Меню сайта

Разделы новостей

История Осетии [64]
Скифы | Сарматы | Аланы [157]
Публикации, архивы, статьи.
Осетия [131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
Кавказ [15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
Ранняя история Алан [0]
Габуев.Т.А.

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1450

Форма входа

Календарь новостей

«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Июнь » 17 » Профилактика детской беспризорности в Северной Осетии в годы Великой Отечественной войны
Профилактика детской беспризорности в Северной Осетии в годы Великой Отечественной войны
22:52
А.В. Гадаева, студ. ист. факультета СОГУ

Всеобщая трудовая повинность в годы Великой Отечественной войны привела к полной занятости трудоспособного населения. В результате остро встал вопрос о росте детской беспризорности. В мирное время сокращение рабочего дня без снижения заработной платы позволяло родителям уделять больше внимания детям, но в условиях военного времени осуществить это было невозможно. Вследствие чего матери или не могли выйти на работу, или брали детей с собой, что снижало работоспособность и повышало травматизм на производстве. Иногда приходилось оставлять детей дома одних, что приводило к еще более страшным последствиям — гибели малолетних детей. Необходимо было решать возникшую проблему, чтобы освободить женщину от части забот, связанных с воспитанием детей, и полностью включить ее в производственную деятельность [1, 136]. Поэтому с предельной остротой встал вопрос об организации работы дошкольных учреждений.

Одна из важных задач в условиях военного времени — организация безотказного приема в детские сады и ясли детей, чьи родители были мобилизованы на фронт. Так, только во Владикавказе/ Орджоникидзе из 679 детей, находящихся в детских садах и яслях, 65% были детьми военнослужащих.

Главный лозунг в этот период в отношении дошкольников заключался в следующем: уходя на фронт, отцы должны быть совершенно спокойны за своих малышей. Матери, работая на оборону страны, должны знать, что их дети будут окружены вниманием и заботой. Для создания условий вовлечения большего количества женщин в процесс производства была значительно увеличена сеть детских учреждений: детских садов и яслей.

Помимо организации работы дошкольных детских учреждений в Северной Осетии, параллельно нужно было решать вопросы по размещению эвакуированных из центральных районов детских садов и яслей. Этот процесс также оказал влияние на изменение численности детских дошкольных учреждений. За первые месяцы войны в республику было эвакуировано 2 детских саджа с численностью 158 человек. Необходимо было организовать и предоставить им подходящие помещения, а также предупредить возможность возникновения инфекционных заболеваний, и, тем более, эпидемий. В качестве санитарно-профилактических мер осуществлялись медицинский осмотр детей, стрижка волос, кипячение белья, дезинфекция помещений.

Однако из-за большой перегруженности детские сады и ясли часто закрывались на карантин, поэтому народные комиссары просвещения и здравоохранения в течение войны усилили контроль за санитарным состоянием дошкольных учреждений, за соблюдением правил профилактики инфекционных заболеваний. Воспитатели проходили курсы по санитарии и гигиене. СНК СССР поручил Наркомздраву СССР обеспечить медицинское обслуживание детских учреждений. Воспитанников детских садов через поликлиники и амбулатории прикрепляли к участникам детских врачам.

Все эти обозначенные процессы влияли на изменение численности детских садов: в 1934г. число детских садов составляло 9, в 1941г. — 12 [2, 9]. За годы войны количество детских садов сократилось, но увеличилась численность воспитанников.

Условия военного времени накладывали отпечаток и на содержание воспитательной работы дошкольных учреждений. Детей должны были занимать разнообразными видами деятельности, было усилено внимание к вопросу развития у дошкольников трудовых навыков. Малыши дежурили во время обеда и чая: помогали накрывать на стол, разносили вторые блюда, убирали со стола, мыли небольшое количество посуды, убирали игрушки, подготавливали материалы для занятий, осуществляли уход за уголком природы. В зимнее время дети принимали участие в очистке от снега дорожек, площадок.

Изменилась во многом и роль воспитателей. В условиях войны они не только следили за жизнью и здоровьем малолетних детей, обеспечением надлежащей готовности каждого детского сада к ПВХО, но и становились политпросветработниками. В их обязанности входило систематическое ведение агитационной работы, в частности, всеми мерами бороться со всякого рода слухами, с проявлением паники.

Безнадзорных малолетних детей в годы Великой Отечественной войны было много. Это было связано с еще одной проблемой, которая так и не была решена — плата за услуги, предоставляемыми дошкольными учреждениями. Она была достаточно высокой — от 75 до 146 руб. в месяц, в зависимости от ведомственной принадлежности и гипа учреждения. Кроме того, требовалось сдавать в эти дошкольные заведения хлебные карточки или хлеб.

Для детей, временно потерявших связь с родителями, создавались учреждения интернатного типа, получившие в годы войны особенно широкое распространение. Дошкольные интернаты мало чем отличались от детских садов. Интернаты для детей школьного возраста создавались как учебные школьные учреждения, где дети жили и учились. Если в довоенное время они четко подразделялись на школьные и дошкольные, то в 1941-1945 гг. были созданы смешанные интернаты. Целью создания этих учебных заведений было не только обучение и воспитание подрастающего поколения, но и ограждение детей от влияния улицы, а также воспитание детей разных возрастов из одной семьи вместе.

Школьные интернаты стали создаваться с самого начала войны в ряде районов страны, оккупированных врагом или примыкавших к прифронтовой полосе. На организацию и содержание школьных интернатов для эвакуированных детей государством было ассигновано 400 млн.рублей.

Только за три года войны число детей, помещенных в интернаты по РСФСР, выросло почти в пять раз. Это связано с рядом причин. Во-первых, детей, помещенных в интернат, легче эвакуировать организованным порядком, т.к. школьные интернаты комплектовались из учащихся и учителей одной школы. Во-вторых, в ходе эвакуации дети, по возможности, продолжали обучение, что способствовало выполнению закона о всеобуче. Наконец, дети, временно утратившие связь со своими родителями, были под присмотром знакомых им людей, которые заботились об их жизни и здоровье.

В годы войны при школах Северной Осетии создавались т полу- интернаты, для того, чтобы дети не были предоставлены сами себе в то время, когда родители находились на производстве. Полуинтерна- ты позволяли также сокращать количество безнадзорных детей.

Однако поместить безнадзорного в специальное учреждение было недостаточно. Для борьбы с детской безнадзорностью в стране были разработаны мероприятия по вовлечению детей и подростков в учебную, воспитательную и общественную работу.

Война нарушила планомерное осуществление всеобуча в стране. Использование школьных зданий под военные нужды, призыв большого числа учителей в РККА, уход на производство учеников и учителей, — все это привело к значительному сокращению контингента учащихся всех типов школ. Дети оказались предоставлены себе, «так как тяжелая напряженная работа одних родителей на заводах, в колхозах, других — на фронте, их гибель не давали возможности, как в довоенное время, оказать должное внимание воспитанию детей и осуществлять контроль за их образованием» [3, 93].

Одной из причин увеличения числа безнадзорных детей на улицах Владикавказа было сокращение времени учебных занятий в школах с 6-8 часов до 2-4. это было обусловлено тем, что с началом войны большое количество зданий школ и других учебных заведений было занято под военные нужды. В городе с первых дней войны 5 школьных зданий были отданы под госпитали, 3 — под военные части, 2 — под гражданские учреждения [2, 71]. Таким образом, тысячи учащихся по объективным причинам оказались вне стен школ, многие из них стали безнадзорными.

Единственное, что смогли предпринять учителя в этих непростых условиях, это организовать обучение детей в несколько смен. В результате многосменной работы учебные занятия в школах заканчивались далеко за полночь, что снижало работоспособность, вредило качеству обучения и здоровью детей. На это правительство отреагировало постановлением, запрещавшим 4-6-сменное обучение детей в школах с 1943/1944 уч.г. [4, 85].

Большую роль в предотвращении безнадзорности подростков, а также в осуществлении задач всеобуча сыграли ШРМ (школа рабочей молодежи) и ШСМ (школа сельской молодежи). Их создание позволило старшеклассникам совмещать обучение в рамках средней школы и работу на производстве.

Итак, в ходе борьбы с детской безнадзорностью в годы войны проводились различные мероприятия. Во-первых, создались условия, при которых дети были заняты в течение всего дня, когда родители находились на производстве.

Во-вторых, увеличилось время пребывания в детских садах и яслях от 9 до 12, кроме того, открывались и круглосуточные группы. Для детей школьного возраста организовались интернаты. Для детей, эвакуированных из оккупированных районов, а также для учеников, которые проживали далеко от школы, или чьи родители круглосуточно были заняты на производстве, появляются инициативные детские интернаты, создаваемые непосредственно на предприятиях.

В-третьих, осуществлялись организация школьной и внешкольной работы. Школы не только вернулись в свои довоенные помещения, но и превратились в школы продленного дня, где ребенок находился до 17 часов и полностью выполнял домашнее задание.

В-четвертых, сократилось число беспризорных детей за счет приема в школу детей с семилетнего возраста.

Таким образом, в годы войны создается целая сеть детских учреждений для размещения беспризорных и безнадзорных детей. Эти учреждения были не только место пребывания, но и выполняли отчасти функции родителей.

Литература

1. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1941-1961 гг. М., 1965.

2. ЦГА РСО-А. ФР.786. Оп.1. Д.25.

3. Кораблева Г.В. Школьное строительство в РСФСР в годы Великой Отечественной войны. М., 1975.

4. Медынский Е.Н. Народное образование в СССР. М., 1952.

Источник:
Гадаева А.В. СМИ и проблема формирования имиджа региона (на примере ЮФО) // Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых. 2010. Вып. 4. С. 120 - 124.
Категория: Осетия | Просмотров: 1513 | Добавил: 00mN1ck | Рейтинг: 0.0/0 |

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]