Меню сайта

Разделы новостей

История Осетии [43]
Скифы | Сарматы | Аланы [120]
Публикации, архивы, статьи.
Осетия [122]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
Кавказ [14]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
Ранняя история Алан [0]
Габуев.Т.А.

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1427

Форма входа

Логин:
Пароль:

Календарь новостей

«  Июнь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » 2016 » Июнь » 18 » Осетинские божества и календарные праздники
Осетинские божества и календарные праздники
00:41

Христианизация предков современных осетин, известных в прошлом под названием алан, началась в VI в. (по некоторым источникам - в IV в. н.э.) стараниями византийских миссионеров и завершилась в X в. созданием аланской епархии. Переход в новую веру проходил не очень гладко, но так или иначе формально христианство восторжествовало во всей Алании. Старые языческие божества, образы и мифы удержались только в эпосе, в сказаниях о героях нартах. Нартовский эпос был той последней цитаделью, куда отступило язычество. Нарт Батрадз, согласно сказаниям, воюет с христианским богом и христианскими «святыми» и гибнет в этой борьбе. Но победа христианства была больше внешней. Под оболочкой христианских имен и терминов продолжал жить целый мир языческих образов и верований, обрядов и празднеств с их ритуалом жертвоприношений и других культовых церемоний, которые и были приурочены к праздникам христианского календаря. Позади христианских святых отчетливо проглядывали их древние прототипы - языческие боги и герои. Приведем христианизированную терминологию осетинских культов и языческую основу, которая за нею скрывается. В ней легко распознаются хорошо известные культы:

скотоводческие: Фæлвæра, Тутыр, Ичъына;
растительно-аграрные: Уацилла, Атынæг, Саниба-Кæрдæгхæссæн;
социально-семейные: Мады-Майрæм, Сафа, Касутæ, Амистол;
медицинские: Аларды;
солнечные: Цыппурс, Басылтæ, Фыдуани, Ойнон;
водные: Донбеттыр;
грозовые: Уацилла.

Часть старых языческих культов избежала ономастической христианизации и сохранила свои наименования: Æфсати - «бог охоты», Куырдалæгон - «бог кузнечного дела», Барастыр — «владыка загробного мира» и др. Волна христианизации обошла их, вероятно, потому, что они не имели фиксированного дня празднования и, стало быть, их нельзя было отождествить ни с каким «подходящим» календарным «святым».
 


Источник:
Осетия. Историко-этнографический справочник
/ Сост.: Торчинов В.А., Кисиев М.Ш.–СПб.–Владикавказ, 1998.– С.291.

Категория: Осетия | Просмотров: 549 | Добавил: 00mN1ck | Рейтинг: 3.5/2 |

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]