История Осетии [64] |
Скифы | Сарматы | Аланы
[157]
Публикации, архивы, статьи.
|
Осетия
[131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
|
Кавказ
[15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
|
Ранняя история Алан
[0]
Габуев.Т.А.
|
Экономическое положение и общественный строй | 03:08 |
Территория и население Осетии. После походов Тимура осетинский народ оказался на грани исчезновения. Остатки населения когда-то могущественной Алании спасались в горных ущельях. Точных сведений о численности осетин в XV в. не сохранилось. Ясно лишь то, что их было очень мало. Но постепенно народ справился с трудностями и начал расти. В середине XVIII века на небольшой территории Осетии жили уже 200 тысяч человек. Осетия занимала горные ущелья Центрального Кавказа. На юге она граничила с Грузией, на севере с Кабардой, на востоке с Ингушетией и на западе с Балкарией. Северная Осетия располагалась на северном склоне Кавказских гор. Она делилась на пять обществ: Тагаурское, Куртатинское, Алагирское, Туальское и Дигорское. Каждое общество занимало одно или несколько ущелий. Горный рельеф затруднял хозяйственные и политические связи между осетинскими обществами. Поэтому первоначально они жили обособленно друг от друга. Через Северную Осетию проходили важные пути, известные сейчас как Военно-Осетинская и Военно-Грузинская дороги. Они соединяли Осетию с Грузией, Кабардой и другими районами Кавказа. В горах мало земли, удобной для сельского хозяйства. Да еще сама природа ограничила возможности использовать эту землю. Высокогорные альпийские луга могут служить прекрасными пастбищами. Поросшие травой горные склоны — это сенокосы. И только очень редкие в горах ровные участки годились для земледелия. Скотоводство. Главным занятием осетин было скотоводство. Климат и земельный фонд Осетии наиболее благоприятны для разведения скота. Разводили в основном овец и коз, легко взбиравшихся на альпийские пастбища. «Стада овец являются главным богатством народа»,— писал путешественник. Продукты животноводства — молоко, сыр, масло, мясо — шли и пищу. Из шерсти и шкур изготовляли верхнюю одежду, из кож делали пояса, конскую сбрую и многое другое. Крупный рогатый скот, ослов и мулов использовали как тягловую силу. Очень высоко в Осетии ценились лошади. Их не запрягали и берегли для верховой езды. Занимаясь скотоводством, осетины должны были преодолевать большие трудности. В горах рано выпадал снег, и скот лишался подножного корма. Небольшие покосы не обеспечивали скот зимним запасом сена. Лишь осетинские феодалы могли арендовать у кабардинских князей пастбища и выгонять свои стада весной и осенью на предгорную равнину. Земледелие. Еще большего труда требовало от горца земледелие. Чтобы посеять хлеб, нужно было очистить пашню от щебня, оградить от обвалов и оползней, внести удобрения. Часто осетины создавали небольшие участки пахотной земли в виде террас на горных склонах. Земля в Осетии имела очень высокую цену. В XVIII веке за несколько квадратных саженей отдавали раба или 100—160 овец. Орудия обработки земли были очень простыми. Пахали деревянной сохой с железным лемехом. Бороновали связанными е ряд ветвями дерева. Осетинский крестьянин пользовался также железной мотыгой и серпом (см. рис. 9). Сеяли в горах пшеницу, ячмень, овес. Жали хлеб небольшими серпами или косили. Скошенный хлеб молотили, разбивая колосья палкой или водя по снопам быков. Молотили и другим, более совершенным способом. Для этого лошадь впрягали в тяжелый деревянный или каменный каток с зазубринами. Он катился по колосьям и вылущивал из них зерно. Занимались осетины и огородничеством. Они выращивали табак, редьку, лук и репу. В XVIII в. появились первые фруктовые сады. Ремесла и промыслы. Осетины были хорошими строителями. Они строили из камня многоярусные жилые дома, боевые и жилые башни. В Осетии умели прекрасно обработать дерево, металл, кость. Из добытой руды плавили серебро и свинец. Осетины сами приготовляли порох. Женщины валяли бурки, ткали шерстяные и шелковые ткани, ковры. Мужчины выделывали из кожи ремни, обувь и другие необходимые вещи. Все это умели делать в каждой осетинской семье. Отдельными ремеслами стали только кузнечное дело, обработка камня, производство холодного и огнестрельного оружия. Важную роль с хозяйстве осетин играла торговля. Продукты своего сельского хозяйства и ремесла осетины обменивали или продавали в Грузии и Кабарде, а в XVIII в. — в русских крепостях Кизляре и Моздоке. Взамен осетины брали железо, соль бумажные ткани, стеклянную посуду, золотые и серебряные нити и другие товары. Большим подспорьем в хозяйстве осетин была охота. Охотились обычно поздней осенью и зимой, в свободное от сельскохозяйственных работ время. В горах водилось много диких животных. Осетины охотились на тура и серну, реже — на медведя лисицу и птиц. На охоту ходили группами или в одиночку. Су шествовал специальный охотничий язык и строгие правила поведения во время охоты. По древнему обычаю добыча делилась между участниками охоты. Сохранились песни и легенды о знаменитых осетинских охотниках, например, о Дзудты Кудзи. Феодальные отношения. В Осетии господствовали феодальные отношения. Основой феодализма являлась собственность на землю. Феодалы сосредоточили в своих руках пастбища и значительную долю других угодий. Поэтому крестьяне были вынуждены отдавать господам часть продуктов своего труда. Ведь иначе феодал не разрешал пользоваться землей. Без пастбищ, которыми особенно дорожили осетинские феодалы, крестьянин вообще не мог обходиться, так как главной отраслью хозяйства в горах было скотоводство. Для феодальных отношений в Осетии, как и в других странах, были характерны низкий уровень развития техники и натуральное хозяйство. Своеобразие феодальных отношений в Осетии состояло в том, что крестьяне оставались свободными. Развитие феодализма в разных осетинских обществах было неравномерным. Наиболее развитые феодальные отношения существовали в Тагаурском и Дигорском обществах. Эти общества имели регулярные внешние экономические связи, а самое главное — тагаурцы и дигорцы были богаче землей, удобной для ведения хозяйства. Население Осетии делилось на несколько сословий. В разных обществах по-разному именовали представителей высшего сословия — феодалов. В Тагаурском обществе их называли тагиата, в Дигорском — баделята, в других обществах — уазданы. Феодалы составляли господствующий класс осетинского общества. Крестьяне делились на несколько групп. Сословие фарсаглагов (в Дигории их называли адамихатами) составляло большую часть крестьянства Осетии. Фарсаглаги, живя на земле феодала, несли в его пользу повинности. Ежегодно фарсаглагская семья выставляла одного работника на три дня. В конце года крестьянин приносил феодалу часть своего урожая и копну сена, привозил арбу дров, отдавал барана и ягненка. Фарсаглаг мог свободно переходить от одного феодала к другому, но при этом все его постройки (дом, хлев и т. д.) оставались в собственности у прежнего господина. По первому зову феодала фарсаглаг являлся в полном вооружении и следовал с господином в поход, набег или путешествие. Другим крестьянским сословием были кавдасарды (в Дигории — кумаяги). Кавдасарды — это дети феодала от второй жены и их потомки. Вторая жена бралась феодалом из крестьянской семьи и называлась номылус. Ее дети считались низкорожденными, хотя они носили благородную фамилию отца. Кавдасарды делали всю работу в доме феодала. Сами представители высшего сословия считали хозяйственные занятия ниже своего достоинства. В Осетии существовало сословие рабов и холопов. По-осетински такого человека называли кусаг. Рабами становились пленные или купленные невольники. Рабы считались полной собственностью хозяина. Их можно было продать или подарить, как вешь. Рабов в Осетии было мало. В осетинских обществах происходила острая классовая борьба, присущая феодальному строю. Часто она выражалась в кровной мести, абречестве, в убийстве отдельных феодалов. Политическое устройство. Осетия представляла собой феодально-раздробленную страну. В ней не было централизованной власти. Но осетинские общества никогда не забывали о своем прошлом единстве. В XVIII в. был известен герб Осетии (см. рис. 10) и наблюдалось стремление разрозненных обществ к объединению. Все вопросы, касавшиеся общественной и политической жизни, первоначально решались народным собранием. Впоследствии в Тагаурском и Дигорском обществах народное собрание (по-осетински ныхас) отошло на второй план. Важные решения усилившиеся феодалы стали принимать без участия народа. Отношения между классами, сословиями, фамилиями регулировались обычаями и традициями, которые складывались на протяжении многих поколений. В случае конфликтов или преступлений осетины собирали посреднический суд из мудрых и уважаемых людей. Судьи выносили решение в соответствии с традиционными нормами. Источник: Блиев М. М., Тургиев Т. Б. История Северной Осетии. Часть 1. Учебное пособие для 8-9 кл. Изд. 4-е. Владикавказ: Ир, 1994. С. 30 - 33. | |
Категория: История Осетии | Просмотров: 3399 | Добавил: 00mN1ck | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |