Меню сайта

Категории каталога

ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ [17]
ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ: МИФЫ И ИСТОРИЯ Григорий Максимович БОНГАРД-ЛЕВИН Эдвин Арвидович ГРАНТОВСКИЙ

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1425

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 4
Гостей: 2
Пользователей: 2
UQDouglasKick , Davidisock

Скифы | Фандаг | Сарматы | Аланы | Осетины | Осетия

Главная » Файлы » Издания, книги » ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ

ДРЕВНИЕ АРИИ: ПРАРОДИНА, ВРЕМЯ И ПУТИ РАССЕЛЕНИЯ
[ ] 17.12.2008, 14:22

Заключение о неарийской основе Хараппской цивилизации не дает, однако, ответа на
вопрос — когда и какими путями шло движение арийских племен в Индию. Наряду с памят-
никами эпохи расцвета хараппских центров раскопки выявили позднее- и послехараппские
культуры, отличные в ряде случаев от типично хараппской. Это дало повод ученым соотно-
сить их с индоариями. Особую известность получила теория крупного английского археолога
М.Уилера, считавшего, что Хараппская цивилизация пала под мощным натиском ведийских
племен. Свое мнение он обосновывал находкой нескольких групп скелетов в Мохенджо-Даро
(раскопки Э.Маккея) и на данных «Ригведы» о столкновениях индоариев с местным населени-
ем. С ариями связывали также различные памятники послехараппского времени: культуры
Джхукар, Джхангар, «могильника Н» в долине Инда (Р.Гейне-Гельдерн, С.Пиготт, С.К.Дик-
шит и др.), культуру Банас в Раджастхане (Д.П.Агравал) и даже энеолитические культуры
Центральной Индии и Северного Декана (Х.Д.Санкалия). Однако подобные отождествления
приняты быть не могут. Они основаны на частных или случайных аналогиях отдельных эле-
ментов материальной культуры (формы керамики, металлоизделий и пр.) из Индии II тысяче-
летия до н.э. и более западных регионов — Ирана, Передней Азии, Трои и т.д. Но, главное,
подобные гипотезы противоречат имеющимся материалам ведийских источников о раннем
этапе пребывания индоариев в Индии, данным исторической лингвистики и всему комплексу
археологических свидетельств.
Поздне- и послехараппские культуры долины Инда, Раджастхана и Центральной Индии
нельзя соотнести с ведийскими племенами в свете как хронологических данных, так и геогра-
фического размещения. Карбонный анализ датирует поздние слои в хараппских городах доли-
ны Инда и позднехараппские культуры этого региона XVIII-XVI вв. до н.э., культуру Банас в
Раджастхане 2000–1200 гг. до н.э. и центрально-индийский энеолит — 1700–1100 гг. до н.э.
«Ригведа» же, как полагает большинство исследователей, была создана на рубеже II и I тыся-
челетий до н.э. (XII-X вв. до н.э.).
Иным был и географический ареал сложения ведийских гимнов. Еще в 20–30-х годах
индологи на основе данных «Ригведы» очертили возможную область распространения ариев
эпохи оформления гимнов в единое собрание — Северо-Восточный Пенджаб. В пользу точки
зрения о соотнесении «Ригведы» с Пенджабом говорят гидронимы и топонимы, встречающие-
ся в ее тексте. Пенджаб являлся центром «ригведийской географии». Главной рекой считалась
Сарасвати, создатели «Ригведы» знали об Инде и реках Пенджаба. Показательно, что названия
рек Ганг и Ямуна встречаются крайне редко (Ямуна упоминается три раза, Ганг — всего один
раз, и то в поздней, X мандале; индоариям эпохи «Ригведы» хорошо были известны Гималаи;
о горах Виндхья они еще не знали).
Отпал и один из основных аргументов сторонников точки зрения о разгроме ариями ха-
раппских центров долины Инда: американский ученый Г.Ф.Дейлс, детально изучив страти-
графию поселения в Мохенджо-Даро, пришел к выводу, что скелеты, о которых писали
Э.Маккей и М.Уилер, принадлежат к разным слоям и соответственно к разным периодам в
жизни города, а не только к верхнему слою, как считали раньше, и таким образом не связаны с
«заключительным аккордом» в истории Мохенджо-Даро. Необоснованным выглядит сейчас и
мнение М.Уилера, считавшего индоариев создателями «культуры могильника Н» в Хараппе:
известный индийский археолог Х.Д.Санкалия недавно убедительно показал, что население,
связанное с «культурой могильника Н», в этническом и культурном отношениях незначитель-
но отличалось от хараппцев.
Таким образом, ни одну из известных послехараппских культур бассейна Инда, Запад-
ной и Центральной Индии неправомерно увязывать с индоариями, по крайней мере с индоа-
рийскими племенами, создавшими «Ригведу».
Вместе с тем археологические материалы свидетельствуют об упадке, который со вре-
менем стала переживать Хараппская цивилизация (сходные процессы захватили, как говори-
лось, также городские и протогородские культуры Ирана и юга Средней Азии и, видимо, име-
ли во многом аналогичные причины). Упадок особенно был заметен в главных центрах доли-
ны Инда. В Мохенджо-Даро на развалинах общественных зданий вырастают крохотные жи-
лища, как бы вторгаясь на главные улицы; ослабевает муниципальный надзор. В Хараппе в
этот поздний период многие строения приходят в негодность, а затем забрасываются; наруша-
ется внутренняя и внешняя торговля. Постепенная трансформация Хараппской культуры за-
хватила не только долину Инда, но и другие районы. Клонится к упадку и такой крупный
центр, как Лотхал — на западном побережье Индии; начиная с XVIII-XVII вв. до н.э. наруша-
ются его связи с главными городами долины Инда.
Исследователи ссылаются на различные причины заката Хараппской цивилизации: из-
менение климата, наводнения, высыхание рек, тектонические толчки, истощение экономиче-
ских ресурсов долины Инда. Такие гипотезы, возможно, справедливы для объяснения причин
упадка отдельных городских центров, но они не дают ответа на вопрос, почему в определен-
ный период Хараппская цивилизация в целом переживала кризис. Очевидно, в основе лежали
более общие причины внутреннего характера, связанные с социально-экономической структу-
рой хараппского общества.
Одним из результатов кризиса Хараппской цивилизации явилось то, что население ста-
рых хараппских центров и давно обжитых районов стало широко осваивать новые территории.
Выходцы из индских городов двигаются на юг и восток и создают там новые поселения (сход-
ный процесс происходил на востоке Ирана и юге Средней Азии в период упадка там протого-
родских цивилизаций).
Вывод о коренных — внутренних — причинах падения главных хараппских центров ни
в коей мере не исключает, однако, и значительную роль внешнего фактора — вторжения ино-
земных племен, которые в ряде поселений довершили упадок хараппских городов. Это прояв-
лялось, например, в укреплении оборонительной системы, в создании специальных построек
для отражения нападения врага и т.д. Судя по раскопкам в Мохенджо-Даро, последний этап в
жизни города был отмечен весьма странным на первый взгляд усилением контактов с культу-
рами Белуджистана. Вряд ли в это трудное для города время могла значительно оживиться
торговля с соседними областями; скорее всего «белуджистанское влияние» надо объяснять
проникновением племен из Белуджистана в долину Инда в период ослабления хараппских
центров. Именно с племенами Белуджистана, но не с ариями следует, очевидно, связывать и
послехараппские культуры Джхукар и Джхангар.
Какую же археологическую культуру Северного Индостана послехараппской эпохи
можно соотнести с индоариями? Для ответа на этот вопрос следует исходить прежде всего из
данных ведийских источников, которые позволяют восстановить характерные черты матери-
альной и духовной культуры индоарийских племен, обитавших в эпоху сложения гимнов
«Ригведы» в районах Пенджаба и примыкающих территориях. Исходя из двух необходимых
условий, которые следует предъявлять к археологической культуре, сопоставляемой с индои-
ранскими племенами, — хронологических рамок и географического ареала, известный индий-
ский археолог Б.Б.Лал высказал идею о связи ведийских племен с «культурой серой расписной
керамики». Данная точка зрения и сейчас представляется наиболее приемлемой. «Культура
серой расписной керамики», названная так по одному из видов посуды ее керамического ком-
плекса, обнаружена в Восточном Пенджабе, Хариане, в верховьях Ганга и Джамны, в ряде
районов Ганго-Джамнского бассейна, в Раджастхане. До недавнего времени нижняя граница
этой культуры, по данным карбонного анализа, датировалась рубежом II-I тысячелетий до н.э.,
но большинство раскопанных поселений относится к 800–500 гг. до н.э. В последние годы в
Пенджабе, Хариане, Кашмире и Джамму выявлен более ранний этап «культуры серой распис-
ной керамики», предшествующий X в. до н.э. (раскопки Дж. П.Джоши), что дает возможность
выделить две ее стадии: первую — ранее X в. до н.э. (в более северных районах) и вторую (ус-
ловно) — около 1000–500 гг. до н.э., охватывающую в основном поселения к югу от Пенджа-
ба.
В совокупности археологические материалы, связанные с «культурой серой расписной
керамики», могут быть соотнесены с ранними письменными свидетельствами об индоариях:
если первая стадия, памятники которой относятся преимущественно к Восточному Пенджабу
и Хариане, может быть условно сопоставлена с эпохой «Ригведы», то вторая по времени и по
ареалу распространения — с данными ведийских сочинений послеригведийского периода
(поздними Самхитами, Брахманами, Араньяками и Упанишадами, датируемыми первой поло-
виной — серединой I тысячелетия до н.э.).
Категория: ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ | Добавил: Рухс
Просмотров: 4784 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]