ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ
[17]
ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ: МИФЫ И ИСТОРИЯ Григорий Максимович БОНГАРД-ЛЕВИН Эдвин Арвидович ГРАНТОВСКИЙ
|
Главная » Файлы » Издания, книги » ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ |
[ ] | 17.12.2008, 14:35 |
На северо-западе Ирана и в соседних районах Передней Азии «серая» керамика в не- большом количестве обнаружена на памятниках первой половины — середины II тысячелетия до н.э., и этот факт был сопоставлен с данными письменных источников об ариях на Ближнем Востоке. С XIV-XIII вв. до н.э. «серая» керамика «массированно» охватывает многие районы Северо-Западного Ирана, что рассматривается как результат распространения там иранских племен с северо-востока Ирана. Если таким образом совместить упомянутые точки зрения или непосредственно следо- вать некоторым из них, то окажется, что индоиранские племена «растекались» по Иранскому плато или его северной части, точно по огромному сосуду, узкое горло которого было ограни- чено Горганом и примыкающими к нему районами. Но, несмотря на кажущуюся стройность подобных рассуждений, принять их не пред- ставляется возможным из-за противоречий как методологического, так и фактического харак- тера. Им не соответствуют сами данные о наиболее раннем «серокерамическом» комплексе на северо-востоке Ирана, обстоятельствах и времени его появления. «Серая» керамика бытовала в этих районах на протяжении всего III тысячелетия до н.э. или даже ранее, судя по современ- ным датировкам и результатам новых обстоятельных раскопок на главном тепе Горгана — Туренг (Ж.Дейе). Углубление дат «серой» керамики Горгана до последних веков IV тысячеле- тия до н.э., используемое некоторыми археологами как аргумент для «удревнения» ариев или «индоевропейцев» в указанных районах, лишь нагляднее подчеркивает, что появление «серой» керамики никак не может быть связано с индоиранцами. Последние не могли попасть к тому времени в Горган, даже если следовать наиболее ранним из предлагавшихся дат обособления ариев от других индоевропейцев. В конце IV — начале II тысячелетия до н.э. Гиссар и Горган с его огромным числом оседлых поселений той эпохи дают пример развитой земледельческой культуры с «протогородскими» чертами, тогда как для индоиранских племен в период до рас- пада арийского единства (не ранее начала II тысячелетия до н.э.) характерен, как уже говори- лось, совершенно иной хозяйственно-культурный тип. Сделанная на гончарном круге «серая» керамика представляет собой высококачественный образец профессионального ремесла; меж- ду тем в конце IV-начале III тысячелетия арии, точнее (для того, времени), их предки не могли принести с собой сделанную на круге посуду, так как не изготовляли ее и много позлее (ниже мы остановимся на вопросе о том, когда профессионалы-гончары появились у ариев Индии и у тех иранцев, которые оказались в южных странах; но эти традиции, безусловно, не были ни индоиранскими, ни общеиранскими). Вообще появление «серой» керамики в Гиссаре и Горгане не следует связывать с при- ходом любого нового этноса. Замена расписной керамики нерасписной «серой» шла постепен- но в течение многих веков, без изменения других элементов культуры или при их последова- тельной эволюции. Новшества в керамике помимо изменения стилей, эстетических вкусов, «моды» и т.п. могли также определяться производственными причинами, новыми возможно- стями и интересами профессионального ремесла. Для III-II тысячелетий до н.э. «серая» керамика в большем или меньшем количестве за- свидетельствована в различных районах Иранского плато и соседних стран. Население части этих районов в начале их «письменной» истории не принадлежало к индоиранцам. В других районах к тому времени известны племена индоиранской группы, что, однако, не дает основа- ний устанавливать время и направление их миграции в зависимости от появления «серой» ке- рамики. Так обстоит дело и с упоминавшейся теорией о происхождении западных иранцев, которая по существу является основой всей концепции об арийской принадлежности «серой» керамики. Указанная теория исходит из того, что в IX в. до н.э., когда ираноязычное население впервые засвидетельствовано письменными источниками на северо-западе Ирана, там упот- реблялась «серая» керамика, которая имела широкое распространение уже в последней трети II тысячелетия до н.э. Материальная культура этого периода, включая «серую» керамику, свя- зывается с северо-востоком Ирана и соответственно предполагается продвижение оттуда иранцев. Если даже согласиться с мнением о восточном происхождении «серой» керамики, то это отнюдь не означало бы прихода иранцев с северо-востока Ирана, а лишь свидетельствова- ло бы о распространении оттуда данной керамической техники и ремесленных традиций. Бо- лее того, сходные черты керамического комплекса или других элементов материальной куль- туры на северо-западе и северо-востоке Ирана являются слишком общими, чтобы говорить об их прямой генетической связи; ей противоречит и хронологический разрыв между концом культуры Гиссара III и началом «серокерамической» эпохи в Северо-Западном Иране. «Серая» керамика на северо-западе Ирана бытовала еще в первой половине II тысячелетия до н.э., по- этому ее более широкое распространение в последних веках II тысячелетия можно объяснить местным развитием керамического производства на северо-западе Ирана; здесь, как и в ряде других областей, керамика утрачивала роспись под влиянием различных причин, включая ин- тересы профессионального гончарного ремесла (к качественным видам его продукции при- надлежала «серая» керамика). Многие черты археологической культуры Северо-Западного Ирана последних веков II — начала I тысячелетия до н.э. (особенности погребального обряда, строительные и архитектурные приемы и т.п., а также и традиции самого керамического про- изводства) отличны от характерных черт культуры Гиссара-Горгана; они имеют местные кор- ни или находят аналогии в соседних западных районах Передней Азии, в Закавказье и т.д. Не- зависимо от истоков «серокерамической» культуры Северо-Западного Ирана ее носители не принадлежали к единой этноязыковой группе. Это непосредственно подтверждается данными клинописных источников начала I тысячелетия до н.э. — времени широкого бытования «се- рой» керамики; тогда в районах Северо-Западного Ирана еще обитали этнические группы, происходившие от старого местного населения (в том числе лулубеев, кутиев, хурритов и др.). Уже поэтому и становление «серокерамической» культуры Северо-Западного Ирана не следует связывать с распространением одного этноса, а тем более — иранского. Если бы воз- никновение данной культурно-керамической общности было результатом прихода иранских племен, они преобладали бы на северо-западе Ирана со времени распространения там «серо- керамических» комплексов, т.е. не позже XIV-XIII вв. до н.э. Материалы клинописных текстов не позволяют говорить о широком расселении там ираноязычных племен ранее XI-X вв. до н.э. Сведения о них появляются начиная с IX в. до н.э. в ассирийских и урартских источниках. Но теми же текстами, относящимися к IX-VIII вв. до н.э., для многих районов Западного Ира- на засвидетельствованы старые этноязыковые группы. Процесс их замещения иранскими, про- текавший в IX-VII вв. до н.э. уже в свете данных письменных источников, не мог начаться в ХII-XIII вв. до н.э.; имеющиеся сведения клинописных текстов XII — начала XI в. До н.э. для некоторых областей на западе Ирана также содержат лишь данные о старых местных языко- вых группах. Поэтому археологические памятники на северо-западе Ирана последних веков II тысячелетия до н.э. должны характеризовать прежде всего культуру автохтонного населения. Исследование содержащихся в письменных источниках историко-географических и ономастических данных позволяет также сделать важные выводы социально-экономического плана, непосредственно относящиеся к рассматриваемой проблеме. Когда в IX в. до н.э. поя- вились сведения ассирийских и урартских надписей о Северо-Западном Иране, в ряде его рай- онов существовали образования государственного типа с «городскими» центрами. Эти веду- щие политические единицы и экономические центры (все или почти все в IX в., в большинстве в VIII в. и частично в VII в.) принадлежали именно местному населению. Поскольку такие «города» являлись также главными центрами ремесленного производства, то и тип продукции их профессиональных ремесел, включая гончарное, должен был в основном определяться тра- дициями аборигенного населения. Можно, таким образом, утверждать, что «серая» керамика использовалась в Иране неиндоевропейским населением и до, и после прихода иранцев, пере- нявших ее у автохтонов вместе со многими другими особенностями материальной культуры. Имеются, однако, такие показатели материальной культуры, распространение которых более определенно может быть увязано именно с иранскими племенами. Известно, например, об их роли в развитии всадничества и новых методов коневодства, о чем свидетельствует, в частности, и проникновение соответствующей иранской терминологии в местные языки Пе- редней Азии с первых веков I тысячелетия до н.э. Поэтому элементы культуры, относящиеся к конному делу, сбруе, всадничеству, некоторым типам оружия и т.п., могут указывать на иран- ский этнос или его влияние. Но как раз они не имеют аналогий в горгано-гиссарской культуре. | |
Категория: ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ | Добавил: Рухс | |
Просмотров: 4436 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |