Святыни Алании [12] |
Традиции и обычаи [12] |
Древнее учение Алании [7] |
Культура Алании [49] |
Религии Алании [9] |
Главная » Статьи » Духовный и культурный мир Алании » Святыни Алании |
Чувство комического − одна из характерных особенностей, присущих человеку, одно из проявлений эстетического отношения к действительности. Комическое возникает уже на ранней ступени развития общества как своеобразное отражение сознания человека, восприятия им окружающего мира. Специфика архаического комизма своеобразна. Постижение его связано с большими трудностями: мы непроизвольно переносим в далекое прошлое современные представления о смешном, и потому архаический вид комизма современным человеком всегда переосмыслен. С изменением понятий и представлений претерпевает изменение и чувство комического. Чтобы понять архаический вид комизма, надо рассматривать его в естественной среде, в той обстановке, о которой повествуется. Общественно-эпической средой, в которой функционируют нартовские герои, является военно-дружинный быт. Этот своеобразный быт и психология, отраженные в древнейших слоях осетинского эпоса, и определяют характер и специфику комического в нем. Здесь комическое еще трудно отделить от трагического, они синкретичны, образуя то исконное, изначальное единство, которое постепенно со временем разрушалось. Поэтому смех, шутки Нартов имеют грубонатуралистический жестокий характер. Такой вид комизма представлен в сказании «Красавица Саха» [1], где в форме исполнения этикета «дружелюбия» и «поздравления» происходит казнь красивой, но своенравной невесты. Трагикомический синкретизм лежит и в основе сказания «Как появился фандыр» [2]. В этом сказании «шутка» нарта Хамыца, мстящего за насмешку, обернулась для Сирдона трагедией. Однако действия Хамыца, побросавшего в кипящий котел, вместо мяса украденной у него коровы, детей Сирдона, нартами не осуждаются. Ибо они вызваны осознанием превосходства своей силы над противником – ведущей чертой архаического вида комизма. В другом варианте матерью Сирдона оказывается нартовская Сатана. Это сказание интересно тем, что Сирдон и главный антагонист его − Сослан являются братьями по материнской линии, они даже дают друг другу имена. В данном сказании объясняется причина исконной вражды между героями. Во всех вариантах сказания о рождении Сирдона общим является конфликт у реки, вследствие чего и создается комическая ситуация: величественная эпическая героиня вынуждена снизойти до притязаний владыки воды и унизить свое достоинство. Согласно еще одному варианту сказания Сирдон родился способом, аналогичным рождению Сослана. Но в отличие от последнего отцом его является не пастух, а дьявол, возжелавший Сатану, стирающую белье на другом берегу реки [5]. В варианте, записанном от сказителя Джусойты Кудзи [6], матерью Сирдона является «ус хæйраг» дьяволица. Эпическую суть данного сказания разнообразит комический эффект, создаваемый с помощью пародирования. В данном случае передразнивание нартов дьяволицей есть вульгарно-примитивная форма пародирования. Сказания, в одном из которых отцом Сирдона является дьявол, в другом – дьяволица – матерью, возможно, проливают свет на некоторые демонические черты в образе героя. Таким образом, все сказания о рождении Сирдона показывают, что герой входит в нартовское общество, как правило, по матрилокальному признаку, а это – одна из важнейших примет архаичности персонажа. В наиболее ранних сказаниях образ Сирдона напоминает героя-трикстера. Трикстер \англ. плут, обманщик, трюкач\ является своего рода отрицательным вариантом эпического героя, т.е. антигероем. Антигерой – тип героя, лишенный подлинных героических черт, но занимающий центральное место в произведении. Если главной чертой героя является подвиг, то соответственной чертой антигероя является «антиповедение». Ему присущи как положительные, так и отрицательные поступки. Поэтому антигерой, как правило, синкретичен: в нем аккумулированы трагическое и комическое одновременно. Примечательно, что демоническая сущность Сирдона проявляется преимущественно по отношению к Сослану. Цикл сказаний о Сирдоне условно можно разделить на две группы, большую часть из которых может быть включена в сослановский цикл; так тесно переплетены в них судьбы обоих героев, вернее, героя и антигероя. Самым разнообразным по своему содержанию в архаических формах осетинского нартовского эпоса является вид комического, основанный на иронии, сарказме, язвительных насмешках. Связь иронии с сарказмом наблюдали еще античные авторы. Так, в Аристотелевой «Риторике к Александру» выделено четыре вида иронии. Четвертый вид назван им «издевательство» \сарказмос\. Следовательно, сарказм определен как высшая степень иронии. Он отличается тоном негодования, возмущения. Сарказм является одним из важнейших стилистических средств комического, представленных и в осетинском нартовском эпосе. Архаический вид комизма, содержанием которого является насмешка, встречается почти во всех циклах осетинского эпоса. Но насмешке подвержены не все нартовские герои. Она направлена, как правило, на действия тех персонажей, которые не идеализируются в эпосе. Так, Сослан в сюжете «бой с Тотрадзом» представлен в очень неприглядном свете: по сказанию, герой объявляет нартам, чтобы в назначенный день из каждого дома шел всадник на игорное поле для единоборства с ним. Кто не выставит всадника, поплатится штрафом: девушкой-рабыней или мальчиком. Из дома Албега некого послать, т.к. сам Албег пал от руки Сослана, а Тотрадз, его единственный наследник, – еще ребенок и лежит в колыбели. Здесь мы встречаемся с одним из популярнейших мотивов мирового фольклора – мотивом юного героя, победившего в борьбе могучего богатыря. Вначале именитый нарт отказывается от схватки с ребенком, у которого, по его словам, «йæ хъуымыз йæ донгæмттæй кæлы». Но маленький Тотрадз, оседлавший строптивого отцовского коня, настаивает, и схватка начинается. От первого же удара юного героя могучий нарт слетает с коня. Тотрадз поднимает его на острие копья и целый день носит в таком виде по нартовскому селу. Здесь внимание акцентируется на элементах неожиданности, недооценки юного героя. Данный эпизод делает очевидными особенности сочетания героики и комического в эпосе. В смешное положение попадает нарт Сослан, считавший себя самым сильным. Неизвестный младенец одним ударом низвергает его с коня, и ему, не имевшему равных по силе, приходится униженно просить ребенка о пощаде. Кичливое поведение Сослана осуждается в эпосе, поэтому образ его предельно снижен, доведен до бурлеска. Анализируемый эпизод служит и дальнейшему развитию сюжета. Благородный герой отпускает поверженного противника. Рассказав Сатане о своем поражении и позоре, Сослан с ее помощью хитростью и коварством одолевает Тотрадза. В таком виде сказание не дает слушателям морального удовлетворения, т.к. погибает юный герой, рыцарь чести, а злой и коварный торжествует. Видимо, поэтому в некоторых вариантах данного сюжета появляется несколько иная интерпретация финала. В них говорится, что последний бой Тотрадза и Сослана произойдет в загробном мире и принесет победу Тотрадзу. А в сказании, записанном от Арсамага Цопанова, за Тотрадза мстит невестка Албега, переодевшаяся в мужскую одежду [8]. Идеал эпического героя меняется от эпохи к эпохе. В сказаниях о Сослане подвиги его в основном совершаются по одной схеме: он начинает как герой-богатырь, заканчивает как герой-маг, т.е. перед нами герой-воин, в образе которого еще сохранились черты героя-волшебника. С приходом «железного» века, когда война и организация войны становятся «нормальной функцией общественной жизни» [9], рождается новый тип эпического героя непобедимой силы, сокрушающего врагов богатырской мощью без всякой хитрости и колдовских приемов. Таковым в осетинском нартовском эпосе является Батрадз, сын Хамыца. Создатели эпоса с особой щедростью наделили его чертами, в которых видели идеал воина «железного» века. И если Сослан попадает в комические ситуации, снижающие его героическое восприятие, то применение насмешки относительно Батрадза творцы нартовских сказаний считают недопустимым. Объясняется это тем, что многие приемы, к которым прибегает Сослан для совершения своих подвигов, теряют позитивное значение, становясь неприемлемыми для героев «железного» века. Ведь, как известно, комическое и есть «проявление общественной закономерности, по которой все старое, отжившее свой век, является негодным и жизненно несостоятельным». Примечания: Источник: Д.И. Дедегкаев | |
Категория: Святыни Алании | Добавил: Рухс (15.01.2010) | Автор: Д.И. Дедегкаев | |
Просмотров: 13554 | Рейтинг: 5.0/1 | |
Всего комментариев: 0 | |