Меню сайта

Разделы новостей

История Осетии [64]
Скифы | Сарматы | Аланы [157]
Публикации, архивы, статьи.
Осетия [131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
Кавказ [15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
Ранняя история Алан [0]
Габуев.Т.А.

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1450

Форма входа

Календарь новостей

«  Апрель 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Апрель » 16 » Политическое развитие Осетии в первой трети XIX в.
Политическое развитие Осетии в первой трети XIX в.
01:44
Социально-политические движения первого десятилетия XIX века. После присоединения Осетии к России осетинские крестьянские массы, по словам К. Хетагурова, охотно признали в русском народе заступника. Поэт называл осетинских феодалов «надменными». Они часто меняли свою политическую ориентацию. От политического союза с русским царизмом феодалы легко переходили к союзу с грузинскими князьями, Турцией и Ираном. Такое поведение осетинских феодалов объяснялось сложной обстановкой на Кавказе.

Присоединив в 1801 году Грузию к России, русское правительство стремилось укрепить свои позиции в Закавказье. В связи с этим важное значение приобретала Осетия, через которую проходили главные дороги Военно-Грузинская и Военно-Осетинская. Эти дороги связывали Россию с Закавказьем. К. Маркс отмечал: «Кавказские горы отделяют южную Россию от богатейших провинций Грузии, Мингрелии, Имеретии и Гурии... Таким образом, ноги гигантской империи отрезаны от туловища. Единственная военная дорога, заслуживающая это название, вьется от Моздока к Тифлису, проходя через теснины Дарьяльского ущелья».

В начале XIX века русское правительство приступило к реконструкции Военно-Грузинской дороги, контролируемой местными феодалами. К строительству дороги оно широко привлекало осетинское крестьянство, подвергая его жестокой эксплуатации. Крестьянство эксплуатировалось и местными феодалами, которые совместно с русскими властями участвовали в строительных работах. Двойной гнет — гнет царизма и осетинских феодалов — вызвал недовольство крестьянства Осетии.

Но строительством дороги недовольна была и часть осетинских феодалов. Русское правительство постепенно ограничивало права феодалов на Военно-Грузинскую дорогу. Они теряли доходы, которые получали раньше от ее эксплуатации. Недовольных феодалов в Восточной Осетии возглавил Ахмет Дударов. Он поддерживал тесные связи с грузинскими князьями, потерявшими свою власть в Грузии после ее присоединения к России.

В 1802 году А. Дударов с небольшим отрядом сделал попытку прервать связь по Военно-Грузинской дороге между Россией и Грузией. Наместник Кавказа, генерал Кнорринг легко подавил выступление тагаурского феодала, «разорил его жилище, предал все огню». Но А. Дударов и другие феодалы не успокоились на этом. Спустя два года, в 1804 году, они вновь закрыли движение по Военно-Грузинскбй дороге. Теперь они воспользовались выступлением осетинских крестьян, недовольных жестокой эксплуатацией на дороге со стороны царских властей. В результате крестьянское движение на какое-то время внешне совпало с феодальной оппозицией. Но это вовсе не означало, что между ними перестали существовать глубокие социальные противоречия. Эти противоречия обнаруживались, как только начинались переговоры с русскими военными властями. Осетинские феодалы предавали интересы крестьянства, шли на союз с царизмом, когда им восстанавливали их льготы и права на Военно-Грузинской дороге.

Что касается осетинского крестьянства, то его выступления 1804 года, направленные против колониальных властей и служивших им местных феодалов, были жестоко подавлены карательными экспедициями царизма. Но крестьянство не прекращало своей борьбы. При этом народные массы безусловно были охвачены патриотизмом. Военные экспедиции и разгром населенных пунктов, организованные царским правительством для достижения своих колониальных целей, рассматривались населением как военное вторжение.

Планы покорения горцев Северного Кавказа. В 20-х гг. XIX века Осетия, как и весь Северный Кавказ, продолжала оставаться для России менее освоенным районом, чем Закавказье. Отдельные районы Северного Кавказа, особенно горные, хотя и считались присоединенными к России, все же продолжали оставаться независимыми от России. Северный Кавказ еще не контролировался царизмом и становился барьером в освоении Закавказья. Царское правительство не могло дальше продвигаться в Закавказье, не укрепив свое положение на Северном Кавказе.

В 20-х гг. XIX века царизм приступил к политическому и военному покорению горцев Северного Кавказа, к утверждению у них колониальных порядков. Царское правительство желало раз и навсегда покончить с независимостью, о которой своими антиколониальными выступлениями часто напоминали горцы.

В 1826 году был разработан план проведения военно-политических экспедиций в Осетии и установления здесь колониальной администрации. Но в этом году Россия была втянута в войну с Ираном, а в 1828 году — с Турцией. Эти войны оттянули планы царизма. Закончив их и еще больше укрепившись в Закавказье, русский царизм вновь вернулся к своей идее покорения горцев Северного Кавказа. Или полная покорность горцев, или их физическое истребление — так ставил вопрос император Николай I перед наместником Кавказа И. Ф. Паскевичем после окончания русско-турецкой войны в 1829 году.

В короткое время генерал Паскевич разработал новый план «покорения горцев».

План Паскевича предусматривал серию карательных экспедиций, направленных против горцев Северного Кавказа. Особое место в них отводилось Осетии. Карательными экспедициями в Осетию царизм стремился укрепить свои позиции в важном военно-стратегическом районе. Полный контроль над Осетией и ее дорогами Паскевич рассматривал как необходимое условие для дальнейшего выполнения плана покорения горцев.

Весной 1830 года генерал Паскевич доложил императору Николаю I о своем намерении направить карательную экспедицию в Осетию. Император одобрил планы и решения Паскевича.

Установление колониального режима в Осетии. Направляя военные экспедиции в Осетию, царизм пытался объяснить их «поведением» осетинского населения, якобы совершавшего «грабежи», желая взвалить моральную ответственность за тяжелые последствия военных экспедиций на самих горцев. Своим чиновникам генерал Паскевич говорил, что «дерзкие поступки осетин» вынуждают его предпринять карательные меры. Он скрывал свои переговоры с Николаем I и план покорения горцев.

Особенно несостоятельным было обвинение в «дерзких поступках» осетин. С 1816 и до 1830 года в Осетии не было ни одного серьезного конфликта между русской администрацией и осетинским населением. Кроме того, представители Осетии вели переговоры с царскими властями и просили их не предпринимать карательных действий в Осетии. Несмотря на это, летом 1830 года царское правительство направило в Осетию свои экспедиции. В Южную Осетию вступил военный отряд генерала Ренненкампфа, в Северную Осетию — отряд генерала Абхазова.

Борьба крестьянства Южной Осетии против экспедиции генерала Ренненкампфа была упорной и долгой, однако выступления крестьян были разрознены и плохо организованы.

В Северной Осетии против отряда генерала Абхазова объединились почти все осетинские общества. Выступивших против Абхазова 2500 крестьян возглавили феодалы, в частности. Беслан Шанаев. Они придали борьбе крестьян некоторою организованность. Но феодалы быстро пошли на соглашение с Абхазовым. Они не дали развернуться сопротивлению осетинского крестьянства. Кроме того, многие феодалы выступили на стороне Абхазова. За эту услугу они получили новые привилегии. Наиболее активные участники абхазовской экспедиции удостоились военных званий и назначения на важные должности.

Крестьянство осталось недовольно исходом борьбы с Абхазовым. Свою борьбу оно считало неоконченной. Крестьяне не признавали администрации, установленной генералом Абхазовым в Осетии. Они готовились к выступлению. Чтобы предотвратить всеобщее восстание крестьян, Паскевич вновь направил в Осетию карательную экспедицию во главе с тем же Абхазовым. Эта экспедиция, как и предыдущие, подвергла жестокому разорению осетинское население.

Основным результатом военных экспедиций 1830 года было насильственное установление колониального режима в Осетии.

В своей статье «Неурядицы Северного Кавказа» Коста Хетагуров писал, что режим, установившийся на Северном Кавказе после его покорения, шел совершенно вразрез с духовным и социальным строем горцев. Новые властители Северного Кавказа не поняли правовые и бытовые особенности завоеванных народов и решили сразу ввести у них такие порядки, к восприятию которых они не были подготовлены предшествовавшей своей историей. «На независимого, свободолюбивого, храброго и воинственного туземца,— писал Коста Хетагуров,— решили наложить бремя, о котором он ранее не имел ни малейшего понятия».

Источник:
Блиев М. М., Тургиев Т. Б. История Северной Осетии. Часть 1. Учебное пособие для 8-9 кл. Изд. 4-е. Владикавказ: Ир, 1994. С. 52 - 55.
Категория: История Осетии | Просмотров: 3013 | Добавил: 00mN1ck | Рейтинг: 0.0/0 |

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]