Главная » Файлы » Мировая история » Исследования |
[ ] | 30.10.2007, 14:09 |
Киммерийцы являются древнейшими из числа известных по своему имени народов,
обитавших в Восточной Европе. С ними связана эпоха, которая освещается не
только немыми археологическими материалами, но и свидетельствами письменных
источников, что имеет особое значение для исторической науки. Они оставлены нам
ранними греческими писателями и подкреплены данными переднеазиатской клинописи. Происхождение имени "киммерийцы" вызывает споры. Одни ученые производят его от финикийского слова -"темный". Другие исследователи считают, что оно происходит от греческого слова "зимние", то есть люди стран, в которых, по представлениям греков были холодные зимы. Имя "киммерийцы" пытались также перевести с фракийского и хеттского языков. Однако, наибольший интерес вызываетобъяснение этого имени с позиции древнеиранского языка как самоназвания "подвижный отряд ираноязычного кочевого населения евразийских степей" Первые известия о киммерийцах сохранились в поэмах гениального Гомера, датирующихся 8 в.до н.э. "Закатилось солнце ,- рассказывается в "Одиссее" ,- и покрылись тьмою все пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана. Там народ и область людей киммерийских, окутанные мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами- ни тогда, когда восходит на звездное небо, ни тогда, когда с неба склоняется к земле, но непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными" (Одиссея ,XI, 12-19). Гомер помещает киммерийцев где-то на крайнем севере, рисуя их обиталище как преддверие царства мертвых.Более точно, на северном побережье Черного моря, локализует киммерийцев "Отец истории" Геродот. От при-черноморских греков и скифов он узнал, что вся страна, которую в его время (5 в.до н.э.) занимали кочевые скифы, ранее принадлежала киммерийцам, покинувшим ее под давлением скифов, пришедших с востока, из глубин Азии. В подтверждение своих слов он пишет:" и теперь еще есть в Скифии Киммерийские стены, есть Киммерийские переправы, есть и область, называемая Киммерией, есть и так называемый Киммерийский Боспор (IV, 12). От Геродота мы знаем также о могиле киммерийских царей у реки Тираса (так греки называли в древности Днестр). О ее появлении здесь рассказывается в известном предании о вторжении скифов в Северное Причерноморье. Опасаясь многочисленных скифов, киммерийцы решили уйти со своей земли. Однако, их цари предлагали бороться с врагами. Не получив поддержки со стороны народа, цари разделились на равные части и сразились между собой. Убитых в этой битве царей погребли в кургане, который был виден имного лет спустя. В подобных рассказах, вероятно, содержатся отголоски исторической правды о киммерийских владыках, о тех, кто становился во главе отрядов киммерийцев, совершавших далекие походы в страны древнего Востока. Их имена (Теушпа, Лигдамис, Сандакшатру) упоминаются как в античных литературных источниках, так и в ассиро-вавилонских клинописных текстах. Среди клинописных документов выделяются шпионские донесения с границ Урарту, хроники ассирийских и вавилонских царей, их дипломатическая переписка, оракулы бога Шамаша. Все они говорят о народе гамирра(гумиртае?), то есть киммерийцах, который начиная с последней четверти 8 в.до н.э. стал сначала тревожить северные границы государства Урарту, а затем проник в Ассирию и Малую Азию. По этим данным, около 714 г.до н.э. киммерийцы появились у северных границ Урарту, и Руса I, царь урартов, ходил на них не слишком удачным походом. Против киммерийцев были собраны чуть ли не все урартские войска, причем в них находился и сам царь, его туртан (главнокомандующий), и к тому же по меньшей мере 13 областеначальников. Несмотря на концентрацию сил урартов, киммерийцы нанесли им сокрушительное поражение, наголову разгромив войска туртана и еще 2 областеначальников и захватив их самих в плен. Остальные 11 областеначальников были вынуждены отступить, а сам царь поспешил в Урарту, оставив свои войска. Эти сообщения свидетельствуют о значительной боевой мощи киммерийцев, которые были способны противостоять объединенным военным силам такой крупной державы, как Урарту. Опустошительные набеги грозных северных кочевников оказали сильное впечатление на современников, а их внешний вид был настолько необычным, что образ киммерийских воинов был запечатлен не только в текстах, но и в изобразительном искусстве, например, в вазовой живописи. К вопросу о древневосточной эпопее киммерийцев мы еще вернемся, а пока зададимся вопросом об их происхождении, культуре, а также археологических памятниках. Появление киммерийцев на исторической арене было связано со многими
процессами, происходившими в конце II - начале 1 тыс.до н.э. в степных районах
Восточной Европы. Существенным фактором, вызвавшим формирование
раннекочевнический образований на этой территории, было ухудшение
природно-климатических условий. Наряду с другими причинами, оно способствовало
распаду таких крупных культурных общностей эпохи поздней бронзы как срубная и
белозерская. Их население имело комплексное земледельческо-скотоводческое
хозяйство, и иссушение климата вынудило стенных обитателей перейтик кочевому
скотоводству. Однако, с ростом засушливости и уменьшением продуктивности
степных ландшафтов в 10-9 вв. до н.э. неокрепшее еще кочевое хозяйство, также,
по-видимому, начинает переживать кризис. Это заставило значительную часть
населения покинуть степные районы и переселиться в места с более благоприятными
природными условиями. Данное положение можно проиллюстрировать некоторыми
цифрами. Так, в 12-10 вв. до н.э., по сравнению с предшествующим периодом, в
степной зоне между Доном и Дунаем наблюдается десятикратное уменьшение
количества поселений и погребений. Те же тенденции сокращения населения
проявляются в степном Причерноморье и в последующую киммерийскую эпоху, что находит
своеотражение в отсутствии на этой территории поселенийи стационарных
могильников. Вместе с тем, следует отметить, что указанные выше переселения не привели к запустению степей. Часть кочевого населения осталась там, сосредоточившись в местах, наиболее пригодных для жизни, например, в долинах больших рек. Именно с ней следует связывать другую группу киммерийских памятников. Она названа "черногоровской" по захоронению в кургане у хутора Черногоровский в Донецкой области. Эта группа памятниковлокализовалась на широкой территории от Заволжья на востоке до низовий Дуная на западе. Именно черногоровское население более тесно связано по обряду погребения и общему облику материальной культуры со степными культурами эпохи поздней бронзы юга Восточной Европы. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что сложение киммерийской культуры было достаточно сложным процессом. Оно осуществлялось в условиях коренной перестройки хозяйства и быта, этнического смешения и высокого диапазона связей. Киммерийцы являлись создателями первого крупного объединения кочевых племен на юге Восточной Европы. Как и многие кочевнические объединения, они включали ряд группировок, имевших свои особенности в материальной культуре и, возможно, разное происхождение. Наиболее ярко это демонстрирует существование двух крупных групп памятников: черногоровской и новочеркасской. Если не считать кладов и случайных находок, то единственными памятниками киммерийского периода являются могилы: впускные и реже основные захоронения в курганах. Известны также безкурганные погребения и даже могильники. Следы временных стойбищ кочевников почти неуловимы. Лишь около с. Сергеевка на берегу Сиваша были найдены остатки зимника, на месте которого, помимо бронзовых удил с кольцевидными концами и прямыми стержневидными псалиями, оказались обломки глиняных сосудов. Религиозная идея киммерийского погребального обряда очень древняя. Основное ее содержание сводится к заупокойному культу предков, к стремлению обеспечитьзагробную жизнь. Для этого клались заупокойные дары и совершались жертвоприношения. В киммерийское время лишь усилилась тенденция к возвеличиванию конного, хорошо вооруженного воина, к героизации его образа. Устройство киммерийских могил разнообразно. Помимо простых прямоугольных и овальных ям, встречаются ямы с деревянными склепами в виде срубов, ямы с перекрытиями из бревен по уступу и ямы (иногда глубокие) с боковыми подбоями. В могиле, обнаруженной в кургане у с. Софиевка близ Каховки,сохранились остатки саркофага, составленного из 4 досок. Эти короткие и длинные доски были поставлены на ребро и закреплены в углах посредством круглых столбиков с угловым пазом, вбитых в дно могилы (рис.2). На внутренней стороне досок продольно было сделано, по-видимому для жесткости, массивное ребро. Длинные стенки саркофага снаружи украшены резным линейным орнаментом в виде косых полос квадратов с вписанными один в другой квадратиками и покрыты красной краской. На дне саркофага была глиняная подсыпка, истлевшие прутья и камыш. Позы умерших довольно устойчивы. Скелеты в могилах лежат скорченно на боку,
а также вытянуто на спине или боку. Преобладает восточная и западная
ориентировка умерших. В мужские захоронения клали кинжалы, уздечки, точильные
бруски, наборы стрел, керамику, заупокойную пищу. В женских захоронениях
встречаются глиняные сосуды, иголки, золотые или бронзовые с золотой
плакировкой височные кольца, пронизки, стеклянные бусы. Представление о наиболее обычном размещении предметов заупокойных даров дает нам гробница в кургане у с. Балки Запорожской области. Здесь при самом скелете находились следующие предметы: на черепе -бронзовый венчик, слева от черепа - массивная золотая подвеска, имеющая вид спирально закрученного гвоздевидного стержня со шляпкой, разделенной насечками на три доли, при поясе - матерчатый мешочек и кремневый отщеп для высекания огня, являющийся почти обязательной принадлежностью погребенных киммерийцев. Перед лицом погребенного в углу могилы находились кости барана от напутственной пищи, а поверх них лежали остатки истлевшего деревянного сосуда с золотыми обивками. За черепом и в углу могилы была вторая кучка костей барана, бронзовые удила, колчанный набор бронзовых и костяных наконечников стрел, каменная застежка и большой узкогорлый сосуд. Наездники, прочно спаянные в отряды, стали основой киммерийских войск со
свойственной им подвижностью и маневренностью, дававшими им особые преимущества
в боях с пехотинцами. Киммерийцы были прежде всего конными стрелками из лука,
имевшими на вооружении также отличные железные мечи и каменные боевые молотки. тонкой растительной пленкой, по-видимому, берестой. Его длина 93 см. В луке из Зимогорья можно узнать форму скифского лука, хорошо известного по памятникам изобразительного искусства и описаниям древних авторов. Наконечники стрел были втульчатыми. Среди бронзовых наконечников встречаются ромбические, овальные и килевидные с остриями книзу, у некоторых имеется шип в виде маленького крючка. Костяные наконечники чаще бывают ромбовидными с выемчатым или прямым основанием, квадратными или круглыми в разрезе. Для ношения стрел использовались колчаны, застежки откоторых имели форму ребристых палочек. Делались они из мягкого камня или кости. Оружием ближнего боя в киммерийскую эпоху были мечи и кинжалы из бронзы и железа или имевшие бронзовую рукоять и железный клинок. Большинство из них имело крестовидную рукоять с грибовидным или валиковидным навершием и перекрестье в виде опущенных вниз острых треугольников. Более совершенного оружия в то время не существовало, и поэтому оно широко распространилось на Северном Кавказе, в Центральной Европе и Волго-Камье. Былизнакомы киммерийцам и железные наконечники копий. На некоторых из них в основании пера имеется пара небольших отверстий. Вместе с металлическим оружием в некоторых погребениях предскифской поры были встречены каменные цилиндрические молотки. К числу предметов, обычных для воинских погребений киммерийцев, относятся также каменные оселки. Для конской сбруи характерны бронзовые удила с однокольчатыми, стремечковидными и двукольчатыми петлями на концах. Им сопутствуют псалии различных модификаций дификаций, среди которых преобладают трехлопастные с лопастью на одном конце либо трехдырчатые изогнутые псалии с утолщением вокруг отверстий и шляпками на концах. Украшениями уздечек служили разнообразные бляхи с петлей на обороте, лунницы, шлемовидные подвески. Набор богато орнаментированных уздечных украшений из кости представлен в Зольном кургане близ г. Симферополя.
Для киммерийского искусства более всего типичны геометрические орнаменты в виде одинарных и концентрических кружков, розеток, разнородных спиралей, меандров и ромбовидных фигур. Этому искусству не были чужды и зооморфные образы, известные пока по единичным экземплярам. Довольно часто в степных киммерийских погребениях находят остатки деревянных сосудов, украшенных или скрепленных бронзовыми или золотыми пластинками. Этим, отчасти, подтверждается слабое развитие собственного керамического производства у кочевников. Быть может, поэтому ощущается зависимость степных керамических форм и, прежде всего, более трудоемкой в изготовлении лощенной посуды от форм посуды высокоразвитых областей оседлого населения, таких как лесостепное Поднепровье, Молдова и Предкавказье. Знакомство с конским убором и вооружением киммерийцев убеждает в том, что их отряды не зря считались грозной силой в государствах древнего Востока, не случайно в борьбе с ними пали цари Фригии и Лидии, а ассирийцы искали союза с киммерийцами. Превосходство киммерийцев над лучшими армиями Передней Азии состояло, прежде всего, в их новой тактике, котораяосновывалась на создании массового легкого конного войска практически без обоза. Такое войско было необычайно подвижно, а при большой дальнобойности и пробивной силе киммерийских стрел, отличающихся высокими баллистическими качествами, могло постоянно держаться на безопасном расстоянии от противника. Стрельба велась в основном не через голову коней, а назад по ходу скачки. Кони, летящие табуном в сторону от опасности, почти не нуждались в поводьях и могли управляться одними шенкелями. Таким образом обстрел велся на скаку, когда конный отряд мчался мимо противника и в сторону от него, но при всем том был убийственным. Боевые качества древневосточной конницы и колесничного войска не отвечали требованиям ведения войны с таким чрезвычайно быстрым, маневренным противником, каким были киммерийцы. О могуществе киммерийского войска образно говорится в Библии: "Не будет в нем (народе, дальнем от края земли ,- С.М.) ни изнемогающего, ни утомленного; он не будет дремать и не будет спать; пояс не снимется с чресл его, и не разорвется ремень у сандалий его; стрелы его заострены и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колесницы его, как вихрь". Важно, что недавнее открытие кургана Уашхиту в Закубанье подтверждает существование у киммерийцев колесниц. Под насыпью высотой 4,5м была обнаружена шатровая конструкция, находившаяся над большой могильной ямой размером 12 х 7м. В южной части ямы сохранились остатки колесницы и ее упряжи. Место собственно колесницы отмечено двумя ямками от колес со следами дерева внутри. На костяках четверки сопряженных вместе коней обнаружены уздечные принадлежности, среди которых удалось выделить предметы - индикаторы упряжек колесниц. Кроме колец с подвижными муфтами ими могут также служить большие браслетообразные кольца, пластины с двойными бляшками и цилиндрические пронизи. Реконструируемые остатки колесницы свидетельствуют, что использующийся здесь принцип запряжки близок ассирийскому, хорошо известномупо каменным рельефам, украшавшим дворцы восточных царей. В двухколесную колесницу запрягали четверку лошадей при помощи одного дышла, скорее всего, одного ярма и внешних ремней постромков. Находки в курганах колесниц являются свидетельством высокого социального статуса их носителей. У индоевропейских народов колесница выступает как атрибут царей и богов. По "Авесте" известно сословие "стоящих на колеснице" - одно из трех сословий древнеиранского общества, из которого происходит царь. В связи с этим, имеются основания рассматривать комплексы с упряжью колесниц как знаки принадлежности их владельцев к элитарной прослойке киммерийского общества. Симптоматично, что колесницы получают широкое распространение в том хронологическом пласте древностей, которые имеют свидетельства о военных контактах с древним Востоком. Скорее всего, эти совпадения не случайны и могут являться археологическим подтверждением участия киммерийцев в переднеазиатских походах 8-7 вв. до н.э. Их дополняют другие находки, известные в частности в Днепровском лесостепном правобережье. Так, в Черкасской области обнаружены бронзовые, плакированные золотым листом бляшки-розетки от конской уздыв виде округлых дисков с бортиком, украшенные рельефными лепестками и точечным орнаментом по краю (рис.5). Ближайшие аналогии им известны среди ассирийских древностей, относящихся ко времени правления Саргона П (последняя четверть 8 в.до н.э.), когда киммерийцы собственно и появляются на древнем Востоке. Из Черняховского клада под Киевом происходят бронзовые оковки от щитов, состоящие как бы из четырех выпуклых блях различной величины, наложенных друг на друга в виде концентрических кругов. Связь этих оковок с Закавказьем и Урарту сомнений не вызывает. К этому же кругу древностей относятся и найденные в Центральном Предкавказье предметы парадной и боевой паноплии (шлемы, панцири, пекторали), некоторые из которых также украшены рельефными концентрическими кругами.
После урарто-киммерийской войны 714 г.до н.э. на протяжении примерно 35 лет всякие сведения о киммерийцах в древневосточных письменных документах отсутствуют. Это, вероятно, было связано с изменениями культурно-исторической ситуации на юге Восточной Европы, а именно с появлением здесь нового кочевого населения, известного нам под именем скифов. Передвижения кочевников привели к политической нестабильности, что явилось причиной появления многочисленных кладов и разрушения поселений. Данные факты уточняют время окончания киммерийского и наступления нового скифского периода на юге Восточной Европы в пределах конца 8 или начала 7 вв. до н.э. Однако, киммерийцы как этнос исчезли далеко не сразу. Часть их откочевала на запад и в лесостепные районы Украины, а другая - на протяжении еще довольно долгого времени продолжала противостоять скифам па малоазийском театре боевых действий. Это, однако, не исключало существования между скифами и киммерийцами кратковременных союзнических отношений, особенно во время их конфликта с Ассирией в 70-ые годы 7 в.до н.э., когда скифы впервые появились на исторической арене и нуждались в поддержке хорошо ориентировавшихся на древнем Востоке киммерийцев. Значительный интерес в этой связи представляет рассмотрение характера и динамики взаимоотношений киммерийцев с различными древневосточными государствами в 8-7 вв. до н.э. В последней четверти 8 в.до н.э. были военные столкновения киммерийцев с Урарту. В 7 в.до н.э. при преемниках ассирийского царя Саргона II -Асархаддоне (681-669 гг. до н.э.) и Ашшурбанипале (669-627 гг. до н.э.) свидетельства клинописных текстов о киммерийцах становятся более подробными и частыми. В 679/678г.до н.э. киммерийцы вторглись в Ассирию, но их царь Теушпа был разбит где-то в Малой Азии. Далее они фигурируют в качестве ассирийскихнаемников. В 676-675 гг. до н.э. киммерийцы вместе с урартами напали на Фригию. Поход был успешным. Урарты захватили много добычи и пленных, а Фригия была отдана на разграбление киммерийцам. С 70-х годов 7 в.до н.э. военные действия киммерийцев переместились с востока Малой Азии па запад полуострова. Причиной тому было отсутствие на западе региона сильных государственных образований - ни Лидия, ни разрозненные греческие города ионийского побережья серьезной угрозы для киммерийцев не представляли. Напротив, они являлись удобными объектами для грабежа. Бесчинства киммерийцев привели к тому, что около 660 г.до н.э. Лидия и Табал обратились за помощью против них к Ассирии, что не помешало номадам напасть на Лидию. В битве с ними около 644 г.до н.:). лидийский царь Гиг был убит, а столица его царства, город Сарды, была взята и разграблена победителями. Вслед за Лидией киммерийцы обрушились на греческие ионийские города. Большой интерес представляет сообщение Стефана Византийского о том, что киммерийцы около ста лет владели городом Антандром на берегу Эгейского моря в северо-западной Малой Азии, и этот город даже назывался Киммеридой. О киммерийской оккупации малоазийской исторической области Вифиния сообщал Арриан. В 50-х годах 7 в.до н.э. на помощь Лидии наконец пришла Ассирия. Направленные царем Ашшурбанипалом скифские отряды под предводительством Мадия разбили киммерийцев, которых тогда возглавлял Лигдамис и его сын Сандакшатру. Известно, что первый из них погиб в Киликии, в юго-восточной Малой Азии. Победа скифов над киммерийцами привела к поселению киммерийцев в Каппадокии и у города Синопа на южном берегу Черного моря. В конце 7 в.до н.э. лидийский царь Аллиат нанес им окончательное поражение. Такой в целом представляется история пребывания на древнем Востоке киммерийцев, которые в течение довольно длительного времени (последняя четверть 8 -третья четверть 7 вв. до н.э.) играли значительную роль в жизни существовавших там государственных образований. Об этнической принадлежности киммерийцев известно мало. На основании сохранившихся отдельных личных имен лингвисты делают вывод, что по языку, вероятнее всего, они были иранцами. Рассмотренные нами свидетельства письменных и археологических источников позволяют сделать вывод о реальности киммерийцев как древнейшего из народов Восточной Европы, оставивших заметный след в событиях мировой истории 1 тыс. до н.э. По масштабам и мощи воздействия на окружающий этнокультурный мир, киммерийцы предваряют собой все те изменения в древнем мире, которые еще в больших масштабах происходят в эпоху скифского господства в Европе и Азии. | |
Категория: Исследования | Добавил: Рухс | Автор: С.В.Махортых | |
Просмотров: 50236 | Загрузок: 0 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 5 | |||||
| |||||