Меню сайта

Разделы новостей

История Осетии [43]
Скифы | Сарматы | Аланы [120]
Публикации, архивы, статьи.
Осетия [122]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
Кавказ [14]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
Ранняя история Алан [0]
Габуев.Т.А.

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1425

Форма входа

Логин:
Пароль:

Календарь новостей

«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 3
Гостей: 2
Пользователей: 1
dapedMof
Главная » 2013 » Март » 6 » Алания в IX—XI вв.
Алания в IX—XI вв.
04:31
Территория. В IX—XI вв. границы занимаемой аланами территории подвергались изменениям. После падения хазарского царства (965 г.) северная граница отодвинулась к району Приазовья, Донским и Нижневолжским степям. Позже, в конце XI в., когда половцы (они же кипчаки, куманы) вторглись в южно-русские и северо-кавказские степи, граница передвинулась на юг, ближе к предгорьям Большого Кавказа. В это время аланы были известны другим народам под разными названиями. Византийцы, персы и армяне называли их аланами; арабы и западноевропейцы — аланами-асами; китайцы — асами; грузины — осами; русские — ясами. Сами себя аланы называли аллон.

Перемены в хозяйстве и обществе. В Алании значительно увеличилось население. Возникло много новых поселений. Они были расположены близко друг к другу. Только больших селений было более тысячи. Повысилось значение земледелия, увеличились площади пахотных земель, улучшилась обработка полей. Наряду с легким плугом стал применяться тяжелый колесный плуг. Стали переходить к трехпольному земледелию. Алания была известна как страна, «богатая пашнями», «хорошо возделанная». Помимо зерновых культур (проса, ячменя, пшеницы, овса) и прядильных (льна, конопли) больше стали выращивать овощей и плодовых культур.

Появляются водяные мельницы. Подъем земледелия в IX— XI вв. позволил вывозить из Алании хлеб в больших количествах.

Земледелие становится хозяйственной основой аланского феодального общества. Уровень его не уступал передовым странам того времени.

Продолжало развиваться и скотоводство. Придомное пастушество, как и прежде, сочеталось с отгонным скотоводством. Алания была богата скотом. Славилась порода верховых аланских коней. Широко распространилось куроводство.

В быту большое значение имело пчеловодство. Из меда аланы приготовляли хмельной напиток — ронг.

Не утратили своего значения охота и рыболовство. У населения, жившего по берегам Кубани, Терека, Сунжи, рыболовство превратилось в промысел.

Развитие хозяйства и особенно ремесла способствовало возникновению больших городов. Находясь на важных путях, они были сильно укреплены. Города были центрами торговли и ремесла. Самыми многочисленными жителями их были ремесленники, меньшую часть составляли торговцы. С появлением городов развивается городское ремесло (см. рис. 7).


Аланская глиняная посуда


Городское ремесло стояло выше деревенского по качеству изготовления вещей и их разнообразию. Ремесло у алан достигло высокого по тем временам уровня. Пользовались известностью изделия кузнецов (оружие, доспехи) и ткачей (полотняные и шелковые ткани).

Развивались торговые связи Алании с другими странами. Из Алании вывозили рабов, хлеб, мед, воск, мерлушку, полотняные ткани, оружие, доспехи.

В X—XIII вв. в Аланию поступали товары из Ирана, Грузии, Византии, Сирии, Крыма, русских земель, Средней Азии, Египта.

Аланские купцы занимали видное место в международной торговле.

В X в., когда в Алании возникли города, они стали центрами развивавшейся внутренней и внешней торговли. Внутренняя торговля из-за отсутствия у алан своих денег была меновой и неразвитой. Но деньги византийские, арабские, грузинские проникали в Аланию в виде платы за участие в войнах, за предложенные иноземным купцам товары, в виде пошлин на торговых путях.

Развитие хозяйства содействовало дальнейшему росту феодальных отношений. Экономически и политически класс феодалов в Алании усилился. Его власть над зависимым населением расширилась.

Аланское раннефеодальное государство. Развитие феодализма в VIII—IX вв. способствовало объединению аланских племен. Образовался крупный племенной союз, состоявший из отдельных княжеств. Началось формирование единой аланской народности.

Однако племенной союз не мог еще сплотить феодалов, укрепить их экономическое и политическое положение в обществе, обеспечить их власть над зависимым населением, облегчить борьбу с врагами и улучшить организацию военных походов.

Это могло сделать государство — орудие господства одного класса над другим. В аланском обществе уже были предпосылки образования государства. Оно возникло во второй половине IX в. Это было раннефеодальное государство. Во главе его стоял царь. Столицей был город Магас. Аланские цари назывались багатарами. Они были известны как сильные правители, пользовавшиеся влиянием в международных делах. Власть царя была значительной. Он направлял в отдельные области своих наместников. Ему подчинялась и племенная знать. По зову царя все князья со своими военными слугами (вассалами) должны были сопровождать его в военных походах. Царь мог выставить войско до 50 тысяч воинов.

Аланы, как и в предыдущее время, были конными воинами. Организация военного дела у них не уступала передовым странам того времени.

Аланские воины отличались высокими боевыми качествами. По грузинской летописи осы (аланы) — «люди сильные и непобедимые в бою», замечательные стрелки из лука. В Западной Европе аланы были известны как сильные и многоконные и «лучшие, какие ни на есть всадники на востоке». Византийцы считали их «самыми храбрыми и искусными в военном деле». Аланы участвовали во многих войнах, обороняясь от врагов или вторгаясь в чужие страны, или же служили в войсках других государств, народов за плату и как союзники. У алан дружина, отправлявшаяся в поход, называлась «бал», а каждый участник похода — «амбал». Ряды войска скреплялись вассальными обязательствами и обрядом побратимства.

Алания была сильной державой. Она занимала выгодное положение на важных путях. Это облегчало ей связи с соседними народами.

Но все же Алания не была развитым государством. Отдельные области не были связаны хозяйственными узами. Не было общегосударственных законов. Сохранялось много родовых пережитков. Для управления государством не было достаточно опытных и знающих людей. Не чеканились свои деньги. Не получила широкого развития письменность.

За влияние в Алании боролись между собой Хазария и Византия. Мирные отношения алан с хазарами сменялись враждебными. В 913 г. Хазария подверглась нападению врагов. Тогда «только царь аланов был подмогой для хазар». Однако уже в 932 г. «воевал царь аланский против хазар», но неудачно. Война кончилась миром и «обязался аланский царь в верности» хазарскому царю.

Усилившаяся Алания в X в. заключает союз с Сариром (Дагестаном). Совместно они могли противодействовать хазарам, Аланы и сарирцы вместе участвовали в походах на Азербайджан.

В 943—944 гг. аланы участвуют в походе вместе с русскими и лезгами (лезгинами) в Азербайджан, где ими был взят богатый город Бердаа. Но позже союз алан и русских расстроился. В 965 г. аланы и касоги (черкесы) терпят поражение от киевского князя Святослава Игоревича во время его похода против Хазарии. Победы Святослава избавили алан от хазарской опасности. Связи алан с Русью становятся более тесными после образования Тмутараканского княжества на Таманском полуострове. Это русское княжество просуществовало до конца XI в.

В 1032 г. русские и аланы вторглись в Азербайджан. На обратном пути они были разбиты около Дербента. В следующем 1033 г. «русы и аланы вознамерились отомстить» за поражение и двинулись на Дербент, но были отбиты с большими потерями.

В 1062 и 1065 гг. аланы вновь через Дарьяльский проход проникли в Закавказье и сильно опустошили города и села Азербайджана. В походе 1062 года участвовали как союзники грузинский царь Баграт IV и аланский царь Дургулель Великий.

В середине X в. дружины алан появились в Армении.

В первой четверти XI в., воспользовавшись феодальными распрями в Грузии, царь осов (алан) Урдуре с войском пересек Кавказский хребет и вторгся в Кахетию. Стране был нанесен большой урон, но вскоре войско Урдуре потерпело поражение, а сам он был убит.

Алания помогла Византии, когда та вела войны. В X—XI вв. дружина алан вместе с византийцами и русскими сражалась в Италии. В XI в. в Закавказье аланы, византийцы и армяне вместе участвуют в боях с арабскими правителями и турками-сельджуками, захватившими земли Армении.

С середины XI в. аланы оказались в опасном соседстве с половцами. В это время кочевые половецкие орды, предводительствуемые своими ханами, распространялись в степях Северного Кавказа. Для алан, у которых скотоводство было связано с использованием зимних пастбищ Западного Прикаспия, захват степей половцами был большой потерей. Позже аланы и половцы стали жить в мире. Однако союзы алан с половцами были непрочны.

Роль Алании в международных делах возросла. Это видно из того, что аланские цари и знать находились в родственных связях с византийским императорским домом, хазарскими, сарирскими, абхазскими, грузинскими царями и русскими князьями.

Принятие христианства. Важным событием в жизни алан было принятие христианской религии в первое десятилетие X в.

Царь и феодалы стремились с помощью новой религии укрепить свое классовое господство, политическую власть и единство государства. Старое языческое многобожие для этих целей было непригодно.

Христианство аланы приняли из Византии при посредстве абхазского царя. Во главе христианской церкви в Алании стоял вначале архиепископ, позднее митрополит. Митрополиты назначались из Константинополя. Они были обычно греки. Первым митрополитом из алан был Феодор, он жил в XIII в. Многие священники в Алании были также греки. Аланские митрополиты ездили в Константинополь, принимали участие в церковных соборах. Среди высшего византийского духовенства они пользовались значительным влиянием.

Однако христианство в Алании не пустило глубоких корней. Оно распространилось главным образом среди знати. Крещение выразилось в строительстве церквей, в усвоении населением христианских обрядов и праздников, в почитании некоторых святых, которые уживались со старыми языческими верованиями.

Но тем не менее христианство укрепило положение господствующего класса Алании и, что очень важно, укрепило положение Алании среди других христианских государств.

Культура. Развивалось устное народное творчество. Были распространены пословицы, трудовые, боевые песни, предания. Продолжали складываться сказания о героях-Нартах.

Последствием введения христианства было зарождение письменности и распространение грамотности. Первыми грамотными людьми были священники, монахи. Аланы пользовались греческими буквами. Памятником аланской письменности является надмогильный камень, найденный в долине р. Большой Зеленчук. Он относится к X в. На нем греческими буквами написаны по-осетински имена похороненных лиц.

При церквах и монастырях занимались обучением детей грамоте. Среди алан были люди, получившие образование в Грузии, Армении, Византии. Это способствовало развитию культуры Алании, достигшей расцвета в X—XI вв.


Христианский храм на р. Большой Зеленчук


Христианские храмы в Алании первоначально строили местные мастера под руководством приглашенных архитекторов. В Западной Алании этими архитекторами были византийцы. Византийское влияние отразилось на храмах XI в. в Нижнем Архызе на реке Большой Зеленчук. Строительство храмов в Восточной Алании испытало грузинское влияние. Такими постройками являются Зругский храм XI в. в верховьях реки Ардон и храм XII в. Тхаба-Ерды в долине реки Ассы. Позже у алан появились свои зодчие. Предполагается, что одним из них построен южный Зеленчукский храм в Нижнем Архызе. К XIII в. относится Нузальская церковь, воздвигнутая в осетинском (аланском) архитектурном стиле. Стены и своды храмов были покрыты фресковой росписью. Известно имя осетинского художника, автора фресок Нузальской церкви — Вола Тлиаг.

Аланские резчики по камню умели высекать на каменных погребальных склепах изображения людей, животных в различных позах. Эти изображения являются иллюстрацией древних сказаний. На территории Алании известны каменные изображения героизированных воинов. Они в остроконечных шлемах, в национальных одеждах и при оружии. У некоторых в руках ритуальные бокалы. Выразительны также подвески в виде литых изображений конных воинов. Ювелиры достигли совершенства в изготовлении украшений. Высоко было развито златошвейное дело.

Источник:
Блиев М. М., Тургиев Т. Б. История Северной Осетии. Часть 1. Учебное пособие для 8-9 кл. Изд. 4-е. Владикавказ: Ир, 1994. С. 18 - 23.
Категория: История Осетии | Просмотров: 2357 | Добавил: 00mN1ck | Рейтинг: 0.0/0 |

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]