Аланы [42] |
История Осетии [7] |
Исторический атлас
[21]
Тоннель истории
|
Южная Осетия
[0]
"Южная Осетия в коллизиях российско-грузинских отношений" М.М. Блиев. 2006г.
|
Скифы [10] |
Сарматы [4] |
Главная » Файлы » История Алании » История Осетии |
[ ] | 23.05.2007, 13:46 |
История. Кобанские племена занимали горные ущелья и предгорные долины Центрального Кавказа по обеим сторонам от Главного хребта. Историю кобанцев можно разделить на четыре этапа. XIV-XIII вв. до н.э. — ранний период, когда на основе достижений бронзового века Кавказа, Юго-Восточной Европы и Передней Азии формировалась новая самобытная культура. Время с XII по X в. до н.э. считается периодом расцвета кобанской культуры, когда она приобрела свои классические формы. Период с IX по VII в. до н.э. — этап перехода от бронзового к железному веку и начало активного общения кобанцев со скифами. В позднекобанский период с VI по IV в. до н.э. происходило тесное сотрудничество и смешение кобанцев со скифами. Язык, на котором говорили кобанцы, неизвестен. Существует предположение, что они были индоевропейским народом. Древнейшее присутствие индоевропейцев (и прежде всего индоиранцев) на Кавказе хорошо прослеживается по географическим названиям. Имена крупнейших горных вершин и рек, как и само слово "Кавказ", объясняются из индоевропейских языков. Именно в кобанскую эпоху произошли очень важные изменения в устройстве общества. В начале I тысячелетия до н.э. на смену родовой организации пришла территориально-общинная (соседская). Укрепилась малая семья, у которой появилось право владения скотом и землей. Для семьи, ведущей отдельное хозяйство, основой благосостояния становятся не кровнородственные, а соседские общинные связи. Различие между родовой и соседской общинами вовсе не в наличии или отсутствии родства между ее членами. Родовая община превращается в соседскую, когда род перестает быть хозяйственной организацией. На низком уровне производящего хозяйства возможен только коллективный труд всего рода с уравнительным распределением продуктов между сородичами. Совершенные орудия труда, развитые земледелие и скотоводство позволяют каждой семье выделить и вести собственное хозяйство. Новую общину называют соседской или территориальной. Она остается верховным собственником земли, но только земли, а не орудий труда, скота и урожая. Общинники-соседи по-прежнему являются родичами, но теперь уже только в смысле родственных связей, а не хозяйственной деятельности. С переходом от родовой к соседской общине зародилось имущественное расслоение, укрепилась власть вождей. Ученые считают, что кобанцы делились на три крупных союза племен — центральный (он занимал нынешнюю территорию Осетии), западный и восточный. Им соответствуют три варианта кобанской культуры, которые различают археологи. Во главе племен и союзов, особенно в скифское время, стояла военная аристократия — прослойка профессиональных воинов во главе с вождями. Кобанцы никогда не жили замкнуто. Находки кобанских вещей подтверждают постоянное общение и обмен не только с кавказскими соседями, но и с племенами Крыма, Северного Причерноморья, Передней Азии. Особенно интересны и важны связи кобанской культуры с другими высокоразвитыми центрами бронзовой металлургии — Луристанс-ким (Западный Иран) и Карпато-Дунайским (Австрия, Богемия, Бавария). Поселения и хозяйство. Поселки кобанцев располагались на холмах или высоких берегах рек, на отрогах гор у выхода из ущелий или в горных долинах. Иногда кобанские поселения защищали валом и рвом, но чаще никаких укреплений не было. Кварталы, состоявшие из жилых домов, хозяйственных построек, ремесленных мастерских и святилищ, разделялись узкими улицами. Дома строили из камня или на каменном основании возводили турлучные стены (плетеный каркас, обмазанный глиной). Внутри домов сооружались открытые каменные очаги для приготовления пищи и обогрева. Полы в помещениях посыпали глиной или клали из плоских каменных плит. Двускатные крыши опирались на деревянные столбы. Улицы своих поселков кобанцы мостили булыжником. Главной отраслью хозяйства было скотоводство. В кобанское время окончательно сложилась отгонно-пастбищная система, еще и сегодня характерная для Центрального Кавказа. Летом скот содержали на горных пастбищах, зимой перегоняли на равнину — в места с достаточно теплым климатом. Жители гор предпочитали разводить овец. В стадах равнинных жителей преобладал крупный рогатый скот. Кроме овец и коров, кобанцы имели буйволов и волов для упряжки, а на равнине держали еще свиней и домашнюю птицу. Важное место отводилось в хозяйстве лошадям двух пород: верховым и тяжеловозам. Пашенным земледелием занимались как на равнине, так и в горных долинах. Пахали деревянной сохой. Сеяли ячмень, пшеницу, просо, рожь, гречиху. При сборе урожая пользовались бронзовыми, а в позднекобан-ский период — железными серпами. Молотили широкими досками со вбитыми в них кремневыми стержнями. Собранный урожай ссыпали в ямы-хранилища. Муку приготовляли на каменных зернотерках. Хорошим подспорьем в хозяйстве кобанцев были сбор диких плодов, охота и рыболовство. Охотились на благородного оленя, косулю, медведя, кабана, дикую козу, волка, лисицу, куницу, выдру, на лесных и полевых птиц. Сцены охоты (нередко — с участием охотничьих собак) были популярным сюжетом кобанского искусства. Применяя бронзовые рыболовные крючки, каменные грузила, а еще, возможно, запруды, сети и другие приспособления, кобанцы ловили сома и красную рыбу, севрюгу, сазана, форель. Кобанские ремесленники достигли больших успехов в производстве металлических изделий, а также в гончарном и ткацком деле, в обработке кости и камня. Ткани из шерсти и льна имели грубое плетение, их ткали на станке. Одежду шили из ткани, кожи и войлока бронзовыми или костяными иглами. Кобанские гончары лепили посуду на вращающейся подставке или пользовались гончарным кругом. Лощеную поверхность керамики часто украшает орнамент. Археологи обнаруживают сосуды разного размера и назначения: горшки, кувшины, большие корчаги, миски, кружки. Известны фигурные сосуды — например, в форме маленького сапога. Камнерезы обслуживали мастеров по металлу, делая для них тигли, песты и литейные формы. Из камня изготовляли некоторые необходимые в хозяйстве вещи — зернотерки, рыболовные грузила, детали молотильных досок. Мастера-косторезы владели такими сложными приемами, как мяг-чение кости и рога, резание и строгание, шлифовка и полировка, сверление и художественная резьба. Из кости и рога делали инструменты для •ткачества, обработки кожи и керамики, гребенки для расчесывания шерсти, иглы, украшения. Металлургия. Кобанская бронза отличалась высоким качеством, потому что содержала достаточное количество олова. Этот металл, который сплавляли с медью, добывался и на территории Осетии — в верховьях рек Квирилы, Джоджоры и Большой Лиахвы. Бронза была не только материалом для металлических изделий, но и заменяла деньги, которых тогда еще не было. «Деньгами» бронзового века служили массивные кольца, кинжалы или просто бронзовые слитки. При раскопках кобанских поселений найдены мастерские металлургов с плавильными печами, тиглями и ковшиками для жидкого металла, литейными формами и бронзовыми заготовками изделий. Кобанским мастерам были известны разнообразные методы обработки бронзы. Они владели секретами литья в формах или по восковой модели, выбивания украшений из бронзового листа по матрице, ковки, чеканки и резьбы. До наших дней дошло множество кобанских вещей, сделанных из бронзы. Среди них — орудия труда (мотыги, топоры, серпы, иглы), оружие (боевые топоры, наконечники копий, кинжалы, булавы), украшения (пояса и пряжки, булавки, браслеты, ножные кольца, бусы, подвески, фибулы), литые фигурки людей и животных. Из листовой бронзы ковали посуду — большие и малые вазы, миски, кружки, чаши, котлы, черпаки. В кобанскую эпоху произошло освоение нового металла — железа, которое произвело подлинную революцию в хозяйстве и военном деле. Кобанцы знали железо уже за тысячу лет до н.э., но поначалу использовали его для инкрустации по бронзе. Только в позднекобанский период большинство металлических предметов стали делать из железа. Военное дело. Большое количество оружия, обнаруженного при раскопках кобанских могильников, ученые объясняют существованием военных дружин во главе с племенными вождями. Военная активность кобанцев в скифскую эпоху, их участие в азиатских походах скифов также указывают на высокий уровень военного дела. Оружием кобанских воинов были кинжалы, мечи, боевые топоры, луки и стрелы, копья и дротики, булавы и молоты. К защитному снаряжению относятся широкие бронзовые пояса, многовитковые боевые браслеты, бронзовые шлемы, кожаные панцири с бронзовыми пластинами. Кобанцы были пешими и конными воинами. На поясах из знаменитого Тлийского могильника встречаются изображения боевых колесниц, но конской упряжи от них пока не найдено. Зато хорошо сохранились детали уздечек, бляшки, подвески и даже колокольчики из снаряжения верховых лошадей. Религия. Религиозные представления кобанцев ученые пытаются восстановить по остаткам культовых сооружений и предметам, имевшим ритуальное или магическое значение. Местом семейной молитвы были жертвенники, которые располагали рядом с домом или внутри него. Ко-банский жертвенник — это глинобитная площадка размером меньше квадратного метра. Изредка жертвенники огораживали камнями, иногда рядом сооружали очаг. На жертвенниках находят кости животных, миниатюрные глиняные модели сосудов, колес от повозок, ковшиков для литья бронзы, а также статуэтки людей и животных. На самом труднодоступном для врага месте в каждом поселении строили общий храм. Существовали общие святилища всего племени и союза кобанских племен. Одно из них, как предполагают ученые, находилось в Дигорском ущелье, у селения Махческ. Там была найдена гранитная плита с изображением лабиринта — космического символа движения солнца и человеческой жизни. По-видимому, на древнем месте общекобанского храма продолжает стоять цейский Реком — одно из наиболее известных и почитаемых осетинских святилищ. Религиозно-магическое значение имели кобанские амулеты, навер-шия посохов и рукояти кинжалов с объемными изображениями животных, фигурки людей и зверей. Особенно часты скульптурки барана или бараньей головы. У многих арийских народов образ барана связан с понятием «Фарна» — благодати, благополучия и мира. Существуют также предположения о поклонении кобанцев божествам солнца, плодородия, охоты, духам предков. Искусство. Классический кобанский период был временем блестящих достижений прикладного искусства. Кобанская бронза поражает совершенством форм — почти каждая вещь является произведением искусства. Покрытые узором и рисунками топоры, кинжалы со скульптурными рукоятями, пряжки и пояса с гравированными изображениями, женские и мужские украшения кобанцев хранятся в лучших музеях мира. Излюбленный орнамент кобанских художников — геометрический, особенно часто использовался узор, состоящий из разных видов свастики. Для нанесения рисунка применяли технику гравировки и инкрустации. Кроме фантастических зверей, на рисунках встречаются лошади, олени, собаки, птицы, рыбы и змеи, литые фигурки изображают птиц, баранов, быков, лошадей, собак. Вполне возможно, что сцены с людьми и животными на бронзовых поясах посвящены нерасшифрованным пока сюжетам мифологии и эпоса кобанцев. Женский костюм включал множество ювелирных изделий. Головной убор был украшен венчиком или булавкой, височными подвесками, нашивными бляшками, бусами, бисером и привесками разной формы. На шее носили обручи-гривны, ожерелья из сердоликовых бус, на руках и ногах _ браслеты. Одежду скрепляли застежками-фибулами. Мужчины тоже носили украшения, но более скромные: бронзовые шнуры, бляшки, височные кольца, браслеты. Традиции кобанского искусства были продолжены в скифскую эпоху. Кобанское наследие хорошо прослеживается в культуре средневековой Алании и до сих пор развивается в осетинском прикладном искусстве. М.М. Блиев, Р.С. Бзаров "История Осетии" | |
Категория: История Осетии | Добавил: Рухс | |
Просмотров: 21502 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |