Меню сайта

Категории каталога

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1450

Форма входа

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Скифы | Фандаг | Сарматы | Аланы | Осетины | Осетия

Главная » Файлы » Мировая история » Исследования

Падение империи гуннов
[ ] 26.07.2007, 16:50

После смерти Аттилы власть в Гуннском ханстве была поделена между его сыновьями, ни один из которых не унаследовал организаторских способностей своего отца. Момент для восстания подавленных народов казался подходящим. Была сформирована коалиция германских племен, сплотившая гепидов, ругов и герулов. Остготы держались в стороне от схватки. Один из сыновей Аттилы Еллак попытался сокрушить восстание, но его силы были недостаточны для этой задачи. Его армия была разбита и сам он пал в битве (454 г.) [95]. Единство гуннов было сокрушено этим поражением. Остатки орды Еллака направились на восток от Карпат. Два оставшихся сына, Денгизик и Ернак, с их кланами сделали на время местом своих ставок Дакию и Бессарабию. Прежде жившее там племя аланов теперь должно было пересечь Дунай и двинуться в Добруджу. Это племя управлялось царем Кандаком, секретарем которого был остгот Париа, дед историка Иордана. Кроме аланов несколько гуннских банд также проникли на правый берег Дуная и как союзники Империи получили земельные владения [96].

В последние годы правления Маркиана (ум. в 457 г.) ив первую половину царствования его преемника Льва I бразды византийской политики были в руках Аспара, отец которого был алан, а мать - готская девушка [97]. По линии своих аланских и готских связей Аспар был знаком с движением гуннских орд в Дунайском регионе. Один из его заместителей, командующий армией во Фракии - Анагаст - был "скифом", согласно свидетельству хроник [98]. К пятому веку термин "скиф" стал довольно неточным, означая в целом северного варвара. Позднее он иногда употреблялся для обозначения славян. В этом смысле он, возможно, обозначал антов. Анагаст - типичное антское имя.

Несмотря на расчленение империи Аттилы, гуннская опасность не миновала. В 468 г. Денгизик и Ернак послали своих представителей в Константинополь, с тем чтобы потребовать открытия дунайских рынков для их торговцев. Когда требование было отклонено, Денгизик пересек Дунай и вторгся во Фракию. Однако гунны потерпели поражение от войск Анагаста и сам Денгизик был убит в битве. Анагаст послал голову хана в Константинополь, где ее пронесли по главным улицам и потом закрепили на шесте в деревянном цирке [99].

Война не была окончена, поскольку гунны вторглись из Дакии. Лишь с огромным усилием Аспар и Анагаст сумели нанести поражение основному отряду орды покойного Денгизика. Ее остатки вновь пересекли Дунай и отступили на восток, следуя за Ернаком, молодым ханом, который не поддерживал своего брата в его атаке на византийские владения [100]. Важно, что из двух византийских полководцев-победителей один (Аспар) был аланом, а другой (Анагаст) антом. В свите каждого из них должны были быть сотни аланов и антов. В определенном смысле Дунайская война 468 - 469 гг. была войной аланов и антов против их бывших господ - гуннов.

В результате победы Аспара и отступления гуннов на восток Дакия и Бессарабия были открыты для славянской колонизации. Даже возможно, что славянский натиск на регион нижнего Дуная был частично результатом продуманного плана византийских дипломатов. Столкнуть одно варварское племя с другим было традиционным методом византийской дипломатии в ее постоянном усилии защитить северные границы империи. Как мы знаем, Аэций применил этот метод в начале пятого века, [101] и мы увидим, [102] что в шестом веке византийское правительство впервые заключило мир с аварами против булгаро-гуннов, позднее пыталось использовать булгар против аваров и так далее почти до бесконечности. Аспар планировал очевидно поселить славян на нижнем Дунае, с тем чтобы отвратить гуннскую угрозу. Вероятно также, что он чувствовал возможную потребность их поддержки в своей борьбе за власть внутри самой империи. Следует принять во внимание, что Аспар был в это время готов восстать против императора Льва [103]. Зять последнего Зенон командовал исаврийским гвардейским полком, который оставался верным Льву, и Аспар торопливо собирал сторонников для победы над исаврами. Именно в этой связи он мог подумать о славянах.

В 471 г. Аспар и два его сына были приглашены во дворец Льва под благовидным предлогом, и здесь интриган-царедворец и его старший сын Ардабур были предательски умерщвлены [104]. Младший сын Патрикий, также известный как Патрикиол, был ранен, но ему удалось бежать. Один из ведущих офицеров свиты Аспара, Острис, предпринял штурм императорского дворца, с тем, чтобы отомстить за убийство своего господина. Однако его подразделению преградили путь во дворец исавры, и Острис бежал во Фракию [105]. Судя по его имени, он был либо алан, либо славянин [106].

Последующая судьба Анагаста неизвестна. В любом случае, алано-готская свита Аспара была распущена, и именно исавры стали основной опорой императора. После смерти Льва (474 г.) его зять Зенон, который командовал исаврами, был провозглашен императором.

Положение Зенона было сначала довольно ненадежным, поскольку существовала оппозиция готов, поселившихся во Фракии. Только после того как их основная часть переместилась в Италию (488 г.) византийское правительство смогло считать себя свободным от готской опасности, но теперь появилась новая опасность - гунно-булгары. Именно сам Зенон призвал гуннов (к этому времени известных как булгары) назад на Балканы; его идея состояла в использовании их против готов. Вспомогательный гуннский эскадрон прибыл в 482 г. и первоначально оказался весьма полезным византийцам. Однако вскоре после смерти Зенона (491 г.) гунны начали набеги на Фракию (493 г., 499 г., 504 г.) [107]. Возможно, что к ним присоединились славяне, по крайней мере в некоторых из этих рейдов. Комес Марцеллин, чья хроника является одним из наилучших источников по этому периоду, называет участников рейда 493 г. "скифами" 108]. Он мог подразумевать либо гуннов, либо славян или же их взятых вместе под устаревшим именем, но более вероятно, что он имеет в виду славян, поскольку гунны теперь обычно появляются под именем булгар.

Два основных гунно-булгарских племени этого периода были известны как кутригуры и утигуры. Булгарская орда, которая впоследствии поселилась на Балканах в течение седьмого и восьмого столетий, принадлежала к утигурам, и поскольку булгарские ханы этих веков считали себя потомками Ернака [109], мы можем заключить, что именно орда Ернака стала известна как орда утигуров. Ернак, как нам известно, двинулся на восток из Бессарабии в период войны своего брата Денгизика с Византией или после него. Вероятно, что утигуры провели несколько лет на нижнем Днепре, после чего они вошли в северокрымские степи через Перекопский перешеек; они, однако, не осели в Крыму, вдвинулись через полуостров с северо-запада на юго-восток до того как достигли Боспора (Керченский пролив), который они пересекли, с тем чтобы поселиться в Азово-таманском регионе. Движение утигуров из Бессарабии к Тамани может быть расценено исторически как возвращение к их старым местам обитания, поскольку их маршрут был тот же, что и части гуннской орды, которая пересекла Керченский пролив в западном направлении по льду зимой 377 г. [110]Только теперь движение было в противоположном направлении. Весьма возможно, что во время первого, или западного, движения некоторые улусы утигуров остались в Азово-таманском регионе, так что утигуры теперь воссоединились со своими сородичами. Пересекая крымские степи, они пришли в контакт с крымскими готами, часть которых последовала за ними к таманской стороне пролива. Эти готы, поселившиеся на восточном побережье Азовского моря, иногда более точно называются трапезитами (тетракситы) [111].

Кутригуры, или остатки орды Денгизика, последовали за утигурами в их восточном движении. Около конца пятого века они скитались между изгибом нижнего Днепра и Азовским морем, контролируя также степи Северной Таврии и Крымского полуострова до Боспора. Территория, занятая кутригурами, таким образом соответствовала месту древних скифских курганов [112]. Византийские власти в Южном Крыму были взволнованы давлением кутригуров, и в 488 г. губернатор Херсонеса решил с одобрения императора Зенона реставрировать стены и башни Херсонеса, которые были разрушены землетрясением восемь лет назад [113].

Кроме утигуров и кутригуров существовала и третья гуннская орда в районе Северного Кавказа - сабиры или савиры (сабеирои). Сабиры выглядят расширившими свою власть на различные угорские (мадьярские) племена, которые пришли в регион во второй половине пятого века из района Урала. Среди этих угорских племен хунугуры [114] и сарагуры могут быть упомянуты в данном контексте, последние могут быть отождествлены с белыми уграми первой русской летописи [115].

Несмотря на вторжения варварских племен в Крым, и здесь христианство постепенно распространялось. Епископы как Боспора, так и Херсонеса присутствовали на церковных соборах в Эфесе и Константинополе (438 - 451 гг.) [116]. В девятнадцатом столетии на окраине Керчи было раскопано несколько христианских погребальных пещерных камер (нечто схожее с катакомбами). В катакомбах 491 г. была захоронена аланская чета, что явствует из имен на надписях (Саваг и Фаиспарта) [117].

Доступны малочисленные свидетельства относительно коммерческой роли Боспора (Керчь) в пятом и первой половине шестого века. На одной из керченских надписей, относящихся ко времени Юстиниана I, [118] упомянут чиновник с титулом комес. В византийской бюрократии этого времени существовали Comites различного ранга и функций. Некоторые занимались сбором таможенной пошлины (позднее такие офицеры были известны как commerciarii). Согласно Кулаковскому, именно к этой группе гражданских чиновников могут быть отнесены comes керченских надписей [119]. Если это так, то должно указывать на значительный объем торговых операций в Боспоре. Как уже было упомянуто, [120] меха должны были составлять важную часть этой коммерции.
 
Примечания
[45] См. разд. 2 и 3 выше.

[46] См. разд. 3 выше.

[47] Bury, I, 272 and 278; Kulakovskii, I, 262.

[48] Philostorgius, XII, 13; Olympiodorus, frg. 46; Socrates, VII, 23.

[49] Bury, I, p. 271.

[50] Socrates, VII, 43.

[51] Philostorgius, V, 26.

[52] Sec Nicephorus Kallistus, XIV, 37.

[53] Ezekiel, 38,2.

[54] О взаимосвязи библейского имени Рош и греческого Рос (R v x ) см. А. Флоровский. "Принц Рош у пророка Иезекииля", "Сборник в честь В. Н. 3латарского" (София, 1925), с. 505 - 520. Ср. также M. Сюзюмов "К вопросу о происхождении слова R v z , R v s i a , Россия", ВДИ, II (1940), 121 - 123. Ни один из вышеупомянутых ученых не ссылается па проповедь Прокла.

[55] Главным источником относительно Аттилы является "Готская история" Приска, сохранившаяся лишь фрагментарно; см. также Jordanis. Gelica, pp. 178 - 228, 254 - 258. Cf. Bury, I, chap. IX; Кулаковский, 1, 264.

[56] Кулаковский, 1,264.

[57] Idem, 265.

[58] Кулаковский. Аланы, с. 38. Следует уделить внимание в данной связи имени Алань - месту в департаменте Од (Longnon. Noms, р. 133). Ср. название Халань в Южной России, см. гл. III, разд. 5.

[59] Salvianus. De Gubernatione Dei, VI, 64; ср. Кулаковский. Аланы, с. 40.

[60] Кулаковский. Аланы, с. 38.

[61] Миллер, с. 96.

[62] Chronica Gallica, A. D. 441; Кулаковский. Аланы, с. 38.

[63] "Don(le) cu L'Uldon", La Grande Encyclopedie, 14, 882; Григорий Турский упоминает определенный Ulda fluvius, который Огюст Лоннон уточняет как Uldus и который он идентифицирует как L'Oust (Longnon, Geographie, р. 159). "Улдон" - возможное сокращение от "Удэн-Дон"; улэн по-осетински означает "волна". Относительно иных следов аланского поселения в топонимике имени "Аллэны" (Eure-et-Loir) можно упомянуть (Longnon, Noms, р. 133). В качестве археологического свидетельства см. L. Frauchet. "Une Celonie scytho-alaine en Orleanais au V-me sitScle", Revue Scientifique, February 8 and 22, 1930.

[64] Bury, I, 275; Кулаковский, I, 267 - 268.

[65] Priscus, frg. 8; English trans.. Bury, I, 279 - 288.

[66] Idem, frg. I - 6.

[67] Idem, frg. 8.

[68] Jordanis, See. 258.

[69] Bury, I, 258 - 296.

[70] См. разд. 4 выше.

[71] См. разд. 3 выше.

[72] Lot, рр 107 - 108.

[73] См. J. Moravcsik. "Attila's Todt in Geschichte und Sage", KCA, II, (1926).

[74] Ср. гл. III, разд. 3.

[75] Jordanis, Sec. 37.

[76] См. гл. II, разд. 2.

[77] Hyp., col. 280.

[78] Миллер Следы, с. 242 и далее.

[79] См. гл III, разд. 4.

[80] Ср. гл III, разд. 5.

[81] Миллер Следы, с. 239 240.

[82] Idem, pp. 243, 248.

[83] А.И. Маркевич. "Географическая номенклатура Крыма", ТО, II (1928), 12; Vasmer. Iranier, p. 70.

[84] Миллер. Следы, с. 246, 247, 257, 259, 261: cf. Vasmer. Iranier, pp. 31 ff.

[85] Strabo, XI, 2, 9.

[86] Map. Состав, с. 45 и 52.

[87] Goertz, 1, 79 f.

[88] Minorsky, p. 445.

[89] Rav An , IV, 3 (p. 45).

[90] Миллер Словарь, с. 787.

[91] Об этом см. Васильев, с. 21 и далее; Кулаковский. Таврида, с. 38 - 39, 54 и далее.

[92] См. разд 7 ниже.

[93] John Chrysostom. "Epistola XIV", PG, 52, col. 618; Ср. Васильев, с. 33.

[94] См. гл III, разд. 4 и 9.

[95] Jordanis, Sees. 259 261; Schmidt, p. 268 f

[96] Jordanis, Sec 265.

[97] Об Аспаре см. Tillemont, pp. 409 - 414; 0. Seeck. "Flavius Ardabur Aspar", PW, 2 Cols 607 - 610.

[98] John of Antioch, frg. 205 (Exc. Ins., p. 129).

[99] Priscus, frgs. 36, 38, 39; Chronicon Paschale, 1, 598; Marcellinus, s. a. 469.

[100] Я готов принять no сути тезис Д. Бромберга, что "протоболгарские гунны жили между концом пятого века и приходом аваров лишь в околоазовье, но не на Балканы или в Трансильванию" (Bromberg, р. 58). Мр. Бромберг готовит всестороннюю монографию по этому вопросу

[101] См разд. 3 выше.

[102] См гл V, разд 2.

[103] Bury, I, 318 320; Кулаковский, I, 351 - 354.

[104] Nicephorus Kallistus, XV, 27.

[105] Malalas, p. 371 - 372; cf. Exc. Ins., p. 161.

[106] Ф.И. Успенский, который рассматривает Остриса как славянина, выводит его имя от славянского прилагательного острый (Успенский, I, 389). Я предполагаю это имя производным от осетинского стур - "великий", "большой". Ср. Миллер. Словарь, с. 1131.

[107] Кулаковский, I,468.

[108] Marcellinus, s. a. 493.

[109] Runciman, pp. 279 - 281.

[110] См. разд. 6 выше.

[111] Васильев, с. 57 - 69; ср. гл. III, разд. 9.

[112] См. гл. II, разд. 2.

[113] Васильев, с. 43 - 47.

[114] Sec Moravcsik.

[115] Vernadsky. Lebedia, pp. 183 - 186.

[116] Кулаковский. Таврида, с. 56.

[117] Там же, с. 57 - 58.

[118] См. разд. 10 ниже.

[119] Кулаковский. Таврида, с. 59.

[120] См. разд. 6 выше.

Категория: Исследования | Добавил: Рухс
Просмотров: 15364 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]