Меню сайта

Категории каталога

ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ [17]
ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ: МИФЫ И ИСТОРИЯ Григорий Максимович БОНГАРД-ЛЕВИН Эдвин Арвидович ГРАНТОВСКИЙ

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1425

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 3
Гостей: 1
Пользователей: 2
marianakl69 , dapedMof

Скифы | Фандаг | Сарматы | Аланы | Осетины | Осетия

Главная » Файлы » Издания, книги » ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ

ДРЕВНИЕ АРИИ: ПРАРОДИНА, ВРЕМЯ И ПУТИ РАССЕЛЕНИЯ
[ ] 17.12.2008, 14:45

Упадок древних земледельческих центров начался намного раньше возможного появ-
ления здесь ариев и проходил постепенно, в течение ряда столетий. Этапы этого процесса про-
слеживаются на примере поселений различных районов и крупных центров задолго до их пол-
ного запустения (например, в Горгане, на Туренг-тепе, по результатам раскопок известного
французского археолога Ж.Дейе). Определенную роль в происходившем процессе могли сыг-
рать изменение климата, уничтожение лесов и обезвоживание земель, засоление и истощение
почв (и действительно, выявлены данные о влиянии таких факторов на развитие отдельных
районов Иранского плато и юга Средней Азии), но в целом упомянутые явления должны объ-
ясняться прежде всего совокупностью экономических и социальных причин. В течение не-
скольких тысячелетий на Иранском плато, так же как в Двуречье и на юго-западе Ирана
(Элам), увеличивалось число поселений и росли отдельные крупные центры, складывались
благоприятные условия для развития социальной дифференциации, ремесла, обменных связей.
Но если в больших речных долинах Двуречья и Элама сложились развитые формы ирригации,
то на Иранском плато с определенного этапа природные условия уже не могли при существо-
вавших производительных силах в сельском хозяйстве обеспечить дальнейший социальный
прогресс и рост населения в земледельческих центрах и их округах. Это, очевидно, и привело
к хозяйственному и социальному кризису. Запустение в прошлом цветущих земледельческих
районов сопровождалось освоением новых территорий и появлением земледельческих поселе-
ний, сохранявших старые культурные традиции (на юго-востоке Туркмении, юге Узбекистана,
севере Афганистана и пр.).
Действительно, по данным археологии прослеживаются значительные передвижения
земледельческо-скотоводческого населения: с северо-востока Ирана и юго-запада Средней
Азии, из Белуджистана к долине Инда, из долины Инда на восток и юг (до Гуджарата и Дека-
на) и т.д.; участились военные столкновения (следы их выявлены на некоторых поселениях на
северо-востоке Ирана, в Белуджистане, долине Инда и др.). Миграции, войны, иные факторы
новой политической ситуации нарушили также и традиционные торговые связи, игравшие
столь важную роль в жизни «протогородских» центров между Двуречьем и Индом. Но все эти
процессы, связанные с внутренним кризисом протогородских и городских цивилизаций, не
были следствием появления ариев, хотя, конечно, и могли в какой-то мере способствовать
распространению арийских племен на указанных территориях в последующее время (после
первой четверти II тысячелетия до н.э.).
Однако имеются ли какие-либо убедительные критерии, позволяющие говорить о кон-
кретных этапах расселения по указанным территориям именно индоиранских племен? Да, та-
кие критерии есть. Но для этого времени речь может идти уже не об «ариях» эпохи индоиран-
ского единства (распавшегося до середины II тысячелетия до н.э.), а о племенах собственно
индоиранской и иранской группы, продвижение которых происходило не одновременно и не
одинаковыми путями. Письменные источники со всей определенностью свидетельствуют о
пребывании индоариев и иранцев в Северной Индии, Средней Азии, на Иранском плато в пер-
вой половине I тысячелетия до н.э. К тому времени эти племена и народности прошли слож-
ный путь исторического развития в новых условиях, вступив в тесный контакт с местным на-
селением; проходили многосторонние процессы взаимовлияния; создавался сложный синтез
«арийских» и различных местных этнокультурных традиций; индоарийские и иранские пле-
мена ассимилировали автохтонное население, заимствуя у него многие достижения хозяйства
и материальной культуры. Однако и индоарии и иранцы, как показывают данные ведийской
литературы, «Авесты», материалы письменных источников о западных иранцах, и в этот пе-
риод продолжали оставаться носителями многих черт общего этнокультурного наследия.
Стойкое сохранение в течение длительного времени особенностей социальной структуры, се-
мейных и правовых отношений, бытовых традиций, духовной культуры и религии предпола-
гает значительный удельный вес пришлого арийского населения, состоявшего не из отдельных
групп вождей и воинов, а из самостоятельно функционировавших племенных коллективов, а
также позволяет наметить определенное различие между «арийским» и «автохтонным» насе-
лением. Проследить такие различия можно и в эпоху, когда появляются первые свидетельства
письменных источников об ариях Индии и Ирана.
Наиболее ранние данные об иранских племенах на западе Ирана относятся к IX-VII вв.
до н.э. В отличие от Вед и «Авесты» они содержатся в точно датированных, но не местных, а
иноземных источниках, а именно надписях ассирийских и урартских царей, предпринимавших
завоевательные походы на территорию Ирана. Эти источники дают хотя и одностороннюю, но
сравнительно последовательную «информацию» о ряде областей Ирана в указанный период. В
них упоминаются географические названия и многие личные имена иранского происхождения.
Ономастические данные играют большую, а часто и определяющую роль при решении вопро-
са о путях и времени проникновения иранских племен на территорию Ирана; в совокупности
же с другими свидетельствами клинописных текстов IX-VII вв. они позволяют судить о рас-
пространении и удельном весе ираноязычного населения в различных областях Западного
Ирана в ту эпоху, о взаимодействии иранских «иммигрантов» с местным населением, об уров-
не политического и социального развития иранцев и «автохтонов» и т.д.
Указанный ономастический материал не раз использовался исследователями, но приво-
дил их к далеко не адекватным выводам. Часто полагали, например, что до VII в. ираноязыч-
ный элемент был весьма незначителен среди населения Западного Ирана, что иранские имена
фиксируются с конца IX в. лишь в его более восточных районах (в Мидии), что число их по-
степенно увеличивается со второй половины VIII в., к западу же от Мидии и в то время они
еще единичны. Согласно этому мнению, в Западном Иране ираноязычное население стало
преобладать лишь после создания Мидийской державы; ономастический материал ассирий-
ских текстов соответственно трактовался как непосредственное свидетельство продвижения
иранских племен с востока на запад Ирана (Эд. Мейер, Дж. Кэмерон, X.Нюберг, И.Алиев, Г.А.
Меликишвили, И.М.Дьяконов и др.; они полагают, что иранские племена шли в Иран со сто-
роны Средней Азии). Некоторые ученые считали, что иранская ономастика впервые (уже в
IX в.) засвидетельствована именно на северо-западе Ирана, но и, по их мнению, неиранские
имена преобладали там и в то время, и позже, поскольку немногочисленные группы ираноя-
зычных иммигрантов быстро продвинулись далее на восток и юг Ирана (Г.Хюзинг, Ф.Кениг;
согласно их точке зрения, предки западноиранских племен прошли через Кавказ).
В настоящее время, однако, есть все основания утверждать, что в IX-VIII вв. до н.э.
ираноязычное население уже было широко распространено на территории Западного Ирана, а
в ряде его районов составляло большинство (правда, такие районы чередовались с районами
преобладания старого местного населения). Показательно также, что иранские имена надежно
засвидетельствованы и на крайнем северо-западе Ирана уже в IX в., со времени появления
первых сведений ассирийских и урартских надписей об этих областях. Таким образом, мате-
риалы ассирийских источников не могут указывать на постепенное расселение иранских пле-
мен с востока на запад Ирана на протяжении IX — начала VII в. до н.э. Но откуда бы ни про-
двигались иранские племена, их распространение в Западном Иране началось не позже X-
IX вв. до н.э. (соответствующие данные клинописных источников IX-VII вв. до н.э. подробно
рассмотрены в работах Э.А.Грантовского; мнение о широком распространении ираноязычного
населения в Западном Иране разделяет и И.Алиев, отдающий предпочтение теории о проник-
новении западных иранцев через Кавказ, а также И.М.Дьяконов, продолжающий считать, что
они продвинулись из Средней Азии).
Кроме письменных источников, к решению вопроса о происхождении западноиранских
племен привлекаются и археологические материалы. Но и здесь ученые решительно расходят-
ся во мнениях. Одни археологи полагают, что западноиранские племена продвинулись из ев-
ропейских степей через Кавказ (такое мнение впервые было подробно аргументировано одним
из крупнейших специалистов по археологии Ирана Р.Гиршманом, а затем разрабатывалось ря-
дом специалистов по археологии Ирана и Закавказья); другие приходят к выводу, что иран-
ские племена распространялись с востока на запад Ирана. Особую популярность в последнее
время приобрело высказывавшееся уже ранее и подробно разработанное в 60-х годах Т.Кайлер
Янгом мнение о широком распространении начиная с последних веков II тысячелетия до н.э. в
Западном Иране «серой» керамики в результате миграции предков западноиранских племен с
северо-востока Ирана. В археологической литературе «серую», или иначе «серо-черную»,
«черную», керамику, обнаруженную в различных областях Иранского плато и примыкающих
районах, часто связывают также с расселением не только западноиранских, но и других иран-
ских и индоарийских племен. «Серая» керамика, отнесенная к III-II тысячелетиям до н.э., была
открыта еще в начале 30-х годов в Северо-Восточном Иране при раскопках на поселениях
Горгана (Туранги Шах-тепе) и у Дамгана (Гиссар). Поскольку в «доисторические» эпохи ин-
доевропейцы еще не обитали в Иране и там была распространена в основном расписная кера-
мика, то смена расписной керамики на северо-востоке страны монохромной «серой» дала по-
вод некоторым исследователям приписывать последнюю индоевропейцам или индоиранцам.
Для аргументации такого заключения были привлечены материалы о распространении эле-
ментов культуры «серой» керамики в ряде областей, где позже, в историческую эпоху, обита-
ли племена индоиранской группы. Так, например, в инфильтрации этой керамики в восточные
области Иранского плато и на его окраины видят свидетельство продвижения туда из районов
Гиссара-Горгана ариев или именно предков индоариев, в частности на северо-запад Пакистана
(районы Свата, по материалам второй половины II — начала I тысячелетия до н.э.). Появление
«серой» керамики на поселениях Южной Туркмении с конца III тысячелетия до н.э., еще в пе-
риод преобладания «расписной посуды» (эпоха Намазга IV), некоторые ученые также расце-
нивают как признак продвижения арийских племен из области распространения горгано-
гиссарской культуры; на этом основании они полагают, что пришельцы ассимилировали мест-
ное население предгорий Копетдага, откуда оно, уже арианизированное, расселялось по югу
Средней Азии и северу Афганистана.
Категория: ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ | Добавил: Рухс
Просмотров: 4823 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]