Меню сайта

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1450

Форма входа

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Осетия - Алания | Осетины - Аланы | Сарматы

Главная » Статьи » Духовный и культурный мир Алании » Религии Алании

Берегиня или Обретем ли мы вновь чудотворную икону?
Берегиня или Обретем ли мы вновь чудотворную икону?Говорят, святые чудотворные иконы даруются людям лишь тогда, когда на то или иное место нисходит Божья благодать. А это, прежде всего, зависит от людей, от того, как они живут, соблюдают ли заповеди, данные свыше, насколько чисты их помыслы, насколько их жизнь пронизана верой, и даже не верой, нет, слепая фанатичная вера подчас порождает нетерпимость, в том числе и религиозную (сколько раз в жизни каждому из нас доводилось слышать от представителей различных конфессий, что только они верят правильно, сколько религиозных войн потрясало землю), а любовью к Богу, для которого все мы – его чада, независимо от того, магометане мы, христиане, буддисты или иудеи. Подняться над догмами не так-то просто, как непросто суметь разглядеть объединяющее, а не разъединяющее в тех вероучениях, что давались человечеству на разных этапах его развития. Но истинно любящее сердце не может не чувствовать, что все, что разъединяет людей есть зло и уродство, а все, что способствует консолидации, - благо и красота.
Такую объединительную роль на Северном Кавказе играла чудотворная икона Иверской Моздокской Божьей Матери. По происхождению она осетинская. Но почиталась на Северном Кавказе представителями разных национальностей и различных конфессий Ежегодно осенью после 15августа в продолжении трех месяцев Иверскую Моздокскую икону Божей матери проносили крестным ходом по городам и весям некогда обширной Терской области, в состав которой входили территории современной Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Чечни, Ингушетии и Кавказских Минеральных Вод, по заранее установленному маршруту. Он заблаговременно публиковался в местных газетах. Во всех населенных пунктах верующие встречали и провожали святыню за 12 – 15 верст пешком. А, впрочем, обо всем по порядку.
Икона Иверской Богоматери была подарена осетинскому народу, принявшему христианство задолго до крещения Руси, боголюбивой грузинской царицей Тамарой. Из истории известно, что она по кончине первого супруга своего князя Георгия Андреевича, сына знаменитого Андрея Боголюбского, вступила в брак с осетинским царевичем, князем Давидом – Сосланом. В дар осетинскому храму в селении Майрамыкау ею была преподнесена икона – 1 аршин и 12 вершков в высоту и 1 аршин, 7 вершков в ширину. Она была написана по золотому фону. Черты лица Божьей Матери – строгие и величественные, характер письма – грузинский. Согласно преданию, иконописец царицы Тамары готовился к написанию иконы сорокадневным постом и сорокадневной молитвой. Может быть, поэтому и стало это изображение Девы Марии и Младенца Иисуса своеобразной молитвой в красках, созерцанием Небесного духовного мира, открывшегося его внутреннему взору.
Шестьсот лет икона пребывала в Куртатинском ущелье. И немало чудесных историй, связанных с ней, сохранила народная память. Трижды за это время церковь сгорала до основания. И каждый раз икону находили неподалеку от храма.
В конце XVIII столетия, когда магометанство при посредстве турецких миссионеров, главною задачей которых было внушение горцам, что их единственным законным государем является турецкий султан, вторглось с величайшим фанатизмом, более политическим, нежели религиозным, в Кавказские горы, икона Иверской Божьей Матери сохранила верными христианству многие семьи не только осетин, но и черкесов. И сохранила посредством дивных знамений.
В 1763 году правительство России пригласило горцев – христиан и горцев, желавших принять христианство, переселиться с гор на равнину близ Моздока, который предполагалось сделать центром распространения христианства на Северном Кавказе. В 1799 году партия осетин, прибывших из Куртатинского ущелья к Моздоку, привезла с собой икону Иверской Божьей Матери. И вновь икона ознаменовала чудесами и путь свой, и прибытие в православный город.
По дороге остановившиеся на ночлег в предместье Моздока переселенцы, как повествует сказание об иконе, видели во мраке ночи необыкновенный свет, сиявший над арбой, на которой находилась икона. По утру один из осетин рассказал, что слышал ночью голос, повелевший им оставить икону на том месте, где стояла арба. Как ни тяжело было расставаться с горячо любимой святынею, горцы не ослушались Божьего веления и оставили икону на указанном месте. Вскоре там, по велению преосвещенного Гая, епископа Моздокского и Маджарского (узнав о прибытии в Моздок знаменитой на Кавказе святыни, он вышел к ней для поклонения с духовенством, крестами и хоругвями) была сооружена часовня. А позже – сначала деревянная церковь, а потом собор во имя Успения Божьей Матери.
Кроме осетин, икону Иверской Божьей Матери почитало множество горцев, даже магометан, которые, пораженные чудесами, совершавшимися при ней, принимали христианство, тогда как другие, испытывая доверие к иконе, испытывали доверие и к христианству.
На поклонение чудотворной иконе в Моздок шли и армяне-григориане, и раскольники из гребенских казачьих станиц, чествовавшие ее наравне с православными, а также тысячи верующих с берегов Дона, из Астраханской, Екатеринославской, Харьковской и других, более отдаленных губерний.
Икона совершила множество чудесных исцелений. Под ней на шнуре висели многочисленные серебряные изображения частей человеческого тела, привешенные в знак благодарности распрощавшимися со своими болезнями верующими.
Икона Иверской Божьей Матери (именно так в последствии называли ее) не только творила чудеса исцеления, но и пробуждала в людях такое редкое сегодня качество, как веротерпимость.
Епископом Владикавказским и Моздокским Владимиром был описан весьма любопытный случай, произошедший в 1899 году во время посещения им паствы своей епархии. В Беслане после молебствия с акафистом, совершенным перед чудотворной иконой Моздокской Божьей Матери, он вел беседу с прихожанами на текст Евангелия, которую закончил научением молитвы к Богородице на русском и осетинском языках. В это время магометане, присутствовавшие в храме на службе, но стоявшие в стороне, начали постепенно приближаться к христианам, слились с ними, жадно вслушиваясь в слова православного епископа. Некоторые из осетинок-мусульманок даже подошли к чудотворной иконе, приложились к ней и зажгли восковые свечи. А, молясь, они громко просили: «Хотя мы и магометанки, но Пресвятая Богородица Мария и для нас Всесвятая. И мы, внимая словам Вашего Преосвященства, припадаем перед её святой иконой и умильно просим: да помилует она и нас». В это самое время подошёл к чудотворной иконе и местный мулла-осетин, зажёг перед ней свечи и опустил свою лепту в сборную кружку.
Тот факт, что к крестному ходу - этому церковному торжеству - было причастно не только христианское население края, констатировался и в журнале «Владикавказские епархиальные ведомости» за октябрь 1901 года. «Даже магометане и то отнеслись весьма сочувственно к нашему торжеству и, насколько было для них, возможно, выражали самим делом своё сочувствие, - писалось в журнале. - На пути в ст. Горячеисточненскую сопровождавшие святую икону были свидетелями весьма отрадного и трогательного факта. Люди под лучами палящего солнца изнемогали от жажды. И вот Аллах посылает своих лучших поклонников - жителей аула Старый Юрт, мимо которого несли святую икону, с кувшинами и чашами холодной воды, дабы утолить жажду трудящихся в честь Приснодевы, родившей Христа. И с каким усердием они исполняли это служение ближнему!».
Не только чеченцы относились с почитанием к иконе Моздокской Богоматери, но и кабардинцы, которые по пути следования иконы накрывали столы для проголодавшихся верующих, совершавших крестный ход.
В сентябре ежегодно икона Моздокской Божьей Матери прибывала во Владикавказ. Встречать её, как правило, выходил епископ Владикавказский и Моздокский с духовенством и святынями всех городских церквей. По пути следования иконы от вокзала до Михаило-Архангельского кафедрального собора можно было видеть войска и громадное скопление народа. Под колокольный перезвон и церковные песнопения святая икона переносилась в городской кафедральный собор. Там она оставлялась на некоторое время, дабы благочестивые владикавказцы могли прикоснуться к святыне и обратить свои молитвы к Богородице.
28 сентября 1915 года произошло ещё одно чудесное происшествие, связанное с иконой. В этот день в кафедральном соборе вспыхнул пожар. До прибытия пожарных сильно обуглились и местами прогорели пол и лестница, обуглилась и внутренняя сторона левого иконостаса, иконы подпортились. Однако тут же, у левого клироса, стоявшая чудотворная икона Моздокской Божьей Матери осталась совершенно невредимой.
Из истории известно, что перед осетинской святыней коленопреклоненно молился последний император Николай II. Произошло это 4 декабря 1914 года, когда он на обратном пути с турецкой границы (шла война, и государь побывал в Закавказье, дабы личным присутствием ободрить Кавказскую армию) посетил Владикавказ. Специально по этому случаю в Михайло–Архангельский кафедральный собор из Моздока была доставлена чудотворная икона. На память императору о его пребывании в Терской области была подарена копия Моздокской иконы, державы российского покрова и заступницы. Вслед за этим епископ Антонин благославил высокого гостя иконою святого великомученика Георгия Победоносца и от лица осетинского духовенства сообщил, что Моздокская икона Божьей Матери по происхождению осетинская, что осетины приняли веру Христову на 200 лет раньше великого князя Владимира.
И никто из присутствовавших тогда в храме не мог даже предположить, что спустя каких-то три года произойдет в России государственный переворот, канет в Лету самодержавие, и религия будет объявлена «опиумом для народа». Успенский собор в Моздоке в 30 – годы будет взорван. Во время боевых действий на Северном Кавказе в годы второй мировой войны была утрачена и святыня Куртатинского ущелья – чудотворная икона Иверской Моздокской Божьей Матери.
Все, что напоминает о былой славе и о событиях давно минувших дней, - это Харисджин – место в Куртатинском ущелье, где на самой вершине холма, под облаками, над пропастью, стоит скромная каменная горская церковь – деревянный крест на крыше, старая береза у западной стены. Невдалеке – обезглавленная сторожевая башня. Вот все, что осталось от старинного осетинского селения Майрамыкау. Согласно преданию, здесь, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы на протяжении шести веков хранилась великая святыня осетинского народа - чудотворная икона Иверской Богоматери.
Сегодня сюда совершают крестный ход верующие – прихожане хидикусской церкви Жен-мироносиц, которые первыми возвестили о воскресении Христа Спасителя. Церковь эта, оскверненная и поруганная в годы лихолетья, была восстановлена в прошлом году стараниями монахов Свято – Успенского Аланского мужского монастыря. Вот только совершают крестный ход ныне не с чудотворной иконой, некогда хранившейся в селении Майрамыкау, а с ее копией.
Православные священники говорят, что чудотворные иконы по своей воле покидают те места, где ухудшается обстановка. То есть, где люди перестают жить в любви с любовью, забывая о том, что Бог есть Любовь. Томимые жаждой духовной, воспитанные в стране тотального атеизма, они грабят и убивают, прелюбодействуют и поклоняются золотому тельцу, не раскаиваются в совершенных злодеяниях, не любят ближнего, как и себя самого, совершают самый тяжкий из грехов – убийство Любви. Посмотрите, это творится сегодня на территории нашего родного Северного Кавказа. Войны, кровь, терроризм, коррупция – Чечня, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия…
Говорят, что святыня может вернуться обратно так же внезапно, как и исчезнуть. Но не искать ее нужно, а, очищаясь, изменяться нам, живущим здесь, на Северном Кавказе, Осетии (ведь чудотворная икона Иверской Божьей Матери прежде всего осетинская) – всем вместе и каждому в отдельности. Тогда, быть может, будто случайно (хотя случайностей не бывает) и неожиданно мы найдем пропавшую в лихолетье икону – земли северокавказской Покрова и Заступницу. И это будет означать, что благодать вернулась на нашу землю. Но а пока… Пока мы остались без Берегини. И в то же время все в наших руках.

Ольга МЕТРЕВЕЛИ
Материал предоставлен редакцией
газеты «Осетия. Свободный взгляд.»
Категория: Религии Алании | Добавил: fandag (22.05.2007)
Просмотров: 8679 | Рейтинг: 0.0/0 |

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]