Аланы [42] |
История Осетии [7] |
Исторический атлас
[21]
Тоннель истории
|
Южная Осетия
[0]
"Южная Осетия в коллизиях российско-грузинских отношений" М.М. Блиев. 2006г.
|
Скифы [10] |
Сарматы [4] |
Главная » Файлы » История Алании » Аланы |
[ ] | 03.06.2007, 17:17 |
Разумеется, историческое взаимодействие Алании и Хазарии нельзя рассматривать односторонне и не видеть некоторых негативных для алан последствий. Совершенно очевидно, что участие в кровавых арабо-хазарских войнах и неоднократные вторжения арабов стоили аланам недешево. С другой стороны, не вызывает сомнений и то, что в течение длительного времени аланы были данниками хазар (44, с. 101 —102; 105, с. 25). В чем заключалась эта дань конкретно — мы не знаем, но надо полагать, что как и всюду, она тяжелым бременем лежала на экономике Алании. К концу IX в. Хазария ослабела настолько, что аланы сумели вернуть себе политический суверенитет. Обстоятельства этих событий неизвестны, и мы можем лишь констатировать факт. О благотворных для Алании последствиях освобождения от политической и экономической зависимости мы будем говорить ниже. Сейчас же важно указать, что на этом заключительном этапе алано-хазарских отношений, ознаменованном резким ухудшением отношений между Византией и Хазарией, развернулась борьба этих двух государств за влияние на Аланию. Долгое время почти не проявлявшие себя как военно-политическая сила аланы в конце IX в.— начале X в. быстро вышли на международную арену и в изменившейся ситуации приобрели значительный вес в глазах как византийской, так и хазарской дипломатии. Особую активность проявили византийцы, сумевшие в начале X в. обратить в христианство феодальную верхушку западных алан и начавшие среди них упорную миссионерскую деятельность. Ясно, что за этим крылись далеко идущие политические расчеты, главным из которых было стремление прочно привязать Аланию к византийской политике на Кавказе и в Северном Причерноморье, сделать ее противовесом хазарам и печенегам, угрожавшим империи. Византийское влияние в Алании резко возросло, но еще не стало доминирующим, о чем свидетельствует анонимный «Кембриджский документ» X в.: «(но во дни царя Вениамина) поднялись все народы на (хазар) и стеснили их (по совету) царя македонского (византийского.— В. К.). И пришли воевать царь Асии и тур(ок)... и Пайнила и Македона; только царь алан был подмогою (для хазар, так как) часть их (тоже) соблюдала иудейский закон. Эти цари (все) воевали против страны хазар, а аланский царь пошел на их землю и нанес им (поражение), от которого нет поправления, и ниспроверг их господь пред царем Вениамином» (44, с. 116—117). Согласно М. И. Артамонову, время правления Вениамина приходится на начало X в., а время описанной войны — 913—914 гг. (6, с. 358), хотя эти даты нельзя считать окончательными. Следовательно, в начале X в. алано-хазарский союз был еще в силе, а часть алан исповедовала иудейскую религию, несмотря на начавшееся проникновение христианства. Интересно и другое: аланы в числе прочих врагов хазар разбивают и «царя Асии», т. е. асов — единоплеменников самих алан. Под названием «Асия» Маркварт, Коковцев, Шехтер и Бруцкус имели в виду племя ясов, степных алан (106, с. 15), а по М. И. Артамонову, именно в результате этой войны погибла салтово-маяцкая культура, в составе которой — как мы видели выше — аланы (или асы) играли не последнюю роль. Однако вскоре вспыхнула новая война. На этот раз против хазар выступили их вчерашние союзники аланы. «Также и во дни царя Аарона воевал царь аланский против хазар, потому что подстрекнул его греческий царь. Но Аарон нанял против него турок, так как тот был (с ним дружен), и низвергся царь аланский перед Аароном, и тот взял его живым в плен» (44, с. 117),— сообщается в «Кембриджском документе». Время этой неудачной для алан войны устанавливается при помощи Масуди, который свидетельствует: «При появлении ислама и при Аббасидах цари Алана приняли христианство, тогда как до этого они были язычниками. После 320/932 года они отреклись от христианства и прогнали епископов и священников, которых византийский император (Роман Лакапин.— В. К) раньше им прислал» (69, с. 204). Внутренняя связь всех этих событий очевидна и уже отмечалась в литературе (106, с. 18; 107, с. 265; 6, с. 364, 373) — греко-византийская христианская агентура была изгнана из Алании в итоге поражения в войне с хазарами и, надо полагать, по требованию хазар. Но победители хазары вынуждены полностью считаться с аланским царем, воздавая ему почести и в положении побежденного. «Кембриджский документ» не оставляет в этом сомнений, сообщая о пленном аланском царе: «И оказал ему (царь большой) почет и взял дочь его в жены своему сыну Иосифу. Тогда (обязался) ему аланский царь в верности и отпустил его царь Аарон (в свою землю)» (44, с. 117). Следует признать, что в данном случае аланский царь не выглядит вассалом хазар, более того — царь Хазарии ищет путей к упрочению дружбы с владетелем Алании. В дальнейшем, как показывают источники, влияние Византии в Алании восстановилось и христианство в ней продолжало делать успехи, несмотря на сопротивление хазар. Говоря об этом, мы, возможно, должны иметь в виду то, что могло иметь место разделение сфер влияния: западная часть Алании традиционно продолжала оставаться в русле византийской ориентации, в восточной — сохраняли свои позиции хазары. Последней совместной акцией хазар и алан было столкновение их с русским князем Святославом, в 965 г. совершившим поход против Хазарии. В борьбе со Святославом аланы и адыги поддержали хазар, что указывает на продолжающиеся союзнические отношения и, в частности, на хазарское влияние в Прикубанье, где жили адыгские племена. В этой связи напомним важное свидетельство Леонти Мровели, называющего Кубань (в отличие от Волги) «малой рекой Хазарети» (105, с. 22); видимо, богатое и плодородное Прикубанье (имеем в виду его нижнюю и среднюю части.— В., К.) входило в состав тех девяти «климатов» Хазарии, откуда, по Константину Багрянородному, шли «вся жизнь и изобилие Хазарии» (108, с. 53) и которые прилегали к Алании. В свете этих фактов уместно напомнить об исследовании А. В. Гадло, в котором он на основании изучения кабардино-черкесских родословных установил, что в хазарское время в Прикубанье существовал наместник кагана, имевший высокий титул ябгу (109, с. 25—33). Назначение специального наместника в адыгские земли не случайно, оно подчеркивает их важное значение в системе Хазарского каганата. Русская летопись «Повесть временных лет» говорит о походе Святослава очень кратко: «И град их и Белу Вежю взя и ясы победи и касоги» (ПО, с. 66). Эти скудные сведения дополняются Ибн-Хаукалем, писавшим в 70-х годах X в.— сразу после событий. Согласно Ибн-Хаукалю, русы напали на хазарский город Семендер в Дагестане, разгромили его, после чего отправились «в Рум и Андалус», т. е. на запад (60, с. 218—220). Видимо, вовремя этого движения войск Святослава из Северного Дагестана по Предкавказью произошло столкновение с аланами-ясами и адыгами-касогами (6, с. 424, карта). Экономическая база Хазарии («климаты») была подорвана, Хазария была сокрушена и прекратила свое существование. Судя по всему, столкновение с русскими в 965 г. для алан не имело сколько-нибудь губительных последствий. Основным результатом восточного похода Святослава некоторые историки считают не только гибель Хазарии, но и возникновение в конце X в. русского Тмутараканского княжества на Таманском полуострове. Алания территориально была на значительном удалении от Тмутаракани и не находилась в зависимости от нее. Но разгром Хазарии русскими имел большое позитивное значение для внутреннего развития Алании и подъема ее внешнеполитического авторитета в X—XI веках, ставших «золотой страницей» ее истории. Алания как сильное суверенное государственное образование X—XI вв. окончательно сложилась на развалинах некогда могущественного Хазарского каганата, от которого заимствовала «авторитет и значение Хазарии в зоне степи» (4, с. 212). ЛИТЕРАТУРА 1. Птолемей Клавдий. Географическое руководство. В. В. Латышев. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. ВДИ, 1948,2. 2. Крупное Е. И. За экономическое возрождение районов Прикаспия. СА. 1961,3. 3. Лаврентьев А. И. Курганы и речная сеть юго-запада Прикаспийской низменности. СА. 1968.3. 4. Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV—Х,вв. Изд. ЛГУ, 1979. 5. Marquart I. Osteuropaische und ostasiatische Streifzuge Leipzig, 1903. . 6. Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962. 7. Плетнева С. А. Хазары. М., 1976. 8. Пигулевская Н. В. Сирийские источники по истории народов СССР. М.—Л., 1941. 9. Marquart I. Die Uhronologie der altturkischen Inschriften. Leipzig, 1898. 10. Смирнов К. Ф. Археологические исследования в районе дагестанского селения Тарки в 1948—1949 гг. МИА СССР № 23, 1951. 11. Смирнов К. Ф. Грунтовые могильники албано-сарматского времени у селения Кара-будахкент. МАД, т. II. Махачкала, 1961. 12. Якубовский А. Ю. О русско-хазарских и русско-кавказских отношениях в IX—X вв. «Известия» АН СССР, серия истории и философии, т. III,№ 5, 1946. 13. Федоров Я. А., Федоров Г. С. Ранние тюрки на Северном Кавказе. Изд. МГУ, 1978. 14. ПутинцеваН.Д. Верхнечирюртовский могильник (предварительное сообщение). МАД, Т.П. Махачкала, 1961. 15. Ковалевская В. В. Древние болгары на Северном Кавказе. В кн.: Пятые Крупновские чтения по археологии Кавказа. Тезисы докладов. Махачкала, 1975. 16. Гмыря Л. Б. Некоторые особенности погребального обряда населения Восточного Предкавказья в IV—VII вв. н. э. В кн.: XV Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. Тезисы докладов. Махачкала, 1988. 17. Кузнецов В. А. Аланы и раннесредневековый Дагестан. МАД, т. П. Махачкала, 1961. 18. Котович В. Г., Шейхов Н. Б. Археологическое изучение Дагестана за 40 лет. Ученые записки ИИЯЛ Дагест. филиала АН СССР, т. VIII. Махачкала, 1961. 19. Магомедов М.Г. Хазарские поселения в Дагестане. СА, 1975,2. 20. Магомедов М.Г. К вопросу о происхождении культуры Верхнечирюртовского курганного могильника. В кн.: Археологические памятники раннесредневекового Дагестана. Махачкала, 1977. 21. Магомедов М.Г. Хазария и Северный Кавказ. В кн.: VIII Крупновские чтения (тезисы докладов). Нальчик, 1978. 22. Магомедов М.Г. О дагестанском варианте хазарской культуры. В кн.: Пятые Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. Махачкала, 1975. 23. Мунчаев P.M. Новые сарматские памятники Чечено-Ингушетии. СА, 1965,2. 24. Абрамова М. П. Нижне-Джулатский могильник. Нальчик, 1972. 25. Рунич А. П. Катакомбы Рим-горы. СА, 1970,2. 26. Магомедов М.Г. Происхождение сабель Верхнечирюртовского курганного могильника. В кн.: Археология Северного Кавказа. VI Крупновские чтения в Краснодаре. (Тезисы докладов). М., 1976. 27. Рунич А. П. Аланский могильник в «Мокрой Валке» у города Кисловодска. МАДИСО, т. III. Орджоникидзе, 1975. 28. Абрамова М.П. Центральное Предкавказье в сарматское время (III в. до н. э.— IV в н.э.). Автореферат докт. дис. М., 1989. 29. Абдуллаев И.Х.. К истории названий пророка в дагестанских языках. В кн.: Этимология. М., 1972. " 30. Микаилов К. Ш. Еще несколько дагестанских аланизмов. В кн.: Этимология. М., 1972. 31. Микаилов К. Ш. Аланский вклад в аварскую антропонимию. В кн.:-Материалы пятой региональной научной сессии по историко-сравнительному изучению иберийско-кавказских языков. Орджоникидзе, 1977. 32. Далгат У. Б. К вопросу о нартском эпосе у народов Дагестана. В кн.: Нартский эпос. Орджоникидзе, 1957. 33. Чичуров И. С. Экскурс Феофана о протоболгарах. В кн.: Древнейшие государства на территории СССР. М., «Наука», 1976. 34. Златарски В. Н. История на Българската държава презъ средните векове, т. 1, ч. 1. София, 1918. 35. Мерперт Н.Я. К вопросу о древнейших болгарских племенах. Казань, 1957. 36. Никифора патриарха Константинопольского краткая история со времени после царствования Маврикия. Перев. Е. Э. Липшиц. ВВ, III, 1950. 37. Dunlop D. M. The history of the iwish Khazars. New lersey, 1954. 3. А баев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка, т. 1. М.—Л., 1958. 39. БернштамА. Н. Основные этапы истории культуры Семиречья и Тянь-Шаня. СА, XI, 1949. 40. Менандр Византиец. Продолжение истории Агифиевой. Византийские историки. Спб., 1860. 41. Кузнецов В. А. Нартский эпос и некоторые вопросы истории осетинского народа. Орджоникидзе, 1980. 42. Осетинские нартские сказания. Дзауджикау, 1948. 43. Рыбаков Б. А. Первые века русской истории. М., 1964. 44. Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в X веке. Л., 1932. 45. Рыбаков Б. А. К вопросу о роли Хазарского каганата в истории Руси. СА, XVIII, 1953. 46. Гумилев Л. Н. Хазария и Терек (ландшафт и этнос). Вестник ЛГУ, № 24, вып. 4, 1964. 47. Gumilev L. N. New data on the History of the Khazars. Acta Archaeologica, 19, Budapest, E 1967. 48. Гадло А. В. Новые материалы к этнической истории Восточного Предкавказья. В кн.: Древности Дагестана. Махачкала, 1974. 49. Атаев Д. М., Магомедов М.Г. Андрейаульское городище. В кн.: Древности Дагестана. Махачкала, 1974. 50. Мамаев X. М. Новые аланские могильники в плоскостной и предгорной Чечено-Ингушетии. В кн.: Тезисы докладов IV Крупновских чтений по археологии Кавказа. Орджоникидзе, 1974. 51. Мамаев X. М. Из истории связей раннесредневековой Ичкерии с Дагестаном. В кн.: Пятые Крупновские чтения по археологии Кавказа. Тезисы докладов. Махачкала, 1975. 52. Hudud al — Alam. Translated and explained by W. Minorsky. London, 1937. 53. Минаева Т.М. Памятники эпохи раннего средневековья на Ставропольской возвышенности. МИСК, вып. 1. Ставрополь, 1949. 54. Гадло А. В. Памятники салтово-маяцкой культуры в Центральном Предкавказье. В кн.: Пятые Крупновские чтения по археологии Кавказа. Махачкала, 1975. 55. Охонько Н.А. Археологические памятники Ставропольской возвышенности и вопросы заселения Центрального Предкавказья в древности и средневековье. МИСК, вып. 15—16. Ставрополь, 1988. 56. Из нового списка географии, приписываемой Моисею Хоренскому. Перев. К. Патканова. ЖМНП, ч. CCXXVI, Спб,, 1883. 57. Кузнецов В. А. Глиняные котлы Северного Кавказа. КСИА, вып. 99, 1964. 58. Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор, 1. М.—Л., 1949. 58а. Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М... «Наука», 1990. 59. КулаковскийЮ. Аланы подведениям классических и византийских писателей. Киев, 1899. 60. Гаркави А. Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. Спб., 1870. 61. ХвольсонД. А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах Абу-Али-Ахмеда бен Омар Ибн-Даста. Спб., 1869. 62.Бартольд В. В. Отчет о поездке в Среднюю Азию с научной целью в 1893—1894 гг. Записки Имп. Академии наук по историко-филологическому отделению, т. 1, № 4. Спб.. 1897. 63. ЗетейшвилиС. Г. Сведения об аланах в «Хронографии» Феофана. В кн.: Древнейшие государства на территории СССР. М., 1976. 64. Валадзори. Книга завоевания стран. Перев. П. К. Жузе. Баку, 1927. 65. Григорьев В. В. Обзор политической истории хазаров. В кн.: Россия и Азия. Спб., 1876. 66. Ибн ал-Асир. Тарих-ал-камиль. Перев. П. Жузе. Баку, 1940. 67. Якуб и. История. Перев. П. К. Жузе. Баку, 1927. 68. Круглов А. П. Археологические работы на реке Терек. СА,Ш, 1937. 69. Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда X—XI веков. М., 1963. 70. История агван Моисея Каганкатваци, писателя X века. Перев. К. Патканян. Спб., 1861. 71. Буниятов Зия. Азербайджан в VII—IX вв. Баку, 1965. 72. Дорн Б. Известия о хазарах восточного историка Табари. Перев. П. Тяжелова. ЖМНП, август 1844. Спб, 1844. 73. Цегледи К. Вторжения арабов в Транскавказию в 762—764 гг. Acta Orientalia, t. XI. Budapest, 1960. 74. Гумилев Л. Н. Хазарское погребение и место, где стоял Итиль. СГЭ, XXII, 1962. 75. Плетнева С. А. От кочевий к городам. М., «Наука», 1976. 76. Афанасьев Г. Е. Население лесостепной зоны бассейна Среднего Дона в VIII—X вв. (аланский вариант салтово-маяцкой культуры). В кн.: Археологические открытия на но востройках, вып. 2. М., «Наука», 1987. 77. Михеев В. К. Подонье в составе Хазарского каганата. Харьков, 1985. 78. Ляпушкин И. И. Памятники салтово-маяцкой культуры в бассейне р. Дона. МИА СССР № 62, 1958. 79. Само квасов Д. Я. Могилы русской земли. М., 1908. 80. Вагалей Д. И. Русская история, ч. 1. Харьков, 1909. 81. Бабенко В. Новые систематические исследования Верхне-Салтовского катакомбного могильника 1908 года. Труды XIV АС в Чернигове, т. III. M., 1911. 82. Спицы н А. Историко-археологические разыскания. 1. Исконные обитатели Дона и Донца. ЖМНП, новая серия, ч. XIX, январь 1909 г. 83. Готье Ю. В. Кто были обитатели Верхнего Салтова? ИГАИМК, т. V, 1927. 84: Мерперт Н.Я. О генезисе салтовской культуры. КС ИИМК, вып. XXXVI, 1951. 85. Плетнева С. А. На салтово-хазарском пограничье. Дмитриевский археологический комплекс. М., «Наука», 1989. 86. К1аргоth. Note sur l'identite des Ossetes avec les Allains. В кн.: Potocki J. V ay ages dans les steps d'Astrakhan et du Caucase. Paris, 1829. 87. Кузнецов В. А. Аланские племена Северного Кавказа. МИА СССР № 106, 1962 88. Кореняко В. А. Аланские могилы VIII—IX вв. в Северной Осетии. СА, 1976,2. 89. Ковалевская В. Б. Раскопки аланской крепости в Карачаево-Черкесии. АО 1975 года. М., «Наука», 1976. 90. Кузнецов. В. А. Надписи Хумаринского городища. СА, 1963,1. 91. Артамонов М.И. Надписи на баклажках Новочеркасского музея и на камнях Маяцкого городища. СА, XIX, 1954. 92. Кляшторный С. Г. Хазарская надпись на амфоре с городища Маяки. СА, 1979.1. 93. Биджиев Х.Х., Гадло А. В. Раскопки Хумаринского городища. В кн.: Археология и этнография Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1979. 94. Кузнецов В. А. Аланы и тюрки в верховьях Кубани. В кн.: Археолого-этнографиче ский сборник, вып. 1. Нальчик, 1974. 95. Артамонов М. И. Саркел-Белая Вежа. МИА СССР № 62, 1958. 96. Татаринцев Б. И. Этимология тюркского названия богатыря. Советская тюркология, 1987, 4. - 97. Джанашвили М. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России. СМОМПК, вып. XXII. Тифлис, 1897. 98. Труды VII Междун. конгресса антропологических и этнографических наук, т. 5. М., 1970. 99. Берлин И. Исторические судьбы еврейского народа на территории Русского государ-1 ства. Петербург, 1919. 100. Куник А. Начались ли русские торговые сношения и походы по Черному и Каспийскому морям во времена Мухаммеда или при Рюрике? «Приложение» к XXVI тому «Записок» Имп. Академии наук. Спб., 1875. 101. Три еврейских путешественника XI и XII ст.: Эльдад Данит, Вениамин Тудельский и Петахий Регенсбургский. Перев. II. Марголина. Спб., 1881. 102. Абаев В. И. Этноним «хазар» в языках Кавказа. ИСО НИИ, т. XXVII. Орджоникидзе, 1968. 103. Крупнов Е. И. К вопросу о культурных связях населения Северного Кавказа по археологическим данным. УЗ КНИИ, т. II. Нальчик, 1947. 104. Пахомов Е. А. Монетные клады Азербайджана и других республик, краев и областей Кавказа, вып. VIII. Баку, 1959. 105. Мровели Леонти. Жизнь картлийских царей. Перев. Г. В. Цулая. М., «Наука», 1979. 106. Бруцкус Ю. Д. Письмо хазарского еврея от X века. Берлин, 1924. 107. Горянов В. Т. Византия и хазары. «Исторические записки», 15, 1945. 108. Багрянородный Константин. Об управлении Империей. Перев. Г. Г. Литаврина. М., «Наука», 1989. 109. Гадло А. В. Князь Инал адыго-кабардинских родословных. В кн.: Из истории феодальной России. Изд. ЛГУ, 1978. 110. ПСРЛ, т. 1, вып. 1. Л., 1926. В.А. Кузнецов "Очерки истории алан". Владикавказ "ИР" 1992 год. при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна | |
Категория: Аланы | Добавил: Рухс | |
Просмотров: 9553 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |