ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ
[17]
ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ: МИФЫ И ИСТОРИЯ Григорий Максимович БОНГАРД-ЛЕВИН Эдвин Арвидович ГРАНТОВСКИЙ
|
Главная » Файлы » Издания, книги » ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ |
[ ] | 17.12.2008, 14:22 |
Заключение о неарийской основе Хараппской цивилизации не дает, однако, ответа на вопрос — когда и какими путями шло движение арийских племен в Индию. Наряду с памят- никами эпохи расцвета хараппских центров раскопки выявили позднее- и послехараппские культуры, отличные в ряде случаев от типично хараппской. Это дало повод ученым соотно- сить их с индоариями. Особую известность получила теория крупного английского археолога М.Уилера, считавшего, что Хараппская цивилизация пала под мощным натиском ведийских племен. Свое мнение он обосновывал находкой нескольких групп скелетов в Мохенджо-Даро (раскопки Э.Маккея) и на данных «Ригведы» о столкновениях индоариев с местным населени- ем. С ариями связывали также различные памятники послехараппского времени: культуры Джхукар, Джхангар, «могильника Н» в долине Инда (Р.Гейне-Гельдерн, С.Пиготт, С.К.Дик- шит и др.), культуру Банас в Раджастхане (Д.П.Агравал) и даже энеолитические культуры Центральной Индии и Северного Декана (Х.Д.Санкалия). Однако подобные отождествления приняты быть не могут. Они основаны на частных или случайных аналогиях отдельных эле- ментов материальной культуры (формы керамики, металлоизделий и пр.) из Индии II тысяче- летия до н.э. и более западных регионов — Ирана, Передней Азии, Трои и т.д. Но, главное, подобные гипотезы противоречат имеющимся материалам ведийских источников о раннем этапе пребывания индоариев в Индии, данным исторической лингвистики и всему комплексу археологических свидетельств. Поздне- и послехараппские культуры долины Инда, Раджастхана и Центральной Индии нельзя соотнести с ведийскими племенами в свете как хронологических данных, так и геогра- фического размещения. Карбонный анализ датирует поздние слои в хараппских городах доли- ны Инда и позднехараппские культуры этого региона XVIII-XVI вв. до н.э., культуру Банас в Раджастхане 2000–1200 гг. до н.э. и центрально-индийский энеолит — 1700–1100 гг. до н.э. «Ригведа» же, как полагает большинство исследователей, была создана на рубеже II и I тыся- челетий до н.э. (XII-X вв. до н.э.). Иным был и географический ареал сложения ведийских гимнов. Еще в 20–30-х годах индологи на основе данных «Ригведы» очертили возможную область распространения ариев эпохи оформления гимнов в единое собрание — Северо-Восточный Пенджаб. В пользу точки зрения о соотнесении «Ригведы» с Пенджабом говорят гидронимы и топонимы, встречающие- ся в ее тексте. Пенджаб являлся центром «ригведийской географии». Главной рекой считалась Сарасвати, создатели «Ригведы» знали об Инде и реках Пенджаба. Показательно, что названия рек Ганг и Ямуна встречаются крайне редко (Ямуна упоминается три раза, Ганг — всего один раз, и то в поздней, X мандале; индоариям эпохи «Ригведы» хорошо были известны Гималаи; о горах Виндхья они еще не знали). Отпал и один из основных аргументов сторонников точки зрения о разгроме ариями ха- раппских центров долины Инда: американский ученый Г.Ф.Дейлс, детально изучив страти- графию поселения в Мохенджо-Даро, пришел к выводу, что скелеты, о которых писали Э.Маккей и М.Уилер, принадлежат к разным слоям и соответственно к разным периодам в жизни города, а не только к верхнему слою, как считали раньше, и таким образом не связаны с «заключительным аккордом» в истории Мохенджо-Даро. Необоснованным выглядит сейчас и мнение М.Уилера, считавшего индоариев создателями «культуры могильника Н» в Хараппе: известный индийский археолог Х.Д.Санкалия недавно убедительно показал, что население, связанное с «культурой могильника Н», в этническом и культурном отношениях незначитель- но отличалось от хараппцев. Таким образом, ни одну из известных послехараппских культур бассейна Инда, Запад- ной и Центральной Индии неправомерно увязывать с индоариями, по крайней мере с индоа- рийскими племенами, создавшими «Ригведу». Вместе с тем археологические материалы свидетельствуют об упадке, который со вре- менем стала переживать Хараппская цивилизация (сходные процессы захватили, как говори- лось, также городские и протогородские культуры Ирана и юга Средней Азии и, видимо, име- ли во многом аналогичные причины). Упадок особенно был заметен в главных центрах доли- ны Инда. В Мохенджо-Даро на развалинах общественных зданий вырастают крохотные жи- лища, как бы вторгаясь на главные улицы; ослабевает муниципальный надзор. В Хараппе в этот поздний период многие строения приходят в негодность, а затем забрасываются; наруша- ется внутренняя и внешняя торговля. Постепенная трансформация Хараппской культуры за- хватила не только долину Инда, но и другие районы. Клонится к упадку и такой крупный центр, как Лотхал — на западном побережье Индии; начиная с XVIII-XVII вв. до н.э. наруша- ются его связи с главными городами долины Инда. Исследователи ссылаются на различные причины заката Хараппской цивилизации: из- менение климата, наводнения, высыхание рек, тектонические толчки, истощение экономиче- ских ресурсов долины Инда. Такие гипотезы, возможно, справедливы для объяснения причин упадка отдельных городских центров, но они не дают ответа на вопрос, почему в определен- ный период Хараппская цивилизация в целом переживала кризис. Очевидно, в основе лежали более общие причины внутреннего характера, связанные с социально-экономической структу- рой хараппского общества. Одним из результатов кризиса Хараппской цивилизации явилось то, что население ста- рых хараппских центров и давно обжитых районов стало широко осваивать новые территории. Выходцы из индских городов двигаются на юг и восток и создают там новые поселения (сход- ный процесс происходил на востоке Ирана и юге Средней Азии в период упадка там протого- родских цивилизаций). Вывод о коренных — внутренних — причинах падения главных хараппских центров ни в коей мере не исключает, однако, и значительную роль внешнего фактора — вторжения ино- земных племен, которые в ряде поселений довершили упадок хараппских городов. Это прояв- лялось, например, в укреплении оборонительной системы, в создании специальных построек для отражения нападения врага и т.д. Судя по раскопкам в Мохенджо-Даро, последний этап в жизни города был отмечен весьма странным на первый взгляд усилением контактов с культу- рами Белуджистана. Вряд ли в это трудное для города время могла значительно оживиться торговля с соседними областями; скорее всего «белуджистанское влияние» надо объяснять проникновением племен из Белуджистана в долину Инда в период ослабления хараппских центров. Именно с племенами Белуджистана, но не с ариями следует, очевидно, связывать и послехараппские культуры Джхукар и Джхангар. Какую же археологическую культуру Северного Индостана послехараппской эпохи можно соотнести с индоариями? Для ответа на этот вопрос следует исходить прежде всего из данных ведийских источников, которые позволяют восстановить характерные черты матери- альной и духовной культуры индоарийских племен, обитавших в эпоху сложения гимнов «Ригведы» в районах Пенджаба и примыкающих территориях. Исходя из двух необходимых условий, которые следует предъявлять к археологической культуре, сопоставляемой с индои- ранскими племенами, — хронологических рамок и географического ареала, известный индий- ский археолог Б.Б.Лал высказал идею о связи ведийских племен с «культурой серой расписной керамики». Данная точка зрения и сейчас представляется наиболее приемлемой. «Культура серой расписной керамики», названная так по одному из видов посуды ее керамического ком- плекса, обнаружена в Восточном Пенджабе, Хариане, в верховьях Ганга и Джамны, в ряде районов Ганго-Джамнского бассейна, в Раджастхане. До недавнего времени нижняя граница этой культуры, по данным карбонного анализа, датировалась рубежом II-I тысячелетий до н.э., но большинство раскопанных поселений относится к 800–500 гг. до н.э. В последние годы в Пенджабе, Хариане, Кашмире и Джамму выявлен более ранний этап «культуры серой распис- ной керамики», предшествующий X в. до н.э. (раскопки Дж. П.Джоши), что дает возможность выделить две ее стадии: первую — ранее X в. до н.э. (в более северных районах) и вторую (ус- ловно) — около 1000–500 гг. до н.э., охватывающую в основном поселения к югу от Пенджа- ба. В совокупности археологические материалы, связанные с «культурой серой расписной керамики», могут быть соотнесены с ранними письменными свидетельствами об индоариях: если первая стадия, памятники которой относятся преимущественно к Восточному Пенджабу и Хариане, может быть условно сопоставлена с эпохой «Ригведы», то вторая по времени и по ареалу распространения — с данными ведийских сочинений послеригведийского периода (поздними Самхитами, Брахманами, Араньяками и Упанишадами, датируемыми первой поло- виной — серединой I тысячелетия до н.э.). | |
Категория: ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ | Добавил: Рухс | |
Просмотров: 7028 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |