Меню сайта

Категории каталога

Аланы [42]
История Осетии [7]
Исторический атлас [21]
Тоннель истории
Южная Осетия [0]
"Южная Осетия в коллизиях российско-грузинских отношений" М.М. Блиев. 2006г.
Скифы [10]
Сарматы [4]

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1425

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Скифы | Фандаг | Сарматы | Аланы | Осетины | Осетия

Главная » Файлы » История Алании » Аланы

АЛАНЫ-ОВСЫ И ГРУЗИЯ. Часть 2 Глава IX
[ ] 06.06.2007, 15:03
Чрезвычайно существенно, что на Жинвальском могильнике, лежащем в ущелье р. Арагви на трассе Военно-Грузинской дороги, грузинскими архео­логами открыты катакомбы, идентичные северокавказским и датируемые VI—VIII вв. (31, с. 169). Точное их число неизвестно, так как камеры многих катакомб были разрушены и приняты за грунтовые захоронения, но в 1977 г. найдена целая катакомба со сводчатой камерой и входом с востока. Послед ний вел в вертикальную шахту глубиной до 2.50 м и был закрыт нескольки­ми камнями, в камере находилось несколько костяков (32, с. 177). Видимо, из тех же разрушенных и не опознанных археологами катакомб Жинвали происходят распространенные на Северном Кавказе и в Причерноморье поясные пряжки с хоботковыми иглами,. украшения полихромного стиля (33, с. 36, табл XIV, 1—4). Катакомбный могильник в Жинвали, для грузин­ской средневековой культуры чуждый, дает документальную возможность говорить о присутствии здесь аланского этноса, придерживавшегося своих привычных традиций. Если до VI в. мы можем говорить о контактах, военно-политическом сотрудничестве и временном пребывании сармато-аланских военных отрядов в Картли и проникновении отдельных представителей алан в высшую картлийскую знать, то с VI в., видимо, можно свидетельствовать о постоянном жительстве здесь групп аланских федератов, размещенных в стратегически и политически важных районах. Вопрос о постоянном при­сутствии алано-овского населения и его хронологическом начале еще слабо изучен и спорен (34, с. 109—121), и я не берусь предрешать его, но в настоя­щее время указанная выше дата представляется вполне реальной (хотя о мас­совом заселении в это время говорить не приходится).

Здесь кстати коснуться не менее сложного и спорного вопроса о появле­нии алано-овсов в исторической области Двалети (осет. Туалгом) в районе Наро-Мамисонской высокогорной (1700—1750 м над уровнем моря) котло­вины в верховьях р. Ардон и прилегающей к ней с юга горной территории. Двалети, через которую пролегали исключительно важные пути в Шида Карт­ли через Рокский перевал и в Западную Грузию через Мамисонский пере­вал, была для северных народов стратегическим ключом к Грузии, и послед­няя хорошо это осознавала. Согласно грузинской хронике при Хосрове Ану-ширване (531—579 гг.) персы «вошли в Кавказские горы и построили для себя врата Осетии, а именно: одни большие врата в самой Осетии, двое во­рот — в Двалии и одни врата — в Парачване Дурдзукском, поставили тамош­них горцев в качестве пограничной охраны» (35, с. 706, прим. 3). Укрепле­ния, воздвигнутые сасанидами, продолжали достраиваться и укрепляться и в последующие эпохи, сохраняя свое значение в течение веков (одно из них — оборонительный комплекс в Касарской теснине в 4 км ниже с. Ниж­ний Зарамаг).

Судя по упоминавшимся выше отдельным находкам и деформированным черепам из ущелья Большой Лиахви (Едыс, Стырфаз), в V—VI вв. инфиль­трация аланского этноса в это ущелье уже происходила. Исходной терри­торией этой инфильтрации с севера на юг могла быть только Двалети, ибо прежде чем появиться в Долине Большой Лиахви алано-овсы должны были появиться в Наро-Мамисонской котловине. Однако из-за неизученности ар­хеологических памятников Двалети мы здесь вступаем в область довольно отвлеченных предположений и допущений. Единственное более или менее известное нам поселение в с. Цми дает в разрушаемом культурном слое мате­риал от куро-аракской культуры эпохи бронзы до эпохи Золотой Орды, а ра­диоуглеродный анализ древесного угля С—14 1988 г. дал дату IV в. н. э., но она пока не соотносится с археологическим материалом поселения. В Цми нужны стационарные раскопки, без чего любые рассуждения будут преждевременными.

09. АЛАНЫ-ОВСЫ И ГРУЗИЯ. Первая часть.


Предположение о проникновении алан через Двалети—Туалгом на юж­ный склон Кавказского хребта и в ущелье Б. Лиахви с V—VI вв. находит кос­венное подтверждение в «Армянской географии» VII в.— «Ашхарацуиц». Имеем в виду новый перевод и реконструкцию II главы, посвященной наро­дам Северного Кавказа, выполненный С.Т. Еремяном (36, с. 51—52; 37, с 238— 252). В этом источнике, по С. Т. Еремяну, появляется принципиаль­но важный этноним «овсуры»: «В тех же (Кавказских) горах, после народа Ардоз, проживают племена Рачан, (Пиндж), Двалов, (Хонов), Цхумов, Овсу­ров Цанаров, у которых аланские ворота и другие ворота, называемые Целкан» (38 с 17). Как видим, согласно «Ашхарацуйцу», близ народа Ардоз — жителей северокавказской предгорной равнины (по А. В. Гадло) или более узко Владикавказской равнины (по В. Ф. Миллеру), в которых мы мо­жем усматривать восточную часть алан, обитают племена Рачи, Двалы, Цхумы, Овсуры, Цанары. Локализация их в горах несомненна, как и близкое соседство: на это указывает местоположение рачинцев, двалов и цанаров, «у которых аланские ворота», т. е. Дарьяльский проход и Крестовый пере­вал. Упоминание овсуров рядом с цанарами, сидевшими на трассе Военно-Грузинской дороги (39, с. 5—6), позволяет искать их местоположение между двалами, рачинцами и цанарами — в ущелье Большой Лиахви. Там и поме­щает их С. Т. Еремян, считающий, что именно от этнонима этого племени в грузинской историографии возникает наименование «оси», «овси» (40, с. 32). Там же, южнее Двалети, овсуры помещены на исторической карте «Ашхарацуйца», изданной С. Т. Еремяном (41).

Этническая принадлежность овсуров не представляет загадки. Этно-нимический корень «овс» указывает на алан-овсов, а грузинский суффикс «ури» свидетельствует о том, что данный этноним попал в «Армянскую гео­графию» от грузин и, следовательно, в VII в. последние уже хорошо знали своих соседей. Допустимо думать, что под именем овсуров в «Ашхарацуйце» скрывается та группа алано-овсов северокавказского происхождения, кото­рая представлена в памятниках Едыса и Стырфаза. В таком случае, начало освоения осетинами долины Большой Лиахви можно было бы относить к V— VI вв. Миграции алано-овсского населения на территорию Двалети зафик­сированы в грузинском источнике «Памятник эриставов» и позже: в IX в. «была великая смута в стране Осетской, и обильно проливалась кровь царей осов. Оказались победителями сыновья старшего брата и перевели через гору Захскую (Закки.— В. К) детей младшего — Ростома, Бибилу, Цитло-сана и сыновей их с семьюдесятью добрыми рабами и привели в страну Два-летскую» (41а, с. 21). Прибывшие получили имя Бибилури и постепенно стали, укрепившись, владетелями Двалети. Утверждение Г. Р. Лазарашвили, что до XIII в. в долине Лиахви постоянного осетинского населения не было, надо считать нуждающимся в коррективах (42, с. 102). Как видим, при всей ограниченности источников намечается возможность поставить вопрос о по­стоянном присутствии групп алано-овсов не только в качестве федератов в отдельных пунктах Грузии, но и в качестве нового пласта населения в ущелье Большой Лиахви с V—VI вв.

В контексте рассматриваемых проблем важен вопрос о двалах и их этни­ческой принадлежности. Если мы констатируем в соответствии с выводами С. Т. Еремяна наличие овсуров в верховьях Большой Лиахви, то наличие алан-овсов на территории Двалети становится самим собой разумеющимся. Очевидно, и здесь инвазию овсов следует относить к V—VI вв., полагая эту дату начальной отправной точкой длительного процесса осетинизации мест­ного автохтонного племени двалов.

Относительно двалов в литературе высказаны противоречивые мнения, что объясняется как слабостью источниковой базы, так и исходными поли­тическими позициями авторов, преследующими защиту «национальных интересов» в истории. Д. В. Гвритишвили не отождествляет двалов и осетин и считает их разными этносами, но кто были двалы, не говорит (34). Более определенно высказался В. Н. Гамрекели: «В двальском языке следует видеть «некий обособленный язык» (43, с. 138), а именно близкий к вайнахским языкам. Этнически двалы ближе всего к вайнахским племенам, хотя и не полностью им тождественны, ибо по источникам представляли обособ­ленную этническую единицу (43, с. 144). Неопределенную позицию занял Г. Р. Лазарашвили: «Двалы — важнейшая составная часть той конкретной этнокультурной среды, на основе которой в процессе исторического развития сформировался осетинский народ», двалы и овсы—предки осетинского на­рода и соотношение между ними такое, как между частью и целым (42, с. 102—103), хотя ниже замечает, что в верховьях Лиахви— Магран Двалети — предки осетин двалы жили с древнейших времен (42, с. 104; отсюда как будто вытекает, что двалы «с древнейших времен» были ираноязычны, хотя в этногенезе осетин субстратные горнокавказские племена-неиранцы также играют роль предков). Г. А. Меликишвили без оговорок племя туали, упоминаемое Тиглатпаласаром I при перечислении стран Наири, сопостав­ляет с названием вайнахского племени двалов (44, с. 62).

Другая группа ученых этноним «туал»—двал, «тулас» напрямую связы­вает с южными осетинами, не вдаваясь в аргументацию (45, с. 457; 22, с. 110), хотя у Ибн Русте скорее всего речь идет не о туалта, а о племенном подразделении алан «дулас» — алано-асах Дуло. Это тема особого разговора, и мы не будем в ней останавливаться. Г. С. Ахвледиани двалов считал «пер­вым потоком» движения осетин на южную сторону Кавказского хребта, т. е. осетинами (46, с. 57, 65—79). Также однозначно высказался Ю. С. Гаглойти: туалы-двалы — это южные осетины (47, с. 93—96).

В пылу полемики забывают, что история этнонима и история народа — не одно и то же и они нередко не совпадают. Выше были отмечены факты переноса древнего этнонима на новое население в случае его смены. Анало­гичный факт этнонимической инверсии мы имеем с туалами-двалами: древ­ний этноним, восходящий к эпохе Наири-Урарту, когда осетин и алан еще не существовало, первоначально был привязан к какому-то автохтонному кав­казскому племени. Его принадлежность к протовайнахо-дагестанскому кругу населения Кавказа I тыс. до н. э.— первой половины I тыс. н. э. совершенно не исключена. В горах Северной и Южной Осетии встречаются топонимы вайнахского происхождения: Цей (в Чечено-Ингушетии Цой), Лиа:дон (при­ток Ардона, Туалгом) и Лиа-хи (Лиахви). Тщательная проработка микрото-понимии данного района могла бы дать дополнительный материал и подкре­пить соображения, высказанные В. Н. Гамрекели. В таком случае нетрудно заметить, что стертое с карты Кавказа древнее племя двалы (туалы), зани­мавшее территорию как на юге, так и на севере Кавказского хребта, скорее всего могло быть носителем кобанской культуры I тыс. до н. э. и тем этниче­ским субстратом, который сыграл огромную роль в формировании осетин­ского народа (в последнем нужно полностью разделить мысли Г. Р. Лазара­швили).

С IV—V вв. (мы об этом говорили выше) начинается освоение Наро-Мамисонской котловины и долины Большой Лиахви алано-овсами, происхо­дит смешение и ассимиляция двалов, и на этой основе складывается этни­ческое новообразование осетин—туальцев, говорящих на победившем осе­тинском языке. Процесс осетинизации, очевидно, закончился в позднеаланский период X—XII вв., ибо в начале XIV в. мы имеем автограф художника Вола Тлиага, оставленный им на стене Нузальской церкви (48, с. 119). Осе­тинское оформление фамилии «Тлиаг» не оставляет сомнений в его именно осетинском происхождении, а с. Тли действительно находилось в Мамисонском ущелье на исторической территории Двалети. Одновременно завершил­ся процесс этнонимической инверсии, древний неиранский этноним «двал», «туал» оказался закреплен за фактически новым населением. Таким в самых общих чертах представляется нам процесс освоения Двалети алано-овсами, происходивший в течение длительного времени. Если все это так, и наши предположения в дальнейшем подтвердятся, Алагирское ущелье может ока­заться первым по времени его заселения осетинами. Причина именно этой направленности движения алан в глубь горных ущелий нам видится одна: овладение двумя главными для вторжений в Закавказье перевалами—Рок-ским и Мамисонским — и Двалетией как ключом к этим перевалам и исход­ным плацдармом набегов. В этой связи укажем, что для нас остается неясным отождествление упомянутой Джуаншером «Абхазской дороги» (29, с. 67). Г. В. Цулая в своем комментарии отождествляет ее с путем через Клухор-ский перевал в верховья Кубани (29, с. 119, прим. 65), я же теперь допускаю, что «Абхазская дорога» шла через Наро-Мамисонскую котловину и Мамисонский перевал в Рачу и далее к Кутаиси, т. е. в Западную Грузию, назы­вавшуюся долгое время «Абхазией». Путь же через Рокский или Зекарский перевал в ущелье Большой Лиахви в грузинских хрониках носит наимено­вание «Двалетской дороги» (49, с. 30, 71; 50, с. 49, 84; 52, с. 39). Узел обеих дорог находится в Двалети-Туалгоме близ Зарамагского утеса.

В середине VII в. начались арабо-хазарские войны. Яблоком раздора стало Закавказье, на обладание которым претендовали обе стороны, но фак­тическими хозяевами положения стали арабы — в 652 г. Албания, Грузия и Армения признали их власть (51, с. 466). Тифлис становится резиденцией арабских наместников. Аланы последовательно выступали в этих войнах на стороне хазар, ожесточенная борьба Хазарии и халифата прервала связи алан-овсов с Картли. Вновь они восстанавливаются около середины IX в. и связаны с именем арабского полководца Буги, которого грузинские источ­ники называют «турк». Буга прибыл в Грузию в 852 г. и сразился с «царем абхазов» Феодосием (Деметре И), потерпевшим поражение. Как сообщает «Картлис Цховреба», Феодосии бежал по Двалетской дороге (50, с. 49), т. е. в Двалети и Аланию. В этом факте, видимо, отразились антиараб­ские настроения, продолжавшие существовать в Алании после окончания арабо-хазарских войн. Тем не менее вскоре после этого (в 50-х годах IX в) Буга «через Дарьялан вывел сто домов овсов и поселил их в Дманиси, а летом намеревался вступить в Овсети» (49, с. 30). Поскольку сведений о походе в Аланию нет, можно думать, что упомянутые 100 семей овсов были переселены в Дманиси добровольно на тех же правах федератов, а не военно­пленных. Однако алано-грузинские отношения и позже остаются неоднознач­ными и противоречивыми: во второй половине IX в. происходит столкнове­ние картлийского царя Адарнасе с абхазами у реки Мтквари, на стороне абха­зов выступал Бакатар «мтавар овсов и эристав абхазов» (49, с. 32), погиб­ший в бою. Это второй овсский воин, военный предводитель, известный в грузинских источниках под титулом бакатар — «богатырь». Поскольку он назван и «мтаваром овсов и эриставом абхазов», ясно, что это лицо было не только крупной военной, но и крупной политической фигурой.

Есть сведения о том, что овсы, вероятно, попадавшие в плен во время бранных столкновений с грузинами, становились их рабами. Так, овсов-рабов имел царь ранов и кахов Квирике, по хронологии Вахушти царствовавший в 1010—1039 гг. (49, с. 82, прим. 191). По данным «Картлис Цховреба», царь Квирике был убит во время охоты «неким рабом-овсом за то, что царь Квирике убил в сражении овсского царя Урдуре» (49, с. 48). Этот факт может свидетельствовать о существовании у алан обычая кровной мести, что в ре­троспективно-историческом плане весьма вероятно.

В X—XI вв. Алания достигла зенита своего военно-политического могу­щества и стала вновь желанным союзником для феодальной Грузии, также вступавшей в эпоху расцвета феодальной государственности. В XI в. происхо­дит сближение между правящими группами Грузии и Алании, внешним про­явлением чего стали династические браки. Пример подал царь Георгий I (1014—1027 гг.), первым браком женатый на грузинке Мириам, вторым — на дочери овсского царя Альде, после смерти мужа передавшей в 1033 г. крепость Анакопию в Абхазии византийцам. Сын Георгия I и Мириам Баг-рат IV (1027—1072 гг.) последовал примеру отца: «женился царь Баграт на царевне Борене, дочери царя овсов, сестре Дорголели»,— сообщает лето­пись (49, с. 47). Возникает вопрос: не были ли Борена и Дорголели (вар. Дургулель.—В. К.) детьми только что упомянутого царя овсов Урдуре? Хро­нология, кажется, вполне соответствует такому допущению, а политическая ситуация предполагает желание грузинского двора замять неприятную исто­рию с гибелью Урдура и Квирике. Во всяком случае Баграт IV в лице своего зятя Дургулеля получил очень серьезного союзника, и ближайшие события это подтвердили.
 
В.А. Кузнецов "Очерки истории алан". Владикавказ "ИР" 1992 год.

при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна

Категория: Аланы | Добавил: Рухс
Просмотров: 8969 | Загрузок: 0 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Схожие материалы:
Всего комментариев: 4
0
1  
А на каких основаниях овсуры и двалы вне Картли? Как мне известно уже римский историк Плиний во втором веке писал, что двальские ворота контролировали иберы. А это значит, что граница между Картли и аланами шла через Двалетию..Нарская котловина и тем более зона Лиахвского ущелья - сегоднешний Джавский район входили в состав Картлийского царства. А нахождение там осетинского населения возможно - скорее всего было смешанное население.
Ответ: Туалгом-Алания
из архива газеты «Сакартвело» 1917 г. :
Основатель грузинской истории как науки, академик И.Джавахишвили, писал: «Положение исследователя истории грузинского народа осложнено тем обстоятельством, что Кавказ не является первоначальной родиной грузин и истоки их первоначальной культуры не могут быть разыскиваемы здесь». Другой известный грузиновед (картвелог) М. Церетели писал: «нет смысла искать на Кавказе древние следы грузинских племен. Раньше грузин здесь жила другая раса – длинноголовые…» Очевидно, что речь идет о предках осетин – скифо-сармато-аланских племенах. А эти слова принадлежат перу грузинского философа Геронти Кикодзе: «Кто мы, откуда мы, поскольку на земле у нас нет родственных народов. Мы не знаем, куда нас ведет наша судьба. Правда, говорят, что мы жили на берегу рек Тигр и Евфрат, но и там нас не любили, не давали нам жить соседи. Они нас ненавидели. Мы не знали, куда нам податься. Вот так и подошли наши дни в одиночестве, словно мы опускались с неба. Наш язык отличался от языка других народов, отличается наше мировоззрение, наш характер. У нас свои особенности и традиции. Правда, мы били изгнаны из наших земель нашими соседями, они нам ничего не оставили, а аланы пожелали нас и приютили в Колхидской долине, дали нам земли… Обучили нас военному делу, привили нам свою культуру, свои обычаи, защитили нас от внешних врагов».

0
2  
Такая "аргументация" распостранена по всему рунету.. дело в том, что существует много теорий о "первородине" грузин. Есть версия, что грузины пришли из Пиринея - кавказские и пиринейские иберы; есть версия что грузины потомки евреев - иври-ивери и т.д.Еще есть версия что грузины пришли из Месопотамии и Шумера. Древней Колхи и Картли. И территорию населенную двалами выделять от Картли неуместно..Это искуственное действие.

Насчет сарматов, скажу, что название "сармат", в грузинском языке трансформировалась как "цармарти" что обозначает язычника. Если чужие для греков были варварами, то для грузин они были язычниками..))

Пренадлежность к скифо-сарматскому миру не значит, быть прямым потомком их.. К скифам себя также относят и слявянские народы и литовцы, надо пока с этими этносами разобраться в территориально-культерном плане и потом предьявлять претензии к кавказскому миру...)

Скифо-Иранское влияние на грузинский мир в 6-2 в.в. до Р.Х. безспорно!

Ответ: Не важно, то откуда пришли, важно то, что пришли...Пришли на земли Алании.С территориальным вопросом (почему вне Картли cool )всё ясно.
По поводу сармат. Cæр(голова) мæт(дума, мысль).Сармат-мыслитель.То, как и во что, а главное почему трансформировалось это слово у других народов, думаю ясно.

По поводу притензий к принадлежности.
СКИФСКИЙ ЯЗЫК (правильнее «скифские» или «сарматские» языки), принадлежит к восточной группе иранских языков. В широком смысле термин «скифский язык» обозначает языки/диалекты ираноязычных сакских или скифских (скифо-сарматских) племен, проживавших в середине I тыс. до н.э. на огромной территории – от побережья Черного моря до границ Китая. В древнеперсидских надписях эти племена называются saka, в санскритских рукописях они известны под названием sakāh, в китайских источниках известны под названием sk (позднее s, sai). Древнегреческие историки называли эти племена скифами, сарматами, а позднее аланами. В более узком смысле термин «скифский язык» употребляется для обозначения языка западно-сакских (скифо-сарматских) племен Северного Причерноморья, Приазовья и Северного Кавказа, а термин «сакский язык» (иногда «индоскифский») – для обозначения языка сакских племен Восточного Туркестана. На языке сакских племен Средней Азии и скифо-сарматских племен Южной России связных текстов не имеется. Скифская лексика извлечена из эпиграфических источников и работ античных авторов, данных ономастики, этнонимии, топонимии и гидронимии. Один из сакских языков (диалектов) Восточного Туркестана зафиксирован значительным числом документов, найденных в начале 20 в. в Хотанском оазисе (северные отроги Куэнь-Луня), в Тумшуке и Муртуке. В научной литературе язык этих письменных памятников, датирующихся 7–10 вв. н.э. (самые древние 4–5 вв.), называют хотанским, хотано-сакским и тумшукско-сакским. Все эти памятники написаны индийским письмом брахми, но в разной орфографии. Непосредственным потомком скифского языка является осетинский язык, материал которого, наряду с другими иранскими языками, послужил ключом для анализа сохранившихся лексем (известно около 200 слов-основ).
-----------------
Общеизвестно, что на пустом месте ничего не рождается. Искать объяснение происхождению этнонима "Русь", игнорируя факт обитания славян рядом с ираноязычными племенами скифов и сарматов ошибочно, исторически несправедливо.До сих пор многие исследователи противоречат себе, с одной стороны признавая большую роль скифов и сарматов для исторических судеб славян, а с другой стороны - отрицая эту роль. И.Е. Забелин и Д.И. Иловайский считали славян прямыми потомками скифов. Но им справедливо возражали языковеды: скифы не могли быть предками славян, ибо они говорили на североиранском языке. В схеме классификации иранских языков скифский язык относится к древнеиранским, а сарматский и аланский языки - к среднеиранским языкам.Такое положение не способствовало правильному решению сложной, запутанной проблемы. Только всесторонний тщательный анализ всех источников даст правильное решение вопроса о происхождении этнонима "Русь". Название "Русь" неотделимо от самоназвания тех племен, которые обитали в древности в европейской части нашей страны - скифов, сарматов и алан. Академик А. И. Соболевский всю неизвестную топонимию европейской территории России настойчиво объяснял определяющим влиянием древних иранских языков.На Украине, в Южном Поволжье основные географические названия ираноязычного происхождения значительно возрастают. "Скифо-сарматская среда,- говорит Э. И. Мурзаев,- служила посредником в топонимических и вообще языковых и культурных контактах также между финно-угорским и кавказским миром".

Судя по тому, что Вы на всех кавказских инет ресурсах выделяете вопрос принадлежности Туалгома, напрашивается вывод, что Ваша кровь, возможно, облагорожена туальской.Думаю, что именно эта причина не даёт Вам покоя.Ну чтож...Я бы, на Вашем месте, гордился сим фактом(если он на самом деле имеет место быть)!


0
3  
давайте про скифов и сарматов говорить не будем. есть много версий их пренадлежности, в том числе и тюркская версия..Лично я придерживаюсь иранской версии..
Мы говорим о пренадлежности территорий Нарской котловины и бывшей ЮО АО. Которые еще до создания Аланского государства входили в состав Картли.О процесах миграции осетинского безземельного населения на данные территории Грузии, говорят известны российские археологи, кавказоведы и историки. Например тот же академик Дубровин.

У меня вопрос, в каком веке было создано аланское государство? КАртлийское царсвто было образованно уже в конце 4века до Р.Х. в тот перирод как мне известно, алан еще не было.. были сарматы.

Ответ: Вы верите трудам основателя грузинской истории как науки, академика И.Джавахишвили?
Если да, и приводимая ранее мной цитата из архива газеты «Сакартвело» 1917 г., не вызывает у Вас сомнения, то нет смысла спорить, что земля, на которой теперь находится Грузия, являлась аланской.
Затрагивая тематику Алании, невозможно не упомянуть скифов и сарматов...Ибо это-суть один народ.
Если взять начало новой эры, то Алания, в отличие от Грузии, уже была сформировавшимся государством в 1м веке новой эры...Полноценной частью которого, или регионом, была Туалия. http://www.fandag.ru/load/9-1-0-58
Т.е., как могла часть территории издревле пренадлежавшей скифам-сарматам-аланам(которая и сейчас фактически является аланской), стать вдруг частью "государства" Картли, которое, по Вашим словам, было сформированно позднее, чем Алания?

п.с. Зная Вашу страсть приводить неподтвержденные гипотезы и наблюдая явные бреши в малознакомом вам предмете "история", осмелюсь дать добрый совет: Изучите сначала свою историю.Проникните в тайну происхождения своего народа, чтобы не писать:"Есть версии..."
Обсуждение закрыто.
Всего доброго.


0
4  

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]