Меню сайта

Категории каталога

ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ [17]
ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ: МИФЫ И ИСТОРИЯ Григорий Максимович БОНГАРД-ЛЕВИН Эдвин Арвидович ГРАНТОВСКИЙ

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1450

Форма входа

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Скифы | Фандаг | Сарматы | Аланы | Осетины | Осетия

Главная » Файлы » Издания, книги » ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ

ДРЕВНИЕ АРИИ: ПРАРОДИНА, ВРЕМЯ И ПУТИ РАССЕЛЕНИЯ
[ ] 17.12.2008, 14:32

Продвижение ираноязычных племен в Иран, очевидно, проходило в последней четвер-
ти II — начале I тысячелетия до н.э.
На первых этапах своего расселения они занимали отдельные районы и долины или
распространялись по некоторым обширным областям, где сложившаяся политическая ситуа-
ция давала им возможность обосноваться. Они, вероятно, частично подчиняли местное насе-
ление и ассимилировали его. Иранские имена, засвидетельствованные в источниках IX-VIII вв.
до н.э., в основном происходят из языка населения таких местностей: обычно это имена пра-
вителей мелких и мельчайших политических единиц. Безусловно, нельзя говорить о том, чnо
иранцы составляли верхушечный слой населения, что носители иранских имен были вождями
военных дружин, подобно кондотьерам, поступавшим на службу к местным правителям и по-
степенно захватывавшим власть в тех или иных районах Ирана (так характеризуются иранские
«иммигранты» в работах Ф.Кенига, Дж. Кэмерона, Х.Нюберга и др.).
Продвижение иранских племен в Иран не носило характера завоевания и не сопровож-
далось переходом власти на значительных территориях к их представителям. Напротив, уже
весьма многочисленное ираноязычное население в IX — начале VII в. до н.э. в основном ока-
зывается в зависимости от политических образований, созданных старым местным населением
как на территории Ирана (Манна, Элам, Эллипи и др.), так и соседних стран (Ассирия, Урар-
ту).
Таким образом, не захват политического господства представителями иранских племен
приводил к языковой и культурной иранизации на обширных пространствах. Лишь в тех об-
ластях, где на значительных территориях иранский этнический элемент становился преобла-
дающим, создавались возглавляемые представителями иранских племен крупные политиче-
ские образования, (как это происходило, например, при возникновении Мидийского царства).
Причины, обусловившие широкое распространение иранского этноязыкового элемента,
остаются еще недостаточно выясненными, но на некоторые факторы можно указать и сейчас
(тем более что они применимы и к проблеме распространения ариев в Индии). Во-первых,
иранизация соответствующих областей происходила при значительно большем, чем обычно
предполагается, удельном весе пришлого ираноязычного населения (причем последнее со-
стояло не из отдельных групп вождей или воинов, а именно из переселявшихся племенных
групп, включавших различные слои населения). Во-вторых, уже ко времени появления на тер-
ритории Ирана иранских племен они обладали своими весьма развитыми традициями в куль-
туре, экономике и социально-политической структуре. Наконец, иранизации местного населе-
ния в разных частях Ирана могло способствовать само расселение еще очень близких друг
другу по языку, культурным и иным традициям иранских племен по обширной территории,
различные районы которой характеризовались большой этнической и языковой пестротой. Но
вопреки мнению некоторых ученых, было бы неверным сводить этногенез западноиранских
племен и народов к распространению иранского языка при сохранении свойственных прежде
местному населению основных этнических черт.
Процессы формирования иранских народностей по характеру и результатам были зна-
чительно более сложными. Иранизация ряда территорий, внешне нередко фиксируемая глав-
ным образом по распространению иранской речи, сопровождалась коренными изменениями
многих других этнических особенностей; это касается также и социальной структуры, полити-
ческих институтов, религии и т.д. В течение длительного времени, прежде чем осуществился
синтез местных и «пришлых» элементов, их носители продолжали во многом следовать своим
традициям, определявшимся их прошлыми историческими судьбами. По имеющимся истори-
ческим источникам первых веков I тысячелетия до н.э., еще достаточно ясно можно просле-
дить эти различия» между ираноязычным населением и старыми местными этническими
группами. Так, именно для последних, судя по данным ассирийских текстов IX-VIII вв., было
характерно существование значительных «городских» центров с дворцами и храмами, различ-
ными ремесленными производствами, развитыми оседло-земледельческими традициями,
включая садоводство и виноградарство и т.п. «Иранцам» же эти черты еще не были свойст-
венны во время их расселения в Западном Иране в начале I тысячелетия до н.э. Данные об-
стоятельства следует иметь в виду и при рассмотрении вопроса о» времени распространения
ираноязычных племен в Средней Азии и на востоке Иранского плато.
Сведения об этих территориях в точно датированных источниках появляются с VI в. до
н.э., хотя к тому и предшествующему времени могут быть отнесены данные «Авесты»; в эпоху
составления ее древних разделов на территории Средней Азии, Афганистана и Восточного
Ирана уже обитало ираноязычное население. Однако ответа на вопрос, когда же иранские
племена пришли в указанные области, «Авеста» не дает. Поэтому для его решения использу-
ются археологические материалы.
Как уже говорилось выше, в III — начале II тысячелетия до н.э. в ряде районов на юге
Средней Азии и Иранского плато были распространены оседло-земледельческие культуры
протогородского типа. Позднее, в первой половине II тысячелетия до н.э., наряду с упадком
ряда старых «городских» центров и запустением некоторых районов происходит освоение
земледельцами новых областей Средней Азии — на юго-востоке Туркмении и юге Узбекиста-
на. Среди памятников этого времени особый интерес представляют материалы тщательно ис-
следованного узбекским археологом А.Аскаровым Сапалли-тепа. По археологической перио-
дизации исследуемые памятники относятся к переходному периоду Намазга V-VI и к самой
эпохе Намазга VI, охватывающей время до конца II тысячелетия до н.э. Сходные комплексы
были недавно открыты в Северном Афганистане советским археологом В.И.Сарианиди (па-
мятники типа Дашлы).
Для населения всех этих районов характерна культурная близость, а также, видимо, и
этническое единство. Многие хозяйственно-культурные черты продолжают традиции старых
земледельческих центров более западных областей юга Средней Азии и северо-востока Ирана,
что проявляется, в частности, в устойчивых навыках ирригационного земледелия, строитель-
ной техники, керамического производства, изготовления глиняной посуды на гончарном кру-
ге. И вполне обоснованным выглядит предположение о непосредственных связях во II тысяче-
летии до н.э. жителей указанных районов с древним земледельческим населением Иранского
плато и юга Средней Азии (которое, как отмечалось, не было арийским). Уже хотя бы поэтому
трудно согласиться с мнением о том, что памятники Средней Азии типа Намазга VI и близкие
им по культуре комплексы Северного Афганистана того времени принадлежат индоиранским
племенам.
Создателей этих археологических памятников нельзя считать ариями и в свете данных
о развитии хозяйственно-культурных традиций индоарийцев и иранцев, начиная от общеарий-
ского периода до начала ведийской и авестийской эпох. Индоиранцы арийского периода пред-
стают как скотоводы-земледельцы, как пастушеские племена, занимавшиеся подсобным зем-
леделием. Близкий к ним тип хозяйства свойствен иранцам в общеиранскую эпоху и отражен
еще в традиции «Авесты», во многих чертах его сохраняли и индоарии к началу ведийской
эпохи. Сопоставление данных «Авесты» и «Ригведы» с реконструируемым «индоиранским
состоянием» намечают линию развития, на которой нет места многим признакам «протого-
родской» цивилизации, в том числе традициям дворцового или храмового строительства (ср.
комплексы типа Дашлы). Сапалли-тепа и ряд других земледельческих памятников на юге Уз-
бекистана и Туркмении того времени по хозяйственным и иным показателям, очевидно, также
не могли принадлежать племенам индоиранского происхождения. Особенно характерен наи-
более «массовый» археологический материал — керамический. Посуда той эпохи из поселе-
ний типа Намазга VI, Сапалли, Дашлы и др. в основном сделана на гончарном круге. Индои-
ранские же племена не только не пользовались такой посудой в общеарийскую эпоху (как
свидетельствуют сравнительные историко-лингвистические данные), но, очевидно, долго не
изготовляли ее и потом.
Из иранских племен гончарную посуду стали со временем употреблять лишь те, кото-
рые расселились в земледельческих районах Средней Азии и Иранского плато, а продолжав-
шие жить в северных степных районах еще и в I тысячелетии до н.э. в основном применяли (и
продолжали изготовлять) лепную посуду (либо пользовались также импортной гончарной,
как, например, богатые скифы дорогими греческими вазами). Еще более показательны имею-
щиеся данные индийских письменных источников: гончары и гончарный круг упоминаются
позже гимнов «Ригведы», в текстах поздневедийского времени. Но еще в то время сделанная
на круге посуда, хотя и употреблялась в обыденных целях, считалась чуждой по происхожде-
нию, неугодной богам, в ритуальных целях должна была применяться сделанная «от руки» по-
суда; в отличие от изготовленной на круге она считалась «отеческой», использовавшейся
предками. Известный немецкий индолог В.Pay, специально исследовавший данные ведийских
текстов о гончарном производстве, приходит к выводу, что арии впервые узнали гончарный
круг от оседлого местного населения лишь после своего прихода в Индию.
Таким образом, по целому ряду особенностей оседло-земледельческие культуры юга
Средней Азии и соседних областей Иранского плато между второй четвертью — концом II
тысячелетия до н.э. (эпоха Намазга VI) не соответствуют хозяйственному, социальному и
культурному типу, который реконструируется для индоиранских племен того времени.
Категория: ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ | Добавил: Рухс
Просмотров: 3405 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]