В древнекитайских хрониках, относящихся к середине – первой половине I тыс. до н.э., среди прочих скотоводческих народов, соседствовавших с китайскими царствами, можно встретить упоминания о племени юэчжи – кочевниках, занимавших засушливые пастбища в бассейне р. Тарим. Сегодня это территория Синьцзян-Уйгурского автономного района и провинции Ганьсу на северо-западе Поднебесной. Известно, что, по крайней мере с середины VII в. до. н.э., юэчжи добывали в горах и продавали китайцам нефрит, который последние очень высоко ценили, а также обменивали своих прекрасных лошадей на китайский шелк. В целом, как указывает трактат "Гуанцзы", юэчжи не вступали в конфликты с соседними китайскими государствами.
Чем же интересен этот древний кочевой народ для нас? Дело в том, что, по мнению целого ряда крупных ученых из разных стран, юэчжи были индоевропейским, а, возможно, даже североиранским народом. Так, например, крупный немецкий востоковед Бертольд Лауфер в работе "Язык юэчжи, или индо-скифов" пришел к выводу, что юэчжи говорили на языке, принадлежавшем к той же группе, что и скифский, согдийский, осетинский и ягнобский. Украинский археолог А. Симоненко, проанализировав археологические находки из погребений некрополя Тилля-тепе в Афганистане, связываемых с "большими юэчжи", пишет, что "образцы украшений в полихромном стиле, посуды, оружия практически не отличаются от сарматских". С большой долей вероятности мы можем отождествить юэчжей китайских хроник с племенем тохаров, самым восточным из индоевропейских народов, известным из классических античных источников.
|
Между IV и VII веками на юго-западных окраинах европейской Скифии сложилась сложная этнополитическая ситуация: на тот момент завершилась активная фаза Великого переселения народов. Народ под названием эфталиты неоднократно упоминается в древних источниках об этом периоде как тот, который совершал вместе с аланами набеги, а также пересекался с ними в различных политических ситуациях.
Во II веке до н. э. Греко-Бактрийское царство, бывшее одним из наследников завоеваний Александра Македонского, было разрушено вторгшимися с севера завоевателями-номадами, среди которых преобладающий элемент составляли юэчжи или тохары, занявшие северную часть современного Афганистана, известную с тех пор под названием Тохаристан. "Тохарское" племя кушан пришло к власти в начале христианской эры, основав империю, простиравшуюся вплоть до Северной Индии. В античных источниках ее называют Индоскифией. Ей суждено было стать самым могущественным врагом парфян после Рима. Однако, достигнув наибольших пределов при монархе Канишке I (128–151), Кушанское царство в дальнейшем переживало постепенный упадок. В борьбе с Персией оно потеряло свои западные территории и, в конце концов, в IV в. оказалось под властью захвативших его эфталитов и других родственных им племен.
|
Топонимы могут явиться единственными следами исчезнувших народов и языков, способствовать выяснению важнейших вопросов истории, географии, этнографии и лингвистики. Имея ярусное строение и являясь смешением разных по времени образований, эти "красноречивые свидетели прошлого" переносят нас через века и тысячелетия, позволяют изучать языковые явления прошлого географически, определяя их пространственные границы.
Названия, как факты языка, прикрепленные территориально, "своего рода исторический документ", возникают в определенные исторические эпохи и связаны с общественной жизнью и хозяйственным укладом народа, с конкретными историческими событиями, внося ясность в его этногенез, расселение, размещение и путей миграций, но порою бывают обусловлены особенностями географического объекта. Проиллюстрируем данное положение активностью этнонима алан в образовании топонимов в Западной Европе; исходя из географического содержания термина, ареал распространения этнотопонима.
|
В истории аланов известны различные типы знамен. В соответствии с одной гипотезой два наиболее ранних из них обнаружены в тайнике насыпи кургана "Дачи" (Нижний Дон) рубежа I–II вв.
Согласно реконструкции они представляли собой полотнища с двумя окончаниями, обшитыми золотыми бляшками различных геометрических форм. Первое было очень узким, с острыми окончаниями и двумя лентами-завязками у древка. У второго знамени окончания были округлыми, а верхнее – несколько длиннее нижнего.
Для декора знамен и креплений завязками указаны параллели в материалах кургана № 6 хуннского могильника Ноин-Ула (Монголия), что отражало тесные контакты аланов с хуннами еще на востоке Центральной Азии. Находки сопоставляются с изображениями двух знамен на стене Кяфарской гробницы (Карачаево-Черкесия), которую предложено считать захоронением Дорголела, правившего в Алании в XI в. Им, в свою очередь, находят прямые параллели в свадебных и траурных знаменах осетин и иных образцах. Подобные траурные знамена, но прямоугольной формы, усматривают в процарапанных рисунках (граффити) рубежа нашей эры в храме Байты III (Казахстан), которые связывают с комплексом сармато-аланских представлений.
|
Большая часть того, что известно об аланах, относится к периоду их походов и передвижений с гуннами и германскими народами. В таком случае правомерно задаться вопросом: почему среди народов, составляющих политическую карту нартовского мира, не упоминаются готы, наиболее частые союзники, a периодически и военные противники аланов? Изначальное отсутствие? Значимое отсутствие? Следы готов затерялись? Потерялись?
В современном осетинском языке хатиагский язык применяется для обозначения малопонятного чужеземного языка либо языка секретного. В нартовских кадагах на нем разговаривают народ хатиагский (хатиаг адæм), уаиги, гуымиры, гумцы, дурагоны, подданные черноморского алдара, люди Донбеттыра, лица неустановленного происхождения на близких и дальних подступах к земле нартов, переговорщик ласточка, конь меж двух морей, удхæссæг в лесу, мертвые и святые (мæрдтæ æмæ зæдты æвзаг), наконец, сами нарты. Ждет своего разъяснения пока не расшифрованная формула из текстов нартовских сказаний: "æрмæст не ´взаг расугъддæр у хатиагау". И почему этому противоречит (сбывшееся?) предсказание: "хатиагский язык начнет забываться, и осетины станут рассеиваться" ("хатиаг æвзаг рох кæндзæни, æмæ Ир пырх кæндзысты").
|
В свое время широкое распространение среди христиан получило Житие Феодора Эдесского, составленное в IX в. Василием Эмесским (Манбиджским) или неким палестинским эмигрантом в Константинополе. В нем повествуется о принятии правителем Вавилона Мавией христианства и последующей его мученической гибели от рук своих бывших единоверцев. Греческие рукописи восходят к началу XI в.
Позднее был произведен перевод Жития с греческого языка на арабский, в котором на место "правителя персидского" поставлен халиф ал-Мамун (813–833 гг.) Оно получило широкое распространение среди христиан халифата. В переводе были сделаны некоторые сокращения текста оригинала. Сохранившиеся арабские рукописи датируются временем не позднее XIII в. Самые ранние рукописи славянского перевода относятся к ХIV в.
|
Официальное принятие Аланией в 914 г. христианства через Константинопольский патриархат и церковный раскол 1054 г. определили православный путь государства. Вместе с тем последующие геополитические изменения, вызванные эпохой монгольских вторжений и владычества, вносили различные корректировки на данном пути. Известные потрясения того времени позволили, например, Римско-католической церкви значительно расширить пространства для своей миссионерской деятельности. Не остались без внимания с ее стороны и аланы.
Надежно позволяют судить о встрече алан с католицизмом официальные документы. Римский Папа Иннокентий IV в двух буллах "Cum hora undecima" от 23 июля 1253 г. указал доминиканским и францисканским монахам проповедовать в тех землях, где еще нет водительства Римского Папы. В двух его бревах 1245 и 1253 гг. к братьям миноритам предлагается вести католическую пропаганду среди различных народов, в том числе у алан. Таким образом, аланы впервые оказываются включены в число народов, среди которых ведется католическая миссионерская деятельность.
|
Транзит гуннов на территории Северного Кавказа во второй половине IV века оказал глубокое влияние как на равновесие между народами, населявшими Северо-Кавказский регион, так и на будущую организацию Европы в целом. Вместе с гуннами и готами в сторону Запада двигались аланы, народ храбрый и сильный, который уже давно обитал на равнинах к северу от горного хребта. Этот народ контролировал основные перевалы, обеспечивавшие транзит с севера Кавказа на юг, и регулярно принимал участие в военных столкновениях в Закавказье, выступая то за одних, то за других сторонников конфликта. Не являясь по происхождению народом кавказского региона, аланы пришли на эти территории с востока, почти с уверенностью можно сказать, пройдя путь, огибающий север Каспия и юг Уральских гор.
Аланы принадлежали к ираноязычным народам, и среди предложенных этимологий их названия наиболее достоверной видится та, которая связывает этот народ с древнеиранским *arya-, оно прослеживается в прилагательном *aryāna- или в родительном падеже множественного числа *aryānām, ту же форму находим в древнеиранском aryānām xšaθram > среднеиранском Ērān-šāhr > неоперсидском Irān, слово, представленное, в том числе, и в современном названии Персии – Исламская Республика Иран.
|
В античности и раннем Средневековье рядом с ираноязычными скифами, сарматами и аланами жили их соседи, разговаривавшие на других индоевропейских языках. Одними из самых интересных являются синды, одно из многочисленных племен Северного Причерноморья, обитавшее в I тысячелетии до н. э. – первых веках н. э. на Таманском полуострове и прилегающем к нему побережье Черного моря.
Их название недаром перекликается с именем современного народа синдов, живущих на юге Пакистана и в Индии. Дело в том, что, по мнению исследователей, приазовские синды были кровными и языковыми родственниками современных индийцев.
|
|