Меню сайта

Разделы новостей

История Осетии [43]
Скифы | Сарматы | Аланы [120]
Публикации, архивы, статьи.
Осетия [122]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
Кавказ [14]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
Ранняя история Алан [0]
Габуев.Т.А.

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1427

Форма входа

Логин:
Пароль:

Календарь новостей

«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Март » 12 » Культура и быт осетин
Культура и быт осетин
02:43
Материальная культура осетин. Культура осетин в XV—первой половине XVIII века отражала феодально-раздробленное состояние Осетии. Осетинские поселения в горах снабжались множеством боевых башен, а наиболее важные военно-стратегические пункты — сторожевыми башнями (см. рис. 13). Эти башни свидетельствовали как о беспокойной в военном отношении жизни осетин, так и о их высокой для средневековья строительной культуре. К осетинским боевым башням, как правило, примыкали жилые помещения из камня. Вместе они составляли единый ансамбль. Эти строительные комплексы напоминали средневековые замки. В Осетии они назывались галуанами. Галуаны принадлежали феодалам. Боевые башни и примыкавшие к ним жилые помещения были разнообразны по своим размерам, обычно они отражали социальную силу владельца. Но все башни строились по единому плану — прямоугольник, суживающийся кверху (см. рис. 14).


Кобанское ущелье. Сторожевая башня Кануковых.

Р и с. 13. Кобанское ущелье. Сторожевая башня Кануковых.


Военно-Осетинская дорога. Осетинское горное селение.

Р и с. 14. Военно-Осетинская дорога. Осетинское горное селение.


Наряду с оборонительными и сторожевыми башнями в Осетии строились жилые башни. Они также могли служить укрытием в случае военной опасности. 


Осетинские крестьяне жили в домах, возведенных на естественном скалистом грунте. Кладка жилых домов производилась без извести; несмотря на это, они были прочны и долговечны. Осетины пользовались особым способом гашения извести; постройки, сделанные с ее помощью, до наших дней сохраняют необычную свежесть и прочность.

В центре хадзара (гостиной), у столба, находился очаг. Над ним в крыше оставляли отверстие — дымоход. Очаг и висевшая над ним надочажная цепь в осетинском доме считались священными. Самые священные клятвы и суровые проклятия обычно связывались у осетин с очагом и надочажной цепью.

Почти во всех крестьянских домах утварь была единой. Она состояла из деревянного дивана с резной спинкой, столика на трех ножках, полукруглого кресла на трех-четырех ножках с резной спинкой. В крестьянском доме было холодно, темно и неуютно. Коста Хетагуров писал, что в таком доме «до того темно, ЧТО вы ничего не можете разглядеть... Кизячный дым ест глаза, раздражает слизистую оболочку в носу, стесняет дыхание».

По-другому выглядел дом-замок феодала. «Поселения их (феодалов — Ред.) были неприступны, башни «литые» из тесаного камня на известковом цементе» (Коста Хетагуров). Утварь здесь была многочисленнее, разнообразнее и ценнее, здесь было золото, серебро, медь, железо и сталь в виде громадных котлов, холодного и огнестрельного оружия, кувшинов и т. д.

Быт и нравы. Общественный быт осетин был патриархально- феодальным. В нем главенствующую роль играл феодал. Он являлся «законодателем» общественной жизни, влиял на все стороны осетинского быта. Но феодальный общественный быт осетин сохранял также формы патриархально-общинных отношений. Все спорные правовые вопросы в Осетии решались старейшинами, самосудом или третейским судом. Наиболее тяжкие преступления — убийство, поругание надочажной цепи, оскорбление родни и т.д. — влекли кровную месть, часто продолжавшуюся несколько поколений. Кровная месть приводила к гибели не только отдельных людей, но иногда семьи и даже целые фамилии.

Патриархальной была и осетинская семья. Ее возглавлял старший по мужской линии. Все вопросы, касавшиеся семьи, решались отцом или старшим из мужчин. Старшие в семье пользовались особым уважением и почитанием. Особым уважением в осетинском быту пользовалась женщина. Мужчина мог идти рядом с женщиной с левой стороны, уступая ей таким образом первое место в пути. Появление женщины в кругу дерущихся мужчин, особенно если она бросала им платок, немедленно прекращало драку.

Воздержанность в пище, мужество, воинская доблесть, выносливость, сдержанность в чувствах,— эти качества считались лучшими для молодых людей. В Осетии не только осуждали, но и сурово карали тех, кто проявлял трусость, невыдержанность, непочтительность к старшим, пьянство.

Гостеприимство считалось обязанностью каждого осетина. Нарушивший его нес тяжелое наказание — общественное презрение.

Верования. До середины XVIII века у осетин преобладали языческие верования. Каждый род имел своего святого, дзуара, свое святилище, священные рощи или деревья. Были также святые и святилища, которые почитались всем обществом или же всем народом. Так, всеми осетинами почитались бог грома и молнии Уацилла, бог воды и моря Донбеттыр, бог ветра Галагон, то есть боги, олицетворявшие главные силы природы. Для осетин также был характерен культ предков и культ домашнего очага. Они верили в домового.

Наряду с язычеством в Осетии бытовали традиции раннего христианства, идущего от Алании. Сказывалось также христианское влияние Грузии. Многие осетины получали в грузинских соборах и церквах духовное образование. Таким был священник из Дигорского общества Парфений, учившийся при монастыре Иоанна Крестителя в Грузии. В 1747 году у Парфения было 12 учеников, которые также готовились стать священниками. Позже они переводили с грузинского на осетинский язык книги церковного содержания.

С установлением русско-осетинских связей и прибытием в 1745 году в Осетию миссионеров русского правительства среди осетин довольно легко стало распространяться христианство. С этим осетины связывали открытие школ и появление грамотности.

В 1751 году осетинские послы в Петербурге просили открыть в Осетии школу и издать для нее книги на осетинском языке. С этим осетины обращались к русскому правительству и позднее.

В Осетии распространялось также мусульманство. Его воспринимала лишь небольшая часть населения, главным образом феодалы, поддерживавшие постоянные связи с кабардинскими князьями.

В целом осетинскую культуру в XV—первой половине XVIII века следует рассматривать как феодальную, средневековую. Она была своеобразна, отличалась самобытностью. В то же время в осетинской культуре было много общего с культурой других народов Кавказа. Одежда, танцы, обычаи, устное народное творчество были сходны у осетин с соседними народам. Это свидетельствовало о постоянных и длительных связях осетин с кавказскими народами.

Источник:
Блиев М. М., Тургиев Т. Б. История Северной Осетии. Часть 1. Учебное пособие для 8-9 кл. Изд. 4-е. Владикавказ: Ир, 1994. С. 37 - 40.
Категория: История Осетии | Просмотров: 4684 | Добавил: 00mN1ck | Рейтинг: 0.0/0 |

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]