Меню сайта

Категории каталога

ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ [17]
ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ: МИФЫ И ИСТОРИЯ Григорий Максимович БОНГАРД-ЛЕВИН Эдвин Арвидович ГРАНТОВСКИЙ

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1451

Форма входа

Поиск

Ссылки

This feature is for Premium users only!This feature is for Premium users only!This feature is for Premium users only!This feature is for Premium users only!This feature is for Premium users only! |

Статистика


В сети всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Скифы | Фандаг | Сарматы | Аланы | Осетины | Осетия

Главная » Файлы » Издания, книги » ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ

ДРЕВНИЕ АРИИ: ПРАРОДИНА, ВРЕМЯ И ПУТИ РАССЕЛЕНИЯ
[ ] 17.12.2008, 14:32

Продвижение ираноязычных племен в Иран, очевидно, проходило в последней четвер-
ти II — начале I тысячелетия до н.э.
На первых этапах своего расселения они занимали отдельные районы и долины или
распространялись по некоторым обширным областям, где сложившаяся политическая ситуа-
ция давала им возможность обосноваться. Они, вероятно, частично подчиняли местное насе-
ление и ассимилировали его. Иранские имена, засвидетельствованные в источниках IX-VIII вв.
до н.э., в основном происходят из языка населения таких местностей: обычно это имена пра-
вителей мелких и мельчайших политических единиц. Безусловно, нельзя говорить о том, чnо
иранцы составляли верхушечный слой населения, что носители иранских имен были вождями
военных дружин, подобно кондотьерам, поступавшим на службу к местным правителям и по-
степенно захватывавшим власть в тех или иных районах Ирана (так характеризуются иранские
«иммигранты» в работах Ф.Кенига, Дж. Кэмерона, Х.Нюберга и др.).
Продвижение иранских племен в Иран не носило характера завоевания и не сопровож-
далось переходом власти на значительных территориях к их представителям. Напротив, уже
весьма многочисленное ираноязычное население в IX — начале VII в. до н.э. в основном ока-
зывается в зависимости от политических образований, созданных старым местным населением
как на территории Ирана (Манна, Элам, Эллипи и др.), так и соседних стран (Ассирия, Урар-
ту).
Таким образом, не захват политического господства представителями иранских племен
приводил к языковой и культурной иранизации на обширных пространствах. Лишь в тех об-
ластях, где на значительных территориях иранский этнический элемент становился преобла-
дающим, создавались возглавляемые представителями иранских племен крупные политиче-
ские образования, (как это происходило, например, при возникновении Мидийского царства).
Причины, обусловившие широкое распространение иранского этноязыкового элемента,
остаются еще недостаточно выясненными, но на некоторые факторы можно указать и сейчас
(тем более что они применимы и к проблеме распространения ариев в Индии). Во-первых,
иранизация соответствующих областей происходила при значительно большем, чем обычно
предполагается, удельном весе пришлого ираноязычного населения (причем последнее со-
стояло не из отдельных групп вождей или воинов, а именно из переселявшихся племенных
групп, включавших различные слои населения). Во-вторых, уже ко времени появления на тер-
ритории Ирана иранских племен они обладали своими весьма развитыми традициями в куль-
туре, экономике и социально-политической структуре. Наконец, иранизации местного населе-
ния в разных частях Ирана могло способствовать само расселение еще очень близких друг
другу по языку, культурным и иным традициям иранских племен по обширной территории,
различные районы которой характеризовались большой этнической и языковой пестротой. Но
вопреки мнению некоторых ученых, было бы неверным сводить этногенез западноиранских
племен и народов к распространению иранского языка при сохранении свойственных прежде
местному населению основных этнических черт.
Процессы формирования иранских народностей по характеру и результатам были зна-
чительно более сложными. Иранизация ряда территорий, внешне нередко фиксируемая глав-
ным образом по распространению иранской речи, сопровождалась коренными изменениями
многих других этнических особенностей; это касается также и социальной структуры, полити-
ческих институтов, религии и т.д. В течение длительного времени, прежде чем осуществился
синтез местных и «пришлых» элементов, их носители продолжали во многом следовать своим
традициям, определявшимся их прошлыми историческими судьбами. По имеющимся истори-
ческим источникам первых веков I тысячелетия до н.э., еще достаточно ясно можно просле-
дить эти различия» между ираноязычным населением и старыми местными этническими
группами. Так, именно для последних, судя по данным ассирийских текстов IX-VIII вв., было
характерно существование значительных «городских» центров с дворцами и храмами, различ-
ными ремесленными производствами, развитыми оседло-земледельческими традициями,
включая садоводство и виноградарство и т.п. «Иранцам» же эти черты еще не были свойст-
венны во время их расселения в Западном Иране в начале I тысячелетия до н.э. Данные об-
стоятельства следует иметь в виду и при рассмотрении вопроса о» времени распространения
ираноязычных племен в Средней Азии и на востоке Иранского плато.
Сведения об этих территориях в точно датированных источниках появляются с VI в. до
н.э., хотя к тому и предшествующему времени могут быть отнесены данные «Авесты»; в эпоху
составления ее древних разделов на территории Средней Азии, Афганистана и Восточного
Ирана уже обитало ираноязычное население. Однако ответа на вопрос, когда же иранские
племена пришли в указанные области, «Авеста» не дает. Поэтому для его решения использу-
ются археологические материалы.
Как уже говорилось выше, в III — начале II тысячелетия до н.э. в ряде районов на юге
Средней Азии и Иранского плато были распространены оседло-земледельческие культуры
протогородского типа. Позднее, в первой половине II тысячелетия до н.э., наряду с упадком
ряда старых «городских» центров и запустением некоторых районов происходит освоение
земледельцами новых областей Средней Азии — на юго-востоке Туркмении и юге Узбекиста-
на. Среди памятников этого времени особый интерес представляют материалы тщательно ис-
следованного узбекским археологом А.Аскаровым Сапалли-тепа. По археологической перио-
дизации исследуемые памятники относятся к переходному периоду Намазга V-VI и к самой
эпохе Намазга VI, охватывающей время до конца II тысячелетия до н.э. Сходные комплексы
были недавно открыты в Северном Афганистане советским археологом В.И.Сарианиди (па-
мятники типа Дашлы).
Для населения всех этих районов характерна культурная близость, а также, видимо, и
этническое единство. Многие хозяйственно-культурные черты продолжают традиции старых
земледельческих центров более западных областей юга Средней Азии и северо-востока Ирана,
что проявляется, в частности, в устойчивых навыках ирригационного земледелия, строитель-
ной техники, керамического производства, изготовления глиняной посуды на гончарном кру-
ге. И вполне обоснованным выглядит предположение о непосредственных связях во II тысяче-
летии до н.э. жителей указанных районов с древним земледельческим населением Иранского
плато и юга Средней Азии (которое, как отмечалось, не было арийским). Уже хотя бы поэтому
трудно согласиться с мнением о том, что памятники Средней Азии типа Намазга VI и близкие
им по культуре комплексы Северного Афганистана того времени принадлежат индоиранским
племенам.
Создателей этих археологических памятников нельзя считать ариями и в свете данных
о развитии хозяйственно-культурных традиций индоарийцев и иранцев, начиная от общеарий-
ского периода до начала ведийской и авестийской эпох. Индоиранцы арийского периода пред-
стают как скотоводы-земледельцы, как пастушеские племена, занимавшиеся подсобным зем-
леделием. Близкий к ним тип хозяйства свойствен иранцам в общеиранскую эпоху и отражен
еще в традиции «Авесты», во многих чертах его сохраняли и индоарии к началу ведийской
эпохи. Сопоставление данных «Авесты» и «Ригведы» с реконструируемым «индоиранским
состоянием» намечают линию развития, на которой нет места многим признакам «протого-
родской» цивилизации, в том числе традициям дворцового или храмового строительства (ср.
комплексы типа Дашлы). Сапалли-тепа и ряд других земледельческих памятников на юге Уз-
бекистана и Туркмении того времени по хозяйственным и иным показателям, очевидно, также
не могли принадлежать племенам индоиранского происхождения. Особенно характерен наи-
более «массовый» археологический материал — керамический. Посуда той эпохи из поселе-
ний типа Намазга VI, Сапалли, Дашлы и др. в основном сделана на гончарном круге. Индои-
ранские же племена не только не пользовались такой посудой в общеарийскую эпоху (как
свидетельствуют сравнительные историко-лингвистические данные), но, очевидно, долго не
изготовляли ее и потом.
Из иранских племен гончарную посуду стали со временем употреблять лишь те, кото-
рые расселились в земледельческих районах Средней Азии и Иранского плато, а продолжав-
шие жить в северных степных районах еще и в I тысячелетии до н.э. в основном применяли (и
продолжали изготовлять) лепную посуду (либо пользовались также импортной гончарной,
как, например, богатые скифы дорогими греческими вазами). Еще более показательны имею-
щиеся данные индийских письменных источников: гончары и гончарный круг упоминаются
позже гимнов «Ригведы», в текстах поздневедийского времени. Но еще в то время сделанная
на круге посуда, хотя и употреблялась в обыденных целях, считалась чуждой по происхожде-
нию, неугодной богам, в ритуальных целях должна была применяться сделанная «от руки» по-
суда; в отличие от изготовленной на круге она считалась «отеческой», использовавшейся
предками. Известный немецкий индолог В.Pay, специально исследовавший данные ведийских
текстов о гончарном производстве, приходит к выводу, что арии впервые узнали гончарный
круг от оседлого местного населения лишь после своего прихода в Индию.
Таким образом, по целому ряду особенностей оседло-земледельческие культуры юга
Средней Азии и соседних областей Иранского плато между второй четвертью — концом II
тысячелетия до н.э. (эпоха Намазга VI) не соответствуют хозяйственному, социальному и
культурному типу, который реконструируется для индоиранских племен того времени.
Категория: ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ | Добавил: Рухс
Просмотров: 3467 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]