Меню сайта

Разделы новостей

История Осетии [64]
Скифы | Сарматы | Аланы [157]
Публикации, архивы, статьи.
Осетия [131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
Кавказ [15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
Ранняя история Алан [0]
Габуев.Т.А.

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1450

Форма входа

Календарь новостей

«  Февраль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Главная » 2017 » Февраль » 4 » Аланы
Аланы
12:15

В исторической науке под аланами принято понимать различные ираноязычные родоплеменные объединения, родственные в этнокультурном и языковом плане скифам, савроматам, сарматам и народам Центральной Азии (саки, массагеты и т. д.). Название аланов восходит к иранскому «аrya» – «арийский» в значении «благородный», «свободный». Несомненно, входившие в составы аланских объединений племена имели и собственные названия. Но, к сожалению, письменные источники надежно сохранили нам только название асов (ясов), которое через грузинское посредничество послужило основанием для современного названия «осетины». Вопрос о происхождении самого названия асов остается все еще нерешенным.



В науке представлено два основных направления в решении вопроса происхождения аланов. Первое, автохтонистское, связывает их с историей различных сарматских объединений. Центром формирования сарматского мира служило Южное Приуралье. Оттуда сарматы в разное время мигрировали на запад, в том числе на Северный Кавказ. В создаваемых ими родоплеменных объединения со временем возвысились аланы. Их приход к власти определил и общее название для объединений в целом. Сторонники данного решения не отрицали и возможности включения в составы сарматских объединений иных групп ираноязычных мигрантов с востока.



Второе, миграционное, направление зародилось еще на заре становления аланистики. Уже в наше время оно получило дополнительные обоснования. Его сторонники связывают появление аланов в Восточной Европе с разновременными миграциями ираноязычных групп и объединений из различных районов Центральной Азии. Появлявшиеся мигранты создавали на новых местах обитания собственные объединения, в которые под их властью включались и местные сарматы.



Надежная фиксация письменными источниками выхода на историческую арену аланов относится к середине в. Причем они практически одновременно фиксируются на различных территориях. Китайские источники сообщают о переименовании государства Яньцай, располагавшегося к востоку от Арала, в Алань. Судьбы различных аланских группировок в азиатском регионе остаются малоизвестными специалистам в силу неполноты источников по интересующему вопросу. Полагают, что на протяжении последующих столетий происходила их постепенная тюркизация, которая привела к ассимиляции. Иная судьба ждала алан в Восточной Европе.



Синхронно китайским источникам европейские источники отмечают аланов на Нижнем Дону. Исследователи связывают с аланами того времени и некоторые памятники в Прикубанье. Памятники на Нижнем Дону, свидетельствуют не только об их связи с азиатским регионом, но и о жестком отделении военной и жреческой элиты от всего остального общества. Памятники аланов этого периода постепенно распространяются и на иные территории.



Около середины II в. фиксируется еще одна волна азиатских мигрантов, также связываемая с аланами. Их общество не имело такого жесткого разделения и строилось по принципу военной иерархии, мужских воинских союзов. Но, как и прежде, на различных территориях складывались аланские объединения за счет включения в их состав как местных ираноязычных группировок, так и вновь пришедших. Не позднее середины II в. такое объединение сформируется в Центральном Предкавказье. С ним связаны многочисленные подкурганные и грунтовые погребения в катакомбах и целая сеть городищ типа Зилгинского, со сложной фортификацией, развитой хозяйственной структурой и широкими торговыми связями. В частности, продукция аланского керамического производства широко распространяется до Дона и Арала.



С момента организации своего центра на Нижнем Дону аланы активно заявляют о себе окружающему миру. Им, как полагают исследователи, могли принадлежать городища на Нижнем Дону, в Приазовье и на Кубани. Не исключают, что аланы насильственно переселяли с Кубани на Дон меотов, попавших в данническую зависимость и обеспечивавших алан продуктами сельского хозяйства и ремесла. С начала 60-х гг. аланы стали совершать военные набеги на римские провинции на Дунае. В 72 г. они вторглись в Мидию Антропатену и Армению. Отмечаются контакты аланов с народами, обитавшими в Крыму. В 135 г. ими опустошаются Мидия Антропатена и Албания.



Аланы продолжают участвовать в военных действиях на западе. Их отмечают среди врагов Римской империи при императорах Антонии Пие (138–161 гг.) и Марке Аврелии (161–180 гг.). После долгого молчания письменных источников сведения о действиях аланов в западном направлении вновь появляются в период правления императора Аврелиана (270–275 гг.) Аланы самостоятельно или в различных коалициях неоднократно участвуют в военных событиях в Закавказье, сталкиваясь с Персией, Арменией и Картли. Отдельные контингенты аланских воинов могли непосредственно переходить на службу в Закавказье.



Особые отношения у аланов складываются с Боспорским царством, которое располагалось в Крыму и на Тамани. Здесь в начале III в. фиксируется целая коллегия аланских переводчиков. Группы аланов, в том числе из Центрального Предкавказья, переселяются в Крым. Их представители занимают заметное положение в Боспорском царстве, во главе которого с начала I в. стояла сарматская династия. На боспорском престоле появятся аланские соправители. В первой четверти III в. аланы сокрушили Малую Скифию, также располагавшуюся в Крыму и управлявшуюся сарматскими династами. Скифия вошла в состав Боспорского государства. Аланское население в Крыму будет сохраняться на протяжении многих последующих столетий.



Со временем аланы из Центрального Предкавказья устанавливают свою власть в родственном им аланском объединении на Нижнем Дону. Они частью переселяются и смешиваются с местными аланами. Подобное положение прослеживается и по памятникам междуречья Волга-Дон, современных Ставрополья и Калмыкии. Нижнедонские аланы сохраняют свою достаточно широкую автономию. Еще одна родственная им группировка располагается возле Дуная. Часть аланов переселяется на Северо-Восточный Кавказ, где входят в тесные отношения с родственными им маскутами. Вместе с ними они будут участвовать в военно-политических событиях в Закавказье. Археологически фиксируются выплески с Северного Кавказа в Нижнее Поволжье и на Южный Урал.



Сложившееся положение сохранится вплоть до гуннского вторжения. Появившиеся в Восточной Европе около 375 г. гунны нанесли жестокое поражение аланам Нижнего Дона. Оставшиеся в живых по договору были включены в гуннское объединение, составив как подчиненный народ авангард дальнейшего наступления гуннов. Так открылась эпоха Великого переселения народов. Видимо, и часть северокавказских аланов была вовлечена в походы на Запад.



В Западной Европе аланы в составе различных объединений или самостоятельно под руководством собственных правителей участвуют во многих военно-политических событиях. В таком качестве одни из них сталкиваются и с Римской империей, другие в качестве федератов переходят к ней на службу. Наиболее дальнее проникновение аланов было связано с их поражением от визиготов в 418 г. Аланы, потеряв своего правителя Аддака, были затем подчинены вандалами, ранее подчинившимися самим аланам. Вместе с ними они в 429 г. переселились в Северную Африку, создав там государство, в котором отдельные представители аланской знати заняли заметное положение. Но, в итоге история аланов, увлеченных в Западную Европу и Африку, завершилась их ассимиляцией другими народами.



Иное развитие событий следовало на Кавказе. Здесь на определенное время хозяевами северокавказских степей становятся гунны. Сложившееся положение не принесло таких катастрофических последствий для маскутов и аланов Центрального Предкавказья, как для их сородичей на Нижнем Дону. Аланы и маскуты и впредь фиксируются источниками в местах их обычного проживания и в последующих военно-политических событиях на Кавказе. Об этом же свидетельствуют и археологические памятники. Вместе с тем наблюдаются заметное сокращение аланских памятников, их тяготение ближе к горным территориям, перемещение непосредственно в горные районы, что сказалось на запустении, хотя и нетотальном, например, равнинных территорий современной Северной Осетии. За данными процессами изначально, как полагают ученые, стояло не столько давление со стороны гуннов, сколько иные факторы, в том числе наступление засушливого климатического периода.



Постепенно Аланское государство, вступает в эпоху феодальной раздробленности, что ведет к ослаблению центральной власти. Внутренние противоречия, противостояния, порой кровавые, ослабляют ее военный потенциал. Именно на тот период приходится монгольская экспансия. В 1223 г. монгольский экспедиционный корпус наносит поражение аланам, подкупив их союзников кипчаков. В 1238–1239 гг. монголы подвергают Аланию полномасштабному разгрому, уничтожают ее столицу. Часть аланов совместно с половцами продолжила сопротивление монголам, но были разбиты на Волге. В 1277–1278 гг. монголы, присоединив к себе силы русских князей, уничтожают аланский город Дедяков со всем его населением. Окончательное жестокое поражение аланам в 1395 г. наносит Тамерлан, ведущий свой поход на Кавказ под знаменем борьбы с неверными.



Разъединенность аланов активно сказывается на их дальнейшей судьбе. Часть из них поступают на службу к монголам, в том числе участвуя в разгроме других своих соплеменников. Несколько десятков тысяч аланов уходят вместе с монголами на Восток. Они служат монгольским императорам в Китае, долгое время сохраняя свое христианское вероисповедание. В конечном итоге аланы монголизируются, а их потомки составляют сегодня группу асуд монгольского народа.



Другая часть аланов, попав в зависимость от куманов-половцев, вместе с ними переселяются в Венгрию. Аланы постепенно венгеризируются, а их потомки составляют сегодня группу ясов венгерского народа. В Северо-Западном Причерноморье аланы, пришедшие с Северного Кавказа, Дона и Крыма, служат монгольскому темнику Ногаю, противостоявшему Золотой Орде. После его поражения 10–16 тысяч аланов уходят за Дунай, во владения Византии. Позднее они участвую в боевых действиях на стороне Византии, Болгарии и Сербии. Все они постепенно растворяются среди местных народов. Часть аланов переселяются в Закавказье.



В результате всех произошедших событий наблюдается катастрофическая депопуляция аланского населения, потеря им большей части своих территорий. Алания как государственное образование перестала существовать. На Кавказе отдельные группы аланов постепенно растворяются среди иноэтничного кавказского населения в горных районах. Другие аланы горных районов, приняв в свой состав часть соплеменников с равнин и предгорий, будут долгое время отстаивать свою независимость. В этих горных ущельях и начнут постепенно складываться различные осетинские общества.

 
Автор статьи: Алан Туаллагов
Категория: Скифы | Сарматы | Аланы | Просмотров: 4812 | Добавил: 00mN1ck | Рейтинг: 0.0/0 |

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]