ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ
[17]
ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ: МИФЫ И ИСТОРИЯ Григорий Максимович БОНГАРД-ЛЕВИН Эдвин Арвидович ГРАНТОВСКИЙ
|
Главная » Файлы » Издания, книги » ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ |
[ ] | 17.12.2008, 14:28 |
Следующей «археологической» эпохой в истории Средней Азии и примыкающих к ней на юге областей (около X-VII вв. до н.э.) была «эпоха варварской оккупации». Принимая такое название, исследователи полагали, что ее памятники связаны с новыми, «варварскими», пле- менами на данной территории. Однако в последнее время некоторые ученые выступают про- тив подобного определения, подчеркивая преемственность отдельных черт материальной культуры памятников данной эпохи с предшествующим периодом. Но такая преемственность вполне могла сохраняться и при смене этноса (как это имело место, например, и в Западном Иране при распространении там ираноязычного населения). Зато гораздо показательнее дан- ные, характеризующие явный разрыв с традициями предшествующих культур типа Анау- Намазга. На памятниках «эпохи варварской оккупации», в частности, широко распространена новая, лепная, керамика. Особенно характерны не только и не столько сами различия во внеш- нем облике, оформлении и орнаментации посуды, сколько отражение в гончарном производ- стве важных экономических и социальных явлений. Они не были свойственны прежнему ме- стному земледельческому населению: вплоть до конца II тысячелетия до н.э. (и уже много столетий ранее) на местных поселениях широко бытовала изготовленная на круге профессио- нальными гончарами керамика, что свидетельствует также о весьма развитом разделении тру- да и обмене. Напротив, у индоиранских племен употреблялась лепная посуда, а состав отде- лившихся от сельского хозяйства ремесел был ограничен преимущественно металлургией, плотницким или колесничным делом. Так, в «Ригведе» говорится о «плотнике», «тачающем колесницу», но о гончарах в индоарийском обществе того времени данные отсутствуют. И это не случайно дошедшие, а закономерные факты, которые отвечают характеру и составу «арий- ских» ремесел, что вполне соответствует археологическим материалам о ремесленном произ- водстве у «степных» племен. Судя по сведениям письменных источников, на территориях, где известны памятники «эпохи варварской оккупации», в то время уже должно было распространиться ираноязычное население. Ему, следовательно, принадлежала и лепная керамика этих памятников. Данный факт также заставляет полагать, что иранцы в этих районах впервые стали преобладать в «эпо- ху варварской оккупации»; на протяжении же предшествующей эпохи (Намазга VI) земле- дельческие поселения продолжали занимать аборигенные группы, в основном в тот период еще сохранявшие свою этническую самобытность. Лишь затем, на ранней стадии «эпохи вар- варской оккупации» (примерно к началу I тысячелетия до н.э.), в ряде районов завершилась ассимиляция местного населения с ираноязычным и создание нового этнокультурного типа, чему, естественно, должно было предшествовать время проникновения туда пришлых иран- ских племенных групп. Имеющиеся археологические материалы позволяют проследить отдельные этапы этого процесса. На северной периферии земледельческого ареала, в его пределах и на самих поселе- ниях эпохи Намазга VI встречается степная керамика. Ее наличие, очевидно, свидетельствует о появлении нового населения. Более того, в тех же районах открыты принадлежавшие самим степнякам погребения и стоянки с лепной керамикой. Учитывая тот факт, что иранские пле- мена, оказавшись в области распространения древних культур Востока, быстро усваивали многие особенности местной материальной культуры, вряд ли можно ожидать более обстоя- тельных археологических доказательств проникновения нового этноса. Продвижение, доку- ментируемое этими археологическими материалами, следует отнести примерно к последней четверти II тысячелетия (или, шире, к последним векам II — началу I тысячелетия до н.э.). К последним векам II тысячелетия до н.э. относятся и могильники пастушеских племен на юго-востоке Средней Азии, открытые в южных районах Таджикской ССР (работы Б.А.Литвинского, А.М.Мандельштама). Эти племена уже испытали определенное культурное воздействие земледельческого населения или находились с ним в торговых и других контак- тах. Обнаруживается сходство культуры пастушеских племен Средней Азии с близкими им по времени культурами, открытыми на северо-западе Пакистана. Некоторые ученые полагают, что в этих общих чертах отражены особенности идеологии, погребальных обрядов и других обычаев, свойственных ведийским ариям. Оснований для такой конкретной этнической атри- буции пока недостаточно, но более общие историко-лингвистические данные допускают воз- можность того, что упомянутые могильники оставлены предками ведийских или иных арий- ских групп. В любом случае документируемое археологическими свидетельствами из разных рай- онов Средней Азии продвижение «степных» племен с севера на юг в пределах второй полови- ны II — начала I тысячелетия до н.э. отражает, очевидно, постепенное распространение раз- личных индоиранских групп (включая предков тех иранцев, которые в первой половине I ты- сячелетия до н.э. обитали в восточных областях Иранского плато и на юге Средней Азии). Сказанному соответствуют данные также о времени расселения индоариев на севере Индоста- на и об их хозяйственно-культурном типе в тот период. Рассмотрим эти данные более подроб- но. Несмотря на длительное изучение индологами различных аспектов «арийской пробле- мы» и последние открытия индийских и пакистанских археологов, имевшие большое значение для понимания историко-культурных процессов, которые происходили на севере Индостана между III-I тысячелетиями до н.э., многие принципиально важные вопросы этнической исто- рии древней Индии той эпохи продолжают оставаться нерешенными, нуждаются в дальней- шей разработке. В распоряжении индологов имеется большое число письменных памятников (начиная с «Ригведы»), позволяющих представить основные черты материальной и духовной культуры индоариев в период их распространения по территории Северной Индии, но точное соотнесение этих свидетельств с материалами археологии во многом еще проблематично. До открытия городов Хараппской культуры в долине Инда многие ученые утверждали, что именно арии впервые принесли в Индию высокую культуру и цивилизацию; доарийский период в истории Индии трактовался ими как весьма примитивный. Однако систематическое изучение Хараппской культуры после сенсационных раскопок индийских археологов Р.Сахни и Р.Банерджи наглядно подтвердило древность и оригинальность культуры Индостана. После- дующие археологические открытия показали, что типично хараппские памятники были рас- пространены и далеко за пределами самой долины Инда на огромной территории от районов Белуджистана на берегах Аравийского моря до верховий Ганга и от Кашмира и северо- восточных окраин Афганистана до Гуджарата. Хараппская цивилизация процветала задолго до возможного появления на этих территориях ариев. И хотя вплоть до настоящего времени не- которые индийские ученые продолжают» рассматривать Индию как прародину индоариев, точка зрения об арийской основе Харрапской цивилизации принята быть не может. Она противоречит всем имеющимся данным истории, археологии, лингвистики о Ха- раппской культуре и культуре индоарийских племен в ранний период их расселения по терри- тории Северного Индостана. Это были принципиально разные типы древних социокультурных организмов: Хараппа являлась городской цивилизацией, сходной с древними цивилизациями Ближнего и Среднего Востока III-II тысячелетий до н.э.; общество же индоариев в период их распространения в Индии находилось на более низкой ступени развития, представляло собой иной хозяйственно-культурный тип и было во многом аналогично социальному строю иран- ских племен эпохи «Авесты». В настоящее время достаточно определенно можно говорить о принадлежности населе- ния Хараппской культуры к дравидам («протодравиды»), К этому вопросу на основании изу- чения этнолингвистической карты древней Индии и языковых данных более позднего времени пришли многие известные лингвисты (Т.Барроу, М.Эмено, В.С.Воробьев-Десятовский и др.). В последнее время все большее число сторонников привлекает и точка зрения о близости про- тодравидийского языка с эламским (И.М.Дьяконов, Д.В.Мак-Алпин и др.), что не только под- тверждает заключение о дравидоязычности древнего населения долины Инда, а также сосед- них районов Иранского плато, но и является дополнительным аргументом в пользу мнения о связи Хараппы с древними цивилизациями Среднего Востока. Даже в настоящее время драви- доязычная народность брагуи все еще обитает в районах западнее долины Инда (Пакистан, Афганистан, восток Ирана). По мнению некоторых исследователей, области к западу и северо- западу от долины Инда являлись прародиной и других дравидийских народов. На основе глоттохронологических расчетов дравидологи относят распад протодрави- дийской общности к IV тысячелетию до н.э., когда началось распространение племен этой группы к югу и юго-востоку. Отделение предков брагуи условно датируется рубежом IV и III тысячелетий до н.э. или даже ранее; затем от общего ствола отделялись и предки других со- временных дравидийских народов. Если следовать данной схеме, то в долине Инда группы протодравидов уже должны были находиться в середине III тысячелетия до н.э. (это совпадает с общепринятой датировкой предхараппских и раннехараппских культур данного региона). Двигаясь далее на юг, дравиды появились в Центральной Индии около середины, а в Дека- не — в конце II тысячелетия до н.э. (такое заключение увязывается с современными данными о позднехараппских культурах указанных районов). Кроме того, в результате изучения ха- раппских «надписей» с применением счетно-вычислительной техники советские (Ю.В.Кноро- зов и др.), финские (А.Парпола и др.) и индийские (И.Махадеван) ученые независимо друг от друга пришли к выводу, что языком этих «текстов» был протодравидийский. | |
Категория: ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ | Добавил: Рухс | |
Просмотров: 3743 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |