ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ
[17]
ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ: МИФЫ И ИСТОРИЯ Григорий Максимович БОНГАРД-ЛЕВИН Эдвин Арвидович ГРАНТОВСКИЙ
|
Главная » Файлы » Издания, книги » ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ |
[ ] | 17.12.2008, 14:45 |
Упадок древних земледельческих центров начался намного раньше возможного появ- ления здесь ариев и проходил постепенно, в течение ряда столетий. Этапы этого процесса про- слеживаются на примере поселений различных районов и крупных центров задолго до их пол- ного запустения (например, в Горгане, на Туренг-тепе, по результатам раскопок известного французского археолога Ж.Дейе). Определенную роль в происходившем процессе могли сыг- рать изменение климата, уничтожение лесов и обезвоживание земель, засоление и истощение почв (и действительно, выявлены данные о влиянии таких факторов на развитие отдельных районов Иранского плато и юга Средней Азии), но в целом упомянутые явления должны объ- ясняться прежде всего совокупностью экономических и социальных причин. В течение не- скольких тысячелетий на Иранском плато, так же как в Двуречье и на юго-западе Ирана (Элам), увеличивалось число поселений и росли отдельные крупные центры, складывались благоприятные условия для развития социальной дифференциации, ремесла, обменных связей. Но если в больших речных долинах Двуречья и Элама сложились развитые формы ирригации, то на Иранском плато с определенного этапа природные условия уже не могли при существо- вавших производительных силах в сельском хозяйстве обеспечить дальнейший социальный прогресс и рост населения в земледельческих центрах и их округах. Это, очевидно, и привело к хозяйственному и социальному кризису. Запустение в прошлом цветущих земледельческих районов сопровождалось освоением новых территорий и появлением земледельческих поселе- ний, сохранявших старые культурные традиции (на юго-востоке Туркмении, юге Узбекистана, севере Афганистана и пр.). Действительно, по данным археологии прослеживаются значительные передвижения земледельческо-скотоводческого населения: с северо-востока Ирана и юго-запада Средней Азии, из Белуджистана к долине Инда, из долины Инда на восток и юг (до Гуджарата и Дека- на) и т.д.; участились военные столкновения (следы их выявлены на некоторых поселениях на северо-востоке Ирана, в Белуджистане, долине Инда и др.). Миграции, войны, иные факторы новой политической ситуации нарушили также и традиционные торговые связи, игравшие столь важную роль в жизни «протогородских» центров между Двуречьем и Индом. Но все эти процессы, связанные с внутренним кризисом протогородских и городских цивилизаций, не были следствием появления ариев, хотя, конечно, и могли в какой-то мере способствовать распространению арийских племен на указанных территориях в последующее время (после первой четверти II тысячелетия до н.э.). Однако имеются ли какие-либо убедительные критерии, позволяющие говорить о кон- кретных этапах расселения по указанным территориям именно индоиранских племен? Да, та- кие критерии есть. Но для этого времени речь может идти уже не об «ариях» эпохи индоиран- ского единства (распавшегося до середины II тысячелетия до н.э.), а о племенах собственно индоиранской и иранской группы, продвижение которых происходило не одновременно и не одинаковыми путями. Письменные источники со всей определенностью свидетельствуют о пребывании индоариев и иранцев в Северной Индии, Средней Азии, на Иранском плато в пер- вой половине I тысячелетия до н.э. К тому времени эти племена и народности прошли слож- ный путь исторического развития в новых условиях, вступив в тесный контакт с местным на- селением; проходили многосторонние процессы взаимовлияния; создавался сложный синтез «арийских» и различных местных этнокультурных традиций; индоарийские и иранские пле- мена ассимилировали автохтонное население, заимствуя у него многие достижения хозяйства и материальной культуры. Однако и индоарии и иранцы, как показывают данные ведийской литературы, «Авесты», материалы письменных источников о западных иранцах, и в этот пе- риод продолжали оставаться носителями многих черт общего этнокультурного наследия. Стойкое сохранение в течение длительного времени особенностей социальной структуры, се- мейных и правовых отношений, бытовых традиций, духовной культуры и религии предпола- гает значительный удельный вес пришлого арийского населения, состоявшего не из отдельных групп вождей и воинов, а из самостоятельно функционировавших племенных коллективов, а также позволяет наметить определенное различие между «арийским» и «автохтонным» насе- лением. Проследить такие различия можно и в эпоху, когда появляются первые свидетельства письменных источников об ариях Индии и Ирана. Наиболее ранние данные об иранских племенах на западе Ирана относятся к IX-VII вв. до н.э. В отличие от Вед и «Авесты» они содержатся в точно датированных, но не местных, а иноземных источниках, а именно надписях ассирийских и урартских царей, предпринимавших завоевательные походы на территорию Ирана. Эти источники дают хотя и одностороннюю, но сравнительно последовательную «информацию» о ряде областей Ирана в указанный период. В них упоминаются географические названия и многие личные имена иранского происхождения. Ономастические данные играют большую, а часто и определяющую роль при решении вопро- са о путях и времени проникновения иранских племен на территорию Ирана; в совокупности же с другими свидетельствами клинописных текстов IX-VII вв. они позволяют судить о рас- пространении и удельном весе ираноязычного населения в различных областях Западного Ирана в ту эпоху, о взаимодействии иранских «иммигрантов» с местным населением, об уров- не политического и социального развития иранцев и «автохтонов» и т.д. Указанный ономастический материал не раз использовался исследователями, но приво- дил их к далеко не адекватным выводам. Часто полагали, например, что до VII в. ираноязыч- ный элемент был весьма незначителен среди населения Западного Ирана, что иранские имена фиксируются с конца IX в. лишь в его более восточных районах (в Мидии), что число их по- степенно увеличивается со второй половины VIII в., к западу же от Мидии и в то время они еще единичны. Согласно этому мнению, в Западном Иране ираноязычное население стало преобладать лишь после создания Мидийской державы; ономастический материал ассирий- ских текстов соответственно трактовался как непосредственное свидетельство продвижения иранских племен с востока на запад Ирана (Эд. Мейер, Дж. Кэмерон, X.Нюберг, И.Алиев, Г.А. Меликишвили, И.М.Дьяконов и др.; они полагают, что иранские племена шли в Иран со сто- роны Средней Азии). Некоторые ученые считали, что иранская ономастика впервые (уже в IX в.) засвидетельствована именно на северо-западе Ирана, но и, по их мнению, неиранские имена преобладали там и в то время, и позже, поскольку немногочисленные группы ираноя- зычных иммигрантов быстро продвинулись далее на восток и юг Ирана (Г.Хюзинг, Ф.Кениг; согласно их точке зрения, предки западноиранских племен прошли через Кавказ). В настоящее время, однако, есть все основания утверждать, что в IX-VIII вв. до н.э. ираноязычное население уже было широко распространено на территории Западного Ирана, а в ряде его районов составляло большинство (правда, такие районы чередовались с районами преобладания старого местного населения). Показательно также, что иранские имена надежно засвидетельствованы и на крайнем северо-западе Ирана уже в IX в., со времени появления первых сведений ассирийских и урартских надписей об этих областях. Таким образом, мате- риалы ассирийских источников не могут указывать на постепенное расселение иранских пле- мен с востока на запад Ирана на протяжении IX — начала VII в. до н.э. Но откуда бы ни про- двигались иранские племена, их распространение в Западном Иране началось не позже X- IX вв. до н.э. (соответствующие данные клинописных источников IX-VII вв. до н.э. подробно рассмотрены в работах Э.А.Грантовского; мнение о широком распространении ираноязычного населения в Западном Иране разделяет и И.Алиев, отдающий предпочтение теории о проник- новении западных иранцев через Кавказ, а также И.М.Дьяконов, продолжающий считать, что они продвинулись из Средней Азии). Кроме письменных источников, к решению вопроса о происхождении западноиранских племен привлекаются и археологические материалы. Но и здесь ученые решительно расходят- ся во мнениях. Одни археологи полагают, что западноиранские племена продвинулись из ев- ропейских степей через Кавказ (такое мнение впервые было подробно аргументировано одним из крупнейших специалистов по археологии Ирана Р.Гиршманом, а затем разрабатывалось ря- дом специалистов по археологии Ирана и Закавказья); другие приходят к выводу, что иран- ские племена распространялись с востока на запад Ирана. Особую популярность в последнее время приобрело высказывавшееся уже ранее и подробно разработанное в 60-х годах Т.Кайлер Янгом мнение о широком распространении начиная с последних веков II тысячелетия до н.э. в Западном Иране «серой» керамики в результате миграции предков западноиранских племен с северо-востока Ирана. В археологической литературе «серую», или иначе «серо-черную», «черную», керамику, обнаруженную в различных областях Иранского плато и примыкающих районах, часто связывают также с расселением не только западноиранских, но и других иран- ских и индоарийских племен. «Серая» керамика, отнесенная к III-II тысячелетиям до н.э., была открыта еще в начале 30-х годов в Северо-Восточном Иране при раскопках на поселениях Горгана (Туранги Шах-тепе) и у Дамгана (Гиссар). Поскольку в «доисторические» эпохи ин- доевропейцы еще не обитали в Иране и там была распространена в основном расписная кера- мика, то смена расписной керамики на северо-востоке страны монохромной «серой» дала по- вод некоторым исследователям приписывать последнюю индоевропейцам или индоиранцам. Для аргументации такого заключения были привлечены материалы о распространении эле- ментов культуры «серой» керамики в ряде областей, где позже, в историческую эпоху, обита- ли племена индоиранской группы. Так, например, в инфильтрации этой керамики в восточные области Иранского плато и на его окраины видят свидетельство продвижения туда из районов Гиссара-Горгана ариев или именно предков индоариев, в частности на северо-запад Пакистана (районы Свата, по материалам второй половины II — начала I тысячелетия до н.э.). Появление «серой» керамики на поселениях Южной Туркмении с конца III тысячелетия до н.э., еще в пе- риод преобладания «расписной посуды» (эпоха Намазга IV), некоторые ученые также расце- нивают как признак продвижения арийских племен из области распространения горгано- гиссарской культуры; на этом основании они полагают, что пришельцы ассимилировали мест- ное население предгорий Копетдага, откуда оно, уже арианизированное, расселялось по югу Средней Азии и северу Афганистана. | |
Категория: ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ | Добавил: Рухс | |
Просмотров: 6986 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |