Аланы [42] |
История Осетии [7] |
Исторический атлас
[21]
Тоннель истории
|
Южная Осетия
[0]
"Южная Осетия в коллизиях российско-грузинских отношений" М.М. Блиев. 2006г.
|
Скифы [10] |
Сарматы [4] |
Главная » Файлы » История Алании » Сарматы |
[ ] | 23.05.2007, 13:25 |
Общественный строй. Основной общественной единицей у сарматских кочевников оставалось племя, которое с разложением родового строя превратилось в территориальное и административное подразделение. Такие племена постепенно становились областями единой страны, они имели свою аристократию, но подчинялись верховной власти союза племен или государственного объединения. Сознание племенной общности долго сохранялось у кочевников, потому что существовала коллективная собственность на пастбища. Каждая семья вела самостоятельное хозяйство. Скот находился в ее частной собственности. Но кочевник не имел индивидуального права на владение земельными угодьями — ими распоряжался коллектив племени или территориальной общины, которая пришла на смену роду.
Военное превосходство над оседлыми соседями и нужда кочевников в продуктах земледелия и ремесла привели в эпоху военной демократии к грабительским войнам и широким завоеваниям. Сильные сарматские союзы были созданы и возглавлены военной знатью. Приобретение обширных территорий и подчинение земледельческих племен быстро углубили имущественное и социальное расслоение в сарматском обществе. Разделение труда между кочевниками и оседлым населением чаще всего складывалось в отношения даннической зависимости. Уровень общественного развития и материального благосостояния сарматских объединений не был одинаковым. Наибольшим богатством отличались аорсы, однако не они, а сираки первыми создали государство. Это можно объяснить тем, что сираки установили господство над многочисленными племенами меотов, которые имели развитое хозяйство и высокую культуру. Для сохранения своей власти сираки должны были создать более сложную политическую организацию, чем союз племен. Только государственное управление позволило установить мирное сотрудничество завоевателей с подвластным населением, наладить получение дани и защитить безопасность страны, расположенной в окружении сильных соседей. Конечно, такое государственное объединение не могло быть прочным и долговечным. Господствующие и зависимые племена находились в раз¬ном положении и имели разные, часто даже противоположные интересы. Те же сираки считали своих данников рабами. Осажденные в 49 г. в городе Успе, они, по рассказу Тацита, «прислали послов, просивших пощадить горожан свободного состояния и предлагавших победителям десять тысяч рабов». В этих «рабах» ученые видят зависимое от «свободных» сираков сельское население, которое укрылось от врага за городскими стенами. — Во главе сарматских союзов стояли цари. Власть наследовалась внутри царского рода, но не всегда переходила от отца к сыну. Древний автор сообщает, что «сираки дают царский венец самому рослому или, по словам некоторых, имеющему самую длинную голову». Хорошо известен обычай знатных сарматов удлинять голову с помощью искусственной деформации черепа. Физическое совершенство царя, как и точное исполнение им своих обязанностей, считалось в древности залогом процветания всего народа. Не случайно легендарная царица Амага пользовалась властью вместо своего мужа — царя сарматов, который вел себя неподобающим образом. Сарматские цари были военными предводителями, обладали религиозной и судебной властью. У царя отсутствовал аппарат чиновников, в его распоряжении была военная свита — дружина знатных воинов, которые в мирное время помогали царю управлять страной. Власть в племенах-округах была сосредоточена в руках богатой и могущественной аристократии, которая контролировала торговые пути, собирала дань и участвовала в военных походах за добычей. Курганы военных вождей и знатных воинов содержат полный набор оружия, драгоценные украшения, дорогие заморские вещи, нередко — захоронения коней и слуг. Условия жизни, права и обязанности сарматской знати резко отличали ее от рядовых кочевников. Как и все другие народы скифского мира, сарматы исповедовали идеологию трех социальных функций. Самое высокое положение в сарматском обществе занимало военное сословие, к которому принадлежали цари и господствующие племена сарматских союзов. Организация войска. В эпоху завоевания Европейской Скифии сарматы представляли собой народ-войско. Все свободные члены общества были воинами. В военных мероприятиях участвовали не только боеспособные мужчины, но и женщины. Об этой особенности сарматов один из древних авторов пишет так: «Их женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики с коня и сражаются с врагами, пока они в девушках. Они остаются в девицах, пока не убьют трех врагов. Раз добыв себе мужа, они перестают ездить верхом, пока не явится необходимость во всеобщем походе». Во всех погребениях взрослых мужчин и в каждом пятом женском погребении археологи находят оружие и конскую сбрую. Вооружение и способы ведения боя. Военные достижения сарматов были связаны с развитием приемов ближнего боя. Поэтому в сарматскую эпоху увеличилось значение мечей и копий, предназначенных для рукопашного боя. Сарматка из вспомогательного отряда (с фрески склепа в Крыму), сарматский шлем, наконечники копий и доспех Развитие приемов ближнего боя дало сарматам военное преимуще¬ство при завоевании Европейской Скифии. Однако вскоре им пришлось столкнуться с греческой фалангой и римским легионом. И тут выяснилось, что сарматских военных достижений еще не хватает для того, чтобы побеждать хорошо организованную и обученную тяжелую пехоту. В войне с понтийским царем Митридатом Евпатором роксоланы потерпели поражение. «Против сомкнутой и хорошо вооруженной фаланги всякое варварское войско оказывается бессильным, — писал Страбон. — И действительно, роксоланы в числе почти пятидесяти тысяч не могли устоять против шести тысяч, бывших под началом митридатова полководца Диофанта, и большинство их погибло». Сарматские катафрактарии. Катафрактариями историки называют тяжеловооруженную конницу, которая действовала в тесно сомкнутом строю. Древнегреческое наименование всаднического доспеха — «катафракта». От этого слова и происходит название катафрактариев. Они были одеты в тяжелый оборонительный доспех, состоявший из металлического панциря, набедренника, защитных приспособлений для рук (наручи) и ног (поножи). Наручи и поножи иногда делали из кожи. Голову всадника защищал конический шлем. Лицо закрывала прикрепленная к шлему металлическая маска. В доспехи, сделанные из кожи и металла, иногда облачали и лошадей. Сарматский катафрактарий (реконструкция Я.Лебединского) Первоначально самым распространенным был панцирь из перекрывающих друг друга железных чешуек, которые нашивали на кожаную подкладку. Реже сарматы носили доспех из металлических пластин. На рубеже новой эры на смену чешуйчатым пришли более совершенные доспехи, в которых чешуйки и пластины сочетались с кольчугой. Сарматский катафрактарий (реконструкция А.М. Хазанова) Сарматские катафрактарии, изображенные на рельефе колонны императора Траяна в Риме (I в.) М. М. Блиев. Р. С. Бзаров. «История Осетии» | |
Категория: Сарматы | Добавил: Рухс | |
Просмотров: 14651 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |