Меню сайта

Разделы новостей

История Осетии [46]
Скифы | Сарматы | Аланы [140]
Публикации, архивы, статьи.
Осетия [127]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
Кавказ [15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
Ранняя история Алан [0]
Габуев.Т.А.

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1442

Форма входа

Логин:
Пароль:

Календарь новостей

«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » Скифы | Сарматы | Аланы
В 2016 году в серии "Алано-кавказская библиотека" во Владикавказе вышла книга Я. Лебединского "Сарматы и аланы в Галлии IV–V вв. История и наследство". В ней автор, как отмечает А. Чибиров, восполняет пробел в науке. Он доказывает, что не только племена, перебравшиеся в Галлию после Великого переселения, ‒ франки, бургунды, бритты, вестготы, вандалы и гунны‒ оставили след в исторической памяти французского народа, но и сармато-аланские всадники, оказавшие существенное влияние на историю и культуру Франции.
Важным достижением этой книги является и то, что в ней отделены друг от друга сарматы и аланы: "Накануне этих гуннских нашествий существовало два основных сармато-аланских центра… Первый – центр дунайских "сармат" – был основан языгами… Представляется, что позже на венгерской равнине к ним примкнули другие сарматские группы (роксаланы?), а также аланы (Харматта). …Во втором центре, располагавшемся на территории юга России и на Северном Кавказе, сармато-аланы описываются вплоть до конца IV в. как кочевники, живущие в повозках и шатрах, в основном занимавшиеся разведением лошадей и овец (Аммиан Марцелин)" (Я. Лебединский).
Категория: Скифы | Сарматы | Аланы | Дата: 06.09.2019 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

Обряд побратимства – наследие скифов в обрядовой жизни и аланов, и осетин. Иллюстрацией к положению может явиться легенда о юношах-побратимах. Амизок попадает в плен к врагам, а его побратим, кæнгæ æфсымæр (назвáный брат), Дандамид, отдает свои глаза за освобождение друга. Но Амизок не может оставаться зрячим, если его побратим слеп, и в знак солидарности и благодарности сам ослепляет себя.
Обряд побратимства запечатлен на золотой рифленой пластинке из Куль-Обы, правда, он более древний, чем обряд в приведенной легенде.
Древнейший обряд побратимства – æрдхорддзинад, æфсымæрад – результат временных и пространственных отношений человека с большим кругом лиц в разнородной среде, поиск новых опор в жизни и обществе после распада связей, основанных на кровном родстве и совместном труде. Дружба между двумя людьми, стремившимися связать себя неразрывными узами, оказывалась намного крепче кровнородственных связей и основывалась на моральных и психологических факторах (А.Х. Магометов).
Категория: Скифы | Сарматы | Аланы | Дата: 09.08.2019 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

При изучении истории раннесредневековой Алании редко удается проследить, хотя бы в некотором приближении, биографии ее отдельных представителей. Сегодня счастливым исключением из такого положения становится биография Константина Алана. Сведения о нем сохранились в сообщении Иоанна Скилицы, которые затем повторил Георгий Кедрин.
Константин Алан, будучи магистром, служил в должности помощника вестарха (военачальника) закавказской византийской фемы Ивирия. Население провинции в основном состояло из армян, картлийцев и в меньшей степени – греков и арабов. В 1045 г. по приказу императора Константина IX Мономаха военные отряды данной провинции выступили против курдского эмира Абу-л-Асвара Шададдида – правителя Двина и Персармении.
Поход оказался неудачным, т. к. наступавшие попали в смертельную ловушку под Двином. По приказу Абу-л-Асвара были открыты речные плотины и затоплены земли, на которых находились наступавшие. Лучники довершили разгром византийцев. Но Константин Алан вместе с вестархом Михаилом Иаситом смогли вырваться из ловушки и вернуться в свою провинцию.
Категория: Скифы | Сарматы | Аланы | Дата: 26.07.2019 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

Итаксис (Итаз) – западно-аланский владыка VIII в., игравший важную роль в политической жизни той эпохи. Специалисты полагают, что Итаксис – не имя, а титул, и сближают его с иранским титулом "питиахш".
Этимология слова "питиахш" не совсем ясна, но термин связывают с ахеменидской должностью "око царя" и переводят "наблюдающий". В надписи Армазийского некрополя картлийский питиахш Иодманган назван "эпитропос", что означает "управитель царя", "правитель, опекун, наместник царя, регент". Питиахши в Грузии являлись высшими должностными лицами при царском дворе, могли заменять царя в необходимых случа­ях. По аналогии можно предположить, что аланский Итаксис – питиахш, вероятно, был "вторым царем" и являлся носителем как военной, так и светской власти. Здесь же следует заметить, что средний слой военно-служилой знати алан – (первоначально "военные предводители") в средневековой Осетии составили сословие феодалов, а само слово "алдар" стало переводиться как "князь". Высший слой военной аристократии – багатары – в государстве алан составил элиту, представители которой к X веку захватили царский трон.
Категория: Скифы | Сарматы | Аланы | Дата: 12.07.2019 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

Письменные источники сохранили крайне мало сведений об аланских женщинах. Тем более ценными представляются отдельные сохранившиеся свидетельства о них, особенно касающиеся представительниц высшей аланской аристократии. Бесспорно, такие женщины играли заметную роль в межгосударственных отношениях, в которых в те времена особое значение придавалось междинастическим бракам.
Одним из наиболее известных примеров таких браков в XI в. был брак сына императора Константина X Дуки, который в 1071 г. стал императором Михаилом VII Дукой, и Марии, дочери картлийского правителя Баграта IV. Матерью Марии была Борена, сестра аланского правителя Дорголела. В источниках Мария известна как Мария Аланская, что отражало не только ее кровное родство с аланами, но и факт тесных контактов с аланами, находившимися непосредственно при византийском дворе и на службе в различных частях Византийской империи.
Категория: Скифы | Сарматы | Аланы | Дата: 28.06.2019 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

Сенсацией и находкой века уже называют обнаруженное в пяти километрах от села Никольское Енотаевского района древнее захоронение, предположительно принадлежащее сарматской знати. А помог в этом, как это часто бывает, случай.
Местные фермеры, работающие на животноводческой точке, использовали курган под названием Богомольные пески, расположенный недалеко от села, под скотомогильник. Так происходило десятилетиями, еще с советских времен. Привозили туда отходы, выкапывали бульдозером ямы и закапывали его.
Так вышло и на этот раз. Когда стали отрывать яму, ковш зацепил какой-то непонятный предмет. Находку очистили от земли. Вещица напоминала старинный котелок. Смекнув, что предмет может быть интересен историкам, решили привезти его в Астрахань, в краеведческий музей.
Категория: Скифы | Сарматы | Аланы | Дата: 06.06.2019 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

В 2011 и 2012 годах на территории Украины (Черкасская и Киевская области) были найдены три небольшие вислые печати, попавшие в частные коллекции. На первой изображена святая с надписью: "Святая Елена". На оборотной стороне нанесена надпись: "Господи, помоги рабе своей Елене".

На второй – также святая с соответствующей надписью. Образ ее очень необычен и не встречается на других печатях. Святая предстает в княжеском одеянии, низком головном уборе, украшенном жемчужинами. Вокруг изображения нанесена еще одна надпись: "Господи, помоги рабе своей Елене". На оборотной стороне представлено изображение Иоанна Предтечи с надписью: "Святой Иван". Вокруг нанесена надпись: "Господи, помоги рабу своему Ивану". На третьей печати изображена святая в высоком головном уборе с подобными надписями: "Святая Олена" и "Господи, помоги рабе своей Олене". На оборотной стороне вновь представлено изображение Иоанна Предтечи с соответствующими надписями. Определенные признаки надписей позволили датировать печати в рамках 1113–1139 гг.
Категория: Скифы | Сарматы | Аланы | Дата: 12.04.2019 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

Жорж Дюмезиль (1898–1986) – выдающийся французский мифолог и исследователь нартовского эпоса, структуралист и лингвист, член Французской академии наук, почетный доктор и член многих других академий. В. И. Абаев назвал его крупнейшим ученым Франции в гуманитарной сфере, уникальным явлением в науке ХХ века.

Ж. Дюмезиль родился 4 марта 1898 г. После получения высшего образования в Париже работал в вузах Турции и Швеции, а с 1935 по 1968 год – в разных учебных заведениях Франции. Он находился под влиянием идей одного из основоположников социологии как науки Эмиля Дюркгейма и тесно сотрудничал c его учеником, великим французским синологом Марселем Гранэ. Не имея возможности посетить Кавказ, он активно занимался этнографическими полевыми изысканиями, прежде всего в Турции, изучая этнические группы турок, убыхов, абхазов и осетин, к древней культуре которых он впервые привлек внимание европейских ученых и которых называл последними потомками скифов.
Категория: Скифы | Сарматы | Аланы | Дата: 29.03.2019 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

Могильная плита сарматского всадника в ЧестереО драконах написано много серьезных трудов представителями многих научных направлений. И если вы знаете, что китайский дракон должен иметь признаки девяти разных животных, что виверны имеют одну пару лап и одну пару крыльев, а древко с изображением животного называется вексиллоид, значит, знакомы с этой обширной литературой. Нас же интересует частный вопрос: дракон в сарматской и аланской военной культуре.
Среди теорий возникновения образа дракона наиболее популярна гипотеза о Юго-Восточной Азии как о его родине. А при обсуждении распространения большинством авторов обсуждаются сарматские и аланские волны миграционных потоков, с которыми драконы "расселились" по всей Европе.
Категория: Скифы | Сарматы | Аланы | Дата: 01.03.2019 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

1 2 3 ... 15 16 »