Меню сайта

Разделы новостей

История Осетии [43]
Скифы | Сарматы | Аланы [120]
Публикации, архивы, статьи.
Осетия [122]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
Кавказ [14]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
Ранняя история Алан [0]
Габуев.Т.А.

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1423

Форма входа

Логин:
Пароль:

Календарь новостей

«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Поиск

Ссылки

аттестация по промышленной безопасности, предаттестационная подготовка по промышленной безопасности |

Статистика


В сети всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Информация о сайте

В середине I тысячелетия до н.э. обширные степные пространства от Северного Причерноморья и Предкавказья до Средней Азии, Казахстана и Южной Сибири были населены близкородственными племенами иранских кочевников. В древнеперсидских надписях они известны под именем саков, европейские авторы называли эти племена скифами, затем сарматами, а позднее аланами. В узком смысле скифами чаще именуют жителей равнин Северного Кавказа и Причерноморья, отделяя их от других народов «скифского мира» - европейских савроматов и киммерийцев, азиатских саков, массагетов, исседонов и дахов. По историко-географическому принципу скифские народы называют северными иранцами древности - в отличие от южных иранцев, расселившихся в плодородных долинах Иранского нагорья и Средней Азии. Иранские страны, широко известные в истории - Мидия, Персия, Согдиана, Хорезм, Бактрия, Маргиана, Парфия, Арейа. По происхождению, языку и культуре иранцам наиболее близки индоарии, их общие предки в бронзовом веке составляли так называемую индоиранскую (или арийскую) общность. Индо-ариями называют арийскую ветвь, поселившуюся на полуострове Индостан. Не случайно и Нартовскии эпос, запечатлевший мифологические представления и бытовые особенности скифской эпохи, хорошо сохранил сюжеты и образы, которые находят прямые аналогии в эпических сказаниях и священных книгах Древней Индии и Ирана.

Скифский мир был связующим звеном между Западом и Востоком, между цивилизациями Средиземноморья и народами северной Евразии. Скифская цивилизация послужила основой культурного развития многих стран. Народы скифского мира положили начало трехтыся-челетней традиции евразийского культурно-исторического единства.

Большинство скифов были кочевниками-скотоводами. Некоторые оседлые племена занимались земледелием, возделывая пшеницу, просо и ячмень. Кочевники жили в войлочных юртах и кибитках, используемых для перевозки семей и имущества. Они пасли овец и крупный рогатый скот, но главным богатством считали табуны лошадей. Владение конями служило мерилом достоинства и экономической самостоятельности кочевника.

Основа скифского войска - легкая конница. Типичный скифский воин - конный лучник, вооруженный также копьем для метания и коротким мечом-акинаком. Излюбленный тактический прием скифов - конная атака лавой с метанием стрел и притворным отступлением. Тяжелая панцирная кавалерия с длинными мечами и копьями играла вспомогательную роль, составляя аристократическую гвардию скифских царей. Опасность разорительных скифских набегов и желание подчинить и использовать военную силу скифов заставляли персидских царей направлять на северных кочевников свои походы. В 530 г. до н.э. основатель Ахеменидской державы Кир II предпринял поход на массагетов, которыми правила царица Томирис. В жестокой битве персидская армия была разгромлена, и великий Кир погиб.

В 519 г. до н.э. Дарий I совершил победоносный поход на саков-тиграхауда и пленил их вождя по имени Скунха. А в 512 г. до н.э. Дарий бесславно проиграл начатую им войну с причерноморскими скифами. Под предводительством царей Иданфирса, Скопасиса и Таксакиса скифы отступали, заманивая врага вглубь степей и громя его стремительными набегами. Скифское царство делилось на три части во главе с тремя царями, один из которых был верховным - как Иданфирс во времена войны с персами. Подвластная каждому из царей территория состояла из округов, возглавляемых окружными правителями. Территориально-политическое устройство Скифии воспроизводит общую для индоиранцев троичную социальную схему, в основе которой лежало мифологическое представление о трехчастности космоса. По легенде, записанной Геродотом, предком скифов был богочеловек Таргитай. Трое его сыновей - Липоксай, Колаксай и Арпоксай воплощают три социальные функции
ариев: религиозную, военную и производительную. Соответственно и все скифы делились на три «рода», а их страна - на три царства. Это деление сохранилось в Нартовском эпосе (три рода, жившие в трех частях Города Нартов) и в общественной жизни осетин до XIX в.
Европейская Скифия достигла зенита своей силы в IV в. до н.э., когда Атей Великий создал крепкую державу, лишив власти других царей. Столицей Скифии в ту эпоху был ремесленный и торговый город на Днепре, его остатки археологи называют Каменским городищем. Атей погиб в 339 г. в неудачной войне с македонским царем Филиппом. Скифское царство, существовавшее еще полтора века, не сумело вернуть прежнего могущества и пало под натиском сарматов.