Меню сайта

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1445

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Осетия - Алания | Осетины - Аланы | Сарматы

Главная » Статьи » Духовный и культурный мир Алании » Культура Алании

Пæлæз
Одной из разновидностей верхней одежды является плащ-накидка, более престижный вариант – мантия. Помимо практического назначения, которое заключалось, главным образом, в защите и, нередко, в маскировке, такой тип верхней одежды сообщал о статусе его хозяина. При сохранении внешней формы и типа покроя плащ мог иметь капюшон или прорези для рук. Важное значение имел материал, из которого изготовлена мантия, его цвет и отделка. О высоком статусе хозяина сообщали узоры и орнаменты на мантии, подбивка ценными мехами и дополнительные элементы. Все это наделяло этот предмет одежды новыми смысловыми оттенками, каждый из которых имел свою символику.

В осетинском языке для обозначения такого типа верхней одежды существует одно название пæлæз "плащ", "накидка", "мантия" и употребляется в том же значении. Однако функциональная семантика слова несколько шире и может использоваться в значении паруса самостоятельно или в сочетании пæлæзджын нау "парусное судно", а также в составе сложного слова наупæлæз "парус". Вероятнее всего это вторичное значение, возникшее из-за больших размеров плаща-накидки, который обычно имел колоколообразную форму и выкраивался в форме полукруга или ¾ круга (Студенецкая, 1989, с.82), что позволяло его использовать при необходимости и в качестве паруса.

По своему прямому назначению пæлæз (плащ) использовался для укрытия в ненастную погоду от дождя и холода, будучи в походе, на работе. Необходимым был и во время пребывания пастухов и чабанов на отгонных пастбищах. В этнографических источниках нет точных описаний пæлæз как особого вида верхней одежды, вся информация во многом схожа с буркой/нымæт (А. Магометов) и определяется как войлочный плащ/уæллаг нымæт (Ю. Клапрот). В действительности же, В.И Абаев толкует пæлæз так – "накидка из грубой ткани", что имеет принципиальное отличие от нымæт, который изготавливался из войлока и имел иную структуру, плотность и варианты использования. При наличии обоих предметов верхней одежды, пæлæз использовали для укрытия во время ночлега в пути как более легкий и тонкий, чем бурка, в то время как нымæт чаще стелили под собой.

Так, аланы, составляющие большую часть тяжелой конной кавалерии Византии и отличающиеся особой воинственностью, были прекрасно экипированы. Конный воин носил тунику из тонкой или плотной ткани в зависимости от времени года. Туника была достаточно широка и длинна, чтобы прикрывать колени всадника, сидевшего верхом на коне. Поверх туники – кольчуга аварского либо персидского образца с кольчужным капюшоном и поясом, пелерина и войлочный плащ с широкими рукавами на случай плохой погоды… (Ф. Кардини).

О том, что нымæт (бурка) и пæлæз (накидка) являются совершенно разными видами верхней одежды, говорят сами тексты: Æхсæвы арты фарсмæ, нымæты зæронд сæ быны, хъисын пæлæз сæ уæлæ, æрхуыссыдысты (Секъа)/"Ночью возле огня улеглись, старая бурка под ними, сверху плащ из грубой шерсти" или Пæлæзы йæхи атыхта (Сырдон), нымæт йæ уæлæ æркодта, худ арф æрсагъта, ронæй хи æрбалвæста…. (НК)/"Укутался Сырдон плащом, накинул сверху бурку, натянул шапку, подпоясался ремнем…".

Более четкую информацию об использовании и ношении пæлæз мы можем найти в фольклорных источниках, где пæлæз мог служить не только для укрытия от холода, но быть импровизированным столом в дороге: бæласы бын æрытыдта йæ пæлæз/"под деревом расстелил свой плащ"; йæ пæлæзы гæбаз йе ’ккой бакодта, йæ топп йе уæнгтыл баппæрста æмæ аскъæрдта рæгъауы/"надел свой плащ на плечи, закинул свое ружье за спину и погнал стадо"; Хорз, фæлæ дæуыл пæлæз ис, æз та гомриу дæн, хур мæ басудздзæн/"Хорошо, но на тебе плащ, а я с открытой грудью, солнце обожжет меня"; и др.

Если бурку носили исключительно мужчины, то пæлæз, как накидку, носили и женщины (Иу зæронд ус зилы цагъды мæрдтыл. Йæ пæлæз — сау, йæ дзыккутæ — пыхцыл æмæ урс (Шамил)/"Одна старуха обходит погибших воинов. Ее плащ — черный, ее волосы — спутаны и белые"), а также девушки. Так Хуры чызг (дочь Солнца) перенесла под своим плащем Батрадза на небеса (Уæдæ хъус, – зæгъы чызг, – æз мæ пæлæзы бын дæу бакæндзынæн (…) Хуры тын нæ схæсдзæн уæлавмæ/"Тогда слушай, – говорит девушка, – я спрячу тебя под своим плащом. Солнца луч нас поднимет на небеса"). Из литературных же источников мы имеет информацию и о материале, из которого он пошит (йæ уæлæ — кæттаг цыбыр пæлæз/"на нем холщовый короткий плащ" (Шамиль)), и мог быть как короткий, так и длинный (Йæ амонд уыд, æмæ йæ пæлæз — даргь/"Его счастье, что плащ длинный").

По имеющимся описаниям, особой отделкой плащи и накидки у осетин не отличались. В основном это были накидки из неотбеленной материи серых тонов, тонкой шерсти, реже – шелка. Однако источники указывают на особый статус скифских воинов, носивших плащи, сшитые из кожи, содранной с вражеских голов. Военный обычай скифов предполагал обязательное обезглавливание врага с последующим скальпированием. Скальпы, выделанные и используемые в качестве полотенец для рук, привязывали к уздечке коня и становились предметом гордости. Большое количество таких "полотенец" позволяло изготавливать плащи, сшивая их, подобно козьим шкурам. Владелец такого плаща считался самым доблестным мужем (Геродот). Кроме того, в составе так называемого "турнейского сокровища" из гробницы был найден "плащ с орнаментом в сарматском стиле с роем золотых цикад" (К.Скотт Литлтон, Линда А. Малкор).

Вместе с тем цвет пæлæз имел свое символическое значение, которое просматривается в фольклорно-мифологических представлениях. Плащи и накидки черного цвета носили женщины весьма преклонного возраста, часто вдовы, они несли информационный посыл скорби и отрешенности от мирских радостей и благ. В литературных текстах отражено традиционное одеяние священников черного цвета до пят, которое также называется пæлæз, вне зависимости от наличия/отсутствия накидки как самостоятельной детали церковного одеяния (Сауджын йæ пæлæз куы сиса, уæд дзы ’фсарм-æфсæрмытæ нал вæййы/"Когда священник снимает свою рясу, то стыда-совести тоже не бывает").

В мифологии осетин черный плащ был атрибутом одежды Сау Барæг (Черный всадник), который считался покровителем воров и разбойников в осетинской мифологии не позднее XVII– начала XVIII века, когда набеги являлись важным источником наживы. По представлениям осетин, он всегда ездит на черном коне и в черных одеждах впереди людей, отправляющихся на разбой и воровство. В сказаниях выступает как антипод Лæгты дзуар, в отдельных вариантах – как покровитель волков, рыскающих по ночам в поисках добычи (Этнография и мифология осетин).

Его полной противоположностью был покровитель мужчин, путников и воинов Лæгты дзуар (Уастырджи). Как самое почитаемое божество в осетинской мифологии и небожитель, он изображается в виде грозного воина на белом коне, в белых одеждах, часто в белой бурке или белом плаще. Среди многочисленных эпитетов, относимых к нему, всегда присутствует белый цвет: его называют сызгъæрин "золотой", цæхæрцæст "искроглазый", тæхгæ-нæргæ "летяще-грохочущий", бæрзондылбадæг "на вершине сидящий", урсбоцъо "белобородый", урспæлæз "в белом плаще". Он летает и ездит на белом коне, всегда подтянут и вооружен.

В некоторых описаниях встречается и красный цвет плаща, который надевали жрецы: Æрæджиау байгом дуар. Рухсмæ дзы рацыд æртæ зæронд лæджы. Сæ боцьотæ — урс, сæ уæлæ пæлæзтæ сырх дарийæ, сæ бакастæй — пехуымпартæ. Загътон: адон сты дзуары лæгтæ (Ш. Джикаев)/"Наконец открылась дверь. На свет вышли три старца. Их бороды – белые, на них красные плащи из шелка, свиду – пророки. И подумал: это жрецы".

Такой цветовой символизм не случаен, поскольку на начальном этапе диалектического развития использовались только два цвета – белый и черный. Символическое распределение значений было также антонимичным и олицетворяло Небо и Землю, Свет и Тьму, Счастье и Несчастье, Добро и Зло, Жизнь и Смерть, что вполне соответствует мифологическим воззрениям осетин. Позднее в эпоху сложившихся общественных отношений потребовалось наличие третьего цвета, которым стал красный.

Символическое значение красного у разных народов могло означать: силу, зло, войну, насилие, смелость, справедливость и сверхчеловеческую силу. Такая семантика красного цвета соотносима с цветом иранского воинства и транслируется в снаряжении боспорских всадников (катафрактариев), состоящих, в том числе, из сармато-аланских племен, которые стали носить красные плащи. (А. Туаллагов).

В религиозно-духовной сфере красный цвет символизировал правосудие, поднимающееся вверх, причастность к Свету, был символом радости на праздниках, свадьбах и различных торжественных ритуалах. Синтез всех представленных значений красного в мировой культуре вполне мог отображаться в цвете плащей Дзуары лæг (жрецов) как посредников между людьми и покровителями, которым они служили, учитывая жесткую кару божеств и справедливое правосудие, силу их благословения и безусловное существование, в которые свято верили осетины. Однако практика ношения красного плаща как атрибута одеяния священнослужителей (Дзуары лæг) практически не сохранилась до наших дней. В современности не всегда присутствуют и белые одежды, которые некогда надевали, в том числе, и младшие священнослужители при исполнении ритуального действа во время празднеств в честь того или иного покровителя (В. Икскуль).
 
Автор: Лариса Моргоева, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела осетинского языкознания СОИГСИ им. В.И. Абаева
Категория: Культура Алании | Добавил: 00mN1ck (10.07.2020)
Просмотров: 19 | Рейтинг: 0.0/0 |

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]