Меню сайта

Категории каталога

Аланы [42]
История Осетии [7]
Исторический атлас [21]
Тоннель истории
Южная Осетия [0]
"Южная Осетия в коллизиях российско-грузинских отношений" М.М. Блиев. 2006г.
Скифы [10]
Сарматы [4]

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1427

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Скифы | Фандаг | Сарматы | Аланы | Осетины | Осетия

Главная » Файлы » История Алании » Аланы

Арии
[ ] 10.06.2007, 18:21

Дороги народов североиранской культуры, к которой относятся аланы-осетины, пролегали по многим территориям и в различные времена. Иногда они переплетались, а иногда разбегались друг от друга, теряя родственные связи. Порой они обрывались, пропадая навечно под зыбучими песками истории, а то вдруг возникали как бы ниоткуда и в тех местах, где само их наличие было непредсказуемо. Мы попытаемся рассказать Вам небольшую историю, связанную с судьбой культуры алан-осетин.

Это было очень давно - более четырех тысяч лет назад. Человеческая цивилизация делала тогда первые свои шаги, многие из которых современная наука может уже воскресить. Климат на планете благоприятствовал расцвету первых земледельческих культур, сосредоточенных в теплой зоне Средиземного моря, Персидского залива, Индии. Но к северу и востоку от древних цивилизаций простирались девственные пространства степей и лесов, обитель первобытнообщинных племен, из недр которых впоследствии появятся новые народы и новые цивилизации. Сегодня этническое разнообразие или родство народов наука определяет по языковому признаку. Язык народа становится его родословной и визитной карточкой в Историю.

В те далекие времена великие цивилизации не обращали внимания на северо-восток, откуда придут герои нашего рассказа, «великие» были заняты собой. В Египте архитектор Имхотеп чертил контуры знаменитой Ступенчатой пирамиды для фараона Джосера, на шумерских равнинах бурно развивались первые города-государства Ур, Урук, Лагаш, в долине Инда строители укладывали кирпичи в стены домов Махеджо-Даро, а кузнецы эгейских островов отливали свою первую бронзу. Именно в те далекие времена происходит одно из самых выдающихся событий в истории человечества.

На территории от Дуная до Урала появляется этническая общность, выделившаяся из среды индоевропейских народов в отдельную группу – индоиранцев и называвшую себя «арии», «люди, принадлежащие к данному роду». Породившие их бескрайние и великие евразийские степи (рис. 1) станут на ближайшие три с половиной тысячи лет уникальным полигоном для их культуры, в своеобразных условиях которой будут взращены духовные и художественные ценности, повлиявшие на цивилизации древнего и современного мира. Выходцами из этих степей будут созданы священные гимны Ригведы и Авесты, из их среды выйдут великие реформаторы религий и преобразователи обществ.

Негативное отношение к слову «арии», все еще ассоциируется в нашем сознании с немецким фашизмом использовавшим слово в своих идеологических целях. Само же словосочетание «арийские племена» и «арийские языки» применимо только к древним иранцам и индийцам, а также к их языкам, так как восходит к самоназванию этих древних племен – «арья»(arya). В письменных памятниках древней Индии и древнего Ирана слово «арья» воспроизводилось в смысле «благородный, свободный человек». От слова «арья» позднее образовались названия: страны Иран, древней области – Ариана, долины индийской реки Ганг – Арьяварта, одной из групп осетин – ирон и многие др. Как мы видим, собственно к арийским народам могут быть причислены только древние иранцы и индийцы, а к арийским языкам – индийские и иранские. Именно эти народы и составили историко-культурную индоиранскую общность.
 

 

 

 
 
 
 
 
 

 

В тот далекий и загадочный период индийцы и иранцы поклонялись одним богам, совершая для них однородные священные обряды (рис. 2, а, б, в, г). Сходной была не только их космогония, но и социальная организация. Общество делилось на три социальные группы – жрецов, воинов и земледельцев-скотоводов. Арии первыми в Старом свете приручили лошадь, изобрели колесо со спицами и колесницу, т.е. первое средство передвижения. Обретенная с этим открытием пространственная свобода позволила выделить из общей этнической массы индоиранцев динамичные пастушеские племена, сумевшие покорить бескрайнюю степь. С переходом к подвижным формам хозяйства арии создали все предпосылки для успешного кочевого скотоводства.

Менялись столетия, меняя облик древних цивилизаций. В Египте новый темнокожий фараон Ментухотпе провозглашает начало Среднего царства. На Крите расцветает минойская цивилизация. В то же время начинается закат Хараппской культуры в долине Инда. Шумеры передают политическую власть Вавилонии и Ассирии. Постепенно трансформируется и мир евразийских кочевников. Перемены в хозяйстве, успехи в металлургии, введение новой тактики боя, выделение в обществе привилегированных воинов-колесничих, а возможно и климатические изменения (наступление глобального похолодания) в середине II тыс. до н.э., привели к серьезным сдвигам в жизни евразийских степных племен, закончившимся окончательным распадом индоиранской общности.

Одно из племенных объединений ариев уходит из южнорусских степей, через Кавказ, в Переднюю Азию. Обладая новым знанием, арии обучают переднеазийские народы приемам тренировки лошадей и тактике колесничего боя, но ассимилированные ими исчезают с исторической арены. Время часто будет менять этническое лицо древнего народа, оставляя актуальным их культурное наследие. В договоре XIV в. до н.э. хеттского царя Шиппилулиумы I с царем Митанни Куртивазой упоминаются арийские, протоиндийские боги Митра, Варуна, Индра и (два) Насатья, а в другом хеттском тексте того же времени, известном под названием как «текст Киккули», отмечены арийские термины конноспортивной тренировки. Эту невероятную устойчивость их культуры мы будем постоянно отмечать на протяжении всей последующей человеческой истории.

В это же время другие арии (индоарии) двинулись из областей Средней Азии, через территорию занимаемую современным Таджикистаном, на северо-запад Индостана в области Гомал, Сват и Гандхару, переходя туда отдельными группами по горным перевалам Памира и Тянь-Шаня. Их трудный путь ученые проследили по оставленным могильникам, обрядовым захоронениям коней и наскальным изображениям колесниц (рис. 3, а). Через тысячелетие, этой же дорогой пройдут и их далекие потомки, восточные родственники скифов, сако-массагеты. Новый арийский народ Индии частично изменит свою материальную культуру, быт и привычки под влиянием местных условий и аборигенных народов, но сохранит при этом верность религии предков и консервативные законы своей древней духовной культуры.
 
Категория: Аланы | Добавил: fandag
Просмотров: 12159 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Схожие материалы:
Всего комментариев: 1
0
1  
Интересно было бы узнать антропологические данные аланов-ариев, ибо насколько мне становится понятным вкупе с мнениями таких видных ученых как граф Артюр де Гобино - аланы (асы, осетины) сохранили чистоту крови белой расы.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]