История Осетии [64] |
Скифы | Сарматы | Аланы
[157]
Публикации, архивы, статьи.
|
Осетия
[131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
|
Кавказ
[15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
|
Ранняя история Алан
[0]
Габуев.Т.А.
|
« Апрель 2024 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Письменные источники сохранили нам имена некоторых аланских правителей, которые во главе своих соплеменников действовали в Западной Европе. Иногда источники предоставляют в наше распоряжение целые описания событий с их участием. Но они являются и единственными свидетельствами их жизни. К таковым можно отнести "Житие св. Германа" епископа Осерского, жившего около 378–448 гг. Оно было составлено около 480 г. Констанцием, пресвитером из Лугдуна (Лион).
В "Житии" повествуется о заступничестве св. Германа перед аланским царем Эохаром за намеревавшихся восстать багаудов Арморики (Бретань) на землях между Сеной и Луарой. Римский полководец Аэций, чтобы прекратить действия багаудов, послал против них аланского царя Эохара с его воинами. Сегодня любознательному читателю данная история вполне доступна в переводе А. Алеманя: "…едва он (св. Герман – А. Т.) возвратился домой из заморской поездки, как уже посольство Армориканской области умоляло блаженного епископа утрудить себя снова. Ведь раздраженный дерзостью этого надменного края, преславный муж Аэций, который тогда управлял государством, предоставил разорить эти места ради предупреждения восстания Эохару, свирепейшему королю аланов; тот загорелся страстью и свойственной варварам алчностью. И вот воинственнейшему племени и его царю-идолопоклоннику противопоставлен лишь единственный старец; но под защитой Христа он был могущественнее и сильнее всех. Без промедления, поспешно отправляется он, ибо уже грозила война. Уже войско выступило, и закованная в железо конница заполнила весь путь, но священник наш шел им навстречу, пока не добрался до следовавшего сзади царя. Он встречает его уже в пути и становится напротив облаченного в доспехи вождя, окруженного своей дружиной; через переводчика обращается со смиренной мольбой; затем укоряет его; наконец, протянув руку, завладевает поводьями (коня Эохара) и останавливает движение всего войска. И вот свирепейший царь Божьим промыслом вместо ярости чувствует восхищение, поражается стойкости, почитает величие, тронут твердостью духа. Подготовка к войне и движение войск уступают место приветливости беседы, как только неистовство стихает и начинается рассуждение. Возможно, это было вовсе не то, чего хотел царь, тем не менее он поступает так, как хочет священник. Царь с войском возвращается к мирному местопребыванию; он обещает вернейшую безопасность мира при том условии, что милость, которую он сам оказал, была бы испрошена от императора или от Аэция. Между тем вмешательством и стараниями священника царь был остановлен, войско отведено, провинции избавлены от разорения". |
Обличительный тон герман садулаев начинает сразу с заглавия: «Почему осетины не аланы»? Очевидно, от предположения в не аланстве у осетин должны подкоситься ноги, испортиться пищеварение и появиться неуверенность в завтрашнем дне. Но этого не происходит. Ежедневный брифинг людей далеких от науки им порядком поднадоел. Устали они и от ворот в чистом поле, которые почему-то «аланские», сделанные не природой в горном ущелье, а архитектурным проектом, утомились от названия города , которое окончательно не установлено, и его географического положения, совершенно не соответствующего источникам, от постоянной возни и выкриков со стороны тех, кто даже не понимает и слова по-алански, но просто желает быть. |
XIII век в судьбе Алании выдался непростым. К 1238 году золотоордынские монголы захватили всю равнинную и предгорную Аланию. Значительная часть ее населения была уничтожена или же укрылась на южном и северном склонах Центрального Кавказа, все еще сохраняя способность к сопротивлению. Алания оказалась на острие противостояния между Золотой Ордой и государством Хулагидов, так называемой Синей Ордой, монгольских правителей Ирана и Закавказья, которые столкнулись между собой в борьбе за кавказские территории. Таким образом, территория Алании – Осетии стала полем битвы между коэнами (ханами) Золотой и ильханами Синей Орды, и аланы в этой схватке по определенным соображениям выступили на стороне ильхана Хулагу, внука Чингисхана, завоевавшего Иран. Его армия разбила войска Золотой Орды у Дербента и вышла к Северному Кавказу, но 13 января 1263 г. в решающем сражении на Тереке потерпела жестокое поражение от хана Золотой Орды Берке. В этой битве было разгромлено и аланское войско. Возглавлявший аланов царь погиб, а его жена и два сына были вывезены в Грузию. Имя погибшего царя осталось неизвестным, однако грузинские хроники, именуемые "Жамтаагмтцерели" ("Хронограф"), известные также под названием "Столетняя летопись", четко определяют его династическую принадлежность. В летописи говорится, что царь был из рода "Ахсарпакаиани", то есть Ахсартаггата, древнего рода военных предводителей и героев, воспетых в Нартском эпосе. Спасенных царевичей звали Пареджан и Багатар. |
Немногие народы могут похвастаться тем, что доподлинно знают ранние этапы собственного этногенеза и происхождения этнических названий. Но все осознают их важность как источников и носителей ценнейшей информации, и поэтому этнонимы интерпретируют и с позиций научного исследования, и в целях политических спекуляций. За пределами нашей республики нас знают под именем "осетины". В то же время в мировой научной, научно-популярной, справочной литературе стало традицией, говоря об осетинах, прибегать к термину более известному, относящемуся ко времени наиболее выраженного влияния наших предков на ход европейской истории, – "аланы". Имея установленных предков, мы, "европейские иранцы", "кавказские аланы", "нынешние аланы", получаем большое преимущество перед многими народами. Это обстоятельство увеличивает глубину проникновения в нашу историю до достаточно ранних этапов – до золотого века античности и далее – до середины I тыс. до н.э., т.к., по мнению Всеволода Миллера, следует искать "предков осетин в седой древности в области сарматов и понтийских скифов". |
Ос-Багатар – один из самых известных военачальников средневековой Алании. Его жизнь и деятельность приходятся, пожалуй, на самый тяжелый и трагический период истории аланов-овсов – XIII в. С 30-х гг. этого столетия шла упорная борьба с монголо-татарскими завоевателями, и не только за территорию, не только за независимость, но и за само существование аланов. В том, что они сохранились как этнос, велика заслуга Багатара. Слово "багатар", напомним, означает "храбрый", "богатырь". Первоначально этим термином аланы обозначали высший слой военной аристократии, предводителей дружин. Позднее, с развитием социальных отношений, "багатарами" стали именовать и царей, подчеркивая тем самым их происхождение из военно-аристократической элиты. Так, например, согласно Ибн-Рустэ (X в.) царь аланов назывался "багатар" – "каковое имя прилагается к каждому из их царей". В отдельных случаях рассматриваемый термин использовался как антропоним. В нашем случае Багатар – т. н. говорящее имя, указывающее на полководческий талант его носителя. Своды грузинских летописей Багатара причисляют к аланскому царскому роду Ахсартагатов. Его отец в середине ХIII в. возглавил сопротивление соплеменников золотоордынским ханам. В этой борьбе царь аланов опирался на помощь ильханов – правившей в Закавказье династии монголов, соперничавших с Беркеем – владыкой Золотой Орды. |
Сведения о столице раннесредневекового Аланского государства очень немногочисленные и краткие. Впервые о ней упоминал ал-Масуди около 943 г. Следующее упоминание открывает краткую череду сообщений о ее уничтожении монгольскими завоевателями. Ата Малик Джувейни в своем труде, составленном в 1252/1253–1260 гг., сообщал, что Бату вместе с посланными ему на помощь монгольскими царевичами окружил аланский город, население которого было очень многочисленным. Окрестности были покрыты болотами и густыми лесами. Монголы со всех сторон подвели к городу такие широкие дороги, чтобы по ним могли проехать рядом три-четыре повозки. Против городских стен выставили метательные орудия. Через несколько дней монголы полностью уничтожили его, захватив богатую добычу и отрезав правые уши жителям. Согласно уточненному переводу их оказалось 2700 человек. Скорее, речь шла о погибших жителях города и его окрестностей, а также павших воинах-защитниках. |
Живые рассказы краеведа о прошлом родного края, далеком и относительно недавнем – то, что благодарными читателями было, есть и будет востребовано всегда. Этой теме и посвящена новая книга эссе доктора исторических наук, профессора, знатока владикавказской старины Генрия Кусова "Путешествие в Былое", готовящаяся к выходу в издательстве "Ир". Сегодня "СО"публикует один из материалов, которые войдут под ее обложку. Еще во времена студенчества мне довелось часто посещать Музей осетинской литературы, располагавшийся в то время в здании Осетинской церкви, и обратить внимание там, в ее пантеоне, на ухоженную, увенчанную мраморным крестом могилу генерала Михаила Баева. Все остальные захоронения генералов и офицеров царской армии в ограде храма владикавказские большевики в 30-х годах разрушили – и освободили на этом мемориальном кладбище места для "героев новой эпохи". Эту же могилу – не тронули. Почему? |
Она была нанесена на плиту, изготовленную из белого известняка, имела подпрямоугольную форму, несколько сужавшуюся к вершине. Ее нижняя часть в форме выступа служила для установки в каменное основание. Подобные памятники Средневековья надежно зафиксированы письменными и археологическими источниками. Принято считать, что плита была обнаружена в долине реки Большой Зеленчук в июле 1888 г. художником Д. М. Струковым, снявшим копию (рисунок) с надписи. В 1892 г. с нее был снят оттиск из бумаги Г. И. Куликовским. Как недавно удалось выявить автору данной статьи, в альбомах Д. М. Струкова кроме плана-схемы местности, плана могильника с изображением плиты внутри каменной могильной ограды и рисунка самой плиты сохранился рисунок Зеленчукской надписи с пояснением о его изготовлении по "снимку иеромонаха Серафима". Протоколы заседаний Московского археологического общества подтверждают привлечение иеромонаха Серафима (Стефан Титов), основателя Святого Александро-Афонского Зеленчукского монастыря, к делу фиксации уникального памятника. Просьбы же общества к местным властям доставить плиту в исторический музей, видимо, остались без ответа. Поиски памятника в 1939 г. экспедициями Т. М. Минаевой, в 1946 г. – Е. Г. Пчелиной, в 1964 г. – В. А. Кузнецова и Т. Б. Тургиева, к сожалению, не увенчались успехом. Остается неизвестным и судьба оттиска Г. И. Куликовского. |
"В результате мы имеем откровенную фальсификацию на страницах детского учебника по родной истории. Задæлесги Нана пришла в горы издалека и укрыла спасенных ею детей в пещере неподалеку от Задалеска. Конечно, она не принадлежала к фамилии Текъойтæ, а была, как повествует фамильное предание, принята их предками в качестве гостьи, получила от них помощь и защиту. Вот что расскажет Вам любой представитель этой почтенной фамилии, да и любой внимательный знаток осетинского фольклора. Не хочу называть уважаемых мною людей, которых считаю ответственными за такое искажение. Желаю им внимания и любви к родной истории, ответственности перед младшими, безошибочной работы в будущем. Желаю заниматься каждому своим делом."
Дата: 14.04.2017
| Рейтинг: 5.0/3
| Комментарии:0
|