Святыни Алании [12] |
Традиции и обычаи [12] |
Древнее учение Алании [7] |
Культура Алании [49] |
Религии Алании [9] |
Главная » Статьи » Духовный и культурный мир Алании » Культура Алании |
В категории материалов: 49 Показано материалов: 1-10 |
Страницы: 1 2 3 4 5 » |
![]() Доказательная часть предыдущей теоремы о параллельности судеб нартовской Шатаны/Сатаны и Элен/Садан Адиабенской заканчивалась сравнением имен. Цитировалось мнение, что имена адиабенитов были сакско-скифского происхождения, и иллюстрацией служило имя Изата. Но в царском именнике еще два Монобаза – Первый и Второй, муж и сын Элен/Садан. Вот и племянника Кандака, вождя аланов, называли База. Этот Гунтигис-База – один из представителей готской династии Амалов. А это уже на несколько тысяч километров западнее Адиабены и на несколько столетий позднее первого века. И аланы уже разного вероисповедания. С такого извилистого следа можно начать складывать историческую мозаику второй героини эпической биографии. ШАТАНА ВТОРАЯ И АМАЛАСУНТА Меня уже критиковали за рациональное и прямолинейное прочтение эпических текстов, но буду последовательна. Готова к тому, что и читатели в свою очередь будут последовательны в своей критике. В свое оправдание мне нечего сказать, на этот раз я пыталась установить в истории женщину, чья судьба, вернее ее трагический конец, была бы связана с озером, и которую можно сравнивать с нартовской Шатаной. Точнее, с героиней кадагов о том, как Сослан пытался вызволить Шатану из озера Ада. Во второй теореме тоже семь пунктов: 1. Дворцовый переворот. 2. Попытки сильной женщины высокого статуса спастись. 3. Озеро и смерть. 4. Мститель с востока. 5. Война. 6. Истребление соплеменников женщины. 7. Имена. А также пункты, не вошедшие в основную повестку, но достойные упоминания. |
![]() Чудо рождения и родословная обрекают ее на неординарность характера и судьбы, и поэтому Шатáну осетинских нартовских кадагов "аршином общим не измерить". И она оправдывает ожидания, превосходя всех красотой, умом, ловкостью, практичностью. Она "’фсин", "безусловно, первая леди в стране нартов", мудрая и вещая, щедрая и хлебосольная, незаменимая и независимая. Можно ли сравнить ее с кем-либо? В других эпических системах, в сказаниях о нартах, бытующих у других народов, даже фольклористы и классики осетиноведения не нашли женских образов подобных мощи и масштаба. |
![]() Лексема чындз / киндзе в значениях ‘невеста’, ‘невестка’, ‘сноха’ относится к этнографизмам, отражающим наименования традиционных обрядов сватовства, бракосочетания. Чындз восходит к иран. *kantī- (kan+ tī), где tī-, по мнению В.И. Абаева, оформление, характерное для восточноиранских языков: пам.в. könd, kǝnd ‘женщина’, ‘жена’, kǝnd yund ‘жениться’ (”нести жену“ = ус хæссын); ср. также -k’in в t’ik’in (< *pati-kin) ‘госпожа’, ‘знатная дама’ (I, 607-608). Это слово распознается в аланских фразах, пишет В.И. Абаев, в форме χιυτζ ‘женщина’, где звуковое kinz- < *kantī-, записанных византийским писателем И. Цецом в середине XII века в поэме "Теогония". Она посвящена происхождению греческих богов и перечислению троянских и греческих героев. В первой части эпилога И. Цецом даны на различных языках выражения и формулы приветствия (35–36 стихов) на основе греческого алфавита, среди которых имеются и два на аланском языке, ставшие предметом долгой дискуссии (Т.Т. Камболов). |
![]() В "Дневнике путешествия в 1781 году от пограничной крепости Моздок во внутренние области Кавказа" немецкий подполковник Штедер описывает интересующий нас обряд так: "Они хотят называться христианами и имеют некоторое знакомство с христианскими верованиями, например, с Великим постом и почитанием св. Георгия и Ильи, но все это – вперемешку с суевериями. Пример таких суеверий я увидел при моем возвращении в Кубати. Сильная гроза, часто наблюдавшаяся в предгорьях, погнала работавших в полях женщин в селения и в 50 шагах от моей палатки убила молодую женщину. После удара те, которые с ней шли, издали крик радости, стали петь и танцевать вокруг убитой. Все полевые работники, так же как и все жители селения, собрались вокруг танцующего круга, невзирая на то что гроза продолжала бушевать. Их единственным напевом был: "О Елаи! Ельдаер чоппей" <…> (К убитой подходит уцелевший после удара молнии юноша и, будучи в экстазе, сообщает собравшимся, что он видит у Ильи) <…> Самыми значительными были приказ поддерживать огонь в течение 8 дней возле трупа и воздержание от всяких работ и ремесел. Были собраны подарки, убитая положена в гроб и выставлена в течение 8 дней на подмостках. На восьмой день ее положили в новую арбу (телегу), которую должны были везти пара быков с белыми пятнами <…> Гроб был поставлен, наконец, на телегу, запряженную быками, и им позволили идти, куда они хотели; где они сами остановятся, и должна была быть похоронена убитая". |
![]() Линию клинкового холодного оружия скифо-сармато-алано-осетин, характеризующегося наличием лезвия вдоль продольной оси оружия, длина которого больше, чем длина рукояти (боевая ударная часть), составляют мечи: акинак, фæринк кард, æхсар; сабля – æхсаргард; кинжал – хъама; боевой нож – кард. Изучением военного искусства скифов, савроматов и аланов занимались А.И. Мелюкова, Б.Н. Граков, А.В.Мишулин, К.Ф. Смирнов, А.М. Хазанов, С.С. Бессонова, А.А. Сланов, А.В. Кузнецов, А.Е. Иванеско, Р.Г. Дзаттиаты и др. Добавим, что военный быт ираноязычных народов древности и Средневековья передан также Нартиадой – организацией военного дела нартов. Предлагаем обзорную статью о холодном клинковом оружии скифов, савроматов и аланов, выполненную на основе исследований вышеозначенных авторов. |
![]() Осетины отличают обычный плач "куыд" от ритуального "хъарæг". Обрядовые плачи "хъарæг" сопровождались древнейшим характерным ритуалом скорби – самоистязанием. Причитания хъарджытæ первоначально были обрядовой поэзией с магическими и религиозными аспектами; возникли из потребности быть средством задобрить усопшего (магическая функция причитаний), показать ему степень горя остающихся через скарификацию, т.е. выдирание волос, царапанье лица, порезы на теле и пр. местах в процессе ритуального акта. По свидетельству греческого писателя Лукиана, у аланов наблюдалось теснейшее сходство со скифами во всем, включая их одежду, обряды и обычаи. Лукиан упоминает также, что сами церемонии, связанные с похоронами, общи для всех народов; и в Древней Греции покойного провожали причитаниями и скарификацией: начинались "вой женщин, и слезы всеобщие, и биение себя в грудь, и волос терзание, и щек кровью обагрение. Иной раз одежды раздирают и прахом головы посыпают, и живые являют вид более жалкий, чем сам умерший: они нередко валяются по земле, головами бьются о землю…" |
![]() Усовершенствованные и изготовленные из кремня и обсидиана, белого и красного камня, по своей форме с ассиметрично выемчатым основанием, с боковой выемкой или скошенным основанием, с широким стерженьком для насадки наконечники стрел найдены в огромном количестве в тлийских погребениях, датированных VIII–VI вв. до н.э. О важности и необходимости этого атрибута воина и его сакральном значении говорят многочисленные изображения стрел различных конструкций, их наконечников, колчанов на предметах кобанской культуры (Б.В. Техов). |
![]() Если бы камни могли говорить, люди бы знали все. А так известно только то, что рассказали люди. Из камня могут родиться боги и герои, в камень можно обратиться, на камне можно переплыть море, на нем может испытываться сила богатырей, на нем приносились жертвы. Что бывают камни смерти и воскрешающие камни, камень высокомерия и камень бесстыдства. Что в камень может вселиться недобрая сила. Что у камня может быть добрая сила, и он может быть чудодейственным. Рассказывают, был такой и у нартов. |
![]() Появление таких малых форм столиков связывают с отсутствием традиции общесемейной трапезы. Кроме постоянно находившегося у очага стола (диг. тъæрвингæ) имелись и другие, включая столики для гостей. После трапезы их помещали вверх ножками на специально вбитые высоко в стену деревянные колышки или вешали на стену на петле, продетой через просверленное в крае столешницы отверстие. Волшебные и обычные фынги неоднократно встречаются в осетинском эпосе, пословицах и поговорках. |
![]() Слово тарха́н М. Фасмером, c cсылкой на Радлова и др. этимологов, дано в значениях: 1) "сословие, свободное от налогообложения", 2) "скупщик льна, конопли, щетины, кож (в деревнях)". Из тур., чагат. tаrχаn "привилегированное сословие", др.-тюрк. tarkan "сан", уйг. tаrχаn. Титул тюрк. имел широкое распространение (IV, .25). По В.И. Абаеву, термин тæрхон имеет значения "суждение"; "обсуждение"; "решение"; "судебное решение"; "суд" (процесс); производные: тæрхон кæнын "judicare"; тæрхæттæ кæнын "судить-рядить", "рассуждать"; тæрхонгæнæг, тæрхоны лæг "судья", "judex"; тæрхондон "суд" (учреждение) (т.3, 275–277). Желающих ознакомиться более подробно отсылаем к "Осетинско-русскому словарю" Т.А. Гуриева, Э.Т. Гутиевой (IV, 43 и сл., 2020). |