Меню сайта

Категории каталога

ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ [17]
ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ: МИФЫ И ИСТОРИЯ Григорий Максимович БОНГАРД-ЛЕВИН Эдвин Арвидович ГРАНТОВСКИЙ

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1450

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Скифы | Фандаг | Сарматы | Аланы | Осетины | Осетия

Главная » Файлы » Издания, книги » ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ

ДРЕВНИЕ АРИИ: ПРАРОДИНА, ВРЕМЯ И ПУТИ РАССЕЛЕНИЯ
[ ] 17.12.2008, 14:35

На северо-западе Ирана и в соседних районах Передней Азии «серая» керамика в не-
большом количестве обнаружена на памятниках первой половины — середины II тысячелетия
до н.э., и этот факт был сопоставлен с данными письменных источников об ариях на Ближнем
Востоке. С XIV-XIII вв. до н.э. «серая» керамика «массированно» охватывает многие районы
Северо-Западного Ирана, что рассматривается как результат распространения там иранских
племен с северо-востока Ирана.
Если таким образом совместить упомянутые точки зрения или непосредственно следо-
вать некоторым из них, то окажется, что индоиранские племена «растекались» по Иранскому
плато или его северной части, точно по огромному сосуду, узкое горло которого было ограни-
чено Горганом и примыкающими к нему районами.
Но, несмотря на кажущуюся стройность подобных рассуждений, принять их не пред-
ставляется возможным из-за противоречий как методологического, так и фактического харак-
тера. Им не соответствуют сами данные о наиболее раннем «серокерамическом» комплексе на
северо-востоке Ирана, обстоятельствах и времени его появления. «Серая» керамика бытовала
в этих районах на протяжении всего III тысячелетия до н.э. или даже ранее, судя по современ-
ным датировкам и результатам новых обстоятельных раскопок на главном тепе Горгана —
Туренг (Ж.Дейе). Углубление дат «серой» керамики Горгана до последних веков IV тысячеле-
тия до н.э., используемое некоторыми археологами как аргумент для «удревнения» ариев или
«индоевропейцев» в указанных районах, лишь нагляднее подчеркивает, что появление «серой»
керамики никак не может быть связано с индоиранцами. Последние не могли попасть к тому
времени в Горган, даже если следовать наиболее ранним из предлагавшихся дат обособления
ариев от других индоевропейцев. В конце IV — начале II тысячелетия до н.э. Гиссар и Горган
с его огромным числом оседлых поселений той эпохи дают пример развитой земледельческой
культуры с «протогородскими» чертами, тогда как для индоиранских племен в период до рас-
пада арийского единства (не ранее начала II тысячелетия до н.э.) характерен, как уже говори-
лось, совершенно иной хозяйственно-культурный тип. Сделанная на гончарном круге «серая»
керамика представляет собой высококачественный образец профессионального ремесла; меж-
ду тем в конце IV-начале III тысячелетия арии, точнее (для того, времени), их предки не могли
принести с собой сделанную на круге посуду, так как не изготовляли ее и много позлее (ниже
мы остановимся на вопросе о том, когда профессионалы-гончары появились у ариев Индии и у
тех иранцев, которые оказались в южных странах; но эти традиции, безусловно, не были ни
индоиранскими, ни общеиранскими).
Вообще появление «серой» керамики в Гиссаре и Горгане не следует связывать с при-
ходом любого нового этноса. Замена расписной керамики нерасписной «серой» шла постепен-
но в течение многих веков, без изменения других элементов культуры или при их последова-
тельной эволюции. Новшества в керамике помимо изменения стилей, эстетических вкусов,
«моды» и т.п. могли также определяться производственными причинами, новыми возможно-
стями и интересами профессионального ремесла.
Для III-II тысячелетий до н.э. «серая» керамика в большем или меньшем количестве за-
свидетельствована в различных районах Иранского плато и соседних стран. Население части
этих районов в начале их «письменной» истории не принадлежало к индоиранцам. В других
районах к тому времени известны племена индоиранской группы, что, однако, не дает основа-
ний устанавливать время и направление их миграции в зависимости от появления «серой» ке-
рамики. Так обстоит дело и с упоминавшейся теорией о происхождении западных иранцев,
которая по существу является основой всей концепции об арийской принадлежности «серой»
керамики.
Указанная теория исходит из того, что в IX в. до н.э., когда ираноязычное население
впервые засвидетельствовано письменными источниками на северо-западе Ирана, там упот-
реблялась «серая» керамика, которая имела широкое распространение уже в последней трети
II тысячелетия до н.э. Материальная культура этого периода, включая «серую» керамику, свя-
зывается с северо-востоком Ирана и соответственно предполагается продвижение оттуда
иранцев.
Если даже согласиться с мнением о восточном происхождении «серой» керамики, то
это отнюдь не означало бы прихода иранцев с северо-востока Ирана, а лишь свидетельствова-
ло бы о распространении оттуда данной керамической техники и ремесленных традиций. Бо-
лее того, сходные черты керамического комплекса или других элементов материальной куль-
туры на северо-западе и северо-востоке Ирана являются слишком общими, чтобы говорить об
их прямой генетической связи; ей противоречит и хронологический разрыв между концом
культуры Гиссара III и началом «серокерамической» эпохи в Северо-Западном Иране. «Серая»
керамика на северо-западе Ирана бытовала еще в первой половине II тысячелетия до н.э., по-
этому ее более широкое распространение в последних веках II тысячелетия можно объяснить
местным развитием керамического производства на северо-западе Ирана; здесь, как и в ряде
других областей, керамика утрачивала роспись под влиянием различных причин, включая ин-
тересы профессионального гончарного ремесла (к качественным видам его продукции при-
надлежала «серая» керамика). Многие черты археологической культуры Северо-Западного
Ирана последних веков II — начала I тысячелетия до н.э. (особенности погребального обряда,
строительные и архитектурные приемы и т.п., а также и традиции самого керамического про-
изводства) отличны от характерных черт культуры Гиссара-Горгана; они имеют местные кор-
ни или находят аналогии в соседних западных районах Передней Азии, в Закавказье и т.д. Не-
зависимо от истоков «серокерамической» культуры Северо-Западного Ирана ее носители не
принадлежали к единой этноязыковой группе. Это непосредственно подтверждается данными
клинописных источников начала I тысячелетия до н.э. — времени широкого бытования «се-
рой» керамики; тогда в районах Северо-Западного Ирана еще обитали этнические группы,
происходившие от старого местного населения (в том числе лулубеев, кутиев, хурритов и др.).
Уже поэтому и становление «серокерамической» культуры Северо-Западного Ирана не
следует связывать с распространением одного этноса, а тем более — иранского. Если бы воз-
никновение данной культурно-керамической общности было результатом прихода иранских
племен, они преобладали бы на северо-западе Ирана со времени распространения там «серо-
керамических» комплексов, т.е. не позже XIV-XIII вв. до н.э. Материалы клинописных текстов
не позволяют говорить о широком расселении там ираноязычных племен ранее XI-X вв. до
н.э. Сведения о них появляются начиная с IX в. до н.э. в ассирийских и урартских источниках.
Но теми же текстами, относящимися к IX-VIII вв. до н.э., для многих районов Западного Ира-
на засвидетельствованы старые этноязыковые группы. Процесс их замещения иранскими, про-
текавший в IX-VII вв. до н.э. уже в свете данных письменных источников, не мог начаться в
ХII-XIII вв. до н.э.; имеющиеся сведения клинописных текстов XII — начала XI в. До н.э. для
некоторых областей на западе Ирана также содержат лишь данные о старых местных языко-
вых группах. Поэтому археологические памятники на северо-западе Ирана последних веков II
тысячелетия до н.э. должны характеризовать прежде всего культуру автохтонного населения.
Исследование содержащихся в письменных источниках историко-географических и
ономастических данных позволяет также сделать важные выводы социально-экономического
плана, непосредственно относящиеся к рассматриваемой проблеме. Когда в IX в. до н.э. поя-
вились сведения ассирийских и урартских надписей о Северо-Западном Иране, в ряде его рай-
онов существовали образования государственного типа с «городскими» центрами. Эти веду-
щие политические единицы и экономические центры (все или почти все в IX в., в большинстве
в VIII в. и частично в VII в.) принадлежали именно местному населению. Поскольку такие
«города» являлись также главными центрами ремесленного производства, то и тип продукции
их профессиональных ремесел, включая гончарное, должен был в основном определяться тра-
дициями аборигенного населения. Можно, таким образом, утверждать, что «серая» керамика
использовалась в Иране неиндоевропейским населением и до, и после прихода иранцев, пере-
нявших ее у автохтонов вместе со многими другими особенностями материальной культуры.
Имеются, однако, такие показатели материальной культуры, распространение которых
более определенно может быть увязано именно с иранскими племенами. Известно, например,
об их роли в развитии всадничества и новых методов коневодства, о чем свидетельствует, в
частности, и проникновение соответствующей иранской терминологии в местные языки Пе-
редней Азии с первых веков I тысячелетия до н.э. Поэтому элементы культуры, относящиеся к
конному делу, сбруе, всадничеству, некоторым типам оружия и т.п., могут указывать на иран-
ский этнос или его влияние. Но как раз они не имеют аналогий в горгано-гиссарской культуре.
Категория: ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ | Добавил: Рухс
Просмотров: 4356 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]