Меню сайта

Разделы новостей

История Осетии [64]
Скифы | Сарматы | Аланы [157]
Публикации, архивы, статьи.
Осетия [131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
Кавказ [15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
Ранняя история Алан [0]
Габуев.Т.А.

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1450

Форма входа

Логин:
Пароль:

Календарь новостей

«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Ноябрь » 30 » Постперестроечный Северный Кавказ: проблемы и перспективы
Постперестроечный Северный Кавказ: проблемы и перспективы
22:04
Л. А. Чибиров

Осенью 1988 г. по приглашению Института археологии и этнографии АН Армянской ССР я участвовал на защите докторской диссертации в качестве официального оппонента. Увиденное в Ереване буквально поразило: многолюдные демонстрации, лозунги, карикатуры на Горбачева, антиправительственные материалы, развешенные на театральной площади. Никак не укладывалось в голове, чтобы подобные явления могли произойти в Советском Союзе. Ереван бурлил. Попустительство союзных властей привело к тому, что подобная митинговщина вылилась впоследствии в армяно-азербайджанскую резню и затяжную кровопролитную войну в Нагорном Карабахе. Недальновидная кавказская политика союзных властей и преступное игнорирование ситуации в целом способствовали тому, что конфликт, разгоревшийся в Карабахе, стал первой этнотерриториальной войной на просторах бывшего СССР. После этого был Ош, Тбилиси, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия. Советский Союз затрещал по швам.

С тех памятных событий прошло без малого четверть века. В мире произошли колоссальные перемены. Одним из самых больших потрясений стало крушение некогда могущественной сверхдержавы — СССР.

Тяжкие события, связанные с развалом СССР, коснулись всех сфер внутренней и внешней политики не только России, но и приграничных с ней вновь образованных государств. Никто не оказался в выигрыше. Трагические последствия этого геополитического «поражения» мир пожинает по настоящее время.

Особенно пострадал седой и древний Кавказ, видевший немало страданий, горя и невзгод за всю тысячелетнюю историю.

Последние два десятилетия Кавказ не может оправиться от довольно тяжелых потрясений, которые выпали на его долю вместе с развалом СССР. Это и разрушительные войны, кровавые теракты. В последнее время к ним прибавились еще и архаичные по своей сути расправы с людьми на конфессиональной основе. Все это, называя вещи своими именами, свидетельствует о том, что война на Кавказе еще не окончилась, ситуация только усугубляется.

Горбачевская перестройка и хаотичный распад СССР привели к созданию на юге Кавказа трех независимых республик — Армении, Азербайджана и Грузии. Однако помимо независимости эти государства в наследство от того времени получили еще и имперские амбиции, которые спровоцировали, в свою очередь, межнациональные войны в Карабахе, Южной Осетии и Абхазии.

Первым, как было отмечено выше, разгорелся армяно-азербайджанский конфликт вокруг Нагорного Карабаха. Небольшой, вовремя неурегулированный конфликт сразу же перерос в полномасштабную войну, в результате которой погибли 20 тыс. человек с обеих сторон, около миллиона оказались беженцами. .. Позади уже почти четверть века, однако политическая проблема не решена до сих пор. Довольно тяжелые последствия были и у осетино-ингушского вооруженного противостояния, которое случилось поздней осенью 1992 г.

Продолжительными и кровопролитными были грузино-югоосетинская и грузино-абхазская войны. Они унесли тысячи убитых, десятки тысяч оказались ранеными и искалеченными, привели к разрушению всей инфраструктуры автономной области и республики.

Однако результаты августовской 2008 г. Войны М. Саакашвили против Южной Осетии, которая имела катастрофические последствия, прежде всего, для самой Грузии, стали исторической вехой для народов Абхазии и Южной Осетии. Благодаря своевременным действиям России во время проведения операции по принуждению к миру агрессора, грузинские войска отступили из Южной Осетии, Грузия потерпела поражение, а Россия в итоге признала Абхазию и Южную Осетию как независимые республики.

Между тем историческое значение августовских событий не ограничивается рождением двух независимых государств. С признанием Южной Осетии и Абхазии по существу родилась новая, более могущественная Россия. «Россия набирает вес, набирает стремительно — духовно, политически, экономически, готовится к технологическому рывку и модернизации. После долгих унижений, когда некогда великая страна, как дистрофичный скиталец, играла под чужую дуду, Россия приобретает желание говорить своим голосом», — писал журналист Сергей Лесков [2].

Безусловно, что за прошедшие четверть века кроме этой важной для имиджа страны победы имели место определенные успехи и в других направлениях внешней и внутренней политики Российской Федерации. Страна сегодня развивается поступательно, постепенное повышение материального благосостояния жителей России также является очевидным фактом.

Вместе с другими регионами относительно стабильно развивается Северный Кавказ. Сдвиги в экономическом развитии страны позволили Центру отпускать многомиллиардные средства для развития инфраструктуры Северного Кавказа, предпринимаются шаги по привлечению инвестиции. Все это положительно сказываются на жизненно-бытовых условиях населения Северо-Кавказского региона.

Позитивные экономические перемены в регионе — это, конечно же, хорошо. Но те проблемы, которые получил Кавказ от горбачевско-ельцинского безвременья, еще долго будут сказываться на ситуации в регионе в целом.

К великому сожалению, складывающаяся на Северном Кавказе политическая и межнациональная обстановка не располагает к излишнему оптимизму. Ситуация угрожающая, и это вынужден был признать и президент страны Д. А. Медведев в Послании к Федеральному Собранию в 2009 г. Тогда Дмитрий Анатольевич назвал нестабильность в этом регионе самой крупной внутренней угрозой для России. С тех пор ситуация в регионе только ухудшилась. Согласно статистике, приведенной правоохранительными органами, количество терактов на Северном Кавказе в 2010 г. удвоилось по сравнению с предыдущим годом [1]. «Сводки об операциях силовиков на Северном Кавказе напоминают военные. Более семидесяти сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, дислоцированных в СКФО, погибли в текущем году от рук боевиков, совершено 158 преступлений террористической направленности»,— заявил министр ВД РФ Нургалиев [6].

Прогресс в борьбе с террористами есть. Ответные удары по ним наносятся. Однако возникает вопрос: насколько они эффективны? На Северном Кавказе создана крупнейшая по плотности группировка войск; из пяти дивизии внутренних войск четыре дислоцированы в этом регионе. И если при такой плотности войск и спецструктур возможны партизанско-диверсионные действия, то это значит, что созданные группировки войск и сил и вся силовая правоохранительная система недееспособна или неизлечима больна — к такому заключению приходит руководитель Центра военного противостояния чл.-корр. Академии военных наук Анатолий Цыганюк: «Увлекшись строительством террористической силовой вертикали в стране особенно на Северном Кавказе, власть в пылу строительства и законотворчества не заметила смены идеологии, упустила время и вновь оказалась неготовой к смене политического противника и переходу террористов к открытым партизанским боевым действиям»- [9].

Серьезные вызовы обществу несут и некоторые нездоровые процессы, которые с определенной периодичностью происходят в остальных частях России. К примеру, то, что произошло в декабре прошлого года в Москве на Манежной площади, — далеко не рядовое событие. Это симптом, который заставляет всех глубоко задуматься, проанализировать произошедшее, приостановить шествие по дороге, ведущей к пропасти. Впервые за более чем два столетия жизни в рамках одного государства, где народы Поволжья, Северного Кавказа, Дальнего Востока являются составными частями понятия «российский народ», зазвучали провокационные лозунги и выкрики: с одной стороны — «Власть белым!», «Русские вперед!», «Россия для русских» — с другой — «Долой русских». Внешне неуправляемая, но довольно грамотно организованная толпа нападала на тех, кто хотя бы отдаленно напоминал представителей неславянских народов.

Наша многонациональная страна сегодня больна. Диагноз ее болезни, по мнению Председателя Конституционного суда В. Зоркина, таков: «Межнациональная рознь является следствием господствующих в умах настроений, и это вызывает озабоченность. Помимо акций насилия об этом свидетельствуют и опросы общественного мнения. Два года назад десять процентов опрошенных в многонациональном российском государстве признались, что они испытывают ненависть по отношению к представителям других национальностей. Год спустя их количество увеличилось на один процент, а в этом году о такой позиции заявили уже почти 20%». [7] Комментарии, как говорят, излишни.

Обостряют отношения и различные ультрарадикальные русские «этнонаци- оналисты». Один из руководителей родственного им «Движения против нелегальных иммигрантов» А. Белов требует выделения особых средств, чтобы было больше русских новорожденных, требует применения жестких мер против выходцев с Северного Кавказа, т. е. против тех же российских граждан. Говоря же об основах современного государства, Белов требует создать русскую республику.

Комментируя слова Медведева о том, что в Северо-Кавказский регион переводятся гигантские денежные средства, а взамен Центральная Россия получает взрывы и бандитские вылазки, немецкий журналист Матиас Шепп пишет: «Большая часть русского населения не хочет иметь своими гражданами чеченцев, дагестанцев, ингушей и балкарцев». Это значит, что 20 лет спустя после развала Советского Союза «терроризм ставит под сомнение не только главенство Москвы на Кавказе; речь также идет о будущем России как многонациональном государстве» [11].

«В последнее время некоторые либеральные СМИ, —пишет В. Т. Кадохов. — под видом заботы о России и русском народе стали в открытую говорить о том, что Северный Кавказ вреден для интересов страны и его нужно отделить от России» [3].

Подобные настроения в умах некоторых «либералов» напомнили мне известную встречу Горбачева с узким кругом интеллигенции, который доказывал ему, что, дескать, союзные республики являются обузой для России и от них лучше освободиться. Именно благодаря подобным «патриотам» случился развал Советского Союза, который по оценке В. В. Путина являлся величайшей геополитической катастрофой XX в., отрицательно сказавшейся не только на народах, проживавших в этой великой стране, но и на весь последующий ход мирового развития. Если же по такому сценарию произойдет и отчуждение Северного Кавказа, то непременно станет и гамлетовский вопрос: «Быть или не быть самой России?». К такому сценарию готовят себя и внутренние экстремистские силы.

Все эти провокационные высказывания и антикавказская риторика не могли не аукнутся в самом Северном Кавказе: ими ловко воспользовались некоторые ультрарадикальные силы, которые умело прикрываются догмами ислама, однако то ли по незнанию, то ли умышленно не вспоминающие о том, что для истинного мусульманина, равно как и для истинного христианина, заповедь «не убий» является одной из основополагающих догм.

Сегодняшние реалии таковы, что под видом «священной войны с неверными» под зеленым знаменем джихада собираются люди, имеющие весьма смутное, отдаленное представление об истинных, человеческих ценностях ислама как религии и как культуры.

Нам, кавказцам, как истинным патриотам своей большой и малой родины, необходимо давать отпор всем, кто ратует за отрыв Северного Кавказа от России. Мы должны довести до каждого гражданина Северного Кавказа истину: если из роли «успокоителя», арбитра уйдет Россия, то его место займут другие крупные державы, мечтающие расчленить Россию, сделать ее сырьевым придатком тех, кто спит и грезит о российской нефти, газе и других природных богатствах.

Политическому руководству страны необходимо продумать и принять экстренные меры. Складывается опасность, когда ситуация может выйти из-под контроля власти. Ни в коем случае нельзя допустить этого! Необходимо проснуться от летаргического сна, опомниться, сделать соответствующие уроки из происходящего и сохранить в целости и единстве наш флагман, наш форпост — Российскую Федерацию.

Расшатывают положение в стране и экстремистские организации, которых стало предостаточно в большинстве северокавказских республиках. Всего несколько примеров.

Новый радикальный ислам конкурирует в регионе со старыми традициями патриархата и понятиями чести. В декабре 2010 г. был убит как враг ислама, проф. КБГУ, известный этнолог Аслан Ципанов. Его приговорили к казни, цитирую, за «организацию возобновляющих старинные языческие обычаи праздников, за то, что открыто и явно выступал против ислама и пытался совратить мусульманскую молодежь язычеством».

Такая же дикая расправа на религиозной почве произошла месяц назад во Владикавказе, когда мученической смертью был сведен в могилу любимец осетинского народа, его выдающийся сын Ш. Ф. Джикаев. По таким же мотивам (религиозный экстремизм) 8 июня у порога родного дома был убит известный ученый, религиозный деятель и ректор теологического института в Махачкале Максуд Садиков. В январе текущего года 14 общественных организации Кабардино-Балкарии распространили совместное заявление, в котором выражают крайнюю обеспокоенность распространенным слухам «о существовании «черного списка», на основании которого известные в республике люди будут уничтожены физически. После ликвидации амира Кабардино-Балкарской Республики Анзора Астемирова (март 2010 г.) резко увеличилось число убийств тех, кто был не согласен с исламизацией республики [8]. Страх нагнетается. Поездки внутри Северного Кавказа опасны, будто едешь по линии фронта. Сегодня безопасность гарантирована только для тех, кто прячется за спины телохранителей, разъезжает на лимузинах или имеет запасные аэродромы в Лондоне. Знакомый из Нальчика советует: проезжая транзитом через Кабардино-Балкарию, старайтесь не останавливать свое транспортное средство, а если такая необходимость все же появится, то только близ ГИББД.

Все что происходит на Северном Кавказе, корнями восходит к ельцинской эпохе, к недальновидной, преступной политике по отношению к Кавказу, политике, которой фактически не было. По этой теме существует богатая литература, и останавливаться на ней не будем.

Нынешнее руководство страны многого добилось в деле умиротворения на Кавказе, принимает крутые меры по выправлению ситуации. Тем не менее, остается фактом и то, что с точки зрения социально-экономической ситуации, государственного управления и обеспечения национальной безопасности Северный Кавказ остается самым сложным регионом страны. Руководство страны занимается поисками высшей идеи, которая стала бы лейтмотивом для России в целом, в том числе и в межнациональной политике, но пока эти поиски безрезультатны. Думается, опасность, исходящая оттуда, не получает должной политологической оценки и анализа. Объективности ради надо отметить: исполнительные и законодательные органы порою бывают недостаточно последовательными в своих действиях, допускают промахи (упущения) при оценках событий и возможных последствиях их развития.

Что имеется в виду?

1. За четыре дня до теракта в Домодедово небезызвестный Жириновский, который почему то нарасхват у всех телеканалов страны, выступил в передаче 1-го канала «Поединок» с защитой этнических русских и допустил ряд грубейших выпадов против нацменьшинств, особенно против народов Северного Кавказа. У здравомыслящих граждан страны позиция Жириновского вызвала гнев и возмущение: она правильно была оценена как политическая спекуляция, подрывающая основы многонационального государства. Отреагировали на его выходку региональные парламенты, которые выразили серьезную обеспокоенность складывающейся в сфере межнациональных отношений ситуацией. «Сложные проблемы жизни страны все чаще сводятся к мифическому «русско-кавказскому» или даже «российско-северокавказскому» противостоянию, — отмечено в обращении парламента РСО-А Председателю Государственной Думы Грызлову В. Б. И далее: «... руководители этой партии провозгласили разрушительные для страны политические цели — губернизация Российской Федерации, ликвидация национальных республик, изменение Конституции в части определения источника власти и носителя суверенитета государства. Лидеры ЛДПР своими заявлениями пытаются внушить людям, что все проблемы, все беды России связаны исключительно с Северным Кавказом, то есть из северокавказских народов формируется образ врага» [4].

Однако, как это ни досадно, политические спекуляции на национальной почве разрушителя многонационального государства Жириновского, его «медвежьи» реверансы России и русскому народу не осудили ни в Государственной Думе, ни в Совете Федерации. К сожалению, провокационным бредням лидера ЛДПР, его попыткам стравливания народов многонациональной страны не дали принципиальной оценки и руководители государства. А молчание может быть расценено как разделение взглядов.

По большому счету призыв к ликвидации национальных республик — это взламывание одного из тех политических институтов, которые скрепляют малочисленные народы с Россией, своим отечеством; уничтожение той исторической формы, которая позволяет российским национальным меньшинствам одновременно сохранить свою самобытность и быть частью великой российской гражданской нации.

В корне опасны и вредны идеи Жириновского о губернизации России. Действующая модель федеральных отношений в России включает в себя важный национальный компонент, о гипертрофированности или устарелости которого говорить сейчас преждевременно. На сегодняшний день северокавказские республики с их устоявшимися границами легитимны и достаточно приемлемы. Изменения статусов и границ в регионе вместо улучшения системы управления и хозяйствования вполне способны взорвать мир и относительную стабильность на Северном Кавказе. Игнорирование этого компонента ради сокращения формального числа субъектов Федерации могло бы обернуться серьезной дополнительной угрозой национальной целостности и безопасности России как многонационального государства.

Таким образом, вся риторика лидера ЛДПР направлена на разжигание межнациональной розни и является долгожданной помощью тем деструктивным силам, которые мечтают о развале России.

2. На наш взгляд, непродуманной была и реакция руководства страны на события на Манежной площади в декабре 2010 г. Народ, в частности граждане России из Северного Кавказа, не услышали принципиальной оценки и осуждения поведения националистически настроенной молодежи в центре Москвы, которое было направлено, прежде всего, на развал страны. Между тем многонациональное российское государство с точки зрения управления требует большей осторожности, так как вопросы сохранения страны как единого непротиворечивого целого напрямую связаны с умением находить компромиссные решения. Этого ждали многие, но и здесь был допущен промах.

3. В связи с событиями на Манеже В. В. Путин выразил сожаление по поводу развалившегося Советского Союза, потому что, как отметил премьер-министр, в нем — при немалом количестве плохого было и нечто хорошее, а именно — высшие ценности, которые примиряли отношения между различными народностями и концессиями, скрепляя таким образом фундамент. Владимир Владимирович говорил истинную правду. Только возникает вопрос: Да, ответственность за то, что мы лишились этих высших ценностей лежит на совести предшественников нынешних руководителей. Но осознавая, что это было ошибкой, кто нам сегодня мешает вернуть из прошлого нашего быта то, что было ценным, полезным?

4. Уполномоченные властью люди должны стараться сдерживать свои обещания. Из-за бюджетных ограничений Москва на 20% сократила объемы помощи шести из семи республик Северного Кавказа. И вот последствия: «Местные жители, получив вначале щедрые обещания, разочаровались, и повстанческие группировки укрепили свои ряды», — так комментирует ситуацию журналист.

Думается, более вдумчивого похода и скрупулезного анализа требуют и другие действия Москвы по отношению проводимой политики на Северном Кавказе.

Всем ясно, противостояние на Северном Кавказе имеет религиозную и этническую подоплеку. Как отмечено выше, жесткие репрессии и контроль не могут победить терроризм, обеспечить безопасность. Они имеют эффект бумеранга. Ведь насилие лишь расширилось и усугубилось, охватив те районы, в которых до начала прошлого года все было спокойно. При этом правильно пишет Е. М. Примаков: «Главная опасность в том, что против них не настроена большая часть местного населения, а многие втайне им сочувствуют. Без перелома в таких настроениях тщетными будут попытки полностью подавить исламистов-экстремистов» [5]. Необходима более тонкая адресная работа по привлечению всех слоев населения на сторону общества, в том числе в той части верующих мусульман, которые лояльны к российской власти.

В настоящее время главной задачей российской политики на Северном Кавказе эксперты считают модернизацию региона. Руководство страны всерьез взялось за экономическое возрождение региона, правильно считая его главным посулом умиротворения края, важнейшей особенностью которого является низкий уровень жизни и вытекающая из этого социальная и межнациональная напряженность, этносепаратизм. Рассматриваются масштабные инвестиционные планы по преобразованию кавказского края на миллиарды евро, которые должны обеспечить рабочими местами десятки тысяч безработных. Раньше при Советской власти тунеядцев осуждали и высылали, а ныне безработные переполнили наши улицы и стали питательной средой для разных экстремистских организации.

Не способствуют укреплению многонационального государства и некоторые неосторожные резкие высказывания и угрозы расправы с непокорными (Д. Медведев: «Гнезда этих бандитов, как бы они не назывались, должны быть ликвидированы»). Не способствуют сближению народов многонациональной страны и заявления о необходимости для кавказцев, т. е. для тех же российских граждан кавказского происхождения, новых правил регистрации в больших городах.

На многих встречах на высшем уровне неоднократно ставился вопрос о создании специального ведомства, которое бы занималось выстраиванием и регулированием национальной политики в масштабах всей страны. Эту идею недавно вновь поднял выше цитированный не просто сенатор из Северной Осетии, а первый заместитель Комитета СФ по делам Федерации и региональной политики доктор экономических наук В. Т. Кадохов. «Россия — уникальное государство. Сколько народов и народностей, сколько разных, не похожих друг на друга мен- талитетов, традиций, обычаев! До понимания их в политической жизни страны не всегда доходят руки ведомств других направлений. А порою очень важно вовремя объяснить и ту или иную ситуацию, чтобы снять зреющее напряжение. Люди, которые ратуют за отрыв Северного Кавказа от России, «преследуют цель сделать регион местом постоянной межнациональной розни»,— говорит сенатор [3]. По логике вещей подобное ведомство, которое бы занималось межнациональными проблемами, востребовано временем и обстоятельствами, и руководители страны обязаны прислушаться к мнению своих граждан.

В России испокон веков сложились свои собственные традиции государственного управления, и подрывать их основы нежелательно. Разумеется, следует присматриваться к другим странам мира и то, что полезно, применительно к нашей действительности, внедрять у себя. Однако идти на поводу Запада во всем нам не следует, как бы это ни было неприятно нашим западным партнерам. Сегодня у нас в стране засилье терроризма, жестокости, немало примеров дикой расправы с людьми. И при таком положении у нас отменена смертная казнь! В США и Китае есть она, а у нас ее отменили. Это же абсурд! Возмущаются миллионы граждан федерации, в том числе видные государственные деятели, требуют восстановления смертной казни, а федеральные законодательные органы стоически молчат. Второй пример. В ответ на наши протесты Западу не поставлять нам зараженные овощи оттуда нам пригрозили непринятием в члены Всемирной торговой организации (ВТО). Так зачем нам ценой здоровья наших граждан понадобилась ВТО; жили же до сих пор без членства в этой международной организации?! Понятно, что западный рынок привлекателен для наших бизнесменов, но не лучше ли на данном этапе приложить совсем иные усилия по развитию внутреннего рынка и поддержать отечественных производителей для улучшения качества производимой ими продукции?

Определенная вина нынешнего напряженного положения падает и на здоровые слои гуманитарной интеллигенции Северного Кавказа. Мы должны работать в направлении большего сплачивания наших народов, восстановления традиционных близких отношений, уделять большее внимания исследованию культурно- исторических взаимоотношений наших народов. Поверьте, общего, объединяющего нас гораздо больше, чем того, что нас разъединят. Необходимо продумывать и осуществлять мероприятия, которые объединяли бы творческие коллективы, разные слои нашего населения. К примеру, недавно по телевидению передавали интервью с кинорежиссером из Осетии К. Кантемировым, который намерен создать студию, где бы обучались киноискусству представители народов Северного Кавказа. Это же прекрасная идея. А в марте этого года мне посчастливилось быть участником одного интересного мероприятия. Владикавказский интеллектуальный клуб «Альбус» пригласил команды своих сверстников (13-14 летных юношей и девочек) со всех республик Северного Кавказа. В течение трех дней юноши и девушки показывали свои знания по Нартовскому эпосу, горячо спорили, но, расставаясь, осознали, как сильно подружились; эти дети никогда не будут враждовать между собой.

Сегодня на Северном Кавказе сложилась весьма сложная и опасная ситуация. Напряжение в кавказском сообществе не спадает, один теракт следует за другим. В последние годы силовые структуры проводят жесткую политику по отношению к организаторам терактов; уничтожены главы оппозиционного подполья в трех республиках и десятки боевиков. Однако, как показывает практика, одних только карательных мер недостаточно. Каковы перспективы, какие еще необходимы меры воздействия для урегулирования ситуации?

В первую очередь, важнейшее условие нормализации обстановки на Северном Кавказе — социально-экономическое развитие отсталых в этом отношений республик. «Необходимо улучшить качество жизни людей на Северном Кавказе», — эти слова проходят лейтмотивом во всех выступлениях президента Д. Медведева, касающихся северокавказского региона. Одно обращение лицом к строительству производственных объектов создало бы благоприятную обстановку в регионе. Наряду со строительством больших производственных объектов необходимо уделить все возрастающее внимание поддержке кавказского духа предпринимательства; создание малых предприятий, сельских сбытовых кооперации. Спору нет. Горнолыжные курорты тоже нужны. Но сегодня отпускаемые Северному Кавказу крупные финансовые средства необходимо направить на развитие аграрного сектора, чтобы меньше зависеть от зарубежья, которое нас снабжает низкокачественной продукцией.

Во-вторых, в регионе не будет ни стабильности, ни гарантии безопасности, если наряду с властями к решению проблемы не подключатся гражданские институты. общественные организации на местах.

В-третьих, нужно, чтобы более эффективно работали секретные службы и государственные органы, необходимо более серьезная борьба с нарушителями закона среди местных властных структур.

В четвертых, поскольку главная опасность дестабилизации идет от религиозного экстремизма, особое значение имеет политическая работа среди мусульман Северного Кавказа. Необходима политическая борьба против интерпретации ислама как идеологии воинствующего экстремизма. Здесь широкое поле деятельности для сторонников умеренного ислама.

В пятых, проблема заключается не в том, чтобы «искоренить» конфликты — сделать это практически невозможно, — а в том, что нужны меры превентивного характера, чтобы их предвидеть, снизить их накал и направить в умеренное русло, избежать их разрушительные последствия.

И наконец, шестое, нужна научно-выверенная государственная программа, нужна идеологическая основа для развития многонационального государства, которая, к сожалению, в нашем огромном государстве по-прежнему отсутствует.

Только с учетом вышеизложенного и осуществлением его, на Северном Кавказе могут воцариться желанный мир и спокойствие, только тогда подрастающее поколение края может смотреть в свое будущее спокойно и уверенно.

Список использованной литературы:

1. Боевики в России бьют прямо в цель // Газ. Телеграф.—2011.—27 янв.

2. Лесков С. Зачем мне Южная Осетия? // Известия.—2008.—28 авг.

3. Кадохов В. Т. Кому нужен «кавказский разлом?» Ц Российская Федерация сегодня.— № 11— июнь 2011.

4. Обращение Парламента Республики Северная Осетия-Алания к Председателю Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации Б. В. Грызлову Ц Северная Осетия—2011 —29 янв.

5. Примаков Е. М. Мысли вслух.—М.: Российская газета, 2011.—207 с.

6. Российская газета.—2011.—16-22 июня,—С. 13.

7. С ножом в кармане Ц Frankfurter Allgemeine Zeitung.—Германия, 2011.—01 янв.—URL: http://www.inosmi.ru/social/20110101/165350302.html.

8. Тлисова Ф. Кавказский джихад: лица и цели Ц Радио «Войс оф Америка».—14.01 2011.

9. Цыганюк А. Власть должна изменить кавказский вариант антитеррора Ц Осетия — Свободный взгляд.—2011.—2 июня.

10. Чибиров А. Л. Южная Осетия: тернистый путь к независимости // Вестн. Владикавк. науч. центра—2009.—Т. 9, № 1—С. 6-10.

11. Шепп Матиас. Бацилла ненависти Ц Шпигель.—2011.—27 янв.

Источник:
Чибиров Л. А. Постперестроечный Северный Кавказ: проблемы и перспективы // Кавказ спустя 20 лет: геополитика и проблемы безопасности: тр. междунар. науч. конф. (Владикавказ-Цхинвал, 20-30 июня 2011 г.). С. 215 - 224.
Категория: Кавказ | Просмотров: 2119 | Добавил: 00mN1ck | Рейтинг: 0.0/0 |

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]