Она была нанесена на плиту, изготовленную из белого известняка, имела подпрямоугольную форму, несколько сужавшуюся к вершине. Ее нижняя часть в форме выступа служила для установки в каменное основание. Подобные памятники Средневековья надежно зафиксированы письменными и археологическими источниками.
Принято считать, что плита была обнаружена в долине реки Большой Зеленчук в июле 1888 г. художником Д. М. Струковым, снявшим копию (рисунок) с надписи. В 1892 г. с нее был снят оттиск из бумаги Г. И. Куликовским. Как недавно удалось выявить автору данной статьи, в альбомах Д. М. Струкова кроме плана-схемы местности, плана могильника с изображением плиты внутри каменной могильной ограды и рисунка самой плиты сохранился рисунок Зеленчукской надписи с пояснением о его изготовлении по "снимку иеромонаха Серафима". Протоколы заседаний Московского археологического общества подтверждают привлечение иеромонаха Серафима (Стефан Титов), основателя Святого Александро-Афонского Зеленчукского монастыря, к делу фиксации уникального памятника. Просьбы же общества к местным властям доставить плиту в исторический музей, видимо, остались без ответа. Поиски памятника в 1939 г. экспедициями Т. М. Минаевой, в 1946 г. – Е. Г. Пчелиной, в 1964 г. – В. А. Кузнецова и Т. Б. Тургиева, к сожалению, не увенчались успехом. Остается неизвестным и судьба оттиска Г. И. Куликовского.
|
В исторической науке под аланами принято понимать различные ираноязычные родоплеменные объединения, родственные в этнокультурном и языковом плане скифам, савроматам, сарматам и народам Центральной Азии (саки, массагеты и т. д.). Название аланов восходит к иранскому «аrya» – «арийский» в значении «благородный», «свободный». Несомненно, входившие в составы аланских объединений племена имели и собственные названия. Но, к сожалению, письменные источники надежно сохранили нам только название асов (ясов), которое через грузинское посредничество послужило основанием для современного названия «осетины». Вопрос о происхождении самого названия асов остается все еще нерешенным. В науке представлено два основных направления в решении вопроса происхождения аланов. Первое, автохтонистское, связывает их с историей различных сарматских объединений. Центром формирования сарматского мира служило Южное Приуралье. Оттуда сарматы в разное время мигрировали на запад, в том числе на Северный Кавказ.
|
Артефакты после закрытия выставки в августе 2014 г. находились в Голландии, не признавшей присоединение Крыма к РФ
Окружной суд Амстердама в среду вынес вердикт о передаче Украине коллекции скифского золота, а не возвращать его в музеи Крыма.
В постановлении отмечается, что Крым, не являясь суверенным государством, не может требовать ценности, представляющие культурное наследие.
Ранее четыре крымских музея подали иск к музею Алларда Пирсона в Амстердаме с требованием вернуть из Нидерландов в Крым коллекцию скифского золота, состоящую из двух тысяч предметов.
В свою очередь, как сообщает фейсбук Минкультуры Украины: "Официально! Только что окружной административный суд Амстердама принял решение вернуть на территорию Украины экспонаты крымских музеев из коллекции "Крым - золотой остров в Черном море".
|
Что может реально объединить сегодня русского и кавказца? А русского и украница? А тюрка и белоруса? Скифы. Кавказцам с детства читают «Нартский эпос» – описание подвигов нартов – древних скифских героев. Славянин знает, что его предки – скифы-сколоты, сражавшиеся с амазонками. Это они вскопали на запряженных змеях черноморские валы.
Тюрки Алтая тысячелетия живут на скифских курганах. Для них царевна Укока — дух-хранитель народа.
|
Одним из важнейших направлений повседневной жизнинаселения Северного Кавказа, наряду с изобразительным искусством, является музыкальная культура. В музыкально-исторической науке самыми древними принято считать духовые инструменты, изобретенные еще в эпоху палеолита. Свидетельства о широком распространении флейтовых инструментов среди народов Кавказа — кабардинцев, черкесов, карачаевцев, адыгов, абхазов, осетин, грузин, армян, азербайджанцев и др. можно найти в работах целого ряда исследователей — историков, этнографов, археологов и т.д. Археологическим материалом подтверждается, например, наличие открытой с обеих сторон костяной флейты на территории Восточной Грузии еще в XV XIII вв. до н.э. Характерно, что она найдена вместе со скелетом мальчика и черепом быка. Исходя из этого, грузинские ученые считают, что в могильнике был погребен пастушок со свирелью и быком. Многоствольная флейта — «флейта Пана» обнаружена в ходе раскопок одного из курганов предкатакомбной культурной группы (Краснодарский край, ст. Брюховецкая). Найденные здесь 9 заполированных и частично окрашенных охрой птичьих костей составляли аэрофон — набор различно настроенных продольных флейт, соединенных в один инструмент либо в форме плота, либо в форме пучка.
|
Могилу "амазонки" нашли в 2013 году в Филипповских курганах (Илекский район). В прошлом веке там уже находили сарматское золото, в том числе знаменитые фигурки 26 оленей. На скелете женщины сохранились элементы одежды - платья и рубахи, украшенных золотыми нашивками, и шали из золотых тесемок.
|
"Завотделом скифо-сарматской археологии Института археологии Российской академии наук Леонид Яблонский уже реконструировал голову сарматской женщины в головном уборе. Теперь мы хотим воссоздать ее одежду, которую декорируем украшениями того времени", - рассказала директор Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея Наталья Еремина. Могилу "амазонки" нашли в 2013 году в Филипповских курганах (Илекский район). В прошлом веке там уже находили сарматское золото, в том числе знаменитые фигурки 26 оленей. На скелете женщины сохранились элементы одежды - платья и рубахи, украшенные золотыми нашивками, и шали из золотых тесемок.
|
Окружной суд Амстердама отклонил заявку Нидерландов на участие в разбирательстве о принадлежности скифского золота из крымских музеев. В свою очередь, Украина была признана стороной конфликта. Россия не подавал запрос на участие в деле в качестве заинтересованной стороны. Нидерланды сделали это в январе 2015 года, а украинские власти месяцем позже.
|
В судебный процесс по возвращению коллекции скифского золота в Крым, вывезенной в Нидерланды еще при Украине, но так и не вернувшейся в родные крымские музеи, вступили еще две стороны. Как в эфире радиостанции "Россия сегодня" сообщила кандидат исторических наук, организатор выставки Валентина Мордвинцева, это министерство культуры Украины и музей Алларда Пирсона, в котором выставлялись раритеты.
В свою очередь крымский краеведческий музей "Таврида" и Керченский историко-культурный заповедник, из коллекций которого и были взяты предметы для выставки, в Голландии представляют нанятые голландские юристы. Как заверила Мордцинцева, российская сторона опирается на конвенцию, заключенную после Второй мировой войны.
|
« 1 2 3 4 5 6 7 ... 17 18 » |