Меню сайта

Разделы новостей

История Осетии [43]
Скифы | Сарматы | Аланы [120]
Публикации, архивы, статьи.
Осетия [122]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
Кавказ [14]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
Ранняя история Алан [0]
Габуев.Т.А.

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1423

Форма входа

Логин:
Пароль:

Календарь новостей

«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Февраль » 22 » Профилактические и противоэпидемические мероприятия в народных училищах Терской области (кон. XIX - нач. XX вв.)
Профилактические и противоэпидемические мероприятия в народных училищах Терской области (кон. XIX - нач. XX вв.)
00:06
Э. М. Рубаева
Северо-Осетинский государственный университ, г. Владикавказ, Россия

Профилактическая и противоэпидемическая работа в учебных учреждениях является актуальной проблемой сегодня. Сезонные заболевания ОРЗ, различные инфекционные заболевания, эпидемические вспышки чаще всего имеют место в местах массового пребывания детей. Сегодня в каждом учебном учреждении есть медицинская служба, которая занимается этими вопросами. Но становление этой службы происходило в XIX веке. Опыт, накопленный в период формирования педиатрической, профилактической и противоэпидемической службы, имеет, несомненно, ценное значение и в наши дни.

В 1883 году на съезде учителей народных училищ Терской области врачом Владикавказского реального и городского Николаевского училища А. Р. Кобылянским было прочитано несколько лекций по школьной гигиене и в том числе одна лекция, посвященная важнейшим инфекционным болезням, поражающим преимущественно детей. Особенно заинтересовала всех последняя лекция. Все участники съезда выразили желание, чтобы лекции были изданы и поступили в образовательные учреждения. Лекции были изданы отдельной брошюрой. В брошюре были даны описания острых эпидемических («повальных») болезней встречающихся преимущественно в детском возрасте. Особенное внимание было обращено на профилактику и уход за больным. На съезде был поставлен вопрос о необходимости преподавания в учебных заведениях, которые готовят учителей для народных школ, дисциплины «Основные правила гигиены» или «Науки о сохранении здоровья».

Ежегодно эпидемические заболевания уносили тысячи детских жизней. Оспа, скарлатина, дифтерит особенно распространены были среди сельского населения, зачастую лишенного самой элементарной медицинской помощи. «Что может, в самом деле, поделать один врач на весь округ или уезд, в котором нередко бывает до сотни и более станиц и селений; да если еще этот врач завален массою судебно-медицинской работы, от которой он отказаться не в праве?

В такую тяжелую годину народного бедствия сельский учитель или учительница зачастую могут принести огромную пользу разумным советом и деятельностью, направленным к предупреждению появления повальной болезни или к прекращению уже существующей. Эта польза будет особенно осязательна в том случае, когда учитель или учительница успели заручиться доверием, любовью и уважением со стороны населения и, вследствие этогмогут оказывать на своих односельчан известного рода нравственное влияние»1.

Участники съезда учителей в самых общих чертах были ознакомлены с теми мерами, которые должны быть приняты для предупреждения и прекращения эпидемических заболеваний, с признаками, по которым могут быть распознаны важнейшие из этих болезней и со способами ухода за больными той или другой болезни. Была популярно изложена, господствовавшая в это время «паразитарная или грибковая» теория происхождения того или другого инфекционного заболевания. Как правило, инфекционные заболевания находят благодатную почву там, где низкий уровень жизни, не соблюдаются элементарные гигиенические условия. «В самом деле, о какой гигиене может быть речь в тех. например местностях, где сельское население, вследствие крайней поголовной бедности, - о причинах которой распространяться здесь не место,- при тяжелом непосильном труде, вынуждено довольствоваться - да и то в небольшом количестве - лишь грубой, малопитательной и трудноперевариваемой пищей..., жить в курных, душных и тесных избах и т. п.2». Но там, где уровень жизни сельского населения выше (например, казачьи станицы) улучшить гигиеническую обстановку значительно легче.

Из числа гигиенических мер, которые были рекомендованы на съезде, первостепенными, на случай грозящей эпидемии, являлись чистота и чистоплотность в широком значении этого слова. «Соблюдение чистоты относительно самого себя, своей семьи, своего жилища, двора и надворных построек - конюшен, сараев, хлевов - относительно прилегающей к жилищу с улицы или площади - вот что требуется на первых порах»3.

Особую опасность во время эпидемий представляли места компактного нахождения определенных групп населения. Школы, приюты, детские сады в подобных случаях могли стать очагом, источником заразы. Поэтому исключительной мерой в случае распространения эпидемии, как было отмечено на съезде, должно стать временное закрытие школы.

Народные обряды (погребение умерших, поминки и т. д.) в период эпидемий способствуют расширению ее ареала. Задача учителя, состояла в том, чтобы «под страхом взыскания» запретить ученикам посещение таких мест в период эпидемий.

Применение одних гигиенических мер в сельской местности явно недостаточно, поэтому было рекомендовано на съезде, во время детских эпидемий открывать в сельской местности особые временные больницы для больных детей. Это должно быть хорошо отапливаемое, проветриваемое и просторное помещение, доступ в такие больницы посторонним должен быть воспрещен. Важным условием оздоровления населения являлось отделение больных от здоровых. Дальнейшими мерами к прекращению эпидемии должно было стать обеззараживание (дезинфекция) жилищ и помещений в которых находились заразные больные. Самыми доступными средствами обеззараживания являются огонь и высокая температура, а также различные химические вещества.

Учителям народных училищ было рекомендовано при первых признаках начинающейся болезни (слабость, общее недомогание, повышение температуры) запретить ученику временно посещать школу. Рекомендовано было в каждой школе иметь термометры, и в случае первых проявлений болезни измерить температуру у учеников.

Большое значение, как было отмечено в лекции Л. Р. Кобылянского, имел уход за больными. «Во многих случаях этот уход приносит гораздо больше пользы больному, чем всевозможные аптечные средства, тем более, что весьма немного есть болезней, против которых бы мы имели радикальные, наверняка действующие средства, уничтожающие болезнь в самом ее корне4». Внимание учителей было обращено на особенности ухода за детьми, болеющими различными заразными заболеваниями (дифтерит, корь, скарлатина и др.)

Наиболее распространенным детским инфекциям были посвящены отдельные лекции (лекции: «Дифтерит», «Скарлатина», «Корь», «Коклюш», «Заушница или свинка», «Возвратный тиф», «Сыцной и брюшной тиф»).

До начала XIX века оспа представляла собою одну из самых страшных и самых распространенных заразных заболеваний, которая ежегодна уносила массу жертв в городах и странах. Оспа внушала людям такой же страх, как чума или холера. Но уже тогда было замечено, что прививка оспы вызывает у неболевшего оспой человека заболевание более легкое, чем при передаче заразы другим путем. В 1796 году английский врач, Дженнер, заметил, что прививка так называемой коровьей оспы, не вызывая никаких серьезных расстройств, делает в то же время привитых таким образом людей почти невосприимчивыми к яду человеческой оспы.

На съезде внимание учителей было привлечено к необходимости широкого и повсеместного оспопрививания. В России во второй половине XIX века, так же как и в других цивилизованных странах было введено обязательное оспопрививание, за правильностью проведения которого следили губернские и уездные медицинские учреждения. Дирекция и учителя народных училищ, согласно этому правилу, обязаны были требовать от всех, поступающих в народные училища медицинское свидетельство о привитии предохранительной оспы.

«Лечение - Это дело врачей. Вы же, со своей стороны, можете принести большую пользу делу народного здравия, если будете указывать своим односельчанам, каким образом наилучше уберечь детей от заболевания какой-либо заразительной болезни. Кроме того, Вы можете дать им целый ряд наставлений относительно ухода за больными и употребления тех несложных домашних средств какие могут встретиться в домашнем обиходе, равно как и тех простых врачебных средств, которые найдутся в Вашей школьной домашней аптечке»5.

Литература

1. Кобылянский Л. Р. О важнейших повальных заболеваниях детей, преимущественно в школьном возрасте. Владикавказ. 1889. С.2.

2. Там же, С.9.

3. Там же, С. 9.

4. Там же, С.22.

5. Там же, С. 78.

Источник:
Рубаева Э. М. Профилактические и противоэпидемические мероприятия в народных училищах Терской области (кон. XIX - нач. XX вв.) // Проблемы демографии, медицины и здоровья населения России: история и современность: сборник статей VII Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2009. - 232 с. С. 214- 217.
Категория: Кавказ | Просмотров: 1191 | Добавил: 00mN1ck | Рейтинг: 0.0/0 |

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]