ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ
[17]
ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ: МИФЫ И ИСТОРИЯ Григорий Максимович БОНГАРД-ЛЕВИН Эдвин Арвидович ГРАНТОВСКИЙ
|
Главная » Файлы » Издания, книги » ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ |
[ ] | 17.12.2008, 15:34 |
К древнейшим свидетельствам об индоиранских языках относятся группа слов, целый ряд имен (людей и некоторых богов), социально-культурные термины (прежде всего связан- ные с коневодством и колесничным делом) арийского происхождения, которые зафиксирова- ны в ближневосточных текстах с середины II тысячелетия до н.э. Этот «словарный фонд» при- надлежал языку некой арийской группы, появившейся в Передней Азии в пределах второй четверти II тысячелетия до н.э. (судя по имеющимся данным письменных источников из Пе- редней Азии более раннего времени, события, связанные с проникновением ариев, происходи- ли после XVIII — начала XVII в. до н.э.). Он отражает хронологически более раннее состоя- ние, чем то, которое представляет язык «Ригведы». Исследователи по-разному определяют ме- сто переднеазиатского арийского диалекта в общей системе индоиранских языков. В настоя- щее время большая часть ученых полагает, что он принадлежал племенам, близкородствен- ным предкам индийских ариев (а не иранцев). Но более веские основания для такого вывода заключаются скорее в фактах культурно-исторического характера, указывающих на опреде- ленную близость переднеазиатских и индийских ариев. Так, засвидетельствованное в источни- ках перечисление богов (Митра, Варуна, Индра, Насатьи) характерно для раннеиндийской традиции (а высший ведийский бог Варуна не известен в иранской традиции). Бесспорные же лингвистические данные об отнесении переднеазиатского арийского диалекта к собственно индоарийской стадии развития отсутствуют (некоторые слова, известные в индоарийском, яв- ляются лишь признаком диалектного различия). Поэтому можно полагать, что перед нами один из диалектов индоиранского языка в завершающий период существования арийского языкового единства. Вопрос о времени распада арийского единства может быть также рассмотрен и в свете данных археологии. Имеется возможность сопоставить археологические материалы с террито- рии, где могли обитать индоиранские племена в общеарийскую эпоху, с данными о тех осо- бенностях их хозяйства и социального строя, которые отражены и в индийской и в иранской традиции, т.е. восходят к арийской эпохе. Одна из таких общеарийских «реалий» — боевая конная колесница, с которой в индоиранской традиции тесно связаны обычаи и институты, лежащие в основе многих общих социально-политических и мифологических представлений, образов религиозно-поэтического языка и пр. Некоторые ученые полагают, что из всех арийских племен более высокого социального уровня достигли лишь предки ведийцев и той части иранцев («авестийцев»), которые распро- странились в районах развитых цивилизаций юга Средней Азии и Иранского нагорья; при этом они считают, что ранее арии не знали колесницы (боевая конная колесница, по их мне- нию, была изобретена в Передней Азии или в ее окраинных горных районах) и познакомились с ней, уже проникнув в указанные области. Но хотя сторонники подобного мнения утвержда- ют, что еще до появления ариев в Передней Азии там были известны домашняя лошадь и ко- лесница (а еще ранее колесный транспорт), такая постановка вопроса неправомерна: и на заре истории различные хозяйственные и технические достижения, появившиеся в одном истори- ко-географическом районе, достаточно быстро распространялись и в соседних областях (если, конечно, там имелись необходимые социально-экономические предпосылки и потребности). Возможно, колесный транспорт в Европе и в евразийских степях и распространился при влияниях, шедших из Передней Азии, однако это происходило уже за много веков до начала II тысячелетия до н.э. (об этом говорят и сравнительные данные индоевропеистики, и археоло- гические материалы). В настоящее время хорошо известно, что к концу IV тысячелетия до н.э. если не ранее, колесный транспорт использовался на Балканах, в Подунавье, в областях к се- веро-западу и северу от Черного моря. В степных районах Причерноморья и далее на восток до Поволжско-Уральских степей применение колесного транспорта засвидетельствовано ма- териалами археологии для IV-III тысячелетий до н.э. (при раскопках памятников ямной куль- туры обнаружены, например, остатки повозок со сплошными, без спиц, деревянными колеса- ми; повозки, очевидно, запрягались крупным рогатым скотом). Коневодство же, судя по ар- хеологическим свидетельствам, в упомянутых европейских районах было распространено го- раздо ранее, чем в Передней Азии. Оно, очевидно, вообще возникло впервые в областях к се- веру от Черного моря и в соседних районах, где кости лошади обнаружены на поселениях, да- тируемых V-IV тысячелетиями до н.э.: в ряде памятников Северного Причерноморья, относя- щихся к IV и III тысячелетиям до н.э., среди найденных костей домашнего скота более поло- вины принадлежит лошади (археологические материалы о распространении колесного транс- порта и коневодства в этих районах Старого Света в связи с проблемой происхождения индо- европейцев и ариев в последние годы подробно рассмотрены советским археологом Е.Е.Кузьминой). | |
Категория: ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ | Добавил: Рухс | |
Просмотров: 12262 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |