[Главная · Регистрация · Вход · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Фæндаг | Скифы | Сарматы | Аланы | Форум Осетия Алания » Осетия, Осетины, Аланы, Скифы, Сарматы Ныхас » История и культура Алании. » Гуцулы - от сарматов-языгов (Олег Гуцуляк)
Гуцулы - от сарматов-языгов
РухсДата: Среда, 21.10.2009, 13:33 | Сообщение # 1
Æ
Группа: Æдминистратор
Сообщений: 7740
Награды: 42
Статус: Отсутствует
Пол:
Гуцулы - от сарматов-языгов. Олег ГуцулякНазвание карпатских горцев «гуцулы» происходит от осетинского (сарматского) «гыццыл» — «малый, младший», и зафиксировано письменными источниками как "гыццыл чизг/языг" — название части языгов - сарматского племени Прикарпатья и Галиции первых веков н. э., которые остались вместе с готами-грейтунгами ("малыми готами", Geti Minores, по Иордану) и гепидами в Галиции и не приняли участие в походе сармат-алан в Европу.

Cобственно некоторые топонимы украинского Прикарпатья и Карпат свидетельствуют о пребывании тут в IX-ХІ вв. (и может, раньше) алан-ясов в составе венгерской и печенежской орд, а княжеский Галич родственен собственно иронскому Галиат (Гальятц). И кто знает, может и название испанской Галисии, данное этой иберийской территории прибывшими в составе алано-готского союза свевами также есть свидетельством-воспоминанием о сакральном центре на Кавказской родине алан.

Аул Галиат (на тагаурском диалекте Гальятц), одно из древнейших селений, находится в кавказском ущелии Уаллагком осетинской Дигории (Ирафский район Республики Северная Осетия - Алания). Галиатская администрация включает три селения: Дунта — 17 семей, Камунта — 6 семей и Галиат — 2 семьи (из иронских фамилий в последнем живут только Бессоловы, Арсаговы и Едзиевы). Местные жители говорят, что когда-то галиатцы могли ходить друг к другу по крышам: крыша одного дома был двором другого. Сейчас вы попадаете в призрачный мир древних каменных развалин, среди которых сохранилось несколько жилых строений. Укрепленные полуразрушенные дома напоминают средневековые крепости. Сложенные, в отличие от сторожевых башен, не на известковом, а на глиняном растворе, многие из них были разрушены еще в начале XX в. Их не ремонтировали, так как на смену им из России пришли другие строительные традиции. Сохранились старинные фамильные башни, склепы, древние каменные межевые сооружения. Автобусное сообщение до Галиата прекращено, ближайшая остановка находится в 6 км вниз по склонам. В селениях имеется 12 автомобилей, хотя состояние грунтовых дорог в горах очень плохое. Большая часть этих узких и разъезженных дорог проходит над обрывами в несколько сот метров, поэтому езда с местными жителями на машине — ощущение очень острое. Для горца, как для горной серны, жизнь над обрывами — обычное явление. Человеку же равнинному и особенно городскому все время кажется, что он живет в высотном доме, в котором убрали стену на улицу. Галиатская группа селений, когда-то самая крупная и самая богатая в Горной Дигории, потеряла больше всего населения и находится на грани полного обезлюдения и разрушения.

Святые камни, скалы, поляны окружают и Галиат. Местные языческие божества, ангелы-хранители живут здесь всюду, и обряды, посвященные им, неукоснительно соблюдаются. В дни ангелов-хранителей в каждом доме зарежут барана, и будут ходить друг к другу в гости, и на каждом столе рядом с местом для старейшего будет лежать баранья голова. Уастырджи, языческий святой Георгий, покровитель мужчин и путников, чье имя не смеют произносить женщины, является самым почитаемым из осетинских божеств. В последние годы праздник в его честь, Джеоргуыба, стал национальным праздником осетин. В Галиате, как и во всей Дигории, накрываются столы на полянах, и ненарушаемый никогда и никем древний праздник собирает всё местное население и огромное количество городских родственников и друзей.

Возможно, осетинский аул Галиат соотносится со знаменитым нартским родом Алагата, рядом с родами-"aertae" Ахсартаг (акациры) и Бората. Все три рода нартов живут на одном горном склоне. Славится умом, никогда не участвует в походах. У Алагата в доме постоянно происходят пиршества ("кувд", от "кувин"-"молитва"). В эпосе нередко встречаются слова: «ступайте быстро на пир в большой дом Алагата, сядьте семью рядами». Обычно там рассаживаются за несколькими длинными столами, во главе каждого из них сидит наиболее выдающийся герой (дзуар). На пиршествах нарты обычно рассказывали о своих подвигах. У Алагата хранится нартская волшебная четырёхугольная чаша Уацамонга. К устам того из героев, кто совершил славные подвиги и правдиво об этом рассказал, чаша поднималась сама. Вспомним, как Квинт Курций толкует значение чаши-талисмана древних скифов: «patera cum iisdem [т. е. amicis] uinum diis libamus».
В доме Алагата совершается также и физическое уничтожение нартских стариков; их отравляют за столом или усыпляют (в этом усматриваются отголоски скифского обычая). В древности такие сцены не были из ряда вон выходящим преступлением, кознями против того или иного старика, это было общее правило, которому подчинялись все. Пир в доме Алагата – естественная обстановка, в которой совершались эти насилия, освященные одновременно и религией и правом.
По свидетельству Плиния («Естественная история», IV, 26) и Помпония Мела (III, 5), по обычаю satietas vitae требовалось от стариков покончить с собой, бросившись в море с некоей скалы.

Великий нартский герой Урызмаг из рода Ахсартаг был женат на красавице Эльде из рода Алагата. У адыгов Урызмаг известен как Уазырмес, брат и муж Сатаней и отец Бадиноко, единственного нарта, не любящего пирушек и танцев и который гибнет, пытаясь достать красавицу Акуанду (Агунду, Гунду), спрятанную в высокой башне.

Осетинское Алагата - Alaeg фонетически закономерно восходит к *aryaka при помощи словообразовательного суффикса, который широко использовался еще в скифском и особенно в осетинском языке,– это производное от древнего индоиранского слова агуа «ариец».

Олег Гуцуляк

СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ: Содружество Традиционалистов, Гуманитариев и Археофутуристов

 
DzДата: Среда, 02.12.2009, 12:32 | Сообщение # 2
Новичёк
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Награды: 0
Статус: Отсутствует
Пол:
«КАТАФРАКТАРИИ - тяжеловооруженная сарматская конница»

За прошедшие тысячелетия, многие исторические факты канули в лету или были незаслуженно забыты. Эта участь постигла и многие исторические факты, относящиеся к великой цивилизации сарматов.

В конце 2 в. до н.э. сарматы выступали союзниками скифов против Понтийского царства. Участвовали в междоусобных войнах Боспорского государства, постепенно заселяя его города. За эти сто лет, что в исторической перспективе, срок очень небольшой, сарматы стали основной военной силой в данном регионе. Это привело к тому, что бывший их соперник - понтийский царь Митридат VI Евпатор, в 1 в. до нашей эры, стал военным союзником. Понтийское царство уже не могло сдерживать натиска высокоорганизованных военных отрядов сарматских племен и нашло обоюдовыгодное решение проблемы: совместные военные действия против Римской Империи.
Рим, в то время, был не в упадке, как это представляют себе многие ученые, и многочисленные выигранные битвы, захваченные территории, говорят о силе данного союза, где Понтийское царство играло, скорее, координирующую роль. Основной военной силой являлись многотысячные отряды тяжелой сарматской конницы. Как память о тех временах, осталось народное выражение: «налетели как сарматы».
Само воинское искусство римлян, отточенное веками построение римских легионов, железная дисциплина - были залогом римского владычества в средиземноморье. На востоке, в Персии - все было намного сложнее. Эти регионы, пережив победоносное шествие македонских фаланг Великого Александра, накопили большой военный опыт. Постоянные переселения народов, в этом регионе, тоже сыграли свою положительную роль в военном строительстве. Рим не смог утвердить свое владычество на Ближнем Востоке. Только прибрежные территории находились в его подчинении.
До этого времени Рим успешно отражал атаки восточных конных орд. Скифы длительное время досаждали римлянам своими молниеносными набегами, но так же быстро откатывались в глубь своей территории. Осталось много следов материальной культуры того времени. На многочисленных ремесленных изделиях из курганов, изображениях на вазах и ювелирных украшениях мы видим знаменитый скифский боевой маневр: выстрел из лука, в пол оборота, на скаку. Легковооруженная скифская конница, обычно уклонялась от прямого столкновения. Всадники неслись на врага с диким ревом, затем, перед самыми боевыми порядками римлян, выпускали тучи стрел и уходили назад. Так могло повторяться много раз. Сами скифы не несли больших потерь от неточных римских дротиков и пращных камней, но малоподвижным легионерам наносился много больший урон. Сказывалось и мастерство скифских всадников-лучников, которые с детских лет буквально жили в седле, даже ели, не сходя с коня. Но принести больших дивидендов, в борьбе с Римом, такая тактика не могла. В конце концов, на поле боя позиции удерживали легионеры, что и сохраняло римское владычество многие века. Еще не было той силы, которая могла вступить в бой с римскими легионами и победить их в ближнем бою...
Такой силой оказались сарматы.
Сарматская тяжелая кавалерия – КАТАФРАКТАРИИ – невиданное до того времени военное изобретение. Лишь в 15-м веке европейские рыцари нагнали, по тяжести вооружения, сарматских конников, но количественно с ними сравняться они не смогли. Средневековые рыцарские отряды представляли собой небольшую ударную группу нобилитета, основные боевые действия всегда вели представители низшего сословия. Не так было у сарматов – равных и свободных воинов. Кавалерия представляла внушительную силу: и количественно и качественно. По описаниям древних авторов, это было жуткое зрелище – катафрактарии в ударном строю. Огромная многотысячная масса закованных в железные доспехи (очень дорогое и редкое вооружение, для того времени) всадников и коней, неслась на римские легионы без единого звука. Только топот копыт наполнял воздух. Копья были основным оружием и достигали в длину 4-4,5 метров. Мечи уже не требовались, так как передовые ряды сносились мгновенно, а остальные, хваленые ветераны войн Римской Империи, бежали без оглядки и бывали затаптываемы конями, закованными в латы, как и всадники. Впервые римские легионы пали. Имперское владычество смогло еще долго просуществовать благодаря высокой государственной организации и тому, что сарматы были кочевниками и их мало интересовали римские города. Рядом уступок, договоренностей и контрибуций, Рим сумел оттянуть свое падение на несколько веков. Но сарматы еще успеют, в новой эре, пройти всю Европу и дойти до Англии, Испании, Северной Африки.
Самыми прославленным потомком сарматов, в Европе, явился народ-шляхта Речи Посполитой, крупнейшего в 14-15 в.в. государства Европы. В то время, среди рыцарей-шляхтичей, был возрожден сарматский стиль в доспехах и вооружении. Саблей (венгеркой, а позже – карабелой) шляхта владела на недосягаемом уровне. Турецкий султан, во времена Польского Короля Яна Собеского, писал, что «видимо поляки изобрели саблю, лучше них ею никто не владеет; поле боя, после их победы, представляет страшное зрелище: горы трупов, стоны умирающих, не имеющих надежды на исцеление…».
В наше время, когда Истинная Православная Церковь возвращается в Поволжье, на территории, ранее заселенные сарматами, под ее эгидой начинают собираться ученые, которые будут исследовать сарматские поселения и могильники. Надеемся, что в ближайшие годы, будет доказано происхождение сарматов от Сима и Яфета, сыновей Праотца человечества – Ноя. Это ясно докажет маловерным, что САРМАТЫ – истинные представители арийского народа – НОРДИЧЕСКИЙ ИЗРАИЛЬ, благословленный Господом Богом Адонаи ЯХВЕ, истинные правители этой земли: от Евфрата до Темзы!

+Димитрий
САРМАТИЯ Поволжская и Сурская
г. Чебоксары

27.04.2003г.
«Светлое Христово Воскресение»

 
БЪЛГАРИНДата: Вторник, 22.12.2009, 10:15 | Сообщение # 3
Новичёк
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Награды: 0
Статус: Отсутствует
Пол:
Об гуцулов очень интересно. Они были поданники Первое Болгарское царства.
А можно обяснить этнонимов кутургуры и утургуры с осетинского, кутур из кыадаер - маленкий, в болг. кутре - маленкий, и утур с устур - большой, гур - иранское слово - род, племя, осет гыурин - рождать. так что кутургур - маленкий род, утургур - большой род. Они потомки хоногуров. Хоногур - хъуон - родственик, хыуон-гыурттае - общоность родствеников!
 
Фæндаг | Скифы | Сарматы | Аланы | Форум Осетия Алания » Осетия, Осетины, Аланы, Скифы, Сарматы Ныхас » История и культура Алании. » Гуцулы - от сарматов-языгов (Олег Гуцуляк)
Страница 1 из 11
Поиск: