Меню сайта

Категории каталога

ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ [17]
ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ: МИФЫ И ИСТОРИЯ Григорий Максимович БОНГАРД-ЛЕВИН Эдвин Арвидович ГРАНТОВСКИЙ

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1450

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Скифы | Фандаг | Сарматы | Аланы | Осетины | Осетия

Главная » Файлы » Издания, книги » ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ

ДРЕВНИЕ АРИИ: ПРАРОДИНА, ВРЕМЯ И ПУТИ РАССЕЛЕНИЯ F
[ ] 17.12.2008, 14:28

Следующей «археологической» эпохой в истории Средней Азии и примыкающих к ней
на юге областей (около X-VII вв. до н.э.) была «эпоха варварской оккупации». Принимая такое
название, исследователи полагали, что ее памятники связаны с новыми, «варварскими», пле-
менами на данной территории. Однако в последнее время некоторые ученые выступают про-
тив подобного определения, подчеркивая преемственность отдельных черт материальной
культуры памятников данной эпохи с предшествующим периодом. Но такая преемственность
вполне могла сохраняться и при смене этноса (как это имело место, например, и в Западном
Иране при распространении там ираноязычного населения). Зато гораздо показательнее дан-
ные, характеризующие явный разрыв с традициями предшествующих культур типа Анау-
Намазга. На памятниках «эпохи варварской оккупации», в частности, широко распространена
новая, лепная, керамика. Особенно характерны не только и не столько сами различия во внеш-
нем облике, оформлении и орнаментации посуды, сколько отражение в гончарном производ-
стве важных экономических и социальных явлений. Они не были свойственны прежнему ме-
стному земледельческому населению: вплоть до конца II тысячелетия до н.э. (и уже много
столетий ранее) на местных поселениях широко бытовала изготовленная на круге профессио-
нальными гончарами керамика, что свидетельствует также о весьма развитом разделении тру-
да и обмене. Напротив, у индоиранских племен употреблялась лепная посуда, а состав отде-
лившихся от сельского хозяйства ремесел был ограничен преимущественно металлургией,
плотницким или колесничным делом. Так, в «Ригведе» говорится о «плотнике», «тачающем
колесницу», но о гончарах в индоарийском обществе того времени данные отсутствуют. И это
не случайно дошедшие, а закономерные факты, которые отвечают характеру и составу «арий-
ских» ремесел, что вполне соответствует археологическим материалам о ремесленном произ-
водстве у «степных» племен.
Судя по сведениям письменных источников, на территориях, где известны памятники
«эпохи варварской оккупации», в то время уже должно было распространиться ираноязычное
население. Ему, следовательно, принадлежала и лепная керамика этих памятников. Данный
факт также заставляет полагать, что иранцы в этих районах впервые стали преобладать в «эпо-
ху варварской оккупации»; на протяжении же предшествующей эпохи (Намазга VI) земле-
дельческие поселения продолжали занимать аборигенные группы, в основном в тот период
еще сохранявшие свою этническую самобытность. Лишь затем, на ранней стадии «эпохи вар-
варской оккупации» (примерно к началу I тысячелетия до н.э.), в ряде районов завершилась
ассимиляция местного населения с ираноязычным и создание нового этнокультурного типа,
чему, естественно, должно было предшествовать время проникновения туда пришлых иран-
ских племенных групп.
Имеющиеся археологические материалы позволяют проследить отдельные этапы этого
процесса. На северной периферии земледельческого ареала, в его пределах и на самих поселе-
ниях эпохи Намазга VI встречается степная керамика. Ее наличие, очевидно, свидетельствует
о появлении нового населения. Более того, в тех же районах открыты принадлежавшие самим
степнякам погребения и стоянки с лепной керамикой. Учитывая тот факт, что иранские пле-
мена, оказавшись в области распространения древних культур Востока, быстро усваивали
многие особенности местной материальной культуры, вряд ли можно ожидать более обстоя-
тельных археологических доказательств проникновения нового этноса. Продвижение, доку-
ментируемое этими археологическими материалами, следует отнести примерно к последней
четверти II тысячелетия (или, шире, к последним векам II — началу I тысячелетия до н.э.).
К последним векам II тысячелетия до н.э. относятся и могильники пастушеских племен
на юго-востоке Средней Азии, открытые в южных районах Таджикской ССР (работы
Б.А.Литвинского, А.М.Мандельштама). Эти племена уже испытали определенное культурное
воздействие земледельческого населения или находились с ним в торговых и других контак-
тах. Обнаруживается сходство культуры пастушеских племен Средней Азии с близкими им по
времени культурами, открытыми на северо-западе Пакистана. Некоторые ученые полагают,
что в этих общих чертах отражены особенности идеологии, погребальных обрядов и других
обычаев, свойственных ведийским ариям. Оснований для такой конкретной этнической атри-
буции пока недостаточно, но более общие историко-лингвистические данные допускают воз-
можность того, что упомянутые могильники оставлены предками ведийских или иных арий-
ских групп.
В любом случае документируемое археологическими свидетельствами из разных рай-
онов Средней Азии продвижение «степных» племен с севера на юг в пределах второй полови-
ны II — начала I тысячелетия до н.э. отражает, очевидно, постепенное распространение раз-
личных индоиранских групп (включая предков тех иранцев, которые в первой половине I ты-
сячелетия до н.э. обитали в восточных областях Иранского плато и на юге Средней Азии).
Сказанному соответствуют данные также о времени расселения индоариев на севере Индоста-
на и об их хозяйственно-культурном типе в тот период. Рассмотрим эти данные более подроб-
но.
Несмотря на длительное изучение индологами различных аспектов «арийской пробле-
мы» и последние открытия индийских и пакистанских археологов, имевшие большое значение
для понимания историко-культурных процессов, которые происходили на севере Индостана
между III-I тысячелетиями до н.э., многие принципиально важные вопросы этнической исто-
рии древней Индии той эпохи продолжают оставаться нерешенными, нуждаются в дальней-
шей разработке. В распоряжении индологов имеется большое число письменных памятников
(начиная с «Ригведы»), позволяющих представить основные черты материальной и духовной
культуры индоариев в период их распространения по территории Северной Индии, но точное
соотнесение этих свидетельств с материалами археологии во многом еще проблематично.
До открытия городов Хараппской культуры в долине Инда многие ученые утверждали,
что именно арии впервые принесли в Индию высокую культуру и цивилизацию; доарийский
период в истории Индии трактовался ими как весьма примитивный. Однако систематическое
изучение Хараппской культуры после сенсационных раскопок индийских археологов Р.Сахни
и Р.Банерджи наглядно подтвердило древность и оригинальность культуры Индостана. После-
дующие археологические открытия показали, что типично хараппские памятники были рас-
пространены и далеко за пределами самой долины Инда на огромной территории от районов
Белуджистана на берегах Аравийского моря до верховий Ганга и от Кашмира и северо-
восточных окраин Афганистана до Гуджарата. Хараппская цивилизация процветала задолго до
возможного появления на этих территориях ариев. И хотя вплоть до настоящего времени не-
которые индийские ученые продолжают» рассматривать Индию как прародину индоариев,
точка зрения об арийской основе Харрапской цивилизации принята быть не может.
Она противоречит всем имеющимся данным истории, археологии, лингвистики о Ха-
раппской культуре и культуре индоарийских племен в ранний период их расселения по терри-
тории Северного Индостана. Это были принципиально разные типы древних социокультурных
организмов: Хараппа являлась городской цивилизацией, сходной с древними цивилизациями
Ближнего и Среднего Востока III-II тысячелетий до н.э.; общество же индоариев в период их
распространения в Индии находилось на более низкой ступени развития, представляло собой
иной хозяйственно-культурный тип и было во многом аналогично социальному строю иран-
ских племен эпохи «Авесты».
В настоящее время достаточно определенно можно говорить о принадлежности населе-
ния Хараппской культуры к дравидам («протодравиды»), К этому вопросу на основании изу-
чения этнолингвистической карты древней Индии и языковых данных более позднего времени
пришли многие известные лингвисты (Т.Барроу, М.Эмено, В.С.Воробьев-Десятовский и др.).
В последнее время все большее число сторонников привлекает и точка зрения о близости про-
тодравидийского языка с эламским (И.М.Дьяконов, Д.В.Мак-Алпин и др.), что не только под-
тверждает заключение о дравидоязычности древнего населения долины Инда, а также сосед-
них районов Иранского плато, но и является дополнительным аргументом в пользу мнения о
связи Хараппы с древними цивилизациями Среднего Востока. Даже в настоящее время драви-
доязычная народность брагуи все еще обитает в районах западнее долины Инда (Пакистан,
Афганистан, восток Ирана). По мнению некоторых исследователей, области к западу и северо-
западу от долины Инда являлись прародиной и других дравидийских народов.
На основе глоттохронологических расчетов дравидологи относят распад протодрави-
дийской общности к IV тысячелетию до н.э., когда началось распространение племен этой
группы к югу и юго-востоку. Отделение предков брагуи условно датируется рубежом IV и III
тысячелетий до н.э. или даже ранее; затем от общего ствола отделялись и предки других со-
временных дравидийских народов. Если следовать данной схеме, то в долине Инда группы
протодравидов уже должны были находиться в середине III тысячелетия до н.э. (это совпадает
с общепринятой датировкой предхараппских и раннехараппских культур данного региона).
Двигаясь далее на юг, дравиды появились в Центральной Индии около середины, а в Дека-
не — в конце II тысячелетия до н.э. (такое заключение увязывается с современными данными
о позднехараппских культурах указанных районов). Кроме того, в результате изучения ха-
раппских «надписей» с применением счетно-вычислительной техники советские (Ю.В.Кноро-
зов и др.), финские (А.Парпола и др.) и индийские (И.Махадеван) ученые независимо друг от
друга пришли к выводу, что языком этих «текстов» был протодравидийский.
Категория: ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ | Добавил: Рухс
Просмотров: 3650 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]