Меню сайта

Категории каталога

ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ [17]
ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ: МИФЫ И ИСТОРИЯ Григорий Максимович БОНГАРД-ЛЕВИН Эдвин Арвидович ГРАНТОВСКИЙ

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1450

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Скифы | Фандаг | Сарматы | Аланы | Осетины | Осетия

Главная » Файлы » Издания, книги » ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ

ДРЕВНИЕ АРИИ: ПРАРОДИНА, ВРЕМЯ И ПУТИ РАССЕЛЕНИЯ
[ ] 17.12.2008, 14:03
Данные ведийской литературы о хозяйственно-культурном облике и развитии индоа-
рийских племен также вполне сопоставимы с материалами «культуры серой расписной кера-
мики» на двух упомянутых этапах ее бытования. Как и арии эпохи «Ригведы», носители этой
культуры еще не знали железа и пользовались медными орудиями, были скотоводами-
земледельцами; они жили в круглых и полукруглых хижинах с бамбуковыми и деревянными
подпорками и тростниковыми крышами. В таких небольших по размерам хижинах проживало
по 7–10 человек. Находки примитивных сельскохозяйственных орудий, зернотерок, состав
злаков указывают на характер земледелия, еще не имевшего того особого значения в хозяйст-
ве, какое оно приобрело позже. О роли скотоводства свидетельствуют находки большого чис-
ла костей крупного рогатого скота, овец и коз. Важное значение в жизни этих племен имела
лошадь; в качестве транспорта использовались повозки, в которые запрягались волы и, воз-
можно, лошади (при раскопках найдены игрушечные колеса и модели повозок из терракоты).
Некоторые данные указывают на существование культов огня, коня и птиц. Использовалась
керамика, сделанная в основном на гончарном круге, но часть посуды изготовлялась вручную.
Вначале керамика не расписывалась, затем процент расписной посуды возрастает (показатель-
но, что это изменение проявилось не сразу, а после длительного культурного взаимодействия с
местным населением).
Раскопки позволяют проследить определенное развитие культуры в рамках раннего
этапа, что особенно наглядно отразилось на изменении строительной техники. Бамбуковые
хижины сменяются глинобитными постройками, а затем начинают применять кирпич (но не
обожженный, как в эпоху Хараппы). Однако размеры строений остаются небольшими. Самый
крупный (из открытых) «глиняный дом» состоял из 13 маленьких комнат и коридора и, воз-
можно, являлся резиденцией племенного вождя. Естественно, что для того времени не может
быть и речи о каких-либо огромных дворцах, где, по описаниям древнеиндийских эпических
сочинений, жили цари и герои — основные персонажи «Махабхараты», события которой (или
их первооснову) многие исследователи относят ко времени около 1000 г. до н.э. Эти красоч-
ные описания — результат поэтического воображения древних бардов, отражение реалий бо-
лее поздних эпох, когда проходило окончательное сложение дошедших до нас версий древне-
индийского эпоса. А на рубеже II-I тысячелетий до н.э. (и даже позднее) вожди и знатные вои-
ны индоариев жили в условиях, более близких к тем, в которых обитали их далекие предки в
«индоиранскую эпоху», когда уже возникли и некоторые эпические сюжеты, развивавшиеся
затем на земле Индии и вошедшие в «Махабхарату».
На второй стадии своего развития «культура серой расписной керамики», продолжая
предшествующие традиции, приобретает некоторые качественно новые черты. С переходом к
употреблению железа (уже знакомого и авторам поздневедийских текстов) стало возможным
быстрое продвижение по новым территориям и превращение лесных массивов в районы, при-
годные для земледелия и скотоводства. Хозяйственные и бытовые черты второго этапа «куль-
туры серой расписной керамики» хорошо сопоставляются с данными поздневедийской лите-
ратуры (поселения рассматриваемой культуры, как уже говорилось, открыты в основном в тех
же областях, где проходило оформление поздневедийских сочинений). По сравнению с пре-
дыдущим периодом более высокого уровня достигает земледелие (но оно все еще имеет огра-
ниченный характер). На поселениях этого времени наряду с ячменем и пшеницей обнаружен
рис (хорошо известный и в поздневедийскую эпоху; впервые он упоминается в «Атхарваведе»;
индоарии познакомились с ним, очевидно, под влиянием местного населения). Вместе с тем
материалы и археологии, и письменных источников указывают на большое значение ското-
водства; особую роль продолжает играть коневодство. Определенный прогресс заметен и в
строительстве: возводятся более прочные укрепления, строятся алтари (очевидно, под влияни-
ем хараппских представлений), широко применяется кирпич, но, судя по археологическим ма-
териалам и свидетельствам поздневедийской литературы, обожженный кирпич еще не упот-
реблялся. Небольшие размеры и тип поселений указывают скорее на временный характер оби-
тания, чем на длительную оседлоземледельческую традицию. Крупных зданий дворцового ти-
па не обнаружено и для этого периода. Ремесло еще не достигло высокой специализации (не
получила широкого развития и торговля, отсутствовали стандартизированные меры веса, как
это было в Хараппе).
Несмотря на постепенное развитие самого индоарийского общества в ведийскую эпоху
и влияние традиций доарийского населения, даже на втором этапе «культуры серой расписной
керамики» ее носители не достигли уровня урбанизации, и лишь в самом конце описываемого
периода можно говорить о начальной стадии этого процесса (само слово «нагара» — город,
городское поселение впервые встречается в Араньяках; по мнению лингвистов, оно дравидий-
ского происхождения, сравните тамильское «накар» — город, дворец, храм). До этого же вре-
мени индоарии еще не имели храмовых комплексов, каких-либо крупных культовых сооруже-
ний.
В совокупности данные о длительном хозяйственном и социальном развитии в эпоху
«культуры серой расписной керамики» ясно показывают, что ее носители в начале этой эпохи
по образу жизни и общему хозяйственно-культурному типу резко отличались от населения как
Хараппской цивилизации, так и старых оседлоземледельческих культур Иранского плато и
юга Средней Азии. Независимо от указанных археологических материалов о том же качест-
венном различии говорят и свидетельства ведийской литературы, начиная с «Ригведы». Со-
поставление двух групп источников — памятников словесности и археологии — еще нагляд-
нее показывает, в каких хозяйственных и культурных условиях реализовались социально-
политические институты и складывались идеологические представления ведийских ариев. Это
особенно важно для эпохи «Ригведы» — одного из основных источников, по которым рекон-
струируют особенности социально-политической организации и культуры не только индои-
ранцев, но и индоевропейцев в целом.
Восстанавливаемая таким образом «модель» первоначального распространения арий-
ских племен в Индии сопоставима с материалами об арийских племенах Восточного Ирана и
Средней Азии (таковы более скудные в сравнении с ведийскими данные авестийской тради-
ции) и Западного Ирана (по фрагментарным, но точно датируемым сведениям иноземных ис-
точников). Для каждой из указанных трех групп индоиранских племен вырисовывается сход-
ная картина: развиваясь в различных исторических условиях, вступая во взаимодействие с
разными этнокультурными организмами и заимствуя у местного населения те или иные эле-
менты материальной и духовной культуры, арии Ирана, Индии, Средней Азии сохраняли во
многом одинаковый хозяйственно-культурный и социальный тип, определяющийся общим
наследием их развития в предшествующие эпохи. Это дает возможность более определенно
выделить черты, присущие индоиранским племенам ко времени их распространения в упомя-
нутых странах (в пределах второй половины II — начале I тысячелетия до н.э.). Общие черты
хозяйства, быта, социальной культуры, а также идеологии восходят к периоду совместного
обитания предков иранцев Средней Азии и Ирана и ариев Индии вне ареала ранних оседло-
земледельческих цивилизаций этих стран — в северной степной зоне (по крайней мере до пер-
вых веков II тысячелетия до н.э.); другие же племена арийской группы продолжали обитать в
степях.
Позже в степной зоне сложилась самобытная скифская культура; другие индоиранские
племена сыграли большую роль в создании великих цивилизаций Средней Азии, Ирана, Ин-
дии. Однако все они в своем культурном наследии долго сохраняли особенности, сложившие-
ся еще в арийскую эпоху, период их пребывания в степном регионе. К ним принадлежат и
единые по происхождению религиозно-мифологические представления, и эпические мотивы.
Общую основу имеют и те скифские, иранские и индийские мифологические сюжеты, которые
рассмотрены в предлагаемой читателю книге.
Категория: ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ | Добавил: Рухс
Просмотров: 3883 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]