Меню сайта

Разделы новостей

История Осетии [64]
Скифы | Сарматы | Аланы [157]
Публикации, архивы, статьи.
Осетия [131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
Кавказ [15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
Ранняя история Алан [0]
Габуев.Т.А.

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1450

Форма входа

Логин:
Пароль:

Календарь новостей

«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 4
Гостей: 3
Пользователей: 1
Bogdanehj
Главная » 2013 » Март » 3 » Скифы и сарматы
Скифы и сарматы
21:48
Начало железного века. В VII веке до н. э. на Северном Кавказе начался железный век. Ф. Энгельс называет железо важнейшим сырьем, сыгравшим «революционную роль в истории. Оно сделало возможным полеводство на более крупных площадях, расчистку под пашню широких лесных пространств; оно дало ремесленнику орудия такой твердости и остроты, которым не мог противостоять ни один камень, ни один из известных тогда металлов».

Железные орудия облегчили человеческий труд и увеличили его производительность. Распространение железа ускорило развитие индивидуального хозяйства и частной собственности. Отдельная семья вела уже собственное хозяйство. Шло разложение первобытнообщинного строя, зарождались классовые отношения.

Последний период первобытнообщинного строя называют военной демократией. Освоение железа привело к быстрому развитию военного дела. Война превратилась в постоянный промысел. Верховная власть принадлежит народному собранию, где воины-общинники избирают вождей.

В конце VIII—начале VII вв. до н.э. на Северном Кавказе появились скифы.

Скифы. Скифы пришли на Кавказ из Северного Причерноморья. Там в VIII—VII вв. до н. э. сложился сильный союз скифских племен.

Выход скифов на историческую арену совпал с освоением железа и появлением кочевого скотоводства. Кочевое скотоводство — это тип хозяйства, при котором скот пасется круглый год, передвигаясь с одних пастбищ на другие. При этом почти все население кочует вместе со стадами. Скифы разводили овец и крупный рогатый скот, но основным их богатством были большие табуны лошадей. Для кочевника лошадь самое ценное животное. Она нужна и для верховой езды, и для передвижения повозок. Зимой лошадей пускали на пастбище первыми. Они копытами разбивали обледенелую снежную корку и выкапывали траву.

Часть скифов жила оседло и занималась земледелием.

Скифский союз состоял из трех групп племен. Во главе каждой стоял царь. Один из трех царей считался верховным. Власть царя передавалась по наследству. Большую часть скифов составляли свободные общинники, над которыми стояла военная знать.

Все скифы были воинами и участвовали в знаменитых скифских походах. В VII в. скифы вторглись в богатые страны Передней Азии, разгромили Мидию, Ассирию, Урарту и дошли до Сирии и Египта. Господство скифов в Азии продолжалось 28 лет, как пишет древнегреческий историк Геродот. Скифы ушли на родину только после того, как индийский царь Киаксар перебил приглашенных на пир скифских вождей.

Основой скифского войска была легкая конница, вооруженная луком и стрелами и копьем для метания. Но скифы знали и тяжелую панцирную кавалерию. Древнеримский писатель сообщает: «Скифская конница славится своими конями; рассказывают, что когда один царек, сражавшийся по вызову с врагом, был убит и победитель приблизился снять с него доспехи, то был убит конем побежденного посредством ударов копыт и кусанья».

Скифы сыграли выдающуюся роль в истории нашей страны. Высокая скифская культура стала основой культурного развития многих народов. Скифы связали отсталые северные племена с развитыми цивилизациями античного мира и Древнего Востока.

Своеобразие материальной культуры скифов особенно ярко проявилось в оружии, предметах конского убора и в зверином стиле. Скифский звериный стиль — это вещи с изображением животных в позах движения и борьбы. Северный Кавказ был одним из самых древних и богатых центров скифской культуры.

В грабительских походах, а затем в торговле с греческими колониями обогащалась скифская знать. Постепенно утверждались классовые отношения. В конце V — начале IV в. до н. э. возникло скифское государство, которое многие ученые называют рабовладельческим. Скифскому царю Атею Великому удалось создать крепкую державу. Он объединил всю Скифию и лишил власти других царей. Атей начал чеканить свою монету и собирался присоединить к своему царству земли за Дунаем. Однако там его постигла неудача. В 339 г. до н. э. македонский царь Филипп II нанес скифам сокрушительное поражение. Сам Атей, которому было тогда 90 лет, погиб в бою. Скифское царство просуществовало еще полтора века, но уже не достигло прежнего могущества и пало под натиском сарматов.

Сарматские племена. К востоку от Скифии, в степях между Доном, южным Уралом и Аральским морем, жили сарматы. Они были родственны скифам.

Сарматы вели кочевое скотоводческое хозяйство. Они владели отарами овец, табунами коней и стадами крупного рогатого скота. Чтобы круглый год обеспечивать скот кормом, сарматы совершали сезонные перекочевки. Зимой останавливались в постоянных лагерях-зимниках с деревянными домами.

Общественный строй сарматов был военно-демократическим. В раннюю пору их истории женщина занимала высокое положение в обществе. Сарматские женщины участвовали в войнах наравне с мужчинами. В IV в. до н. э. образовались сильные союзы сарматских племен. Быстро развивалось имущественное и социальное неравенство. Сарматская военная знать стремилась укрепить свое положение завоеванием богатых земледельческих районов Причерноморья, Северного Кавказа и Средней Азии.

Как раз к этому времени относится ослабление Скифии. Оно началось после гибели в 339 г. скифского царя Атея. Вначале отношения сарматов со скифами были в основном мирными. В войнах сарматы часто выступали союзниками скифов. В конце IV в., воспользовавшись падением ее могущества, сарматы начали наступление на Скифию.

Сарматы были очень воинственны. Их войско состояло из легкой и тяжелой (панцирной) конницы (см. рис. 5). Грозные сарматские дружины совершали походы в Закавказье и Среднюю Азию, на Северный Кавказ и в Причерноморье. В III— I вв. до н. э. сарматы завоевали скифские земли.


сарматский конный воин


Сарматские племенные союзы заняли огромные пространства в Европе и Азии. На землях к запасу от Днепра господствовали языги. Равнину между Днепром и Доном занимали роксаланы. В степях между Доном и Каспийским морем, между Волгой и Аральским морем жили аорсы. Равнины Северного Кавказа принадлежали сиракам и аорсам. Часть сарматов стала жить оседло, другие продолжали кочевать. Оседлые сарматы жили на Нижнем Дону, Кубани, Тереке и Сунже. Их занятиями были земледелие и скотоводство.

Сарматы держали в своих руках торговлю стран Востока с Европой, контролировали торговые пути из Восточной Европы в Среднюю Азию и Закавказье. Один из важных путей проходил по долинам Терека и Арагвы и назывался Сарматским. Сарматская знать богатела от выгод торговли и добычи, захваченной во время войн.

Культура сарматов была близка скифской, но имела собственные яркие черты. Сарматские ремесленники были прекрасными гончарами, ткачами, кузнецами, литейщиками, косторезами и ювелирами. Для сарматского искусства, как и для скифского, был характерен звериный стиль. Впоследствии сарматы создали особый «сарматский стиль», который широко распространился на Северном Кавказе и в восточной Европе. Характерная особенность этого стиля — украшение золотых вещей полудрагоценными цветными камнями.

Отношения скифов и сарматов с кобанцами. Скифы, а потом и сарматы пришли на Северный Кавказ не на короткое время. Иранские кочевники обживали этот край с VII в. до н. э. Они превратили его в часть Скифии, а затем Сарматии.

Скифы с самого начала завязали тесные отношения с кобанцами, ведь они были заинтересованы в использовании горных пастбищ и дорог через Кавказский хребет. Взаимоотношения скифов с местными племенами включали и военные столкновения, и мирные связи. Кобанцы подверглись сильному культурному влиянию скифов. В результате сложилась яркая и богатая культура смешанного типа, оказавшая большое воздействие на культурное развитие народов Северного Кавказа.

Интенсивные экономические, политические и военные связи с местным населением характерны и для сарматских союзов. Вместе с сарматами в далеких походах участвовали и горцы. Под влиянием северокавказского земледельческого населения сарматы переходили к оседлому образу жизни. Сарматы включали в свои союзы не только остатки скифских племен, но и кобанское население.

Язык скифов и сарматов. Племена скифов и сарматов близки по культуре и языку. Поэтому ученые называют все родственные скифо-сарматские наречия «скифским языком». Скифский язык относится к иранской группе индоевропейской языковой семьи. Традиция скифского языка продолжается в средние века аланским, а в наше время осетинским языком.

Источник:
Блиев М. М., Тургиев Т. Б. История Северной Осетии. Часть 1. Учебное пособие для 8-9 кл. Изд. 4-е. Владикавказ: Ир, 1994. С. 6 - 10.
Категория: История Осетии | Просмотров: 3941 | Добавил: 00mN1ck | Рейтинг: 5.0/1 |

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]