Судя по материалам «Ригведы», индоарии уже в тот период вступили в тесное взаимо- действие с местным доарийским населением. В гимнах упоминается об их столкновениях с племенами, которые произносят «оскверняющие» слова, не почитают истинных (т.е. арий- ских) богов, следуют странным обычаям и ритуалам. Данные лингвистики позволяют просле- дить процесс взаимодействия индоариев с доарийскими этносами — протомундами и протод- равидами (труды Т.Барроу, М.Эмено, Ф.Кейпера, М.Майрхофера, Я.Гонды). В «Ригведе» встречается несколько слов с явно мундской (и шире — аустроазиатской) этимологией; они относятся к названиям растений и животных, сфере духовной и материальной культуры. Так, согласно Я.Гонде, вполне возможна протомундская этимология встречающегося в «Ригведе» слова «балбаджа». Эта название особой травы, которая употреблялась в религиозных церемо- ниях (о ней сообщается также в «Атхарваведе», «Яджурведе» и более поздних текстах). Ри- туалы играли в жизни ригведийских племен столь важную роль, что нет ничего удивительного в заимствовании индоариями некоторых местных растений (и их названий), якобы дарующих «магическую силу». Особо следует упомянуть о слове «лангалам» — плуг (оно, по мнению известных лингвистов, мундского происхождения).
|