Меню сайта

Разделы новостей

История Осетии [64]
Скифы | Сарматы | Аланы [157]
Публикации, архивы, статьи.
Осетия [131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
Кавказ [15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
Ранняя история Алан [0]
Габуев.Т.А.

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1450

Форма входа

Календарь новостей

«  Январь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Январь » 9 » «НАПИТОК БЕССМЕРТИЯ»
«НАПИТОК БЕССМЕРТИЯ»
16:55
Ритуал сомы занимал большое место в религии древних ариев. Соме целиком посвяще-
ны одна из десяти книг «Ригведы» и некоторые гимны других книг. Слово «сома» — иранское
«хаума» — образовано от глагола «су» («ху») — «выжимать, приготовлять сок». Сомой-
хаумой называли растение и сок, который из него получали, а также их божество. Представле-
ние об этом священном растении и соответствующий ритуал восходят к общеарийскому пе-
риоду. «Ригведа» и «Авеста» дают схожие описания способа приготовления опьяняющего на-
питка — сомы: собранное растение мочили в воде, толкли пестом в ступе или выжимали из
него сок специальными каменными давильными прессами. Сок процеживали сквозь цедилку и
наполняли им сосуды, в которых он смешивался с водой, молоком, ячменными зернами, кис-
лым молоком. Полученная смесь бродила, приобретая особый вкус и способность оказывать
возбуждающее действие.
Соме приписывались особые чудодейственные свойства. Ее пили жрецы во время риту-
альных церемоний и жертвоприношений, возливали в жертвенный огонь, приносили в жертву
различным богам. Сома считалась напитком бессмертия («амритой») богов; «дарующей бес-
смертие» называлась и хаума. Древние индийцы и иранцы верили, что этот напиток давал бо-
гам необъятную силу и могущество; даже великий бог Индра, чтобы убить дракона Вритру,
выпил священную сому. Человеку, выжимающему и возливающему сому, пьющему ее, сома
будто бы дарила продление жизни, исцеление от болезней, приток энергии и жизненной силы.
«О, сома-царь, продли нам сроки жизни, как солнце — весенние дни. Продли нам жизненный
срок, о сома, чтобы мы жили» («Ригведа»). «Я призываю опьянение тобой, о золотистый хау-
ма, — силу, победоносность, исцеление, энергию для тела, всестороннее знание» («Авеста»).
«Отвращающим смерть», дарующим «долгую жизнь», «целительным» называют хауму свя-
щенные тексты зороастрийцев.
В зороастризме, в ведийской религии и индуизме жертвоприношение хаумы-сомы —
одна из основных частей священного ритуала, рассматриваемая как акт приобщения к богам,
их бессмертию и вечной жизни. Такое значение ритуал сомы имел уже в общеарийский пери-
од. Много позднее, в развитых формах религий индийских и иранских народов, например в
зороастризме, этот ритуал в значительной степени выступает лишь как обрядовый символ
приобщения к божеству. Уже в древних ведийских и авестийских книгах опьянение сомой и
хаумой как божественное, священнодейственное, вещее противопоставляется иным видам
опьянения, которые в священных текстах порицаются. В одном из ведийских сочинений «Ша-
тапатхе-Брахмане» говорится: «Сома — это процветание и свет, сура — несчастие и темнота»
(сура — ведийское название обычного, «светского» хмельного напитка). Аналогичное утвер-
ждение встречается в «Авесте»: «все другие хмельные напитки» приводят к демону гнева и
неистовства, «и только он, напиток хаумы», ведет к священной истине.
Древние черты культа сомы наиболее отчетливо выражены в Ведах. Сома — напиток и
божество экстаза, это и само состояние экстаза, но возбуждение особого свойства, как бы при-
открывающее тайны божественной силы: «клокочет страсть и неистовство, о капля сомы».
«Мы выпили сомы, мы стали бессмертными, мы достигли света, мы нашли богов», — поется в
одном из гимнов «Ригведы». Яркими эпитетами награждали сому авторы гимнов, называли
мудрым, вдохновляющим, поющим, упоительным, чарующим, владыкой мысли, лучшим от-
крывателем просторов, наполняющим сердце, вождем поэтов.

Сцена ритуального опьянения. Кушанская эпоха. Музей в Матхуре
Культ сомы был тесно связан с магическим песнопением. Священные заклинания —
мантры — произносили жрецы при приготовлении и возлиянии сомы; в состоянии экстаза пе-
лись гимны о соме: «Как ездок погоняет коня, так и пение возбуждает сому». И вместе с тем
сама сома, верили авторы священных текстов, рождает гимны, она — отец гимнов, владыка
песни, опьяненный сомой подобен певцу: пребывая в экстазе, он одновременно и чародей,
знающий силу божественных заклинаний.
Прозорливцы приветствовали Сому криками,
Певцы во главе жертвы,
Имея любимого перед глазами.
Авторы гимнов «Ригведы» считали, что сома подобно ветрам ввысь несет каждого, кто
приобщается к ее таинствам, способна доставить верующего в бессмертную, нерушимую оби-
тель богов, туда, где «светящиеся миры... где высшее место солнца... где пребывают радость и
веселье».
Как ведийские жрецы при, исполнении обряда сомы произносили заклинания-мантры,
так и в «Авесте» говорится, что хаума является «защитой и опорой» мантры — священного
магического слова; хаума дарует «всестороннее знание», проникновение в тайное.
С конца XVIII в. вплоть до настоящего времени ученые ведут жаркие споры о том, ка-
кое же растение «скрывается» под сомой (хаумой). Предлагались самые разные идентифика-
ции: вереск, разновидность горной руты, грибы, эфедра, молочай, конопля и т.д. Дело в том,
что, когда ученые заинтересовались этим вопросом, у последователей индуизма и зороастриз-
ма для приготовления ритуального напитка употреблялись различные растения.
Попытки точно определить, какое же именно растение предки индоиранцев называли
сомой, вряд ли смогут привести к бесспорной идентификации. На протяжении своей многове-
ковой истории предки авестийских иранцев и индийских ариев расселялись по обширным тер-
риториям с различными географическими условиями, климатом, растительностью. Следуя
своим культовым традициям, они изготовляли ритуальные напитки, находя пригодные для
этого растения; в разных географических зонах ими являлись, очевидно, различные «плоды
земли», дававшие необходимый культовый эффект. Еще в ранних индийских сочинениях за-
фиксировано положение, по которому разрешалось заменять традиционный вид «сомы» неко-
торыми другими растениями — травами, злаками, кустарниками. Но все они должны были об-
ладать сходными свойствами, оказывать эйфорическое воздействие. Уже ранний комментатор
«Ригведы» Саяна писал, что если невозможно добыть точно ту сому, о которой говорит свя-
щенное писание, то следует взять «путику» — определенный вид вьющегося растения; если
нет и ее, то темную траву «арджунани». Ритуальные тексты разрешают в качестве «замените-
лей» сомы применять зерна ячменя, некоторые сорта пахучих трав и т.д.
Современные зороастрийцы — парсы — для изготовления хаумы обычно употребляют
эфедру. Еще в работах XIX в. было высказано предположение, что именно эфедра и являлась
тем растением, которое предки ариев называли сомой16.
КОНОПЛЯ, БЕЛЕНА, МУХОМОРЫ
Еще одно любопытное отождествление сомы — конопля. Некоторые ученые полагают,
что получаемые из конопли наркотические средства по своему эффекту более всего соответст-
вуют тому действию, которое часто приписывается соме в «Ригведе». Во многих древнеин-
дийских сочинениях начиная с «Атхарваведы» упоминается «бханга» — конопля и получае-
мый из нее возбуждающий напиток. То же слово в современных индийских языках — «бханг»,
или «банг», — означает сильно действующий наркотик, примешиваемый к возбуждающему
снадобью или вдыхаемый при курении (бханг также связан с культом ряда индуистских бо-
гов — Шивы, богини Дурги и др.).
Об этих свойствах конопли в глубокой древности было известно и иранским племенам,
в том числе скифам, которые использовали коноплю в культовых обрядах. Интересное свиде-
тельство об этом сохранил Геродот: скифы «ставят три шеста, наклоненные один к другому,
натягивают на них шерстяные войлоки и как можно плотнее стягивают их между собой, затем
бросают раскаленные докрасна камни в сосуд, стоящий между этими шестами и войлоками. В
их земле растет конопля — растение, весьма похожее на лен, но гораздо толще и выше его;
она там растет и в диком состоянии и засевается... Скифы берут семена конопли, подлезают
под войлоки и там бросают семена на раскаленные камни; от этих семян поднимается такой
дым и пар, что никакая эллинская паровая баня не превзойдет этой. Скифы наслаждаются ею и
громко воют...»
16 Эфедра — полукустарник из семейства хвойниковых. Она растет на крайнем северо-западе Индии, в
Афганистане, Иране. Различные виды эфедры распространены на обширной территории, включая Иран, Цен-
тральную Азию, Юго-Восточную Европу. Русские областные названия эфедры: «степная малина», «бирючьи яго-
ды», «ягодный хвойник», «калмыцкий ладан» и др.
Категория: Скифы | Сарматы | Аланы | Просмотров: 6856 | Добавил: Рухс | Рейтинг: 4.3/3 |

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]