Меню сайта

Категории каталога

ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ [17]
ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ: МИФЫ И ИСТОРИЯ Григорий Максимович БОНГАРД-ЛЕВИН Эдвин Арвидович ГРАНТОВСКИЙ

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1450

Форма входа

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Скифы | Фандаг | Сарматы | Аланы | Осетины | Осетия

Главная » Файлы » Издания, книги » ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ

ДРЕВНИЕ АРИИ: ПРАРОДИНА, ВРЕМЯ И ПУТИ РАССЕЛЕНИЯ
[ ] 21.12.2008, 14:36


К началу исторической эпохи племена этой этноязыковой группы засвидетельствованы
на огромных просторах: в Северном Причерноморье, евразийских степях, в Средней Азии, в
Иране и Северном Индостане. В эпоху же арийского единства и начальных этапов расселения
индоиранских племен они не могли быть распространены на столь обширных пространствах.
Сами же эти территории не были однородны по своему хозяйственно-культурному и социаль-
ному типу. Здесь четко выделяются две крупные зоны: 1) области более северных степных
культур; 2) области, входившие в состав древнего земледельческого ареала Ближнего и Сред-
него Востока и включавшие Иранское плато, юг Средней Азии и северо-запад Индостана. В
этом ареале, начиная уже с VII-VI тысячелетия до н.э., распространились оседло-
земледельческие культуры, внутреннее развитие которых закономерно вело к возникновению
в IV-III тысячелетии центров протогородских, а затем и городских цивилизаций; Хараппская
цивилизация в долине Инда процветала еще в первых веках II тысячелетия до н.э.
Позже в северо-западных областях Индостана складывалась «Ригведа», а на территории
Афганистана, Средней Азии, Восточного Ирана — «Авеста». Географический горизонт этих
древнейших памятников словесности индоариев и иранцев, по мнению ряда исследователей,
подтверждает будто бы вывод о раннем обитании ариев в Средней Азии, на востоке Ирана или
даже в Индии. К сходным заключениям приходят нередко и археологи: соотнося с индоиран-
скими племенами те или иные показатели конкретной археологической культуры, прежде все-
го типы керамики, они помещают арийские племена на востоке Ирана и в соседних областях в
III — начале II тысячелетия до н.э., а иногда и ранее. Так, например, иранские племена, исто-
рически засвидетельствованные и начала I тысячелетия до н.э. на западе Ирана, часто отожде-
ствляют с носителями культуры так называемой «серой» керамики, распространенной в то
время на этих территориях; ей приписывается происхождение из более восточных областей
Ирана, откуда поэтому «выводят» и иранские племена. Исходя из того что «серая» керамика
(культуры Гиссара-Горгана) была распространена на северо-востоке Ирана в III тысячелетии
до н.э. или даже несколько ранее, предполагают обитание там иранцев или других групп ариев
уже в тот период (Т.Кайлер Янг, Ж.Дейе, Р.Гиршман и др.). Существует также точка зрения о
связи ариев с культурами расписной керамики юга Средней Азии и соседних районов Иран-
ского плато (культуры типа Анау-Намазга и др.). Сторонники этой точки зрения полагают, что
арии продвигались оттуда в другие районы Ирана и в направлении Индии (В.М.Массон,
И.Н.Хлопин и др.). Если это так, то нужно признать, что арийские племена находились на юге
Средней Азии и в примыкающих областях Иранского плато в III тысячелетии до н.э. и даже
раньше и были связаны здесь с оседло-земледельческими протогородскими культурами.
Однако сторонники указанных концепций часто допускают возможность бытования
арийских групп и в более северных районах — в степной зоне. Но такая трактовка неизбежно
предполагает очень раннюю или исконную связь разных групп арийских племен с двумя со-
вершенно различными историко-культурными зонами. Но и предположение о том, что разные
группы индоиранских племен жили в совершенно различных историко-культурных и хозяйст-
венных условиях, недопустимо для времени, когда шло формирование общеарийских языко-
вых особенностей, тех социальных, хозяйственных и культурных черт, которые, безусловно,
были характерны для индоиранцев в целом, т.е. в эпоху арийского единства.
Для индоиранцев, предков и ариев Индии, и племен иранской группы, характерен еди-
ный культурно-хозяйственный и социальный тип, глубокое, даже в деталях, сходство в быте,
хозяйстве, обычаях, общественном строе, культуре, религии и т.п. Это достаточно хорошо из-
вестное положение не нуждается в специальной аргументации. Бесспорным представляется
также существование индоиранского («арийского») единства как реального этнокультурного
комплекса, возникшего на основе интенсивных связей и общего развития на определенной и
единой в хозяйственно-культурном отношении территории. Отсюда в свою очередь следует,
что из двух синхронных, но разнородных по общему культурному и социально-
экономическому облику типов, которые представляют собой древние земледельческие циви-
лизации юга Средней Азии и Иранского плато, с одной стороны, и северные степные культу-
ры — с другой, арии по своему происхождению могли быть связаны лишь с одним из указан-
ных ареалов.
Независимо от выводов о локализации индоевропейской прародины, о времени выде-
ления из нее индоиранцев и путях их расселения имеются надежные данные, свидетельст-
вующие об обитании последних в северной степной зоне. Судя по материалам исторических
источников и ономастики, в Северном Причерноморье к началу «исторической эпохи» (еще до
скифо-сарматского периода) находилось ираноязычное население. Эти сведения уводят нас по
крайней мере к концу эпохи бронзы, к рубежу II-I тысячелетия до н.э., когда часть иранских
племен еще обитала в европейских степях. О более древнем периоде свидетельствуют сравни-
тельные лингвистические данные о многочисленных и системных ареальных (не являющихся
общеиндоевропейскими) связях арийских языков с рядом индоевропейских языков Европы, об
ареальных связях с «европейскими языками» иранских языков в целом (но уже без индоарий-
ского) и, наконец, лишь некоторых иранских языков. Особенно показательны установленные в
недавнее время по материалам осетинского языка многочисленные изоглоссы со «среднеевро-
пейскими» языками (предшественниками кельтского, латинского, германского, балтийского и
др.), что определенно указывает, в частности, на контакты в пределах II тысячелетия до н.э.
(работы В.И.Абаева). Эти данные хронологически примыкают к свидетельствам «историче-
ской эпохи», позволяющим говорить об ираноязычном населении на юге Восточной Европы в
конце II — начале I тысячелетия до н.э. В целом же упомянутые лингвистические материалы
показывают, что племена индоиранской принадлежности не покидали полностью европейской
части степной зоны, а постепенно расселялись оттуда отдельными группами.
К тем же выводам приводят свидетельства о связях индоиранских языков с финно-
угорскими. В последних выявлено много индоиранских заимствований, в том числе опреде-
ленно общеарийского и иранского происхождения. Данные исторической фонетики позволяют
надежно выделить из общего фонда этих заимствований группу слов, воспринятых именно из
иранских языков, в которых уже произошел ряд характерных звуковых изменений сравни-
тельно с «общеарийским состоянием». Упомянутые языковые контакты общеарийской, а за-
тем и иранской эпохи, очевидно, происходили на границах лесной зоны от Поволжья до За-
уралья.
Итак, есть все основания утверждать, что в течение длительного периода индоиранские
племена находились в европейских и примыкавших к ним азиатских степях. Поскольку до
эпохи распада общеарийского единства они жили в одинаковых культурно-хозяйственных ус-
ловиях, а индоиранские языки определенно были распространены тогда в степной зоне, то не-
избежен вывод об обитании племен в указанную эпоху именно в этих районах.
Такой вывод вполне согласуется с заключениями об общеарийских истоках мифологи-
ческих представлений индийцев, иранцев, скифов, рассмотренных в нашей книге. «Северный
цикл» общеарийской мифологии свидетельствует, что индоиранцы в эпоху общеарийского
единства обитали в степных районах Юго-Восточной Европы до Поволжья и Зауралья. Отсю-
да они постепенно распространялись к востоку и к югу вплоть до границ Индии и Ирана, рас-
селяясь по обширным территориям Казахстана и Средней Азии; возможно, индоиранские
племена проникали в Иран и Переднюю Азию также и через Кавказ.
К какому же времени можно относить различные этапы процесса расселения арийских
племен с их «степной» прародины?
Самые ранние из дошедших до нас памятников словесности индийцев и иранцев —
«Ригведа» и «Авеста» — датируются концом II — первой половиной I тысячелетия до н.э. Ис-
ходя из большой языковой близости этих текстов, их словарного фонда, грамматической
структуры, поэтических приемов, традиционных образов и т.п., исследователи обычно относят
распад индоиранского единства ко времени не ранее начала II тысячелетия до н.э. или в пре-
делах 2000–1500 гг. до н.э.
Категория: ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ | Добавил: Рухс
Просмотров: 8958 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]