Меню сайта

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1450

Форма входа

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Осетия - Алания | Осетины - Аланы | Сарматы

Главная » Статьи » Духовный и культурный мир Алании » Древнее учение Алании

АСАТА. Часть 3. Зэды и Дауаги. (Зэдтэ эмэ Дауджитэ)
В осетинском языке слово Зэд (изэд) употребляется часто со словом поправкой «быдыры зэдтэ» (зэды полей (земли)). Понятие зэд встречается и в Авесте. Это слово специалистами принято переводить, как (букв.) «достойные почитания»(Авеста в русских переводах1861-1996г. Санкт-Петербург,1998г. стр.421). Если при этом учесть осетинскую поправку «быдыры», то получится «силы земли, достойные почитания». В Осетии издревне считается, что в каждой местности есть свой дух покровитель. Духу покровителю местности люди приносят жертвы и обращаются к нему с молитвой о благополучии дома. Путники так же обращаются с молитвой к зэду той местности, через которую лежит их путь, чтобы на опекаемом им участке пути он уберег путника от несчастий (фыдбылызэй). Зэды контролируют и место, где расположены село или дом. Так «Сафа бынатыхицау» (Сафа хозяин места) требователен к порядку в доме(возможно этим поверием объясняется акуратность и чистоплотность осетинских женщин -хозяек) и требует к себе особого внимания, осуществляемого хозяевами дома через посредство очажной цепи. В его честь осетины делают три пирога и посвящают жертвенных животных.
Насколько актуальны сегодня верования осетин о Зэдах?
Если попытаться объяснить значение слова «Зэд» согласуясь с представлениями современной науки, то можно прийти к выводу, о том что речь идет, вероятно, о разнице электромагнитных потенциалов на различных участках земли зависящих от различных причин в том числе: состав пород, плотности залегаемых пород, грунтовых вод и т.д. и т.п. Сегодня всем известно о влиянии силовых (в т.ч. гравитационных) полей на нервную систему человека. Такое влияние может быть благоприятным или неблагоприятным. И кто знает? Может быть молитвой действительно можно смягчить неблагоприятное действие силовых полей. Да и сила (поле), влияющее на сознание, не является ли также неведомой для нас формой сознания? Ведь много явлений в природе еще непонятно современной науке.


Слово «дауаги», очевидно, сложное слово, состоящее из двух слов «Дау» и «йуаг». В осетинском языке не осталось значения слова «дау», но обратившись к индоевропейским языкам можно предположить, что оно родственно с древнеиндийским «део» и греческим «деос» и означает «небо» (космос). Таким образом, слово «дауаг» можно перевести, как «небесные» или «космические духи» (энергии). В Нартском эпосе, действительно, по всем признакам Дауаги не переходят за рамки этого перевода. Они контролируют холод, снег, жару (Узалыбардуаг, Ихыбардуаг) . К ним, относятся и энергии небесных сил, включая Солнце. Так, в сказании «Уархтэнэг эмэ йэ фырт Сыбэц» (Уархтанаг и его сын Шибэс) описывается, как Шыбэсу удалось попасть в страну Дауагов. Сказание описывает следующий эпизод:»Уархтэнэджы фырт дауджиты лэпутэм дзуры:
Бауадзут уемэ хьазын. «Сымах ку фембылды уат, уэд мэ уэларвмэ акэнут»(Нарты кадджытэ. Чиныгуадзэн ИР, Орджоникидзе,1989г. Собр. Гутиаты Къ. т.1.стр368) . (Сын Уорхтанага подошел к мальчикам дауагам, и попросил поиграть с ними, заранее договорившись, об условии игры - « Если вы проиграете, то отведете меня в свою страну»).
Выиграв игру, он отправляется с проигравшими в страну дауагов на небо, и, видя это, дочь Солнца говорит своей матери: «дауджиты фырттэ йэ (Сыбэцы) семэ ракодтой. Ардэм къау» (там же). (Мальчики дауагов ведут его (Шыбэса) с собой и сейчас он должен подойти сюда). Этот эпизод ясно показывает, что и солнце и другие дауаги живут в небесной стране, называемой страной дауагов.
Дауаги - по мнению древних, имели свои «бартэ» (функциональные права и обязанности) и отвечали перед богом за материальный мир. Все эти силы имели свои материальные проявления (небесные тела) и поэтому не лишены своего эго. В эпосе встречаются эпизоды, когда зэды и дауаги общались с нартами на равных, пытались обмануть их или распорядиться ситуацией на свое усмотрение в ущерб нарту. Так, например, Нарт Сослан дал материал зэду Сафе от упавшего метеорита, для того, чтобы тот приготовил ему хороший нож. Он рассказал об этом Шатане, после чего она предупредила его: «Сафайыл эуэнк нэй, дэ кард дын эндэрэй аивдзэн» (там же стр.353) (Сафе нельзя верить он может обмануть и поменять твой нож на другой).
Сафа действительно пытается обмануть Сослана несколько раз подряд, подсовывая ему другой нож.
Но так как, Зэды и дауаги отвечают за материальный мир именно у них осетины просят материального благополучия и спокойствия в доме. Обращаются к ним в строгой очередности только после прославления Хуцау (Всевышнего Бога) и Уастырджи (Великого духа Уас). К этим силам обращаются, моля о здоровом стаде (Фосы Фоелвара), ограждении от болезней (Рыныбордуаг), изобилии продуктов питания (Мыкалгабырта), обилии зерна (БурхорАли) и т.д.
Зэды и дауаги гораздо более мощные силы, чем уайуги, они определяют во многом судьбу человека, они влияют на его материальное благополучие; выйти из под их влияния крайне тяжело и это под силу только настоящему герою, но сумевший сделать это, посвящается в таинство древнего знания,Уас которое олицетворяет мифическая чаша Уасамонга (см. сказание о Чаше Уасомонга). Невольно приходит на память китайская мудрость: «Все подвластно звездам, только совершенномудрый неподвластен им».
Но согласно Нартскому эпосу даже тот, кто оказался достойным учения Уас не может до конца освободиться от этих сил, пока его душа не расстанется с материальным телом. Так зэды и дауаги просили бога убить Батраза за то, что он так беспощаден к ним.(Нарты. Осетинский героический эпос.кн.2, восточная литература, Москва,1989г.) В конце концов, Батраз умер и только после смерти он смог соединиться с миром Уас и стать Уастырджи.(Эта идея была заимствована христианами, так Иисус постигший таинство Святого Духа, после смерти возносится в небо и становится богом для верующих христиан). Итак, если мифические образы попытаться перевести на современный научный язык, то древнее понятие зэды и дауаги, есть ничто иное как, символы материальных сил и энергий (йуаг) земли и космоса.

Знания наших предков о дауджитах подталкивало их к изучению небесных светил. Древние абсерватории найдены при раскопках дрвених арийских городов: Аркаима, раскопки которого производятся в Челябинской области; Рокскау(Роксаков)(Светлый город), на территории Среднего Урала; в аланском городе в Карачаево Черкесси в урочище Архыз(При принятии христианства эта абсерватория была уничтожена и из камня разрушеного здания (уникального по своей архитектуре, сохранившийся фундамент представляет из себя правильный круг диаметром 88метров) построили христианские церкви.)

Даурбек Макеев
Категория: Древнее учение Алании | Добавил: fandag (22.05.2007)
Просмотров: 8862 | Рейтинг: 5.0/4 |

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]