Меню сайта

Разделы новостей

История Осетии [46]
Скифы | Сарматы | Аланы [140]
Публикации, архивы, статьи.
Осетия [127]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
Кавказ [15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
Ранняя история Алан [0]
Габуев.Т.А.

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1441

Форма входа

Логин:
Пароль:

Календарь новостей

«  Ноябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Главная » Осетия
В книге "Меч и фандыр", вышедшей в 2011 году А. Туаллагов рассматривает знаковый образ осетинской духовной и материальной культуры – палку/шест с соответствующими ей определениями: пестрая, лысая, (шест) благодати (фарны хъил) и т.д.
Рассмотрев различные контексты употребления осетинами во временных рамках по крайней мере последних двух веков – функционирование палки/шеста на мужском совете; ношение фарны хъил, украшенного разноцветными лоскутьями, в праздник Кæхцгæнæн; опускание шеста во время свадебного застолья через свето-дымовое отверстие в крыше (ердо/сæйраг); наложение запрета палкой; клятва нарти хъолон лæдзæг у осетин-дигорцев перед военным походом; отражения обрядов клятвы пестрым шестом/палкой в нартовском эпосе на общем собрании мужчин перед походом и при судебных разбирательствах в знак особой верности сказанного слова; в случае решения мстить за обиду и т.д. – А. Туаллагов делает важный вывод: "…через анализ осетинского обряда заключения клятвенного союза воинов мы сталкиваемся с образом аланских и сарматских воинов, выступавших на поле битвы под драконообразными знаменами".
Категория: Осетия | Дата: 27.09.2019 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

Конь (бæх) в жизни алан, славившихся своей замечательной конницей, ловкостью и красотой верховой езды (Флавий Вегеций Ренат, Марцеллин и др.), играл исключительную роль. Еще Ф. Кардини писал, что "аланы привыкли жить вместе с конем, величать его по имени, беседовать с ним… Они готовы рисковать жизнью ради своего коня; уверены, что в трудный час он тоже придет на помощь и выручит из беды. Аланы восхищены, как дети, его великолепием, заботятся о его здоровье. Они уверены, что конь не оставит их и после смерти". Эти воззрения алан-осетин оказались запечатленными в тексте старинного обряда посвящения коня покойнику (бæхфæлдисын/бæхфæлдесун), который совершается у могилы.
 Положив покойника, приводят коня, приносят шкуру барана, зарезанного в день погребения, и чашу с брагой (махсымӕ). На шее у коня два аршина белого коленкора; под седлом вместо подседельника новый неношенный сафьян; седло не имеет подушки. Человек, ведущий коня, держит новую плеть в руке. Для коня берут с собою пригоршню проса в качестве фӕндаггаг – это провизия на дорогу в царство мертвых. Заметим, что если все это не исполнено, то обряд лишается своего значения, смысла. По верованию народа, все, что приносится мертвому, служит ему на пользу в потустороннем мире. Если у родных нет коня, то им его дают знакомые и друзья покойника. Пока усопшего зарывают, конь стоит в стороне, затем его подводят к изголовью умершего. Пришедшие на похороны образуют круг вокруг могилы, и посвятитель коня (бæхфæлдисæг/бӕхфӕлдесӕг), становясь перед конем, начинает свою речь. По окончании речи коня обводят три раза вокруг могилы и дают ему попробовать браги, после чего чашку, из которой конь пил, разбивают об его копыто. Потом дают коню принесенное с собою просо и отрезают ему кончик уха или делают надрез. Кто-нибудь из присутствующих садится на него и скачет до тех пор, пока не вгонит в испарину. Сафьян и коленкор снимают с коня и отдают бедным.
Категория: Осетия | Дата: 19.10.2018 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0


Обличительный тон герман садулаев начинает сразу с заглавия: «Почему осетины не аланы»? Очевидно, от предположения в не аланстве у осетин должны подкоситься ноги, испортиться пищеварение и появиться неуверенность в завтрашнем дне. Но этого не происходит. Ежедневный брифинг людей далеких от науки им порядком поднадоел. Устали они и от ворот в чистом поле, которые почему-то «аланские», сделанные не природой в горном ущелье, а архитектурным проектом, утомились от названия города , которое окончательно не установлено, и его географического положения, совершенно не соответствующего источникам, от постоянной возни и выкриков со стороны тех, кто даже не понимает и слова по-алански, но просто желает быть.
Категория: Осетия | Дата: 19.12.2017 | Рейтинг: 5.0/1 | Комментарии:0

Немногие народы могут похвастаться тем, что доподлинно знают ранние этапы собственного этногенеза и происхождения этнических названий. Но все осознают их важность как источников и носителей ценнейшей информации, и поэтому этнонимы интерпретируют и с позиций научного исследования, и в целях политических спекуляций.
За пределами нашей республики нас знают под именем "осетины". В то же время в мировой научной, научно-популярной, справочной литературе стало традицией, говоря об осетинах, прибегать к термину более известному, относящемуся ко времени наиболее выраженного влияния наших предков на ход европейской истории, – "аланы".
Имея установленных предков, мы, "европейские иранцы", "кавказские аланы", "нынешние аланы", получаем большое преимущество перед многими народами. Это обстоятельство увеличивает глубину проникновения в нашу историю до достаточно ранних этапов – до золотого века античности и далее – до середины I тыс. до н.э., т.к., по мнению Всеволода Миллера, следует искать "предков осетин в седой древности в области сарматов и понтийских скифов".
Категория: Осетия | Дата: 25.08.2017 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

Живые рассказы краеведа о прошлом родного края, далеком и относительно недавнем – то, что благодарными читателями было, есть и будет востребовано всегда.
Этой теме и посвящена новая книга эссе доктора исторических наук, профессора, знатока владикавказской старины Генрия Кусова "Путешествие в Былое", готовящаяся к выходу в издательстве "Ир". Сегодня "СО"публикует один из материалов, которые войдут под ее обложку.

Еще во времена студенчества мне довелось часто посещать Музей осетинской литературы, располагавшийся в то время в здании Осетинской церкви, и обратить внимание там, в ее пантеоне, на ухоженную, увенчанную мраморным крестом могилу генерала Михаила Баева. Все остальные захоронения генералов и офицеров царской армии в ограде храма владикавказские большевики в 30-х годах разрушили – и освободили на этом мемориальном кладбище места для "героев новой эпохи". Эту же могилу – не тронули. Почему?
Категория: Осетия | Дата: 30.06.2017 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

Краткий словарь скифской мифологии и осетинского нартского эпоса 3/3
Категория: Осетия | Дата: 25.01.2017 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

Краткий словарь скифской мифологии и осетинского нартского эпоса 2/3
Категория: Осетия | Дата: 25.01.2017 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

Краткий словарь скифской мифологии и осетинского нартского эпоса 1/3
Категория: Осетия | Дата: 25.01.2017 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

     У осетин с древних времен основной пищей было мясо, главным образом в отварном виде, и хлебные изделия (в основном кукурузные чуреки, а также пшеничные пироги с разной начинкой, причем количество пирогов, подаваемых на стол, зависело от назначения). Гостю, например, принято было подавать на блюде три пирога. На праздничный стол, кроме пирогов круглой формы, подавались и треугольные, также по три вместе. На поминальном столе количество пирогов обязательно должно было быть четным.
     Осетинская кухня славилась не только пирогами, но и мясными блюдами из баранины, говядины и домашней птицы. Мясо чаще варилось целой тушей или большими кусками. Приправой служил соус из чеснока или черемши на сметане или бульоне. Очень популярен был и шашлык из баранины, который готовился без предварительного маринования мяса. Прежняя осетинская кухня в принципе не отличалась разнообразием блюд. Заправка первых и вторых блюд овощами, помидорами, томатной пастой, обжаренным луком и другими приправами не практиковалась. Ныне эти компоненты вошли в осетинскую кухню.
     Изменилась и кулинария строго осетинских национальных блюд. Если раньше традиционные осетинские блюда готовили из пресного теста, замешенного на воде или сыворотке, то в настоящее время для теста используется молоко и кефир с добавлением маргарина и яиц, что улучшает вкусовые качества пирогов, помогает им дольше сохранять свежесть и пышность. Изменились также закладки многих мясных блюд.

Категория: Осетия | Дата: 31.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

1 2 3 ... 14 15 »