История Осетии [64] |
Скифы | Сарматы | Аланы
[157]
Публикации, архивы, статьи.
|
Осетия
[131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
|
Кавказ
[15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
|
Ранняя история Алан
[0]
Габуев.Т.А.
|
Культура и быт осетин | 02:43 |
Р и с. 13. Кобанское ущелье. Сторожевая башня Кануковых. Р и с. 14. Военно-Осетинская дорога. Осетинское горное селение. Наряду с оборонительными и сторожевыми башнями в Осетии строились жилые башни. Они также могли служить укрытием в случае военной опасности. Осетинские крестьяне жили в домах, возведенных на естественном скалистом грунте. Кладка жилых домов производилась без извести; несмотря на это, они были прочны и долговечны. Осетины пользовались особым способом гашения извести; постройки, сделанные с ее помощью, до наших дней сохраняют необычную свежесть и прочность. В центре хадзара (гостиной), у столба, находился очаг. Над ним в крыше оставляли отверстие — дымоход. Очаг и висевшая над ним надочажная цепь в осетинском доме считались священными. Самые священные клятвы и суровые проклятия обычно связывались у осетин с очагом и надочажной цепью. Почти во всех крестьянских домах утварь была единой. Она состояла из деревянного дивана с резной спинкой, столика на трех ножках, полукруглого кресла на трех-четырех ножках с резной спинкой. В крестьянском доме было холодно, темно и неуютно. Коста Хетагуров писал, что в таком доме «до того темно, ЧТО вы ничего не можете разглядеть... Кизячный дым ест глаза, раздражает слизистую оболочку в носу, стесняет дыхание». По-другому выглядел дом-замок феодала. «Поселения их (феодалов — Ред.) были неприступны, башни «литые» из тесаного камня на известковом цементе» (Коста Хетагуров). Утварь здесь была многочисленнее, разнообразнее и ценнее, здесь было золото, серебро, медь, железо и сталь в виде громадных котлов, холодного и огнестрельного оружия, кувшинов и т. д. Быт и нравы. Общественный быт осетин был патриархально- феодальным. В нем главенствующую роль играл феодал. Он являлся «законодателем» общественной жизни, влиял на все стороны осетинского быта. Но феодальный общественный быт осетин сохранял также формы патриархально-общинных отношений. Все спорные правовые вопросы в Осетии решались старейшинами, самосудом или третейским судом. Наиболее тяжкие преступления — убийство, поругание надочажной цепи, оскорбление родни и т.д. — влекли кровную месть, часто продолжавшуюся несколько поколений. Кровная месть приводила к гибели не только отдельных людей, но иногда семьи и даже целые фамилии. Патриархальной была и осетинская семья. Ее возглавлял старший по мужской линии. Все вопросы, касавшиеся семьи, решались отцом или старшим из мужчин. Старшие в семье пользовались особым уважением и почитанием. Особым уважением в осетинском быту пользовалась женщина. Мужчина мог идти рядом с женщиной с левой стороны, уступая ей таким образом первое место в пути. Появление женщины в кругу дерущихся мужчин, особенно если она бросала им платок, немедленно прекращало драку. Воздержанность в пище, мужество, воинская доблесть, выносливость, сдержанность в чувствах,— эти качества считались лучшими для молодых людей. В Осетии не только осуждали, но и сурово карали тех, кто проявлял трусость, невыдержанность, непочтительность к старшим, пьянство. Гостеприимство считалось обязанностью каждого осетина. Нарушивший его нес тяжелое наказание — общественное презрение. Верования. До середины XVIII века у осетин преобладали языческие верования. Каждый род имел своего святого, дзуара, свое святилище, священные рощи или деревья. Были также святые и святилища, которые почитались всем обществом или же всем народом. Так, всеми осетинами почитались бог грома и молнии Уацилла, бог воды и моря Донбеттыр, бог ветра Галагон, то есть боги, олицетворявшие главные силы природы. Для осетин также был характерен культ предков и культ домашнего очага. Они верили в домового. Наряду с язычеством в Осетии бытовали традиции раннего христианства, идущего от Алании. Сказывалось также христианское влияние Грузии. Многие осетины получали в грузинских соборах и церквах духовное образование. Таким был священник из Дигорского общества Парфений, учившийся при монастыре Иоанна Крестителя в Грузии. В 1747 году у Парфения было 12 учеников, которые также готовились стать священниками. Позже они переводили с грузинского на осетинский язык книги церковного содержания. С установлением русско-осетинских связей и прибытием в 1745 году в Осетию миссионеров русского правительства среди осетин довольно легко стало распространяться христианство. С этим осетины связывали открытие школ и появление грамотности. В 1751 году осетинские послы в Петербурге просили открыть в Осетии школу и издать для нее книги на осетинском языке. С этим осетины обращались к русскому правительству и позднее. В Осетии распространялось также мусульманство. Его воспринимала лишь небольшая часть населения, главным образом феодалы, поддерживавшие постоянные связи с кабардинскими князьями. В целом осетинскую культуру в XV—первой половине XVIII века следует рассматривать как феодальную, средневековую. Она была своеобразна, отличалась самобытностью. В то же время в осетинской культуре было много общего с культурой других народов Кавказа. Одежда, танцы, обычаи, устное народное творчество были сходны у осетин с соседними народам. Это свидетельствовало о постоянных и длительных связях осетин с кавказскими народами. Источник: Блиев М. М., Тургиев Т. Б. История Северной Осетии. Часть 1. Учебное пособие для 8-9 кл. Изд. 4-е. Владикавказ: Ир, 1994. С. 37 - 40. | |
Категория: История Осетии | Просмотров: 5900 | Добавил: 00mN1ck | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |