Ссылки

|

Осетия и Осетины

Главная » Онлайн игры » Кавказ

Скифы и Кавказ

В VIII-VII вв. до н.э. на Предкавказской равнине сложился сильный союз скифских племен. Это объединение, известное как европейские скифы, сразу же заявило о себе активной военной политикой. Переход к кочевому скотоводству уже состоялся и требовал расширения пастбищной территории. Общественное развитие скифов дошло до этапа разложения родового строя, когда на смену равноправию всех членов племени приходит сословное деление. Частно-семейная собственность на скот необходимая для успешных занятий скотоводством, привела к имущественному неравенству кочевников. Рядовые скифы были независимы и участвовали в народном собрании, но реальное руководство каждым племенем и всем союзом постепенно переходило в руки военной знати во главе с вождями. Это были представители тех родов и племен, которые еще в эпоху арийского единства закрепили за собой военную функцию Именно военные навыки и военная активность определяли теперь судьбу каждого человека и всего народа. Не случайно общественный строй который существовал у скифов в VIII-VII вв. до н.э., иногда называют военной демократией. Военно-демократическое устройство — это форма перехода от родо-племенного общества к государству и классовому разделению. Демократия сохраняется в виде народного собрания, а война становится главным источником богатства, без которого знать не может закрепить своего господства и создать государственное управление Ведь рядовые скифы были свободны, вели собственное хозяйство и не несли повинностей. А завоевать земледельцев, чтобы наложить на них дань, скифская аристократия пока не успела. Поэтому первые цари скифского союза повели свой народ в далекие походы.
Изгнание киммерийцев. Начиная завоевание новых территорий европейские скифы столкнулись с другим объединением иранских кочевников _ киммерийцами. Эти ближайшие родственники скифов жили на Северо-Западном Кавказе и в прилегающих районах Северного Причерноморья. Великий древнегреческий историк Геродот приводит рассказ о том, как киммерийцы встретили нашествие скифов. Цари предлагали сражаться, но народ решил без боя отдать свою страну скифам. Тогда киммерийские цари разделились и стали сражаться друг с другом чтобы умереть на родине и покоиться в родной земле. Такая легенда свидетельствует, что скифы без особого труда взяли верх над киммерийцами 11ри этом часть киммерийцев покорилась завоевателям и вошла в состав скифского союза. Другие же отправились походом на юг - в страны Закавказья и Передней Азии.
В конце VIII в. до н.э. киммерийцы уже обосновались на территории нынешней Западной Грузии. Оттуда они совершали набеги на царство Урарту. Сохранились донесения ассирийских разведчиков, которые описывают киммерийцев как опасных врагов. Киммерийская опасность состояла в новом вооружении и тактике конного боя, характерной для народов скифского мира.
В первой половине VII в. до н.э. киммерийцы переместили свою активность в Малую Азию — на территорию современной Турции. Их участие в чужих войнах и собственные грабительские набеги прекратились около 650 г. до н.э., когда главные силы киммерийцев были разгромлены скифским царем Мадием.
Скифские походы в Переднюю Азию. Западную часть Азиатского континента часто называют Передней Азией. Этот регион входит в число древнейших очагов земледельческой цивилизации, первые государства здесь возникли в III тысячелетии до н.э. Переднеазиатские страны привлекали северных иранских кочевников своим богатством. Суровых степняков должны были поразить рассказы об азиатских базарах и искусных ремесленниках, о роскошных дворцах и величественных храмах.




Вслед за киммерийцами и скифы направили свои походы за Кавказский хребет. Впервые это произошло в 70-е гг. VII в. до н.э. Вождем, который возглавил скифов в наступлении на Переднюю Азию, был Иш-пака. На территории нынешнего Азербайджана и в прилегающих южных районах скифы создали базу для своих набегов — так называемое Скифское царство. Оседлое население было обложено повинностями, сами скифы занимались только войной. Они пришли без женщин и обоза, наводя ужас дальнобойными стрелами и стремительными рейдами конных отрядов. В течение следующего века все армии взяли на вооружение скифские стрелы, которым нечего было противопоставить.
Страх, который внушали скифы, ярко описан в Библии. В ветхозаветной книге пророка Иеремии, например, о скифах говорится как о Божьей каре: «Вот, я приведу на вас, дом Израилев, народ издалека, — говорит Господь, — народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его — как открытый гроб, все они — люди храбрые. И съедят они жатву твою и хлеб твой, ...разрушат мечом укрепленные города твои, на которые ты надеешься».
Первоначально скифы выступили против Ассирийской державы. Война закончилась около 673 г. до н.э., когда царь Ишпака погиб в одной из битв. Ему наследовал Партатуа, заключивший союз с царем Ассирии Асархаддоном. Очевидно, для закрепления достигнутого мира Асархад-дон отдал в жены Партатуа свою дочь. Ассирия очень нуждалась в союзе со скифами, потому что как раз в это время восстали подвластные ей мидяне. Их вождь Фраорт сумел объединить мидийские и другие иранские племена и добиться независимости. Вначале скифы поддержали Фраорта как союзника против Ассирии. На примере выхода мидян из-под своей власти Асархаддон осознал гибельность для Ассирии скифо-мидийского союза. Скифы были слишком значительной силой, и ассирийцы сделали все возможное, чтобы перетянуть их на свою сторону.
Заключив союз с Асархаддоном, Партатуа вернулся на родину. Но часть скифских отрядов оставалась в Закавказье. В качестве друзей и союзников Ассирии скифы получили право контроля над Маннейским царством, когда царь маннеев попросил у ассирийцев помощи против народного восстания. По-видимому, скифские отряды сменяли друг друга, собирая дань с подвластного населения Скифского царства, совершая набеги или поступая на службу к соседним властителям. Одни возвращались в Европейскую Скифию, другие уходили в Переднюю Азию. Герои Нартовского эпоса совершали годичные, трехлетние и семилетние походы, а вернувшись домой, начинали готовиться к новым военным предприятиям. Эта особенность скифского образа жизни была неотъемлемой чертой военной демократии.
В середине VII в. до н.э. скифский царь Мадий, сын и наследник Партатуа, совершил новый грандиозный поход, завершившийся двадцативосьмилетним господством скифов в Азии. Мадий провел свое войско по берегу Каспийского моря и ворвался в Мидию как раз в то время, когда мидяне объявили войну Ассирии. Возможно, Мадий был внуком Асархаддона и родным племянником его сына Ашшурбанапала, царствовавшего тогда в Ассирии. Во всяком случае, Мадий остался верен союзу, который заключил с Ассирией его отец. Помощь скифов была своевременной. События происходили около 652 г. до н.э., в период тяжелой войны с восставшим Вавилоном и другими подчиненными Ассирии странами, которые надеялись завоевать независимость. Мидяне решили воспользоваться трудным положением своего давнего врага. Царь Мидии Фраорт пошел походом на Ассирию, но потерпел поражение от скифов и погиб.
Установив свое господство в Мидии, скифы отправились в Малую Азию, где истребили киммерийцев. Оттуда Мадий дошел до египетских владений в Сирии и Палестине. Фараон Псаметтих I богатыми дарами убедил скифов не продвигаться дальше. Поход Мадия произвел на современников неизгладимое впечатление. Сильное государство Урарту из-за скифской опасности признало над собой главенство Ассирии. Впрочем, через несколько лет Ассирия стала ареной  ассимилировалось в скифо-сарматской среде.




М.М. Блиев, Р.С. Бзаров "История Осетии"
Рейтинг: 3.0/2
Счетчики: 792 | Добавил: Рухс
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]