Меню сайта

Категории каталога

ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ [17]
ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ: МИФЫ И ИСТОРИЯ Григорий Максимович БОНГАРД-ЛЕВИН Эдвин Арвидович ГРАНТОВСКИЙ

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1450

Форма входа

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Скифы | Фандаг | Сарматы | Аланы | Осетины | Осетия

Главная » Файлы » Издания, книги » ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ

ДРЕВНИЕ АРИИ: ПРАРОДИНА, ВРЕМЯ И ПУТИ РАССЕЛЕНИЯ
[ ] 17.12.2008, 15:31

Наряду с развитием транспорта и коневодства на упомянутых территориях Европы
имелись и условия, способствовавшие появлению боевой колесницы — достаточно развитая
металлургия, отдельные виды профессиональных ремесел, социальная дифференциация и т.д.
На Ближнем Востоке широкое употребление колесницы в военных целях и интенсивное
развитие коневодства начались лишь незадолго до середины II тысячелетия до н.э. С этого
времени письменными источниками Переднего Востока засвидетельствована значительная
роль отрядов колесничных воинов, что привело к существенному изменению системы военно-
го дела и военной техники. По имеющимся же источникам XVIII — начала XVII в. до н.э., по-
добные изменения еще не произошли, а домашняя лошадь хотя к тому времени и была извест-
на, но коневодство не играло заметной роли (показательно, что в «Законах Хаммурапи» при
упоминании различных видов скота лошадь вообще не фигурирует, но зато она стала хорошо
известна позже в Вавилонии (касситское время); судя по результатам раскопок поселений на
обширных территориях от Передней Азии до Индостана, в хозяйстве и военном деле лошадь
вообще не использовалась или не имела сколько-нибудь существенного значения вплоть до
первых веков II тысячелетия до н.э.).
Качественные сдвиги в развитии коневодства на Ближнем Востоке были связаны с по-
явлением и усилением там роли ряда племен, в том числе и прежде всего ариев и вошедших с
ними в контакт народов (касситы, группы хурритов и др.). Бесспорные данные о проникнове-
нии арийской лексики и специальной терминологии, связанной с коневодством, в древние ме-
стные языки ряда народов Передней Азии показывают, что арии принесли с собой неизвест-
ные там ранее навыки коневодства, применения колесницы, тренинга упряжных лошадей и пр.
С другой стороны, современные археологические материалы свидетельствуют, что распро-
странившиеся около середины II тысячелетия на Ближнем Востоке приемы взнуздывания ло-
шади и элементы конской сбруи были связаны с соответствующими традициями, которые бы-
товали в ряде областей Европы. Но здесь для нас важен не вывод о «приоритете», а сам факт,
что конная колесница уже тогда использовалась в европейских областях, и именно в тех, где
можно локализовать индоиранские племена в общеарийскую эпоху.
Нельзя принять и упоминавшуюся точку зрения о том, что особенности социально-
экономического строя, реконструируемые по материалам «Вед» и «Авесты», были характерны
лишь для «ведийцев» и «авестийцев». Последние принадлежали к иранской ветви ариев и вме-
сте с другими иранцами пережили последовавшую за индоиранской общеиранскую эпоху, ко-
торая наряду с языковыми изменениями характеризовалась и различными хозяйственными,
военными, социально-идеологическими, религиозными и другими нововведениями; сама
«Авеста» отражает такие традиции, являющиеся более поздними, чем общеарийские. Поэтому
общие по происхождению черты (включая освоение боевой колесницы), прослеживаемые при
сравнении данных «Вед» и «Авесты», должны быть свойственны и иранцам в целом. И дейст-
вительно, элементы той же общественной структуры и отражающей ее идеологии непосредст-
венно наблюдаются также у других ираноязычных племен и народов, например, у племен
скифской ветви, развивавшихся долгое время в степях (данные античных авторов, скифо-
сарматской ономастики, осетинского языка и Нартовского эпоса), у западных иранцев. О по-
следних (кроме сообщений античных авторов и древнеперсидских ахеменидских надписей)
теперь имеется богатый ономастический и лексический иранский фонд из «побочной тради-
ции». Так, недавно опубликованные эламские тексты из Персеполя на обширном материале
подтвердили, что древнеперсидский язык обладал разнообразной религиозно-идеологической,
социальной, военной и другой терминологией, унаследованной от индоиранской и общеиран-
ской эпох. Сюда относятся и новые свидетельства арийских традиций об использовании ко-
лесницы: дополнительные данные о бытовании самого ее названия, или, например, термин
«ратайштар» — «стоящий на колеснице» (в «Авесте» это наиболее частое обозначение членов
касты военной аристократии, его индийское соответствие — ратхештхар — иногда встречает-
ся в перечислении тех же каст-варн вместо более обычного «кшатрий»). Колесница под ее
арийским названием была известна и предкам скифо-сармато-осетинских племен.
Итак, реконструируемая по данным «Вед» и «Авесты» социальная структура, включая
и сражавшуюся на колеснице знать, должна быть возведена к общеарийскому периоду. Мне-
ние же о возникновении ее лишь у части арийских племен на юге Средней Азии и Иранском
плато не подкреплено конкретными доказательствами, а основано на убеждении, что этот от-
носительно высокий уровень общественных отношений мог быть достигнут только в условиях
культур земледельческого ареала Востока. Но как раз древние земледельческие культуры по
своему социальному и хозяйственно-культурному облику не могут соответствовать общему
типу и отдельным чертам общества, хозяйства и быта индоиранских племен. Напротив, имен-
но степные культуры как в хозяйственно-бытовом отношении, так и по социальным показате-
лям вполне удовлетворяют и общим, и частным характеристикам этого «арийского» общества.
Данный вывод становится еще более очевидным в свете новых археологических исследова-
ний.
Возьмем вновь в качестве примера колесницу. Ставшие известными к началу 60-х го-
дов археологические материалы (работы советского археолога К.Ф.Смирнова) позволили
предположить, что в Поволжье и соседних районах конная колесница применялась к середине
II тысячелетия до н.э., а возможно, и ранее. Открытые позже материалы археологии предста-
вили наглядные доказательства о бытовании колесницы в то время в областях от Северного
Причерноморья до Поволжско-Уральских степей (изображения и колес со спицами, и самой
колесницы на глиняных сосудах из раскопок погребальных комплексов с указанных террито-
рий). Особый интерес представляют результаты экспедиции под руководством советского ар-
хеолога В.Ф.Генинга — раскопки могильника Синташта в Южном Зауралье (рядом с большим
селением эпохи бронзы, расположенном на берегу реки Синташта в Челябинской области).
Найденные там предметы погребального обряда свидетельствуют о существовании культа ог-
ня, массовых жертвоприношений домашних животных, прежде всего лошадей и крупного ро-
гатого скота (такие особенности ритуала В.Ф.Генинг сравнивает с идеологическими представ-
лениями и культовой практикой индоиранцев). В погребениях мужчин-воинов обнаружено
металлическое оружие (копья, топоры, ножи и др.), остатки колесниц; сохранились также чет-
кие отпечатки колес со спицами. Сходные по культуре памятники открыты недалеко от Орска
Оренбургской области (Новокумакский могильник) и в некоторых других соседних районах.
Комплексы датируются XVII-XVI вв. до н.э.
Наличие колесницы важно не только само по себе. Оно подразумевает существование
военной знати, развитого ремесла (или некоторых его отраслей, в том числе металлургии) и
соответственно наличие профессионалов-ремесленников. Все эти социальные и хозяйственные
факторы устанавливаются по данным индоиранской традиции (боевая колесница, военная
аристократия с племенными вождями из ее среды, ремесленники, в том числе плотники, изго-
товлявшие колесницу, металлургия) и по археологическим материалам из степной зоны от
Причерноморья до Зауралья. Раскопаны многие захоронения, которые указывают на социаль-
ное неравенство, в частности на высокий статус погребенного в племенном обществе. О суще-
ствовании металлургов свидетельствуют металлоизделия, клады, мастерские и погребения ли-
тейщиков и пр., о наличии плотников или колесных мастеров говорит сам факт изготовления
колесниц на колесах со спицами.
Уже приведенные свидетельства подразумевают уровень общественного развития,
вполне отвечающий характеру арийского общества, который восстанавливается по сравни-
тельным индоиранским данным. В ряде случаев археологические материалы степных культур
прямо указывают на развитие таких социально-экономических явлений, которые реконструи-
руются для единой индоиранской традиции. Эта традиция отчетливо запечатлела и общие для
индоарийцев и иранцев представления о боевой колеснице, на которой ездили и сражались бо-
ги, цари и знатные воины. Если позволить себе небольшое отступление от реально засвиде-
тельствованных фактов и поддаться соблазну воображения, то богатые погребения с двумя
конями и элементами сбруи из Поволжья или захоронения колесничных воинов из могильника
Категория: ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ | Добавил: Рухс
Просмотров: 7737 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]