Аланы [42] |
История Осетии [7] |
Исторический атлас
[21]
Тоннель истории
|
Южная Осетия
[0]
"Южная Осетия в коллизиях российско-грузинских отношений" М.М. Блиев. 2006г.
|
Скифы [10] |
Сарматы [4] |
Главная » Файлы » История Алании » Аланы |
[ ] | 10.06.2007, 18:16 |
Археологи и лингвисты, терпеливо разгребая пыль веков, достают из нее все новые и новые свидетельства великого переселения ариев со своей прародины (рис. 4). Подобно индоариям, откочевали во второй половине II тыс. до н.э. и часть иранских племен. В священной книге древних иранцев Авесте отразились воспоминания о продвижении ариев с прародины на юг. Вот как передает Авеста климатическую ситуацию тех лет связанную с глобальным похолоданием на земле: «… тогда пришел Анхра Майнью смертоносный, приготовил в реке, наполнявшей ту область, великую змею – Зиму. И стало здесь девять месяцев зимы и два – лета (прежде было семь зимних и пять летних). Зима разливает холод на воду, на землю и деревья. Очень жестока она посреди Арианам Ваэджо» (Видевдат,II,3). Значительные миграции древних иранцев на юг привели к тому, что к VIII в. до н.э. почти на всей территории Средней Азии распространилась иранская речь. Население земледельческих оазисов юга – Бактрии, Согда, Маргианы, Хорезма говорит на том же иранском языке, что и кочевники степных и горных областей скифо–саки. Но на сегодня единственным продолжателем древней иранской языковой традиции является современный осетинский язык, язык небольшого кавказского народа. Отток большой массы населения не опустошил прародину ариев. Оставшиеся в евразийских степях иранские пастушеские племена в начале I тыс. до н.э. достигли еще более значительных успехов в использовании лошади. Они первыми в мире научились стрелять из лука, сидя верхом на коне, на полном скаку (рис. 5, 6), произведя переворот в военном деле. Осознав это, могущественные военные отряды обладатели новой тактики и техники боя двинулись на юг. Через Кавказ и Среднюю Азию они проникают на Иранское нагорье, в богатые области неиндоевропейских народов, где с течением времени количество ирано-язычного населения значительно увеличивается, фиксируясь иранскими именами в ассирийских документах. Часть пришлых кочевников оседает на занятой территории, становясь земледельцами и постепенно смешиваясь с местным населением, воспринявшим от пришельцев и язык и культуру. К VIII в. до н.э. иранцы уже жили на значительной территории Иранского нагорья: в районе озера Урмия, в Прикаспии и в Луристане, где находился широко известный в древности центр металлургического производства, на земле древнего Эламского царства и к востоку от Элама – в области Парсуа, от которой произошло название Персия. В VII в. до н.э. иранцы, обитавшие на северо-западе нагорья, усиливаются и образуют знаменитое Мидийское царство. Незаметно происходит мировая смена лидерства. И хотя еще сильны древние цивилизации, уже взрастают в их среде новые, молодые. Расширяются Афины, закладывается Рим. Индо-арии создают социально-экономический базис возникновения городов-государств Индии. Под влиянием иранцев главной силой новых армий становятся конница и боевые колесницы. Начинается передел мира. Египет покорен Ассирией, ту вскоре поделят между собой Мидия и Вавилон, завоеванные впоследствии могущественной Персией, но и она через время окажется добычей Александра Македонского, хотя и ему на смену придут легионы Рима. Сильные приходят, чтобы захватить слабых и в свою очередь стать чьей-то добычей. История постоянно указывает на близость человека животному миру, и только культура возвращает ему человеческий облик. Но эти сентенции не для молодой и встающей на ноги Мидии, вступающей в борьбу за лидерство с грозной Ассирией. Союзниками мидийцев в этой борьбе выступили их родственники - иранцы-скифы, пришедшие огромной ордой в Переднюю Азию из прикавказских степей. Но и на богатом юге скифы не изменяют обычаям предков, продолжая и здесь вести привычный кочевой образ жизни. Умелые конные воины, владевшие лучшим для своего времени оружием и тактикой боя, скифы, во главе со своим вождем Ишпакой, становятся вскоре значительной силой в Передней Азии образуя скифское царство Ишкуза (рис. 7). В период переднеазийских походов территория обитания основного ядра скифских племен были степи Прикубанья и Северного Кавказа, сообщающиеся с Закавказьем и Передней Азией несколькими удобными путями, пролегавшими через центральнокавказские перевалы, и вдоль западного побережья Каспийского и восточного - Черного морей. Ныне в степных районах, простирающихся к северу от Главного Кавказского хребта, открыто немало погребальных памятников, дающих представление о локализации «царства Ишкуза» ассирийских источников. Именно сюда, в расположенные здесь скифские кочевья, стекалась богатая добыча из Передней Азии, со временем постепенно «оседавшая» в погребениях скифских вождей. Грандиозные Келермесские, Ульские, Большие Ставропольские курганы сохранили прекрасные образцы древнего ювелирного искусства, большое количество предметов вооружения, бытовую утварь. Наглядное представление о богатстве высших прослоек скифской аристократии этого времени дают также обнаруженные в I-ом Ульском кургане свыше 400 коней, сопровождавших захоронение. Не ограничиваясь экономической прибылью скифская аристократия активно влияла на тогдашнюю «международную политику». Из скифской среды вышли правящие династии Мидии, Персии, Парфии и других стран (рис. 7а). Организованные воины, подчиняющиеся только родовой идеологии, скифы вселяли ужас в сердца жителей обустроенных азиатских государств. Могущественный ассирийский царь Асархаддон (680 – 669 г. до н.э.), обеспокоенный военными успехами скифов, вопрошал своих поданных: «Разграбят ли, полонят ли многочисленную добычу, тяжкий полон с границ Ассирии?» Но и этому обожествляемому владыке ничего не остается, как только отдать свою дочь в жены варварскому царю Партатуа. В это же время библейский пророк Иеремия представляет скифов своему народу как кару божью. «Вот идет народ из северной страны, великий народ встает от краев земли. Держит лук и короткое копье, жесток! Они не сжалятся! Голос их ревет как море, скачут на конях, выстроившись как один человек... Лишь услышим весть о них, как опустятся у нас руки, тоска и горе охватывает нас…, вражеский меч наводит ужас со всех сторон». И пророк не ошибся в своих ожиданиях. Конница скифов, в царствование иудейского владыки Иосии (VII в. до н.э.), появляется то в государстве Урарту, то в Палестине. Скифские передовые отряды устремляются даже к Египту, заставляя фараона Псамметиха I откупиться от них богатыми дарами. Но грозные всадники все же побывали у древних пирамид. Археологи нашли скифские захоронения с жертвенными конями у их подножья (рис. 7б). Двадцать восемь лет (по Геродоту), а возможно и дольше, длилось господство скифов в Передней Азии, пока мидийский царь Киаксар не обезглавил скифское войско, коварно заманив его военачальников на пир и беспощадно перебив их (рис. 7 в). После этого кровавого пира, а скорее всего в силу изменившейся не в пользу скифов политической ситуации в регионе, основная их часть вернулась в степи Прикубанья и Северного Кавказа, а оставшаяся растворилась в местном населении. Но арийская кровь все еще давала о себе знать в жилах южных иранцев. В 550 г. до н.э. мидийская держава пала. К власти пришли цари из области Парсуа из рода Ахеменидов. Вот как говорит один из них о себе: «Я Дарий, царь великий, сын Виштаспы, Ахеменид, перс, сын перса, ариец, из арийского племени…» Былое арийство переходит в область памяти, в мифологию. К VII в. до н.э. завершилось расселение иранских племен в пространстве Евразии. Одни из них стали оседлыми земледельцами, другие остались верны кочевой культуре предков. (Текст из книги В. Цагараева "Золотая яблоня нартов") www.anaharsis.ru/ | |
Категория: Аланы | Добавил: fandag | |
Просмотров: 11762 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |