История Осетии [64] |
Скифы | Сарматы | Аланы
[157]
Публикации, архивы, статьи.
|
Осетия
[131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
|
Кавказ
[15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
|
Ранняя история Алан
[0]
Габуев.Т.А.
|
Осетинская диаспора | 02:38 |
Переселение осетин в Турцию В условиях поражения освободительного движения народов Северного Кавказа царская администрация изыскивает новые средства и пути упрочения здесь военно-колониального режима. Одним из таких путей было высвобождение значительных площадей плодородных земель на Кавказе с целью заселения их русскими крестьянами из центральных губерний России, а также казачеством. В выселении же с обжитых мест «неспокойного» горского населения царизму во многом помогла политика турецкого правительства, преследующего свои далеко идущие планы использования горцев против России. Особенно усилилась деятельность турецких агентов на Кавказе в 50-х гг. XIX в. Переселение вначале носило добровольный характер и облекалось в форму поездки в Мекку для поклонения святым местам. Паломникам выдавали отпускные билеты сроком на один год, затем на шесть месяцев. Но большинство из них распродавало свое имущество и уезжало в Турцию целыми семействами, намереваясь навсегда поселиться там. Идеей переселения оказывались заражены и отдельные осетины-христиане. Например, в жалобе хехесов от 12 декабря 1859 г., подписанной от имени 80 дворов, говорилось о том, что их не пускают на поселение в Вольно-Христиановский аул, и содержалась просьба о разрешении переселиться «в чужестранные земли, как-то в Турцию или в другое место». В 1859 г. в Турцию переселилась группа осетин во главе с дигорским алдаром Абисаловым. За ними последовали другие дигорские бадилята, а также фарсаглаги Кусовы и Козыревы (из Кардиусара). В сентябре 1859 г. с прошением к главнокомандующему Кавказской армией о переселении в Турцию обратились жители аула Вольно-Магометанского. Их просьба была удовлетворена, хотя переселились единицы. В 1860 г. из Владикавказского военного округа в Турцию, по сведениям администрации, «ушли» лишь «некоторые жители». Предположительно, в 1859-1860 гг в Турцию переселилось около трех тыс. человек. 90 семейств переселенцев, разочаровавшись в «стране обетованной», сразу же вернулись на родину. Они стали активно выступать против переселения. Тем не менее, весной 1861 г. «дозволение» на переселение получили 150 семейств из Тагаурии. Паломников в Мекку царские власти распоряжением от 23 марта 1861 г. стали отправлять уже не во временный отпуск, а «на переселение», возвращенцев же, противодействующих переселению горцев в Турцию, предписывалось ссылать на жительство во внутренние губернии России как бездомных. В начале 60-х гг. на Северном Кавказе признаки глубокого недовольства новыми царскими порядками стали явными. Распространялись слухи о введении солдатчины на Кавказе, о запретах на исповедание ислама. Летом 1865 I. «правильно организованное» переселение из Терской области в Турцию достигло своего апогея. Рассчитанная на два-три года, эта кампания летом 1865 г. была приостановлена ввиду отказа турецкой стороны от приема новых переселенцев. Из Осетинского округа переселилось до 45 семейств, или около 350 человек, спровоцированных генералом Муссой Кундуховым. Переселились главным образом алдары, убедившиеся в неизбежности отмены крепостного права в Северной Осетии. Фарсаглаги, получившие от правительства земли на равнине, остались глухи к идеям переселения. Большинство холопов и кавдасардов отказались покинуть родину. Особую группу составили т.н. «мухаджиры», покинувшие Кавказ в ходе русско-кавказской войны. Среди них были представители многих народов Кавказа, в т.ч. и осетины. По официальным данным Российской пограничной службы, Кавказ покинуло (больше всего в 1864 г.) ок. 500 тыс. человек (в литературе встречается цифры от 1,0 до 2,5 млн. человек). Все они переселились в различные регионы Османской империи, но больше всего на Малоазиатский полуостров и стали известны там под собирательным названием «черкесы». Из Северной Осетии - страны с преимущественно христианским населением - в Турцию эмигрировало относительно небольшое число жителей. Масса эмигрантов желала вернуться на родину, но в 1865 г. предписанием императора Александра II вопрос об их возвращении в Россию был снят с повестки дня. В первые десятилетия пребывания в Турции осетины компактными группами селились в сельской местности. Сейчас число осетинских сел заметно сократилось. Среди них можно назвать такие, как Батманташ, Бозат, Бойалык, Кайапуал, Карабаджах, Хамамли, Хулык и др. В селении Пойразлы, например, расположенном в 250 км от Анкары, в 142 дворах живут представители 18 осетинских фамилий, среди которых: Косхарати — 8 дворов, Кинати — 8 дворов, Зикоти — 5 дворов, Гадоти — 3 двора, Дзансхоти - 4 двора, Марсенти - 2 двора (1988 г.). Осетинские фамилии отмечены и в других районах Турции. Вот некоторые из них: Ацати, Бабукати, Балиоти, Газети, Джапарти, Догати, Закети, Итазати, Кангурати, Кезиати, Макарати, Мусалати, Самбегти, Тиморти и др. Вероятно, представители этих фамилий переселились в Турцию полностью. По данным самих турецких осетин, приведенным во Владикавказе на Международном конгрессе соотечественников в сентябре 1992 г., в Турции насчитывается свыше ста осетинских фамилий, а общая численность всех осетин достигает 20-ти тыс. человек. Из них по-осетински говорят пять тыс. человек. Большинство живет в городах, в Анкаре и Стамбуле. В 1989 г. в Турции был создан «Фонд культурной помощи АЛАН». Президентом фонда стал полковник Мурат Хосонти. В настоящее время фонд возглавляет Ремзи Канукати, а секретарем избран Сафа Батиати. Фонд планирует установить тесные всесторонние контакты с Осетией («Дарьял». №2, 1995) Эмиграция в дальнее зарубежье Около тридцати осетинских фамилий зарегистрировано в Сирии, где по данным Азамата Албегати, число осетин насчитывает более тысячи человек (1992 г.). Немногочисленная группа осетин проживает во Франции, в том числе в Париже - около двадцати человек. Председателем Ассоциации осетин во Франции избрана Т.С. Битарова (1992 г.). В Америке первые осетины появились в конце XIX в. В основном это были приезжавшие на заработки. Поток желающих был настолько велик, что во Владикавказе в 1885 г. открылось «Русско-американское торговое пароходное общество», предоставлявшее определенные услуги отъезжающим. Многие возвращались на родину, но какая-то часть «отходников» осталась в Америке (главным образом в США), навсегда. По неполным данным, в конце XIX начале XX веков в Америке, Австралии, Манчжурии и других странах осетин-отходников насчитывалось более 15 тыс. человек. После Октябрьского переворота и гражданской войны часть осетин, не принявших новый порядок, вынуждена была эмигрировать. Они оказались в самых разных странах: Турции, Болгарии, Югославии, Франции, Англии, Германии, Японии, Китае, США. Среди них было много казаков-терцев. Известно, что в 1952-1971 гг. войсковым атаманом Терского казачьего войска в эмиграции был генерал-майор К.К. Агоев, затем - Э.З. Мистулов. Г.С. Тускаев, проживающий в Нью-Йорке (США) несколько лет был заместителем Войскового атамана ТКВ в Зарубежье. В наше время волею судеб некоторые осетины продолжали покидать родину. В г. Сакраменто в Калифорнии проживает группа осетин-баптистов, выехавших в США по религиозным мотивам в конце 1980-х гг. (глава общины - Н. Гудиев). В Париже оказалась журналистка Ф. Салказанова, в Швеции (г. Упсала) живет с семьей почетная гражданка Владикавказа А. Ботоева. Источник: Осетия. Историко-этнографический справочник / Сост.: Торчинов В.А., Кисиев М.Ш.–СПб.–Владикавказ, 1998.–С.43–45. | |
Категория: Осетия | Просмотров: 2630 | Добавил: 00mN1ck | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |