Главная » Каталог сайтов (6) |
Алания
[1]
Аланская культура
|
Осетия
[0]
Северная Осетия, Южная Осетия
|
Осетинский домашний очаг
[1]
Очаг, как святыня, у осетин
|
Сарматы
[1]
Сарматы-кочевники евразии
|
Культура и искусство Осетин Алан
[3]
Осетинское искусство
|
Медицина и здоровье [0] |
Наука и образование [0] | Непознанное [0] |
Новости и СМИ [0] | Общество и политика [0] |
Отдых и развлечения [0] | Производство [0] |
Работа и заработок [0] | Спорт [0] |
Справки [0] | Товары и услуги [0] |
Юмор [0] | Книги [0] |
В числе ключевых проектов, реализация которых в ближайшем будущем позволит выйти Северной Осетии на новый уровень в своем качественном культурном и экономическом позиционировании и по-новому определять статус республики, наряду с «Мамисоном» и Северо-Кавказским культурным центром Валерия Гергиева значится и Национальный музей. Одним из протокольных решений заседания Правительства России по вопросу о социально-экономическом развитии РСО-А летом прошлого года было создание в республике Национального музея на базе нынешнего СОГОМИАЛа. И как было отмечено на одном из рабочих совещаний по вопросу об общей концепции будущего музейного комплекса (с участием автора рабочего проекта реконструкции первой очереди, члена президиума Международного совета музеев (ИКОМ), члена-корреспондента Академии архитектурного наследия, архитектора Валентина Гаврилова и архитекторов Северной Осетии), внесение такого объекта, как Национальный музей, в постановляющую часть протокола заседания правительства страны - случай беспрецедентный. |
Северо-Осетинский Государственный Ордена Трудового Красного Знамени драматический театр... Отныне так будет начинаться каждая афиша и программа нашего театра. Да, нашему театру 50 лет. Зтот срок не так велик в истории нашего народа; тем величественнее его успехи в области зкономического и культурного роста. Это можно легко проследить даже на примере творческой жизни осетинского театра в такой малекысой республике, как наша. 10 ноября 1935 года. В этот день впервые открылся занавес профессионального национального осетинского театра. Сбылась мечта многих просветителей, литераторов, передовых людей народа и осетины обрели «признак совершенетва нации — театр (по словам великого русского драматурга А. Н. Островского). История создания нашего театра аналогична истории многих национальных театров страны. Восемнадцать осетинских парней и двенадцать девушек сельских и городских волею судьбы и московской комиссии отправились в 1931 году в Москву в ЦЕТЕТИС, так назызался тогла ГИТИС им. Луначарского. Советское правительство приняло решение об организации в этом авторитетном учебном заведении, национальных студий, первой из которых стала — осетинская. |
«Великий, торжествующий гений! Подрастающее поколение моей родины приветствует тебя как друга и учителя, как путеводную звезду, в новом своем движении к храму искусств, наук и просвещения». Эти строки великий Коста Хетагуров сказал в честь любимого им Михаила Лермонтова на открытии памятника русскому поэту в Пятигорске в 1889 году. Тогда же Коста прочитал свое стихотворение «Перед памятником». Спустя более сотни лет ежегодно 15 октября мы отмечаем дни памяти двух художников слова, умевших выразить думы и чаяния своих современников, сумевших навсегда остаться современниками для будущих поколений. |
Осетинская погребально-поминальная обрядность имеет черты глубокого архаизма, что отмечалось многими исследователями (Такоева,1957; Калоев,1964; Гаглоева,1974; Кокоева,1980; Чибиров,1984; Хадикова,2003 и др.). При этом этнографы единодушно констатируют, что эта архаика имеет своими корнями погребальные обычаи ираноязычных предков осетин – скифов, сарматов, алан. О сходстве похоронных традиций скифов и осетин писалось неоднократно. Первым такой сравнительный анализ провел В.Ф. Миллер (1882). Статья В. Ф. Миллера «Черты старины в сказаниях и быте осетин» положила начало ретроспективному поиску архаичных элементов в материальной и духовной культуре осетин конца XIX - начала XX вв. Как видно из названия статьи, прежде всего, рассматривались «сказания» - нартовский эпос, воспевавший подвиги древних героев - нартов; при этом В. Ф. Миллером с поразительной наблюдательностью были показаны параллели между скифским бытом по Геродоту и некоторыми обычаями легендарных нартов. |
Важнейшей принадлежностью хадзара был очаг (къона) с неугасающим огнем и спускавшаяся над ним цепь (рахыс), которые составляли, по словам Коста Хетагурова, величайшую святыню каждого осетина. Над очагом и цепью давали клятву, с ним прощалась девушка, выходя замуж, вокруг очага обводили молодую, приобщая ее к новой семье, и т. д. Украсть или выбросить очажную цепь считалось большим оскорблением для всего рода и вызывало кровную месть. «Эта цепь,— писал В. Б. Пфаф, — составляет святыню и выбросить ее из дому считается смертельною обидою для хозяина». Характерно, что осетины, переселяясь на равнину, не расставались со своими очажными цепями и привозили их на новые места жительства. Почитание очагов и очажной цепи явилось главной причиной сохранения у равнинных осетин, не говоря уж о горцах, вплоть до начала XX в., очага, который, как известно, весьма неудобен для отопления помещения. Такого почитания очага мы не находим ни у одного из других народов Кавказа. Возможно, что это объясняется особыми этническими традициями, уходящими в глубь веков. К этим же традициям можно отнести и деление хадзара очагом на две части: на правую — мужскую и левую — женскую |
В венгерской этнографической литературе общепринято выделение 12—14 селений в область Ясшаг, считавшуюся этнически единой и заселенной не венгерской этнической группой. Сейчас это «чужеродное» происхождение сохранилось только в народной памяти. Жители Ясшага со временем стали венграми по своему языку. Их быт и нравы сблизились или стали тождественными с венгерскими. В настоящее время ясы отличаются от венгров исключительно по названию, сохранившемуся от бывшего административного деления. Наука должна ответить на вопрос, отличается ли Ясшаг на самом деле чем-то от окружающих областей? Содержит ли он такие элементы культуры, которые послужили бы достаточно прочной основой для выделения его в особое культурное единство? |