(к вопросу о носителях Кобанской бронзовой культуры) Еще до появления в Центральном Предкавказье исторических ираноязычных скифов и аланов, там же за много столетий до них, по осетинским нартским сказаниям, обитали ираноязычные родственные племена гумирытœ (guymiryta), гумеритœ, гамеритœ, уадмеритœ. Вперемежку с ними жили родственные им саки (sakkata, единственное число – sakka), тех же осетинских нартских сказаний. Иначе они называются сактœ, или сиактœ. Гумирытœ осетинских нартских сказаний были известны позже древним грекам под названием киммерийцев (κιμμεριοι), грузинам – гмири, армянам – гамир-к (к – показатель множественного числа), ассирийцам – gimirri или gimirrai, древним евреям – gomer. Саки были известны древним персам под эти же именем, древним грекам под названием саки-амиргии. В Армении существовала область Сакасена и жители ее представлялись армянам великанами «хска». Киммеры проживали и на северо-западном Кавказе, особенно в Прикубаньи, Приазовьи и на северных берегах Черного моря с включением Крымского полуострова. На рубеже 1-11 тысячелетий до нашей эры Центрально-кавказские киммеро-саки, достигнув в своем общественном развитии ступени военной демократии, пошли походом в богатые страны Малой Азии. Там, после ряда удачных сражений, осели и ассимилировались с аборигенами. Причерноморские киммеры в конце 8 века до н.э. также вторглись в Малую Азию, продвигаясь туда по Колхидо-черноморскому побережью, по пути частично оседая на территориях современной Осетии. И этих Причерноморских киммеров в Малой Азии постигла участь первых переселенцев. Киммеры – гумиры оставили следы своего пребывания на местах своих старых поселений в виде могильников, названий городищ и отдельных местностей и наименований святилищ своих верховных божеств. В этом отношении особый интерес представляет территория Северной Осетии, где сохранился один из очагов древней Кобанской бронзовой культуры. Выяснению части топонимики окрестностей села Кобан (Qoban) и посвящен настоящий доклад. Может быть, он прольет некоторый свет на носителей Кобанской бронзовой культуры. КОБАН (Qoban). Название этого села, как и название реки Кубань (Qoban) имеют один общий корень КОБ + суффикс принадлежности «an» (древне иранский). Слово обозначает КОБАНЦЫ, или выходцы из КОБА. Село с таким наименованием Коб-и ( осетинское - Коб) у подъема на Крестовый перевал с севера. Слово КОБ сопоставляется с местностью КОБ ТАВРСКИМ, где жили также киммеры и с именем киммеро-трерского вождя Кобом. Следовательно, это название можно считать киммеро-иранского происхождения со значением «выпуклое», «круглое», «вершина». ЗАГЛИ или ЗАГАЛИ (Zagli\Zagali). Так называется древнейший могильник на вершине barzond в 3-4 км. От села Верхний Кобан. Здесь в каменных ящиках квадратной формы лежат скорченные костяки на правом боку. Археолог Е.И.Крупнов содержимое погребения этих ящиков относит к рубежу 1-11 тысячелетий до н.э. Содержимое их, особенно же посуда баночной формы совпадает с такой же посудой из ЗАГЛИК. Так называется поселение на территории теперешнего Азербайджана. Здесь К – показатель множественности. Совпадение названий местности и хронологии говорит о том, что форма. посуды и название ЗАГЛИ занесены из Кобанского района Северной Осетии. Слово состоит из корня ЗАГ, восходящего к САК + древне иранский суффикс принадлежности r/ar (сравни осетинское fidal – отцовский) и значит «сакский». Конечное «I» является суффиксом, определяющим в южноиранских языках место нахождения предмета (сравни Samarkandi – самаркандский). Следовательно, Zagli/Zagali можно передать дословно «сакяне», «выходцы из саков», «сакские». Слов с корнем САК много в топонимике Северной Осетии. Особенно интересны из них те, которые сокращаются в «скœ» (москœ, Задалескœ, Мœхческœ). УÆЛДРИ или УÆЛДЫРИ (Waldri / Waldyri). Различаются Верхнее и нижнее Уœлдри. Эти названия носят поляны на правом берегу Гизельдона к северу от Загли-барзонд, расположенные у самой подошвы левобережного хребта, именуемого Бœтœы рах (Bœtœjy raq). «Уœллаг Уœлдри» и «Дœллаг Уœлдыри восходят к древне иранскому Uparak Waldri и Abairiuk Waldri. Загадочное слово Уœлдри \ Уœлдыри распадается на два компонента: Уœл (Wal), восходящий к древне иранскому upari (верх) и dri / dyri, восходящий к древне иранскому и современному южно иранскому dara (ущелье, осетинское kom). Следовательно, Уœлдри значит «верх ущелья», потому что поляна находится наверху ущелья, под хребтом. Когда значение слова стало непонятным новому иранскому населению, они стали прибавлять «Верхний» и «Нижний». АНДРА или АНДЫРА (Andra \ Andyra). Это название поляны, которая примыкает к Нижнему Уалдри. Слово состоит из двух компонентов: АН, восходящего к древне иранскому ham (вместе, совместно) + dra \ dyra, как указано выше – «ущелье». Андра или Амдра точно показывает своим морфологическим составом, что местность примыкает к Уœлдри. ФЫРЫ ЗÆД (Fyry zad). Ниже Андра, к востоку спускается отрог Фыры зœнг (Бараний отрог), на котором расположено святилище божества плодородия и чадородия Фыры зœд. Основное место почитания Фыры зœд находилось неподалеку от Кобани у села Даргавс. Здесь имелось изображение медного барана, которое, якобы, забрал генерал Абхазов. Составные части топонимов легко объясняются из древнеиранского: ФЫР – «баран производитель» - восходит к древне иранскому *prna (древнеиндийское purna – цельный, нехолощенный; древнескифское Φορος – с тем же значением). Zœd или дигорское izœd – «ангел» восходит к древнеиранскому «дух», «покровитель»; zang – «Колено» восходит к авестинскому zăngo с тем же значением. ФŒССАУ (Fassaw). Местность в Средней Кобани. В современном осетинском языке дословно это обозначает «Позади Сау», так как место Фœссау находилось позади святилища древнего верховного божества солнца киммеров – гумиров САУ. Почитание верховного божества САУ (Солнце) практикуется в настоящее время во всей Северной Осетии – молельни в его честь находятся во многих селах. Слово САУ вошло как компонент и в название ХУЦАУ верховного божества предков осетин. ХИУСАУ из «xud» / «xut» (бог) + «saw» (солнце). ГИЗЕЛЬДОН. Географическое название реки. Этк реку сами кобанцы называют Кобандон (Кобанская река). Название Гизельдон дали русские, осмыслив древнее название Кисил (Kisil). В древности река называлась Кисилдон – Маленькая река, потому что верхняя часть ее за водопадом Пурт называлась Стырдон (Sturdon) – «Большая река». Называлась она так потому, что во время землетрясения прибрежные скалы обрушились в реку, образовалась перемычка, и выше этой перемычки образовалось большое скопление воды – озеро. «Кисилдон» восходит к древнеиранскому – kis (малый) + dûni (река). «Ил» - суффикс принадлежности. «Стырдон» восходит к древнеиранскому Stura+ dani - «Большая река». Южные саки Средней Азии, называвшиеся и саками-амиргиями дали начало доскифским киммерам Центрального Кавказа, а Северо-восточные саки, называвшиеся греками СКИФАМИ называются и УАДМЕРИТАМИ (Wadmeritf«), т.е. МЕРЫ ХОЛОДНЫХ СТРАН. На территории современной Северной Осетии, где сохранилась вышеуказанная топонимика, в древности не известно более мощного, многолюдного этнического объединения, чем киммеро-саки, поэтому приходится думать, что они то и являются создателями Кобанского очага бронзовой культуры. 1967 год. КИММЕРИЙЦЫ НА КАВКАЗЕ Что киммерийцы обитали в Северном Причерноморье и занимали также отроги Северо- западного Кавказского хребта, факт общеизвестный. Отсюда они, приблизительно лет за 200 до вторжения скифов в Северное Причерноморье, перешли Кавказские горы в Закавказье и далее в глубь Малой и Передней Азии. Исторические сведения о киммерийцах дают Геродот, Страбон и некоторые другие античные авторы, а также древние ассирийские хроники. Но Геродот о киммерийцах Северного Причерноморья пишет приблизительно через 250 лет после того, как киммерийцев уже не было в Северном Причерноморье. Страбон о них пишет еще позже и местом их жительства указывает Фракию, глее они смешались с трерами, а затем с прибывшими в Малую Азию скифами. Поэтому наиболее верными историческими сведениями о киммерах мы располагаем из ассирийских хроник. В этих хрониках киммерийцы описываются как северный народ, пришедший из-за гор, подразумеваются Кавказских, проще говоря, с Северного Кавказа, где жили гуымирытœ – киммерийцы. Но киммерийцы жили и в Центральном Предкавказье еще задолго до прихода сюда скифов, которые сами себя называли НАРТ, а киммерийцев – гуымирытœ. Кроме осетинских нартских сказаний киммерийцы – гуымирытœ не известны в нартских сказаниях других кавказских народов. Предкам осетин скифам – нартам они стали известны только на Кавказе. Под давлением скифов киммерийцы вынуждены были свои насиженные места и двинулись в Малую и Переднюю Азию. Часть, при этом, оставались в горных трущобах Центрального Кавказа, где они смешались со скифами. Говоря о субстрате в осетинском языке, нельзя упускать из виду, что предки осетин могли заимствовать слова не только у аборигенов, но и у пришедших сюда скифов, киммерийского иранского населения. Изучение киммерийского вклада в осетинский язык только начинается. Этому был посвящен мой доклад «Верховное божество САУ до скифского иранского населения Центрального Предкавказья». Название верховного божества «Сау» (Сияние) несомненно иранский вклад в осетинский язык. О других заимствованных из киммерийского следует говорить особо. Значение слова КИММЕРИЙЦЫ до сих пор не имеет удовлетворительного решения. Осетинское их название «гуымирытœ» и название их в осетинских нартских сказаниях с подразделением на «уадмеритœ» и «гамеритœ» дают ответ на первоначальное этническое название, и свидетельствует об их иранском происхождении. Их этническое происхождение и языковая общность с иранскими народами подтверждают не только этнонимы, названия божеств, но и названия их верховных правителей, которые легко объясняются из осетинского языка. Об иранстве киммерийцев –гуымирытœ говорит и древняя топонимика Северной Осетии, как-то: Джимара, Мархох, Уалдри, Андыра и др. Это же подтверждает и материальная культура их, близкая к культуре иранцев скифов. - По Городцову киммерийские: бронзовые топоры и кельты (со втулкой), бронзовые кинжалы и широкие ножи со стержнем и характерным перехватом у черенка; втульчатые копья; бронзовые серпы с загнутой рукояткой; ранние типы удил; медная и бронзовая клепанная посуда, бронзовые украшения; первые железные ножи; черная лощенная керамика с раздутым корпусом (В.А.Городцев, К вопросу о киммерийской культуре). - По А.А.Иессену: бронзовые серпы со стержнем для насадки; наконечники встульчатых копий; ножи, кинжалы с перехватом у рукояти (А.А.Иессен, Прикубанский очаг металлургии и металлообработки в конце медно-бронзового века). - По Крупнову: кельты из Пятигорья; бронзовые серпы из Галиата; могильник Фаскау; бронзовые наконечники копий у Камбулта; бронзовые ножи, кинжалы и дротики степного киммерийского типа во Владикавказском музее; двухлезвийные ножи и кинжалы с характерным перехватом у стержня. Уже 7 века до н.э. производство на месте бронзовых предметов. На колах вертикальные ручки или парные звероподобные ручки. Глиняная посуда, опоясанная налепленными валиками. Керамика крупная с широким корпусом и узким днищем. (Е.И.Крупнов. Киммерийцы на Северном Кавказе. Материалы и исследования по археологии СССР, №68) КИММЕРИЙЦЫ Древнейшая, полусказочная традиция греков знает как жителей страны к северу от Черного моря киммерийцев (Κίμμέρίοι, ассирийское "qimirai" (смотри Strech, Асурбанипал. CCCLXXI). Так как скудные греческие сведения одних (Lehmann, Haurt bei Pauli-Wissowa, Reafenz. 21, 397) подтверждаются клинописными надписями и названиями естносте2й, то нельзя сомневаться в их (киммерийцев) историческом существовании, В 8 столетии этот народ, теснимый в Южной России скифами, продвигается вместе с фракийскими трерами до Малой Азии (Strabo. 1. 3. 21). Воспоминаниями о киммерийцах являются названия местностей таких, как: Κιμμέριου Ζκρον в Кубанской области (Ptolom). Κιμμερικόξ βοσπορος – пролив Керченский (Strabо., Skumk, Ptolom). Κιμμέριου О,N в северной части Крыма (Ptolom). Κιμμέριου Όρος – Киммерийские горы (Ptolom.). Название Крым не относится сюда – оно молодое и происходит от тюрко-татарского Kyrym. ( Сравнительно об этом Harkavy, Rossia XIV, 143, Prohll, Keleti Sremle X, 183, XY 237, Westberg учит неосновательно, Klio, 1У, 183). Имя Киммерийцев не ясно. Соединение с тюркско-татарским Comru «оседлай кочевник» у Шрадера. Сравн. языкознание. и праистория 529 в звуковом отношении не безукоризненно. Исторически ничто не говорит о том, что тюрко-татары так рано появились в Европе. Живущие к востоку позади киммерийцев народы (скифы, сарматы) наверное, не были тюрко-татары. Древние тюрко-татарские заимствованные слова не были доказаны до сих пор ни в индогерманских языках Европы, ни в финско-угрийском. Незначительная дифференциация тюрско- татарских языков говорит скорее против, нежели за большую древность расщепления внутри этой группы. Из языка киммерийцев сохранились только несколько царских имен. Имя киммерийского царя Śandakśatri определенно иранское и содержит во второй части иранское xśadra. Первая часть труднее. Скорее можно бы в нем усмотреть иранское соответствие древнеиндийского candra, однако это последнее отсутствует в иранском. Возможно, было бы также иранское santa – «спокойно», к древнеиндийскому «canta-idem». Нвпротив, несмотря на Lehmann-Haupt y Panly-Wissowa Realenz, Halbod.я не вкрю в основную форму иран Zantuxsadra, а также S(P)entaxsavra-Marquart. Изыскания по истории Ирана 1 236 11 105 ff, Hussing KZ36, 565 ff, так же переход «sp» в «s» в такое раннее время для меня сомнительно. Менее определенно то, что иранское ли имя ассирийское Γuqdamme, греческое Λύγσαμες (Strek, Аssurbampal I, 281; Huqo Winckler Alter Xorkoh. 1. 485). И основывается ли оно на иранском Duγbamesi – «имеющий дойных овец – матерей», (так Marquart – устно). Сравн. с этим авестинское PN Dawramaesi - «имеющий жирных овец - матерей». Имя Lyqdamis носят: отец и внук Артемизии, известный тиран Наксоса, гражданин на Кноссе и один сиракузец. Оно сравнивается Lundwal, Klio XII Beih. 136 c.Λυγαηον – город в Мизии и могло быть малоазиатским. Итак, non liquet. Неясно также имя Γеụspằ (Streck a, a O. CCCLXXII, примечание 5). Ставить это наравне с древнеперсидским Čaišpiš, греческого Γδίσnyς определенно неправильно, ибо T вместо чужого С можно, правда, ожидать в греческом, но не в ассирийском, где вместо него стояло бы «š» (смотри также Husing OZZ, XI, 319). Свободен от этой ошибки Marquart, Unters. Z. (Erans II, 206, примечание) дающий объяснение этого имени из иранского Favāspa или – «имеющий сильных коней». Но и это не объясняет вокализм Γeušhi. Таким образом скудные остатки языка допускают только установить, что киммерийскме князья (правители) иногда носят иранские имена. Но был ли язык киммерийцев иранским или иранскими были несколько имен их властителей – этого нельзя разрешить. Можно здесь еще упомянуть смешение киммерийцев со скифами в источниках у греков (Strabo I, 3, 27) и ассирийцев (Strech, a,a, CCCLXXIV). Иначе нужно было принять во внимание, кроме иранской, еще возможность тракийского происхождения для киммерийцев, потому что они по античным преданиям без сомнения были связаны с фракийскими трерами Z.B. Stpabo). В языковом отношении эту теорию пока нельзя поддержать. Но нет основания для того, чтобы киммерийцев и фракийцев отнести к кавказской языковой группе как это делает Rostovcev. Elinstuо. 32/ Борис Алборов |