Аланы [42] |
История Осетии [7] |
Исторический атлас
[21]
Тоннель истории
|
Южная Осетия
[0]
"Южная Осетия в коллизиях российско-грузинских отношений" М.М. Блиев. 2006г.
|
Скифы [10] |
Сарматы [4] |
Главная » Файлы » История Алании » Исторический атлас |
[ ] | 13.04.2007, 19:48 |
Осетия в XV - начале XVIII в.
События XIII-XIV вв. стали катастрофой для Алании. Ее равнинные земли опустели. Небольшие по численности группы осетин, сохранившие жизнь й надежду на будущее, укрепились в горных ущельях, а равнина в XV-XVI вв. была освоена адыгами-кабардинцами, пришедшими из Западного Предкавказья. Ущелья, в которых сложилось смешанное алано-тюркское население, стали родиной балкарцев и карачаевцев. Осетины сохранили за собойлишь юго-восточную горную окраину разрушенного Аланского государства. Горное земледелие было малопродуктивным и не очень надежным. Важнейшей отраслью хозяйства стало скотоводство. Продукты сельского хозяйства, ремесла и домашних промыслов обменивали через заезжих купцов или торговые центры Закавказья. В естественных границах большого ущелья или нескольких каньонов и горных долин, разделенных невысокими перевалами, в XV-XVII вв. сложились осетинские общества. Все они были либо самостоятельными гражданскими общинами, либо союзами соседствующих общин. Осетинская гражданская община -традиционная индоиранская (арийская) форма социальной организации. Население такой общины делилось на три колена, каждому из которых принадлежала своя часть территории. Идеология общинного единства опиралась на предание о происхождении всех граждан от общего предка и трех его сыновей, именами которых назывались три колена. Типичным примером гражданской общины было Алагирское общество. По преданию, древние колена алагирцев произошли от прародителя осетин Ос-Багатара. Трое его сыновей - Кусагон, Царазон и Сидамон воплощали три социальные функции ариев: религиозную, военную и производительную. Территория Алагирского общества состояла из трех частей, занимаемых коленами Кусагонта, Царазонта и Сидамонта. Система поземельных прав, социальных и политических связей строилась как иерархия коллективов, в которые входил рядовой гражданин: семья-фамилия-селение-колено-гражданская община. Гражданина, то есть полноправного члена гражданской общины, называли уазданом. Звание уаздана передавалось по наследству. Фундаментом политического устройства гражданской общины являлся Ныхас - собрание народных депутатов, опиравшееся на многоступенчатую систему местного самоуправления - квартальные, общесельские и коленные ныхасы. Правомочность Верховного Ныхаса определялась присутствием депутатских групп от трех колен. Тот же принцип соблюдался при формировании войска, при выборе посреднического суда. Различия в природных ресурсах, военно-стратегическом положении, политических связях обусловили неравномерность развития и региональные особенности разных районов Осетии. Общие черты феодальных отношений в Осетии - собственность знати на альпийские пастбища (базу горного скотоводства); личная свобода крестьянина-арендатора, обязанного владельцу земли рентой и военной службой; многочисленный слой независимых общинников, владевших наследственными участками земли. Территория каждого осетинского общества была защищена сложной системой оборонительных сооружений, отлаженным механизмом военного и таможенного контроля над дорогами и перевалами. Укрепления и крепости в Осетии всегда соседствуют с храмами и святилищами, составляя завершенный военно-идеологический комплекс, совмещающий функции духовной и стратегической безопасности. Местные особенности осетинских обществ не мешали народу осознавать традиционное единство, сложившееся в государственную эпоху, да и соседи воспринимали Осетию как единую страну. Сохраняя суверенитет и независимость внутренней жизни, общества обьединялись для военной и внешнеполитической деятельности. В тех особых случаях, когда решались судьбы всего народа, созывался Всеосетинский Ныхас. Иными словами, Осетия эпохи горных обществ - это конфедерация самоуправляющихся областей. Сохранение в гражданской общине древних форм общественной жизни и народной культуры помогло уберечь основу этнического, культурного и политического единства Осетии. Святилище Реком Святилище Таранджелоз в Тырсыгоме Галуан (замок) в Дигории Обряд побратимства. Худ. А.Джанаев Народный суд. Худ, М.Туганов | |
Категория: Исторический атлас | Добавил: fandag | |
Просмотров: 8785 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |