Меню сайта

Категории каталога

ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ [17]
ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ: МИФЫ И ИСТОРИЯ Григорий Максимович БОНГАРД-ЛЕВИН Эдвин Арвидович ГРАНТОВСКИЙ

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1430

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Ссылки

восстановление бухгалтерии |

Статистика


В сети всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
kapedMof

Скифы | Фандаг | Сарматы | Аланы | Осетины | Осетия

Главная » Файлы » Издания, книги » ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ

ДРЕВНИЕ АРИИ: ПРАРОДИНА, ВРЕМЯ И ПУТИ РАССЕЛЕНИЯ
[ ] 17.12.2008, 15:34

К древнейшим свидетельствам об индоиранских языках относятся группа слов, целый
ряд имен (людей и некоторых богов), социально-культурные термины (прежде всего связан-
ные с коневодством и колесничным делом) арийского происхождения, которые зафиксирова-
ны в ближневосточных текстах с середины II тысячелетия до н.э. Этот «словарный фонд» при-
надлежал языку некой арийской группы, появившейся в Передней Азии в пределах второй
четверти II тысячелетия до н.э. (судя по имеющимся данным письменных источников из Пе-
редней Азии более раннего времени, события, связанные с проникновением ариев, происходи-
ли после XVIII — начала XVII в. до н.э.). Он отражает хронологически более раннее состоя-
ние, чем то, которое представляет язык «Ригведы». Исследователи по-разному определяют ме-
сто переднеазиатского арийского диалекта в общей системе индоиранских языков. В настоя-
щее время большая часть ученых полагает, что он принадлежал племенам, близкородствен-
ным предкам индийских ариев (а не иранцев). Но более веские основания для такого вывода
заключаются скорее в фактах культурно-исторического характера, указывающих на опреде-
ленную близость переднеазиатских и индийских ариев. Так, засвидетельствованное в источни-
ках перечисление богов (Митра, Варуна, Индра, Насатьи) характерно для раннеиндийской
традиции (а высший ведийский бог Варуна не известен в иранской традиции). Бесспорные же
лингвистические данные об отнесении переднеазиатского арийского диалекта к собственно
индоарийской стадии развития отсутствуют (некоторые слова, известные в индоарийском, яв-
ляются лишь признаком диалектного различия). Поэтому можно полагать, что перед нами
один из диалектов индоиранского языка в завершающий период существования арийского
языкового единства.
Вопрос о времени распада арийского единства может быть также рассмотрен и в свете
данных археологии. Имеется возможность сопоставить археологические материалы с террито-
рии, где могли обитать индоиранские племена в общеарийскую эпоху, с данными о тех осо-
бенностях их хозяйства и социального строя, которые отражены и в индийской и в иранской
традиции, т.е. восходят к арийской эпохе. Одна из таких общеарийских «реалий» — боевая
конная колесница, с которой в индоиранской традиции тесно связаны обычаи и институты,
лежащие в основе многих общих социально-политических и мифологических представлений,
образов религиозно-поэтического языка и пр.
Некоторые ученые полагают, что из всех арийских племен более высокого социального
уровня достигли лишь предки ведийцев и той части иранцев («авестийцев»), которые распро-
странились в районах развитых цивилизаций юга Средней Азии и Иранского нагорья; при
этом они считают, что ранее арии не знали колесницы (боевая конная колесница, по их мне-
нию, была изобретена в Передней Азии или в ее окраинных горных районах) и познакомились
с ней, уже проникнув в указанные области. Но хотя сторонники подобного мнения утвержда-
ют, что еще до появления ариев в Передней Азии там были известны домашняя лошадь и ко-
лесница (а еще ранее колесный транспорт), такая постановка вопроса неправомерна: и на заре
истории различные хозяйственные и технические достижения, появившиеся в одном истори-
ко-географическом районе, достаточно быстро распространялись и в соседних областях (если,
конечно, там имелись необходимые социально-экономические предпосылки и потребности).
Возможно, колесный транспорт в Европе и в евразийских степях и распространился при
влияниях, шедших из Передней Азии, однако это происходило уже за много веков до начала II
тысячелетия до н.э. (об этом говорят и сравнительные данные индоевропеистики, и археоло-
гические материалы). В настоящее время хорошо известно, что к концу IV тысячелетия до н.э.
если не ранее, колесный транспорт использовался на Балканах, в Подунавье, в областях к се-
веро-западу и северу от Черного моря. В степных районах Причерноморья и далее на восток
до Поволжско-Уральских степей применение колесного транспорта засвидетельствовано ма-
териалами археологии для IV-III тысячелетий до н.э. (при раскопках памятников ямной куль-
туры обнаружены, например, остатки повозок со сплошными, без спиц, деревянными колеса-
ми; повозки, очевидно, запрягались крупным рогатым скотом). Коневодство же, судя по ар-
хеологическим свидетельствам, в упомянутых европейских районах было распространено го-
раздо ранее, чем в Передней Азии. Оно, очевидно, вообще возникло впервые в областях к се-
веру от Черного моря и в соседних районах, где кости лошади обнаружены на поселениях, да-
тируемых V-IV тысячелетиями до н.э.: в ряде памятников Северного Причерноморья, относя-
щихся к IV и III тысячелетиям до н.э., среди найденных костей домашнего скота более поло-
вины принадлежит лошади (археологические материалы о распространении колесного транс-
порта и коневодства в этих районах Старого Света в связи с проблемой происхождения индо-
европейцев и ариев в последние годы подробно рассмотрены советским археологом
Е.Е.Кузьминой).
Категория: ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ | Добавил: Рухс
Просмотров: 9555 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]