История Осетии [64] |
Скифы | Сарматы | Аланы
[157]
Публикации, архивы, статьи.
|
Осетия
[131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
|
Кавказ
[15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
|
Ранняя история Алан
[0]
Габуев.Т.А.
|
ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ | 17:14 |
Судя по материалам «Ригведы», индоарии уже в тот период вступили в тесное взаимо- действие с местным доарийским населением. В гимнах упоминается об их столкновениях с племенами, которые произносят «оскверняющие» слова, не почитают истинных (т.е. арий- ских) богов, следуют странным обычаям и ритуалам. Данные лингвистики позволяют просле- дить процесс взаимодействия индоариев с доарийскими этносами — протомундами и протод- равидами (труды Т.Барроу, М.Эмено, Ф.Кейпера, М.Майрхофера, Я.Гонды). В «Ригведе» встречается несколько слов с явно мундской (и шире — аустроазиатской) этимологией; они относятся к названиям растений и животных, сфере духовной и материальной культуры. Так, согласно Я.Гонде, вполне возможна протомундская этимология встречающегося в «Ригведе» слова «балбаджа». Эта название особой травы, которая употреблялась в религиозных церемо- ниях (о ней сообщается также в «Атхарваведе», «Яджурведе» и более поздних текстах). Ри- туалы играли в жизни ригведийских племен столь важную роль, что нет ничего удивительного в заимствовании индоариями некоторых местных растений (и их названий), якобы дарующих «магическую силу». Особо следует упомянуть о слове «лангалам» — плуг (оно, по мнению известных лингвистов, мундского происхождения). Это слово упоминается уже в «Ригведе», а затем часто встречается в более поздних ведийских текстах, начиная с «Атхарваведы». Заим- ствование индоариями этого важного хозяйственного термина хорошо объяснимо с общих ис- торико-культурных позиций: ведийские племена вступили в контакты с протомундами (их ос- новным занятием было земледелие) в период, когда начинался переход индоариев к освоению речных долин. Археологически с протомундами связывается культура «медных кладов и жел- той керамики», распространенная в долине Ганга. На ряде поселений слои этой культуры зале- гают под слоями «культуры серой расписной керамики». Остается, однако, не совсем ясным первоначальный ареал ранних контактов ригведий- ских племен с протомундами: гимны «Ригведы» были оформлены, как уже говорилось, в Вос- точном Пенджабе, где пока не обнаружено поселений «культуры медных кладов и желтой ке- рамики», но следует иметь в виду, что в «Ригведе» упоминаются Джамна и Ганг (кстати, само слово «Ганга», по мнению ряда исследователей, аустроазиатского происхождения). Кроме то- го, новые археологические исследования в Свате показали, что в этом районе во II тысячеле- тии до н.э. появляется желтая керамика, сходная с керамикой «культуры медных кладов», по- селения которой обнаружены в верховьях Ганга. Создатели этой энеолитической культуры достигали, хотя и эпизодически, областей Пенджаба и даже более отдаленных районов (дви- жение протомундов из восточных областей к западу и северу, к верховьям Ганга и Джамны, засвидетельствовано раскопками поселений «культуры медных кладов и желтой керамики»). Можно, таким образом, предположить, что заимствование ригведийскими племенами мунд- ских слов произошло в первый период контактов индоариев с протомундами — в верховьях Ганга и Джамны или даже в юго-восточных районах Пенджаба. Следует особо упомянуть и о мнении крупнейшего знатока мундских языков Ф.Б.Я.Кёйпера: ко времени прихода ариев про- томундская языковая область распространялась вплоть до долины Инда. Свидетельством ран- них контактов индоариев с племенами мундской группы может служить имя Шамбары — главного соперника Индры, по «Ригведе». Полагают, что это «мундское имя» (М.Майрхофер, Т.Барроу, Ф.Б.Я.Кёйпер). Как и в эпоху «Ригведы», незначительное влияние мундского субстрата прослеживает- ся и в период поздних Самхит и Брахман. Несколько слов мундского происхождения встреча- ется в «Атхарваведе». Они относятся к бытовой лексике и названиям растений: «удумбара», которое употреблялось в религиозных церемониях (упоминаются также амулеты из удумба- ры); «баджа», якобы изгонявшее злых духов. Не случайно, что в «Атхарваведе» — своего рода «книге заговоров и заклинаний», тесно связанной с народными магическими обрядами, встре- чаются отражающие мундский субстрат слова и термины именно обрядового характера. «Атхарваведа» и особенно Брахманы и Упанишады по времени значительно моложе «Ригведы» и оформлялись в более восточных районах Индии. Вероятно, протомундские слова были включены в эти ведийские тексты в результате контактов ведийских племен с мундами (протомундами) в период расселения индоариев по долине Ганга и освоения ими восточных областей (скорее всего, на последнем этапе «культуры серой расписной керамики», т.е. до VI- V вв. до н.э.). По мнению известного специалиста по языкам Индостана Г.Грирсона, в древно- сти зона обитания мундских племен была значительно шире — они жили в пригималайских областях, в Ганго-Джамнской долине и в Центральной Индии. Этот вывод хорошо увязывает- ся с данными археологии о возможном ареале контактов индоариев с протомундами не только в ведийский период, но и в последующую эпоху. Большая часть мундских заимствований представлена в санскритских текстах конца I тысячелетия до н.э. (т.е. уже в период распро- странения «культуры северной черной лощеной керамики») не только в Восточной, но и в Центральной Индии. Показателен характер этих заимствований: как и в более раннее время, санскрит обогащался обычно за счет отдельных хозяйственных и бытовых терминов, названий местных растений и животных (антилопа, крыса, бамбук, хлопок, бетель и т.д.). Эти лингвис- тические данные, говорящие о возросшем влиянии мундского субстрата на санскрит во второй половине I тысячелетия до н.э., хорошо согласуются с материалами санскритских сочинений, свидетельствующими об отношениях индоариев с местными племенами Восточной Индии (прежде всего данные литературы Сутр, Шастр, эпоса). Более весомым было воздействие дравидийского субстрата на арийские языки Индии. Исследователям еще предстоит выделить различные зоны, определить степень этого влияния в разные периоды. В настоящее время подвергается справедливой критике существовавшая у дравидологов тенденция преувеличивать степень воздействия дравидийских языков на санск- рит: многие слова, некогда» считавшиеся»«безусловно заимствованными санскритом из дра- видийского, получают иную этимологию, основанную на сравнительных индоевропейских ма- териалах. Тем не менее уже в «Ригведе» встречается несколько слов, которые можно считать дра- видийскими: «улукхала» — ступка, «кунда» — горшок, «майура» — павлин и др. Малое число дравидийских заимствований в «Ригведе» логично было бы объяснить особым характером этого священного текста, авторы которого строго оберегали его неприкосновенность, а также отражением в гимнах так называемого доиндийского этапа в истории ариев. Хотя теперь бла- годаря новым раскопкам индийских археологов установлена непосредственная связь «культу- ры серой расписной керамики», условно соотносимой с индоариями, с более ранними по вре- мени хараппскими поселениями в Восточном Пенджабе и Хариане (раскопки Дж. П.Джоши), взаимодействие индоариев с дравидоязычным населением в этот период было, по-видимому, непродолжительным, а первые контакты не вели к активной ассимиляции. Показательно, что очень немного дравидийских слов было «приобретено» и в эпоху поздних Самхит и Брахман. Подавляющее большинство дравидийских заимствований появляется в санскрите на ранней стадии классического периода и впервые зафиксировано в трудах Панини (V-IV вв. до н.э.), Патанджали (II в. до н.э.), в эпосе, в литературе Сутр. Палийские тексты свидетельству- ют, что процесс заимствования индоариями дравидийских слов протекал весьма интенсивно в период кодификации сочинений на пали (IV-II вв. до н.э.). Однако в позднесанскритской лите- ратуре число дравидийских инноваций уже незначительно. Т.Барроу справедливо отмечал, что период активного заимствования из дравидийских языков закончился к началу нашей эры. Значит, именно во второй половине I тысячелетия до н.э. индоарийско-дравидийские контакты были наиболее тесными. Археологически это сопоставимо с эпохой «культуры северной чер- ной лощеной керамики», распространенной не только в долине Ганга, но и в Восточной, За- падной и Центральной Индии. ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ: МИФЫ И ИСТОРИЯ Григорий Максимович БОНГАРД-ЛЕВИН Эдвин Арвидович ГРАНТОВСКИЙ | |
Категория: Скифы | Сарматы | Аланы | Просмотров: 5076 | Добавил: Рухс | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |