История Осетии [64] |
Скифы | Сарматы | Аланы
[157]
Публикации, архивы, статьи.
|
Осетия
[131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
|
Кавказ
[15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
|
Ранняя история Алан
[0]
Габуев.Т.А.
|
« Август 2012 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
К истории герба Осетии | 23:07 |
Аслан Цуциев 24 ноября 1994 года Северная Осетия–Алания обрела один из своих официальных символов – государственный герб республики в его нынешнем виде. Именно в этот день местным парламентом был принят «Закон о Государственном гербе Республики Северная Осетия–Алания», согласно которому он представляет собой «круглый геральдический щит. В червленом (красном) поле на золотой земле идущий золотой с черными пятнами барс; позади него семь серебряных гор (одна, три и три)». Автором герба является заслуженный художник России и РСО–Алании Мурат Джигкаев. Тот же рисунок лег в основу герба Республики Южная Осетия, хотя на юге Осетии современный герб был официально утвержден пятью годами позже, 19 мая 1999 года. До того, с марта 1992 года, герб Южной Осетии представлял собой геральдическую композицию, в центре которой помещен золотистого цвета орел с поднятыми кверху крыльями, на груди которого изображен щит с бело-красно-желтым солярным знаком, а над головой – чаша Уацамонга. Авторы первого герба независимой Южной Осетии – народный художник Республики Южная Осетия Тамерлан Цховребов и нынешний посол РЮО в России Дмитрий Медоев. Где же берет свое начало современный герб Осетии? Откуда происходит изображение этого грациозного хищника на фоне горного кряжа? Основой его, как известно, служит рисунок, выполненный 22 января 1735 года грузинским царевичем Вахушти Багратиони. В составленном им атласе «Карта Иберийского царства или всей Грузии» он изобразил шестнадцать гербов-знамен грузинских феодальных владений и царств, а также соседних с Грузией держав. Карта некоторое время принадлежала князю Г.А.Потемкину, затем хранилась в Казанском университете. Ныне она находится в Институте рукописей им. К.С. Кекелидзе АН Грузии. Именно на ней мы впервые видим штандарт с фигурой идущего влево барса на фоне горной цепи. Над гербом грузинская надпись «Овсэтиса» - «(герб/знамя) Осетии». Рисунок барса, выполненный Вахушти, конечно не является самым старым на Кавказе изображением этого священного тотемного животного. Древнейшим из известных на настоящий момент является изображение барса на уникальном по декору сосуде майкопской культуры (III тыс. до н.э.), обнаруженном археологом Петром Козаевым в районе с.Сунжа. Барс вообще достаточно популярный на Кавказе зверь, наделенный героическими и даже магическими качествами. Образ барса мы встречаем в осетинском Нартовском эпосе. Известный этнолог Вилен Уарзиати писал: «идеальный герой Батраз персонифицируется сказителями в образе барса». В сказании «Смерть Хамыца» Сырдон восклицает: «О, собачьи нарты! Его вы убили, но с высоты на вас барс глядит». А говорил так Сырдон о Батразе, сыне Хамыца. В.Уарзиати отмечает, что «это не простой барс. Он защитник и кровомститель, взирающий на происходящие несправедливости с высоты». Именно в таком контексте следует понимать и фигуру витязя в барсовой шкуре Тариела, героя поэмы Шота Руставели, прообразом которого, по мнению многих исследователей, был аланский царевич Сослан-Давид. Шкуру барса носил и другой эпический герой, Рустам из «Шахнаме» Фирдоуси… Еще одно весьма близкое к рисунку Вахушти, но гораздо более древнее изображение, происходит из Центральной Азии. В 1959 году казахским археологом Камилем Акишевым в 50 км восточнее г.Алматы был исследован курганный могильник Иссык, где было обнаружено исключительно богатое погребение сакского (восточно-скифского) вождя. В могиле, датированной V–IV вв. до н.э., было найдено свыше четырех тысяч золотых предметов. Для нас в данном случае особый интерес представляет серия золотых бляшек, украшавших головной убор погребенного. Большинство из них изображают кошачьего хищника и горную цепь с острыми вершинами. Иное стилистическое исполнение иссыкской сцены ни в коей мере не ставит под сомнение ее смысловую близость с рисунком Вахушти. Вероятно, именно иссыкские находки вдохновили казахского художника Ш. Ниязбекова на создание герба г. Алматы. Именно его рисунок победил в конкурсе и в 1993 году стал новым гербом «южной столицы» Казахстана, так похожим на герб Осетии: «герб представляет собой основу в виде круглого восточного щита, на переднем плане которого изображен снежный барс, держащий в пасти ветку с семью яблоневыми цветами... Барс уверенной поступью шагает вперед, его правая лапа приподнята вверх для следующего шага вперед…На заднем плане изображена снежная вершина величественных гор Алатау». Но, пожалуй, самым неожиданным можно назвать появление барса в русской геральдике. Хотя на Руси никогда не водились эти крупные кошки, на гербе одного из древнейших северо-западных городов, Пскова, изображен золотой барс в голубом поле, над ним – благословляющая десница. Многие исследователи отмечают, что династической эмблемой владимиро-суздальских князей являлась фигура барса, к их числу принадлежал Александр Невский, на щите которого также был изображен этот хищник. В конце XIV в. «на московских монетах часто чеканился барс – герб великих князей владимирских, для того чтобы подчеркнуть преемственность власти», писал известный археолог Даниил Авдусин. Откуда же в русской геральдике «лютый зверь»/барс? Анатолий Вершинский, специально занявшийся поиском ответа на этот вопрос, отмечает: «Герб нельзя похитить, но можно завоевать, заслужить, унаследовать. Вспомним, как России достался ее двуглавый орел. Московский великий князь Иван III приобрел право на этот символ, женившись на племяннице византийского императора Софье Палеолог. Если мы уверены, что геральдической эмблемой владимирских князей стал барс (а сомневаться в том нет оснований), и если мы полагаем, что эта эмблема была ими не присвоена, а получена в порядке правопреемства от союзной, единоверной державы, то нам остается поискать в числе православных государств XII в. такие, в чьей символике достоверно или с большой долей вероятности присутствовала фигура барса и чье положение союзника Руси подтверждают источники. Единственным кандидатом на эту роль представляется православная Алания… Появление барса в символике государей Владимиро-Суздальской Руси в немалой степени объясняется тем, что во второй половине XII в. были установлены тесные, близкородственные связи между владимирскими великими князьями и владетелями Алании, прямой наследницы скифо-сарматского мира». Как известно, первой женой князя Всеволода Большое Гнездо была ясыня (аланка) Мария. Видимо, вместе с супругой Всеволод Юрьевич приобрел право владеть и аланской царской символикой – изображением барса. «А значит, обрели это право и их наследники, в числе которых – внук Александр, утвердившийся в Новгороде и освободивший от немцев Псков», заключает А.Вершинский. На наш взгляд, вполне правдоподобная версия. Таковы некоторые страницы истории герба Осетии и некоторые его геральдические параллели. Это лишь несколько шагов, сделанных аланским барсом. Остальные – еще ждут своих исследователей. | |
Категория: История Осетии | Просмотров: 9120 | Добавил: 00mN1ck | Рейтинг: 5.0/3 | |
Всего комментариев: 0 | |