даже создать на этом диалекте свою письменность на основе греческого алфавита. Пребывание предков дигорцев в верховьях Кубани и их близкое соседство с абхазами подтверждается наличием большого количества сходных черт в языке, религии, мифологии и фольклоре этих народов. Такого же характера данные свидетельствуют о культурных связях, существовавших между асами-дигорцами и предками сванов в Западной Алании. Особенно ярким подтверждением того, что аланы-асы заселяли огромную территорию, включая районы, в которых впоследствии сложились тюркоязычные народы — балкарцы и карачаевцы, служит языковое и этнографическое сходство этих народов с осетинами-дигорцами. В. И. Абаев пришел к выводу, что «осетинский элемент в балкаро-карачаевском не результат новейшего заимствования из современной Осетии, а наследие старого алано-тюркского смешения, происходившего на территории всех ущелий от Терека до верхней Кубани». Аланы-дигорцы, значительные массы которых влились в состав пришлых тюркских племен, передали им много черт из своего языка и культуры. Это обнаружили В. Ф. Миллер.и М. М. Ковалевский при первом же знакомстве с балкарцами и карачаевцами, которых они называли даже «отуреченными осетинами». По определению В. И. Абаева, в осетинском и балкарском языках встречается до двухсот общих слов. Кроме того, в балкарском языке сохранился «ряд старых осетинских слов, которые в самом осетинском языке уже мало или вовсе не употребляются». Аланы-дигорцы передали балкарцам также свой старый иранский десятичный счет, а сами стали пользоваться заимствован­ной ими у сванов двадцатичной яфетической системой. В период монгольского нашествия в Дигорском ущелье укрывались только аланы-дигорцы, но и некоторые другие этнические группы. В частности, сюда, вероятно, отступали ближайшие соседи дигорцев — кыпчаки, так как в составе кыпчаков (половцев), ушедших на Запад, было немало асов-дигорцев, поселившихся затем в Венгрии. Убедительным доказательством этого служит недавно обнаруженный архивный документ «Список слов на языке ясов», в котором имеется около 40 осетинских слов на дигорском наречии.

Возможно, что собственно некоторые топонимы украинского Прикарпатья и Карпат свидетельствуют о пребывании тут в IX-ХІ вв. (и может, раньше) алан-ясов в составе венгерской и печенежской орд, а княжеский Галич родственен собственно иронскому Галиат (Гальятц). И кто знает, может и название испанской Галисии, данное этой иберийской территории прибывшими в составе алано-готского союза свевами также есть свидетельством-воспоминанием о сакральном центре на Кавказской родине алан. Название карпатских горцев «гуцулы» происходит от осетинского (сарматского) «гыццыл» — «малый, младший», и зафиксировано письменными источниками как "гыццыл чизг/языг" — название части языгов - сарматского племени Прикарпатья и Галиции первых веков н. э., которые остались вместе с готами-грейтунгами ("малыми готами", Geti Minores, по Иордану) и гепидами в Галиции и не приняли участие в походе сармат-алан в Европу.

Возможно, осетинский аул Галиат соотносится со знаменитым нартским родом Алагата, рядом с родами-"aertae" Ахсартаг (акациры) и Бората. Все три рода нартов живут на одном горном склоне. Славится умом, никогда не участвует в походах. У Алагата в доме постоянно происходят пиршества ("кувд", от "кувин"-"молитва"). В эпосе нередко встречаются слова: «ступайте быстро на пир в большой дом Алагата, сядьте семью рядами». Обычно там рассаживаются за несколькими длинными столами, во главе каждого из них сидит наиболее выдающийся герой (дзуар). На пиршествах нарты обычно рассказывали о своих подвигах. У Алагата хранится нартская волшебная четырёхугольная чаша Уацамонга. К устам того из героев, кто совершил славные подвиги и правдиво об этом рассказал, чаша поднималась сама. Вспомним, как Квинт Курций толкует значение чаши-талисмана древних скифов: «patera cum iisdem [т. е. amicis] uinum diis libamus».
В доме Алагата совершается также и физическое уничтожение нартских стариков; их отравляют за столом или усыпляют (в этом усматриваются отголоски скифского обычая). В древности такие сцены не были из ряда вон выходящим преступлением, кознями против того или иного старика, это было общее правило, которому подчинялись все. Пир в доме Алагата – естественная обстановка, в которой совершались эти насилия, освященные одновременно и религией и правом.
По свидетельству Плиния («Естественная история», IV, 26) и Помпония Мела (III, 5), по обычаю satietas vitae требовалось от стариков покончить с собой, бросившись в море с некоей скалы.

Великий нартский герой Урызмаг из рода Ахсартаг был женат на красавице Эльде из рода Алагата. У адыгов Урызмаг известен как Уазырмес, брат и муж Сатаней и отец Бадиноко, единственного нарта, не любящего пирушек и танцев и который гибнет, пытаясь достать красавицу Акуанду (Агунду, Гунду), спрятанную в высокой башне.

Осетинское Алагата - Alaeg фонетически закономерно восходит к *aryaka при помощи словообразовательного суффикса, который широко использовался еще в скифском и особенно в осетинском языке,– это производное от древнего индоиранского слова агуа «ариец».

Прикрепления: 4875921.jpg(391Kb) · 2742870.jpg(10Kb)


врушка-но правдивая
 
алана26Дата: Среда, 21.10.2009, 13:01 | Сообщение # 5
Местный
Группа: Пользователи
Сообщений: 587
Награды: 1
Статус: Отсутствует
Пол:
Готская Сикамбрия и нартский Кавказ

В IІІ-V вв. н.е. в Танаисе произошел приток нового населения с запада — носителей черняховской культуры [Античные государства Северного Причерноморья / Отв.ред. Г.А. Кошеленко, И.Т. Кругликова, В.С. Долгоруков. — М.: Наука, 1984. — С. 95], связанной с германскими готами. Именно в районе Танаиса и Меотского болота древние германские генеалогические легенды помещают одну из прародин германцев. "Книга истории франков" и "Космография Этика" рассказывают о вражде с аланами и построении предками франков города Сикамбрия, название которого, якобы, обозначает "Меч и лук", откуда они и начали свой поход на Запад [Хроники длинноволосых королей / Пер. латин., статьи и сост. Н. Горелова. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — С.29, 30].

Также в 253 г. путём переворота в Боспорском царстве монарху Рескупориду V (240-267 гг.) был навязан соправителем представитель проготской партии Фарсанз, вследствие чего Боспор предоставил готам собственный флот для набегов на Византию и Кавказ. Первый такой морской поход в Малую Азию состоялся в 255/256 г., другой — в 257 г. В 262 и 263 гг. остготы с Боспора дважды нападали на Эфес, в 264 г. — на Каппадокию, в 266 г. — на Вифинию, в 267-268 гг. — на Элладу, но в 269 и в 275 г. были разбиты римлянами. Позже император Диоклетиан нанимает их — готов-тетракситов — как союзников для обороны Херсонеса от гегемонических планов Боспорского царства, но часть готов отошла на Северный Кавказ, где стала известна под именем готов-акациров (позже ассимилированы сарматами). Еще во времена константинопольских патриархов Фотия и Игнатия (858-867 гг.) Фуллы и Харасия ("на Черной воде") известны как епископство "охоциров" Готской метрополии.
Считаем, что акациры как симбиоз готов и сарматов в нартском эпосе известен как блондины Ахсар и Ахсартаг, родоначальники третьего рода нартов (санскр. nrti "танцоры", "герои") — Ахсартагката, от осетин. "ахсар" — "сила, храбрость" или абхаз. «ахцара» — «метка, тамга, знак рода»).
Предание о последних рассказывает о том, как брат Ахсар, чтобы не соблазнить жену брата Дзерассу, дочь владыки вод Донбттыра, кладет в кровать между собой и невесткой меч. Но из-за подозрения со стороны брата Ахсар стреляет в себя из лука. Выстрелил он стрелу вверх и взмолился: “Боже, пусть стрела моя взовьется двумя и вернется одной и вонзится в то место, которым я коснулся невестки своей, и пусть я умру от этого!” Взвилась стрела, вернулась и попала в мизинец Ахсара. И он тут же умер. Тогда Дзерасса рассказала Ахсартагу все, как было. Отчаяние охватило Ахсартага: из-за него без вины погиб его брат! Выхватил он меч и, поставив его так, чтобы рукоятка упиралась в грудь Ахсара, а острие — в собственное сердце, всей тяжестью опустился на него. Меч вонзился в его сердце, и умер Ахсартаг. Высокое надгробье, из камней сложенное, известью скрепленное, поднялось над их могилой.
Несчастная Дзерасса вынуждена спасаться в подводном царстве от преследований Уастирджи, всадника на трехногом коне (намёк на уход акациров на службу к Византии и вражда с чистокровными сарматами?), а потом рождает в хлеву башни своего мужа чудесных близнецов-героев Хамица и Урызмага.
Хамыц известен тем, что был женат на волшебной женщине, которая днем превращалась в лягушку и он носил её в кармане, затем она вынуждена покинуть мужа и тот ищет её в скитаниях по миру, проходя разные испытания. Их сыном стал богатырь Батрадз.
Брат Хамыца Урызмаг был женат на красавице Эльде из рода Алагата, хранителя волшебной четырёхугольной чаши Уацамонг ("Определяющая"), главного объекта пиршества нартов.
У братьев-близнецов была сестра (рожденная уже мертвой Дзерассой от Уастырджи) — мудрая Сатана, которая хитростью соблазнила брата Урызмага и родила от него сыновей. У адыгов Урызмаг известен как Уазырмес, брат и муж Сатаней и отец Бадиноко, который гибнет, пытаясь достать красавицу Акуанду, спрятанную в высокой башне. У абхазов Сатана (Сатаней-Гуаша) — мать ста братьев-воинов и их одной сестры Гунды-красавицы, воспитательница аналога осетинского героя Батрадза Цвицва.
Если с первым братом сходен сказочный мотив о муже Царевны-Лягушки, то с другим — мотив героя, плывущего морем в сундуке (бочке), а сын одного из них — с мотивом добывания царевны, сидящей в башне.
Миф об Ахсаре и Ахсартаге некоторыми элементами идентичен германскому преданию о Сигурде/Зигфрид и Гуннаре/Гунтере: Сигурд кладет на ложе между собой и Брюнхильдой обнаженный меч, ссора-подозрение между героями приводят к их гибели, героиня либо погибает на погребальном костре Сигурда либо исчезает из преданий германцев, но к её сопернице Гудрун/Кримхильды, жены Сигурда, сватается король гуннов Этцель.
Чудесных близнецов-героев можно отождествить с присутствующими в эддической "Речи Хамдира" и "Саге о Вольсунгах" детьми Гудрун Хамдиром (=Хамыц!) и Сеерли (=Урызмаг), которые убили своего сводного брата Эрпа (сына от наложницы последующего мужа своей матери — короля росомонов Йонакра) и отомстили готскому императору Германариху за убийство своей сестры по матери Сванхильды ("Лебеди битв").
Также этих братьев знает историк Иордан как Аммия (~ hammer "молот, дубина, кий" = готы-амадоки) и Сара (авест. saormat "опоясанный мечем" = сарматы), отомстившие Германариху за убийство некой женщины Сунильды).
Представителей этих готской и нартской легенд можно отождествить с генеалогическими героями Кием, Щеком (дв.-англ. secg "человек-воин") и Хоривом (= Эрп) и их сестрой Лыбедь.
Возможно, что остготские (росомонские) герои Хамдир, Сеерли и Сванхильд основали на Днепре город Аргеймар (ныне Камянское городище), откуда предание о них пришло в Киевские горы.

Ахсартагката (Ахсар и Ахсартаг) = готы+сарматы (акациры) / Сигурд и Гуннар
Дзерасса = Брюнхильда // Кримхильда/Гудрун
Уастырджи = Этцель / Атилла/скифы-георгои (авест. gauvarga - "разводящие скот")
Хамыц = Хамдир/Аммий/Амадок (Кий), муж Царевны-Лягушки
Урызмаг (пленный в сундуке) = Сеерли/Сар (Щек) / Кощей (пленник в сказках)
Уарп-Тау (название горы Эльбрус) = Эрп (Хорив)
Эльда = Ильдико (жена Аттилы)/Хильда
Сатана (в доспехах сражается как воин) = Сванхильда-"Лебедь битв" (Либедь)
Гунда/Акуанда = Хундинги

Прикрепления: 7484423.jpg(51Kb)


врушка-но правдивая
 
3якаДата: Среда, 21.10.2009, 13:02 | Сообщение # 6
Группа: Æ
Сообщений: 4802
Награды: 19
Статус: Отсутствует
Пол:
Quote (алана26)
крыша одного дома был двором другого
мама, вот только, рассказывала, как деццве там была... я еще так удивилась этому...
 
алана26Дата: Среда, 21.10.2009, 13:06 | Сообщение # 7
Местный
Группа: Пользователи
Сообщений: 587
Награды: 1
Статус: Отсутствует
Пол:
СКИФО-САРМАТСКИЙ СУБСТРАТ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ ПОЛЯН

Как указывает российский археолог В. Седов, группа среднеднепровских славян в ІХ-ХІІ вв., погребавшая мертвых в грунтовых могилах под курганами, сформировалась вследствии славянизации местных ираноязычных скифо-сарматских племен, конкретизируя их как носителей пеньковской культуры, наследницы северного варианта черняховской культуры [Седов В.В. Формирование славянского населения Среднего Поднепровья // Сов. археология. — 1972. — № 4. — С. 118].

Иными словами, славяне, оставившие среднеднепровские курганные трупоположения в грунтовых ямах, в значительной мере были наследниками скифо-сарматских племен. Далее определенная часть среднеднепровских племен мигрировала на запад и колонизировала земли Верхнего и Среднего Приднестровья, о чем свидетельствуют курганы (например, курган «Настасина могила», возле с. Крилос, которое на месте древнего Галича) и одиночные находки, связанные с данной культуры.

Следы иранского влияния на восточнославянские языки оказываются не только в материалах лексики, но обнаруживаются и в фонетике и грамматике. В.И. Абаев показал, что смена взрывного g, характерного общеславянскому праязыку, в задненёбный фрикативный h произошло в некоторых славянских языках (в том числе в южной части восточнославянского ареала) в условиях скифо-сарматского влияния. Поскольку фонетика, как правило, не перенимается от соседей, это дает основание В.И. Абаеву утверждать, что в формировании южной части восточного славянства (будущие украинские и южнорусские наречия) принимал участие скифо-сарматский субстрат. Также следствием скифо-сарматского влияния были также образование в восточнославянском языке генетива-аккузатива и близость восточнославянской и осетинской в перфектирующей функции превербов. В числе языческих богов, которым поклонялись восточные славяне, летописи называют Хорса и Симаргла, иранское (скифо-сарматское) происхождение которых является безспорным. В.И. Абаев обнаруживает также семантическую и этимологическую параллель между восточнославянским божеством Родом и осетинским Naf (Рoд) [Седов В.В. Формирование славянского населения Среднего Поднепровья // Сов. археология. — 1972. — № 4. — С. 126-127] (к этому также сопоставить слав. Навь «дух предка»). В языческом пантеоне западных и южных славян божества иранского происхождения неизвестны.

Славянизированные сарматы, подвергшись влиянию пришедших с севера славян, вероятнее всего, в языковом плане, однако, сохранили свой черняховский обряд (религиозное мировоззрение), следствием чего погребения наследников черняховских племен на этой территории оказываются идентичны — трупоположение в курганах с грунтовыми ямами.
Также со славянизацией скифо-сармат Среднего Поднепровья антропологический состав черняховцев — мезодолихокранный узколицый тип — не был прерван.

Осетины как вероятные наследники сармат на Кавказе являются четкими представителями широколицего кавкасионского антропологического типа, в то время как аланы, рассматриваемые как одно из центральных сарматских племен Кавказа и Европы, оказываются представителями совсем иного типа — узколицего варианта европеоидной расы. Отличия между осетинами и аланами по скуловой широте максимальны в границах европеоидной расы, то есть генетического родства между ними нет. Пришлое аланское население только передало местному кавказскому населению свой язык, обусловило влияние на культуру [Цветкова Н.Н. Антропологический материал как исторический источник // Славяне: Этногенез и этническая история (Междисциплинарные исследования): Межвузовский сборник. — Л.: Изд-во ЛГУ. 1989. — С. 21]. Также непосредственные наследники алан (ясов) до сих пор компактно проживают в области Ясшаг на востоке Венгрии.
Письменные источники всегда четко различают алан и сармат, никогда не отождествляя их [Габуев Т.А. Происхождения алан по данным письменных источников // Вестник древней истории. – 2000. — № 3. – С.50-51]. Вероятно, что Птолемею аланы известны как «аланорсы» (alanorsoi), где компонент «алан» происходит из тюркских языков (alan, alang, jalan) и объясняется как «равнина, поле, долина», «холм, горка» и также попал в угро-финнские языки (фин. alanko «низина», эст. alango "низина, долина") [Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов. М.: Наука, 1984. – С.44-45]. Историк Аммиан Марцелин утверждал, что аланы «получили свое название от гор» и что «… они, аналогично с персами, распространили своё имя как благородное на всех остальных» (Res.Gest.libri, XXXI) [Габуев Т.А. Происхождение алан по данным письменных источников (одно из сарматских племен) // Вестник древней истории. — М., 2000. — № 3. — С. 50-52].

Собственно поляне жили на Киевских горах и Нестор-летописец определил, что они — «Русь» (лат. rus, кельт. reuth "поле"). Понятие «поле» вмещает в себе категорию ограниченного пространства, представляющегося в виде холма, кургана. Также, как указывает М. Покровский, в осетинском языке «поле» означает как место охоты, так и саму охоту (ассоциация смежности). Во времена судебных поединков в древней Руси «поле» обозначает место поединка и сам поединок [Покровский М.М. Избранные работы по языкознанию. — М.: Изд-во АН СССР, 1959].

В этой связи становится понятной причина, по которой летописец несколько раз акцентирует на том, что поляне — славянского происхождения, т.е. славянизированы, хотя в его время еще помнили об аланском (сарматском) происхожднии, т.е. о родственных связях с прямыми наследниками скифов-«царских» — ираноязычными осетинами, которые на Руси были известны как «ясы» (ср. санскр. yasas "слава"), а в Византии и Грузии — «озы», «осы» (отсюда название «осетины» при самоназвании «ирон», Азов и Азовское море). Но в следствии того, что произошли смена вида питания [Пархоменко В.А. Русь в IX веке // Известия Отделения русского языка и словесности Русской Академии наук. — Пг., 1918. — Т. ХII. — С. 133] и места обитания (на горных породах — «киевских холмах») [Vassal P. Brachycephalie doitre et terrain granitique // Revue pathol., gen. et phisiol. clinique. — 1957. — V.57, N 688], кочевые аланы-долихокефалы трансформировались в оседлых земледельцев полян-брахикефалов.

Также не должно удивлять, что на сарматском происхождении поляков настаявают польские генеалогические источники. Собственно поляки были западной группой полян (Птолемеевы Boulanes, в немецких источниках — Pulani, Pulanes, Poleni, Poleni, Poloni, Bolana, Bolanen, Bolani, Boloni), возглавляемой Popielem (Jaskotel, Jasczold ~ Аскольд, сканд. "пепельноголовый"), которая мигрировала на запад в лехитские земли, где в районе озера Гопло основало государство Куявию со столицей в г. Крушвица. Киевские поляне сохранили предание о каком-то противостоянии, связанным с данным персонажем, перенеся его события в более позднее время.

Прикрепления: 8355368.jpg(91Kb)


врушка-но правдивая
 
алана26Дата: Суббота, 07.11.2009, 22:43 | Сообщение # 8
Местный
Группа: Пользователи
Сообщений: 587
Награды: 1
Статус: Отсутствует
Пол:
Король Артур был родом из Крыма? http://www.graal.org.ua/ru/2009-06-04-15-08-45/42-korol-artur

В 2004 году на экранах кинотеатров появилась новая голливудская версия истории о знаменитом короле бриттов Артуре. Режиссер фильма Антуан Фукуа потряс публику новым видением этого канонического легендарного сюжета.

По версии, изложенной в фильме, король Артур и рыцари Круглого стола, были римскими союзниками, этаким спецназом, охранявшим границы римской провинции Британия от набегов саксов. При этом сам Артур и его соратники – наемные варвары – сармато-аланы из степей Северного Причерноморья.

Кадр из фильма «Король Артур»

Стоит ли говорить, что столь смелая трактовка событий была с неудовольствием воспринята широкой публикой, как на Западе, так и у нас. Критики заклеймили фильм как «клюкву».

А между тем, в качестве консультанта при создании фильма привлекли крупнейшего британского специалист по истории традиции Святого Грааля, автора нескольких десятков работа по этой теме Джона Мэтьюса. Уже этим «Король Артур» Фукуа сильно отличается от пседоисторического отстоя вроде «Гладиатора» и «Кода да Винчи».

Консервативные штампы далеко не всегда верны. В последние годы среди западных ученых все большую популярность приобретает версия, согласно которой легенды о короле Артуре были принесены в Европу из южно-русских степей, а сам король Артур и его рыцари вполне могли быть не бриттами, а закованными в броню сармато-аланскими всадниками, родом из Приазовья или Крыма.

Крымская Алания

Аланы, предки современных осетин, – народ иранской языковой группы, близкий к скифам и сарматам, с древних времен обитавшим в Причерноморье, и, в частности, в Крыму. Первые упоминания алан в римских источниках относятся к 1 веку нашей эры. В это время они обитали в Приазовье и Предкавказье.

По свидетельству римского историка Аммиана Марцелина, аланские кочевья находились в начале первого тысячелетия нашей эры между Черным и Каспийскими морями. Главными занятиями алан были грабеж и война, у них не было ни храмов, ни домов, они поклонялись богу войны в виде меча, водруженного в землю. Аммиан также дал описание внешнего вида алан: «они высоки ростом и красивы, волосы у них русые, они грозны свирепым взором своих глаз и быстры, благодаря легкости своего оружия».

В Крыму аланы появляются на рубеже 1 и 2 веков до РХ. Они выступили союзниками крымских скифов во главе с царем Палаком (в честь которого получила свое древнее название «Палакион» современная Балаклава) в войне с Херсонесом. На помощь херсонеситам прибыль понтийский полководец Диофант, который в 110 году до н.э. наголову разбил скифов и их союзников роксоланов, что и было зафиксировано благодарными жителями Херсонеса в специальном декрете, высеченном на мраморном пьедестале статуи Диофанта.

В последующие века аланы вместе с сарматами активно проникают в Крым. Они основывают город Ардабда на месте современной Феодосии, а также Сугдею (Судак). «Ардабда» в переводе с аланского языка означает «Семибожный», а древнее название Судака, возводят к иранскому корню «согд» - «чистый».

О присутствии в Крыму сармато-аланского населения свидетельствуют могильники Неаполя (на месте современного Симферополя) и Боспорского царства, охватывавшего территорию восточного Крыма. На росписях в Боспорских катакомбах изображены закованные в броню тяжеловооруженные аланские всадники. Аланские могильники этого периода находили в том числе и на территории современного Севастополя.

Алано-сарматские всадники, росписи в катакомбах Керчи

В 4 веке под напором гуннов племена алан и готов двигаются на Запад в сторону границ Римской империи, однако часть алан остается в Крыму, о чем свидетельствует средневековые источники.

В 15 веке венецианский купец Иосафат Барбаро, посещавший Крым, упоминает на полуострове область Аланию, которая находится к северу от Готии. Центром Крымской Алании была крепость Святого Григория – Кыркер (Чуфут-Кале) около современного Бахчисарая. Арабский хронист Абульфеда свидетельствовал, что этот город населяют представители народа «ас». Связь этнонима «асы» с русским «ясы» и грузинским «осы», откуда и пошел этноним осетины, известна. В средние века эти названия были синонимом слова «алан».

Аланская крепость Кырк-Ор в Крыму
Аланы были союзниками византийского Херсонеса, и по свидетельству летописцев выступали в качестве «некоего ограждения и охраны города».

Однако судьба этого некогда великого народа оказалась незавидной. В середине 14 века Крымская Алания была захвачена беками Яшлау, Кыркер-Чуфут-кале впоследствии стал резиденцией Крымских ханов. В позднем средневековье аланы окончательно смешались с потомками готов и крымских греков, приняв участие в этногенезе крымской христианской народности, известной как «крымские греки».

Что касается более населенной и могучей Кавказской Алании, то она была разгромлена в конце 14 века войсками Тамерлана, который под лозунгом «джихада» - «войны против неверных» осуществлял массовый геноцид не-мусульманского населения предкавказских степей. Оставшиеся в живых аланы были прижаты к горам Кавказа, где стали предками современных осетин.

Кельты и нарты

О короле Артуре и рыцарях Круглого написаны сотни, если не тысячи книг на разных языках. Сам король Артур давно стал своеобразным символом Британии. Кажется, что нет ничего более английского (а для более просвещенной публики – кельтского), чем легенды о Камелоте и Святом Граале. Поэтому для рядового читателя мысль о том, что мифы артуровского цикла зародились в Северном Причерноморье, может показаться абсурдной. Тем более удивительно, что традиционную версию происхождения этих мифов опровергли историки именно англосаксонского происхождения.

Однако первым на связь артуровских легенд с эпосом нартов, который исследователи возводят к древним обитателям Причерноморских степей: скифам, сарматам и аланам, и кельтов, указал крупнейших французский историк культуры и филолог Жорж Дюмезиль. По его мнению, высказанному еще в 30-е годы прошлого столетия, соответствия между нартскими и кельтскими мифами «столь точные и поразительные, что они не могут быть случайными».

Позже эта идея была развита в работах его коллеги и соотечественника Жоэля Грисвара, который бесспорно доказал, что целый ряд мотивов артуровского цикла восходит к мифам ираноязычных племен, населявших в начале нашей эры степи Евразии.

Но настоящий фурор вызвала на Западе книга С. Скотта Литтлтона и Линды МакЛор «Из Скифии в Камелот», опубликованная в Нью-Йорке и Лондоне в 2000 году. Исследовав параллели между легендарными эпосами древних британцев и нартов, они убедительно доказали скифскую основу большинства основных элементов артуровского цикла.

В частности, образ пресловутой Чаши Грааля, по мнению исследователей, восходит к священной чаше нартов – Nartamonga. У скифов и других иранских народов существовал культ священных чаш, о чем в свое время посчитал нужным упомянуть даже греческий историк Геродот.
Образ короля Артура, его жизни и смерти, во многом схож с образом нартского героя Батрадза. Есть немало и других аналогий – например, знаменитый мотив меча в камне, который извлекает Артур, что служит в качестве центрального элемента его признания королем Британии.

Образ Артура связан с символом дракона. Именно драконы использовались на штандартах воинственных сарматов и алан в качестве племенного символа.

Но когда иранские мифы могли проникнуть на территорию римской Британии? Ответ на этот вопрос дал английской антрополог и этнограф Говард Рид в книге «Король Артур – король драконов».

Он утверждает, что возникшие в постримское время легенды о короле Артуре, королеве Гинерве, волшебнике Мерлине, рыцарях „Круглого стола“ восходят к истории сарматов – близкого аланам ираноязычного союза племен - проживавших в степях Северного Причерноморья.

Драконы, аналогичные сарматским, отмечены в иллюстрированной ирландской рукописи, написанной около 800 года.

Сарматы и аланы совершали походы в Малую Азию и Восточную Европу. В 2-м веке нашей эры они достигли Дуная, где встретились с римскими войсками. Согласно свидетельствам античных авторов, император Марк Аврелий принял на службу 8.000 опытных всадников, большая часть из которых была направлена на стену Адриана в Британии. Это грандиозное римское фортификационное сооружение защищало римскую часть острова от набегов варваров с севера. По мнению Говарда Рида, в 175 г.. первые отряды высоких, прекрасных всадников, защищенных металлическими доспехами, под знаменами с изображением драконов, достигли Бретани. Именно они и их потомки дали основу легенд об Артуре.

Вал Адриана в Британии

Сарматские шаманы, как полагает Рид, положили начало касте аэдов – сказателей, а в английском фольклоре трансформировались в образе волшебника Мерлина; чаша шаманов стала прообразом священного кубка Грааля.

Конечно, идеи Рида вызвали ожесточенную дискуссию в научном мире. В частности, известный эксперт Гофри Эш, заявил, что часть изложенных им идей о сарматском происхождении некоторых элементов артуровского мифа является «ерундой», которая «к сожалению распространилась в научных кругах». Но между тем он признал, что Рид «имел беспрецедентный доступ к архивным материалам, на основании которых версия о влиянии сарматских легенд на формирование мифов о Камелоте получила новое обоснование».

Кто он, король Артур?

Мог ли у мифического короля Артура быть реальный исторический прототип? По мнению историков это был некий варварский военный вождь, живший в 5 веке и связанный с римлянами союзническими отношениями. Одним из претендентов на эту роль является «аланский король» Гоар (Эохар), в течение 40 лет бывший союзником римлян в Галлии.
В конце 4 века в степях Северного Причерноморья появились пришедшие с востока племена гуннов. Первыми их силу на себе испытали аланы, ведшие с ними почти 10 лет кровавую войну. Под давлением гуннов аланы, готы и другие народы Восточной Европы были вынуждены двинуться на Запад. Это явление получило название «великого переселения народов», впоследствии погубившего Западную Римскую Империю.

Около 400 года аланы появились в Галлии (современная Франция). Римские власти начали с ними переговоры, в результате которых аланские племена получили статус союзников римской империи – федератов. Приблизительно в 442 году рисский полководец Аэций обратился к аланскому вождю Гоару с просьбой разместить военные гарнизоны в Орлеане, для защиты этого города от вестготов и гуннов. В сферу влияния аланского государства вошла римская провинция Арморика, включавшая в себя современную Бретань на западе Франции, которая считается исторической родиной легенд о короле Артуре.

Аэций издал указ землевладельцам упомянутого выше района, предписав им поделиться землей с аланами и принять их как гостей. Однако большая часть землевладельцев воспротивилась указу Аэция и оказала вооруженное сопротивление аланам. Тогда Гоар подавил выступление феодалов, чем и снискал себе недобрую репутацию среди некоторой части галло-римской аристократии.

Аланы занимали выгодное положение, препятствуя объединению противников Рима на западе и востоке, Аланы могли напасть и на тех и на других, не рискуя встретиться с объединенными силами врага. В 450 году Гоар подавил очередное антиримское восстание в Арморике.
Позже его преемник Сангибан сражался на стороне римлян в битве при Каталунских полях – одном из самых жестоких сражений в истории, где римляне и их союзники нанесли сокрушительное поражение гуннам Аттилы.

Аланское государство в Арморике, сохранявшее преданность идее Империи, существовало вплоть до начала 6 века, когда оно было подчинено франками. Аланы смешались с местными народами, но память о них осталась в топонимики Бретани, мифах и легендах, бытовавших в Бретани вплоть до средневековья. Оказали они влияние и на культуру Западной Европы. Ученые отмечают несомненную связь сохранившихся предметов материальной культуры Франции времен первых Меровингов (5-6 века) и греко-сарматского Боспора в Крыму.
Наконец, все исследователи сходятся во мнении, что основу аланской армии составляла тяжеловооруженная конница – так называемые катафракты, которые не были известны в Европе до прихода восточных «варваров», а это значит, что и истоки средневекового европейского рыцарства следует искать в степях Северного Причерноморья.

Андрей Васильев, "Севастопольский Бриз"

Подробнее о связи Артуровских легенд с Крымом и Восточной Европой читайте в книге "Священные тайны Крыма".

Прикрепления: 2726091.jpg(51Kb) · 4512314.jpg(27Kb) · 1066695.jpg(77Kb) · 3937104.jpg(77Kb)


врушка-но правдивая
 
00mN1ckДата: Понедельник, 23.11.2009, 15:15 | Сообщение # 9
Новичёк
Группа: Æдминистратор
Сообщений: 11
Награды: 3
Статус: Отсутствует
Пол:
Quote (алана26)
Известная средневековая грузинская церковь «Авд-дзуар» («Семибожие»), именуемая также Узu-дзуарз, находящаяся недалеко от сел. Галиат, считается, согласно преданию, построенной Едзиевыми, выходцами из Алагирского ущелья. На окраине этого селения стоит пятиярусная аланская башня с христианскими крестами, которая также считается едзиевской. Достоверность основания этих памятников Едзиевыми вызывает сомнение, так как они несут на себе следы более древних коренных насельников этих мест — предков дигорцев-алан. По определению В. И. Абаева, галиатский дзуар — «Семибожие» — относится к памятникам, связанным с дохристианскими верованиями алан, занесенными ими в Дигорское ущелье. В целом Уаллагком отличается тем, что в нем почти не осталось коренных жителей — потомков местных алан. Возможно, это объясняется тем, что здесь проходил древний кавказский путь, по которому шла миграция алан через Кион-Хонский перевал в другие районы Осетии.

На самом деле - это не семибожие. Один кровник из Трусовского ущелья бежал. И в пути он пересек 7 перевалов. У каждого перевела был свой дзуар. И каждому он обещал на том месте где он остановится сделать кувандон. Вот он и сделал.
 
Фæндаг | Скифы | Сарматы | Аланы | Форум Осетия Алания » Осетия, Осетины, Аланы, Скифы, Сарматы Ныхас » История и культура Алании. » Сходные элементы топонимики Осетии, Великобритании и Ирланди
Страница 1 из 11
Поиск: