Меню сайта

Разделы новостей

История Осетии [64]
Скифы | Сарматы | Аланы [157]
Публикации, архивы, статьи.
Осетия [131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
Кавказ [15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
Ранняя история Алан [0]
Габуев.Т.А.

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1450

Форма входа

Календарь новостей

«  Май 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Главная » 2007 » Май » 23 » ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАННЯЯ ИСТОРИЯ ИРАНСКИХ НАРОДОВ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАННЯЯ ИСТОРИЯ ИРАНСКИХ НАРОДОВ
13:53
Древние арии. Индоевропейская общность, в которую входили предки ариев, германцев, славян, кельтов, греков и других племен, распалась в начале III тысячелетия до н.э. (в раннем бронзовом веке). Из нее выделилась арийская общность, занимавшая территорию Юго-Восточной Европы — степные районы к северу от Кавказа, Черного и Каспийского морей. Ариев называют еще индоиранцами, потому что впоследствии они разделились на две ветви — индоарийскую и иранскую. Но и после того, как индоиранцы стали делиться и распространились до Средней Азии, Иранского нагорья и Индии, они продолжали именовать себя «ариями», а свои страны — арийскими. Например, индийские арии назвали свою землю «Арьяварта», в Средней Азии известна иранская страна «Арейа». От слова «ариана», что означает «арии», «арийский», происходят и название государства Иран, и средневековое имя осетин — аланы.
Нужно помнить, что «арии» — это самоназвание и научное обозначение только индоиранских народов. Одиозное употребление этого имени для всех индоевропейцев было свойственно расистской литературе. Антропологической арийской расы наука не знает. Передвигаясь на новые территории, индоевропейцы, а затем и арии включали в свой состав местные племена, осваивали достижения других народов. Поэтому еще в древности появились различия в языке, культуре, хозяйстве и внешнем облике разных индоиранских народов. Но все это произошло после распада арийской общности.
Арии были скотоводами и земледельцами. Они пасли стада овец и коров, особое значение придавали коневодству. Землю пахали плугом или сохой. В повозку с тяжелыми цельными колесами впрягали волов. Скот считался главной добычей в войнах, количеством скота измеряли богатство племени, рода, семьи. Пастушеские занятия вынуждали ариев заботиться о поиске удобных пастбищ и способствовали освоению новых территорий. Металлургия, обработка металла и дерева достигли у ариев уровня профессиональных ремесел.

§ 3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАННЯЯ ИСТОРИЯ ИРАНСКИХ НАРОДОВ


В эпоху общеарийского единства сформировалось особое устройство общества, разделенного на три сословия — жрецов, военную знать и свободных скотоводов-земледельцев. Представление о трех социальных функциях — религиозной, военной и производительной — характерная черта культуры и общественной жизни всех индоиранских народов. Каждая из трех функций имела свои символы, в том числе цветовые. Первую, жреческую обозначали белым цветом; вторую, военную — красным; а третью, производительную — цветами земли (желто-коричневыми) или воды (сине-голубыми). Троичное деление общества повторяло устройство вселенной — по представлению ариев, все мироздание состоит из трех миров: верхнего или небесного; среднего, в котором живут люди; и нижнего, простирающегося вниз от поверхности земли и воды.
Большим достижением древних ариев было использование боевой конной колесницы. Боевые колесницы — это легкие повозки на двух колесах со спицами, в которые впрягали специально обученных лошадей. Колесничным войском командовали, подавая сигналы горном. Воин, стоящий на колеснице, являлся стрелком из лука и копьеметателем. Колесницы были для своего времени мощным оружием. Их появление привело к окончательному выделению военной знати, которая начала захватывать господствующее положение в обществе. Впоследствии все цари у арийских народов принадлежали к военной касте.
Применение колесниц резко увеличило боевую мощь арийских племен, их активная военная деятельность приводила к освоению все новых территорий, увеличению стад и быстрому росту населения. В страны Азии арии принесли неизвестные там навыки разведения и тренировки боевых лошадей, практику колесничного боя, приемы взнуздывания коня и даже элементы конской сбруи.
В первой половине II тысячелетия до н.э. арийская общность распалась на две ветви — индоарийскую и иранскую. Индоариями называют арийскую ветвь, покинувшую Европу и поселившуюся в Индии. Арии другой, иранской ветви, тоже расселялись к востоку и югу, но сохранили за собой и земли прародины — степи между Дунаем, Кавказом и Уралом.

§ 3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАННЯЯ ИСТОРИЯ ИРАНСКИХ НАРОДОВ


Ранняя история иранских племен. К иранской группе народов принадлежат современные осетины, персы, таджики, афганцы, курды, белуджи и некоторые другие народы. Все они говорят на языках, происшедших от общеиранского языка-основы, на котором во II тысячелетии до н.э. говорили арии-иранцы.
В конце II тысячелетия до н.э. иранская общность распалась на две группы племен. Северные иранцы включали предков скифов, согдийцев, бактрийцев, хорезмийцев. В южную группу племен вошли предки мидян, персов, курдов, белуджей, других иранских народов. Эту группу племен можно назвать южной потому, что они ушли с европейской прародины на юг и заняли Иранское нагорье, то есть территорию современных государств Ирана и Афганистана. Но и северные иранцы вышли далеко за пределы арийской прародины. Бактрийцы, согдийцы, хорез-мийцы продвинулись в Среднюю Азию. А скифские племена, никогда не покидавшие общую прародину, постепенно расселились по всему степному поясу Евразии — от Северного Причерноморья и Предкавказья до Средней Азии, Казахстана и Южной Сибири.
Возникший в результате этих передвижений огромный иранский мир оказался поделен между двумя природными и хозяйственными зонами. В южных областях древней земледельческой цивилизации (в плодородных долинах Иранского нагорья и оазисах Средней Азии) иранские племена вскоре освоили опыт предшествующего неарийского населения и сделались оседлыми земледельцами и скотоводами. А в северных скифских степях, напротив, произошел переход от пастушества к кочевому скотоводству.
Иранские кочевники отличались от своих оседлых родственников прежде всего по образу жизни. Их язык и культура были очень близки, и даже общественное устройство на ранних этапах истории оставалось одинаковым. Семья входила в род, который был частью племени. Несколько племен составляли область или страну, а совокупность областей складывалась в народ. Однако противоречия между кочевыми и оседлыми племенами надолго предопределили сложную историю взаимоотношений теперь уже двух иранских миров — степи, которая посылает за добычей и славой отряды грозных всадников, и оседлости, защищающей обработанную землю и скот от набегов кочевников.
Постоянной ареной столкновений оседлых и кочевых иранцев была в I тысячелетии до н.э. Средняя Азия. На Переднюю Азию совершали свои походы через Кавказ европейские скифы. Существовали, конечно, и мирные связи: от активной торговли до военных союзов. Периоды вражды и сотрудничества сменяли друг друга, но противостояние сохранялось. Оно породило великий иранский эпос. Сказания о богатырях и героях, впоследствии вошедшие в «Шахнамэ» («Книгу о царях») Фирдоуси, повествуют о борьбе с Тураном — под этим именем выступают скифские племена, кочевые степняки-иранцы. Победоносные походы туранцев-ски-фов также воспеты в древних сказаниях — это Нартовский эпос, сохраненный осетинами. Таким образом, обе стороны, оба иранских мира запечатлели свои войны в эпических произведениях мирового значения.
Общеиранская религия. Реформа Заратуштры. Еще со времен арийского единства иранские племена исповедовали многобожную религию, выросшую из поклонения силам и явлениям природы. Существовали развитые культы божеств Неба и Солнца, Земли и Водной стихии. Особо чтили Огонь — он считался очищающим посредником между миром людей и божественной Истиной, которую иранцы называли «Арта». Арта— это мировой порядок, воплощение добра и нравственных законов всего мироздания. Труд скотоводов и земледельцев, подвиги воинов, жертвоприношения и молитвы жрецов — все это вместе с личными достоинствами человека было для иранцев проявлением вселенской гармонии. Другое важнейшее религиозное понятие — «Фарна» — олицетворяло сияющий божественный свет, благодатную силу, которая приносит мир, изобилие, удачу, счастье, добрую судьбу и славу.
Иранские жрецы посвящали богам жертвенных животных, приготовляли священный напиток, называвшийся «хаома», пели хвалебные гимны. Тексты молитв не заучивали, при каждом богослужении их сочиняли заново по определенным правилам.
Мифология иранцев представляла мир сотворенным в форме яйца, где небесная твердь подобна скорлупе, окружающие землю воды — белку, а сама земля — желтку. В центре земли высится Мировая гора, вокруг ее вершинь: вращаются солнце, луна и звезды.
Древняя религия и мифология ариев-иранцев продолжают жить в культуре осетин. Истина-Арта сохраняется в осетинском понятии «ард» — «клятва». От общеиранского слова «язата», означающего «божество», происходит осетинское «зэд» — «ангел». «Фарн» по-прежнему, как и тысячи лет назад, занимает в духовной жизни осетин выдающееся место.

§ 3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАННЯЯ ИСТОРИЯ ИРАНСКИХ НАРОДОВ


В VII-VI вв. до н.э. великий пророк Заратуштра (греческий вариант его имени — Зороастр) реформировал иранскую религию, утвердив культ верховного бога Ахура-Мазды. Пророк происходил из рода по имени Спитама, принадлежавшего к одному из иранских племен Средней Азии. Есть предположение о том, что Заратуштра родился среди скифов. Во всяком случае, он начал свою деятельность на границе между оседлыми и кочевыми (скифскими) племенами. Заратуштра провозгласил приближение последнего этапа истории, когда Добро и Зло должны быть разделены, и создал учение о том, что торжество Добра и победа над Злом зависят от действий каждого человека. Эту новую религию называют по имени основателя зороастризмом или по имени верховного бога маздеизмом. Идеология зороастризма формировалась в обществе оседлых скотоводов и земледельцев, которые желали объединиться под сильной властью, способной защитить мирное хозяйство от постоянных набегов кочевников. Как и эпические сказания, зороастризм родился в противоборстве двух иранских миров — оседлого и степного. Религиозная проповедь объединила принципы единобожия, отказа от племенных культов и борьбы со Злом, одним из воплощений которого стали северные степняки.

§ 3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАННЯЯ ИСТОРИЯ ИРАНСКИХ НАРОДОВ


Священная книга зороастризма Авеста написана на самом древнем из всех известных науке иранских языков. Условно этот язык называют авестийским. Авеста является сводом религиозных правил, молитв и хвалебных гимнов.
В VI в. до н.э. цари Персии из династии Ахеменидов объединили под своей властью иранские страны Передней и Средней Азии. Огромная персидская держава объявила зороастризм государственной религией и оказывала покровительство зороастрийским жрецам, которые назывались магами.
Скифские племена отвергли зороастризм, и сам пророк Заратуштра погиб, по преданию, от руки скифа. Религия скифских племен самостоятельно продолжила традиции древних общеиранских верований.
Иранские страны Передней и Средней Азии. В конце II тысячелетия до н.э. иранские племена освоили Среднюю Азию. За пределами оазисов, в степной и полупустынной зоне жили кочевники. Плодородные долины, где в VII в. до н.э. уже существовала развитая земледельческая культура, были населены оседлыми иранскими народами. По их именам назывались страны, широко известные в древности — Согдиана, Хорезм, Бактрия, Маргиана, Парфия, Арейа.
Мидяне, персы и другие иранские племена появились на Иранском нагорье в начале I тысячелетия до н.э. Однако еще в VII в. до н.э. они жили в окружении чужого им большинства народов, говоривших на языках кавказской и афразийской семей. Освободившись от ассирийской зависимости, мидяне создали в VII в. до н.э. сильную державу, которая объединила иранские племена и подчинила некоторые другие народы. Но в середине VI в. до н.э. персидский царь Кир II из рода Ахеменидов восстал против Мидии и покорил ее. Его наследники подчинили своей власти огромную территорию от Средней Азии до Египта. В состав государства Ахеменидов вошли все иранские области с оседлым населением и даже часть среднеазиатских кочевников. Но степной скифский мир в целом продолжал жить собственной жизнью, успешно отражая завоевательные походы персидских царей и оставаясь враждебным к проповеди зороастризма.

§ 3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАННЯЯ ИСТОРИЯ ИРАНСКИХ НАРОДОВ


Иранские кочевники евразийских степей. На рубеже II и I тысячелетий до н.э. начался переход степных иранских племен от пастушества к кочевому скотоводству. «Скифы» — наиболее общее название для северных иранских кочевников. В первой половине I тысячелетия до н.э. они вышли далеко за пределы древней арийской прародины (Юго-Восточной Европы) и занимали всю полосу евразийских степей от Северного Причерноморья и Кавказа до Средней Азии и Южной Сибири.
Скифские племена говорили на диалектах и наречиях языка иранской группы, единственным живым продолжением которого — через средневековый аланский — является современный осетинский язык. По историко-географическому принципу народы скифского мира называют северными иранцами древности. А по языковым признакам скифский язык (а значит, и современный осетинский) входит в восточноиранскую подгруппу. Здесь нет никакого противоречия. Ведь степной скифский мир располагался севернее иранских областей с оседлой и земледельческой культурой. Но восточную часть этих областей — Среднюю Азию и Афганистан — населили ближайшие родственники скифов: согдийцы, бак-трийцы, хорезмиицы и другие племена, пришедшие с прародины вместе с азиатскими скифами. Их языки и составляют восточноиранскую подгруппу, к которой относятся также современные афганский (пушту или пашто), мунджанский (в Афганистане), ягнобский (в Таджикистане) и па-мирские языки (в Таджикистане и Афганистане). Другая ветвь иранских народов во главе с персами и мидянами осела западнее — в Передней Азии. В западноиранскую подгруппу входят персидский и таджикский (оба происходят от древнего и средневекового персидского), курдский, белуджский и некоторые другие языки.

М.М. Блиев, Р.С. Бзаров "История Осетии"
Просмотров: 6806 | Добавил: Рухс | Рейтинг: 4.8/4 |

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]